Несколько трезвых мыслей о фильме

Виктор Комосов
(Критический взгляд туриста на некоторые события в фильме без титров, гуляющем в интернете под несуразным названием «Вождь»)

  Один из моих читателей, с пафосом слепой увлечённости, и в весьма странной манере посоветовал мне познакомиться с замечательным кино, где есть панорамы живописной природы и приключения: «Виктор, если не смотрели этот фильм - рекомендую - это Вам не про американцев смотреть»!??

  Его комментарий к своей рекомендации мне не вполне понятен. Как в любом другом мировом кинематографе, в Голливуде порой попадаются блестящие актёрские и режиссёрские работы, но лично я не уверен, что он в состоянии достойно превзойти достижения  наших мастеров киноискусства. Об этом я уже писал в очерке «Разговор с Кудрей о фильме Дикари, Ласпи, Одесса»: «…Бесспорно, что заграничный кинематограф имеет отдельно яркие жемчужины, но славянскому глазу милее и ближе свои вершины творчества. Отечественное кино прошлого века - высший пилотаж актёрского и режиссёрского искусства. Этим можно гордиться, как и балетом, космосом, хоккеем,... Кстати, здравомыслящая заграница (забавно сие писать, но есть и такая) с этим фактом вполне согласна, признавая, что наш Шерлок с Ватсоном - самые английские англичане, а Штирлиц (Тихонова) с Шелленбергом (Табакова) - самые немецкие немцы. :)) Наши "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Пять вечеров" Никиты Михалкова или "вечера" Рязанова - самые вечерние (смеюсь) будут по эмоциональному восприятию…». Непросто тягаться и с искромётной кино-улыбкой легендарного Гайдая.

  Тема в рекомендуемом фильме («Вождь») затронута архиважная – воспитание патриотического духа, возрождение памяти о доблестных защитниках Отечества, формирование гражданской и офицерской гордости. Эта кинолента задумана как правдивое историческое «окно» в непростую историю огромной страны, но без американских штучек тут не обошлось, почему-то. Особенно сильно, и не к месту, они проявились в сценах поединков главного героя. Здесь резко дохнуло низкопробной «ковбойщиной», снятой «под копирку» с западных вестернов. Такой манерой подачи материала можно свести на нет все благие намерения авторов. Фальшь, непрофессионализм и ложь рождают недоверие к общему сюжету.

   С первых кадров киноплёнки, зачарованного пейзажами зрителя, потчуют рыбной ловлей с применением боевого топора!? Причём, главный герой такую яростную борьбу у борта лодки устраивает, которая уместнее была бы с зубастым крокодилом. Спасибо ещё, что он за свой карабин не схватился! : ))) (смеюсь) Обычно, наши бывалые предки обходились деревянными колотушками для усмирения крупных рыбин. Так и днище лодки чище будет, и на лишние зверства силушку не нужно тратить. Кстати, на протяжении всего фильма режиссёр периодически практикует максимально приближённый план съёмки объектов. Например, усиленно концентрируясь на капельках пота на лице. Поэтому очень часто просто не видно всего актёра целиком и обстановку вокруг него. Зрителю только дают понять, что происходит движение. Это хороший приём, позволяющий скрыть плохую физическую и боевую подготовку реального человека, изображающего из себя ловкого супермена. Личный актёрский непрофессионализм – бич современного кинематографа, доверившегося компьютерной графике.

  За этим следует странный сюжет, где конь главного героя почуял опасное присутствие посторонних возле избушки. Актёр спешивается, выхватывает из седельной кобуры свой карабин и, изображая на своём лице мужественную гримасу опытной ловкости, напролом (!!??) «крадётся» по лесу, как африканский слон, громко потрескивая ветками под своими сапогами. Поэтому, вполне понятно, что его услышали незваные гости. Дальше ещё «забавнее» дело обстоит. На своей территории, знакомой до мельчайшего камешка и веточки под ногами, главного героя застают врасплох так, что он в борьбе теряет свой карабин!?? «Милая» сценка для человека, который (дальше по сюжету фильма) будет настойчиво стремиться фрицев бить, и желательно самых матёрых, да тренированных потому, что он де в Первую мировую войну был умелым офицером полевой разведки.

   А тут, такая досадная «петрушка» приключилась, что «бывалого» боевого супермена, потерявшего преимущества внезапной атаки, чуть не одолели два беглых уголовника. Но ко всему этому не было бы у меня претензий, если бы не бездумный стиль «слона», так как прекрасно понимаю, что в любом бою наивно и опасно иметь о себе слишком высокое мнение, недооценивая противника, а практическая реальность умеет делать неприятные сюрпризы даже для вышколенных мастеров.
 
  Дальше по сюжету гуще пошёл киношный «лес» непрофессионально «посаженный» предвзятым режиссёром. В какой-то момент времени, отчётливо понимаю, что с лютой ненавистью начинаю воспринимать любое появление в кадре сотрудника особого отдела. Нынешний кинематограф (за редкими исключениями в виде фильма «В августе 44-го») и ретивые господа-писатели усердно постарались к сегодняшнему дню, создавая такой негативный образ военного стража государственной безопасности. Он легко узнаваем на экране: безукоризненно чистенькая армейская форма, наглая самоуверенная улыбка, сытое самодовольное лицо с подлым огоньком в глазах, бесцеремонная манера поведения (не признающая уважения к любым чинам других родов войск),   этот человек абсолютно уверен в своей безнаказанности за счёт покровительства своего могучего начальства, он всех подозревает, никому не верит, никого не щадит, и главное - основная задача такого сотрудника посадить или расстрелять как можно больше хороших людей. Во как завернули!
 
  В этом есть определённая доля истины. Очень много безвинных душ такими обнаглевшими холуями во власти было загублено. Например, моего прадедушку незаслуженно репрессировали и расстреляли, а потом реабилитировали посмертно. Означает ли это, что нужно ненавидеть всех сотрудников этого государственного органа без разбору? Ведь роковой донос на моего прадедушку писал не человек в погонах, а обычное гражданское лицо – рядовой сосед на жизненном пути. Так что основной корень зла здесь заложен в оголтелом фанатизме или личной тьме подлой душонки, а то и в откровенном вредительстве, и ненависти к собственной стране, в остром желании методично крушить её фундамент, подрывая доверие ко всем государственным органам власти.

 Если слепо пойти по этому следу, то может оказаться, что с вражескими диверсантами и шпионами в тылу боролись только неопытные девушки (кинофильм «А зори здесь тихие») или ездовые (извозчики) из тылового обеспечения войск, но об этом феномене дальше речь будет идти.

   Яркой кульминацией фильма является поединок ездового одиночки против целой диверсионной группы. Режиссёр поставил перед собой благородную цель вызвать гражданское чувство гордости, показать, что и один славянин может быть «в поле воин», по суворовскому принципу «воевать не числом, а умением», но тут начинается несуразная околесица.

   Главный герой фильма везёт на передовую очередной груз боеприпасов для пехоты. В укромном месте его телегу останавливают два «особиста» из подразделения военной контрразведки, которые оказались переодетыми вражескими диверсантами, проникшими к нам в тыл в составе целой группы. Извозчика разоружают и тут же (возле телеги с гранатами и патронами!!?) начинают допрашивать. Умелыми ответами он усыпляет их бдительность, выхватывает свой топор из потайной кобуры и начинает беспощадную «мясорубку», в стиле бездумных ковбойских вестернов. Первым делом он рубит голову немецкого офицера и переодетых «особистов», а следом за этим крушит топором всех подбегающих к нему диверсантов.

  Зачем они все пытались к нему подбежать, режиссёр фильма не догадался задуматься. Потом бравый ездовой осеняется здравой мыслью и соображает, что он тоже может взять в руки более эффективное огнестрельное оружие. Чем он хуже, несущихся на него нападающих?! После этого, какое-то время он метко и безнаказанно стреляет из карабина, а потом в классическом стиле голливудского Рембо и Шварценеггера начинает живописно палить из немецкого пулемёта MG 42 (прозвище «Косторез») в стойке, что называется от пуза, браво удерживая эту лютую железяку навесу, лихо вцепившись в его горячий ствол, закалённой огнём, ладошкой бывалого металлурга (не иначе). В этом месте сюжета, где-то глубоко за «кадром» сознания режиссёра остался способ получения пулемёта MG 42. Не иначе, его принёс с собой один из подбегавших фрицев! (смеюсь) Вот уж, где воистину верно народное крылатое выражение: «Кино и немцы!».

  В итоге получилась шапко-закидательная пародия на доблестный поединок. Такая пропагандистская  недооценка противника может потом горько аукнутся  в реальной обстановке боя. Например, так было в Финскую войну, когда личный состав армии был убаюкан ложным чувством своего превосходства, что привело к позорному поражению в неоднозначном споре-разборке между политиками по поводу обмена территориями для того, чтобы отодвинуть границу от «Северной столицы».

  Кроме всего прочего, главный юмор в этом, безграмотно снятом, сюжете рукопашной схватки заключается в том, что топором мастерски орудует не какой-нибудь мастеровой мужик, а бывший царский офицер, командир разведчиков. Наверное, для усиления идиотизма этой ситуации, ещё в предыдущих кадрах прозвучало в разговоре, что этот топор – военный трофей!??? Ох и подлые же были немцы в Первую мировую войну – ядовитого хлора им мало было, так они ещё и с топорами лезли на царских солдат. : ))

   Вы вот кинА смотрите, а я в армии (за время срочной службы) видел, как реально люди (одиночка) с топором управляются против озверевшей толпы, вооружённой обрезками арматуры и лопатами (мой рассказ «Кулак Коли Баклина»). В умелых руках, топор – эффективное оружие ближнего рукопашного боя. На расстоянии его можно использовать только при снятии часового.

  Словом, режиссёр «слышал звон да не понял, откуда он». Хотя, эта неумелая пародия имеет реальный прототип – подвиг красноармейца Дмитрия Романовича Овчаренко (1919 – 1945г.), ездового пулемётной роты 389-го стрелкового полка 176-й стрелковой дивизии 9-й армии Южного фронта. Этот доблестный воин не был каким-то профессиональным сибирским лесорубом. Он родился в селе Овчарово Харьковской губернии. Правда, его отец был плотником и передал своему сыну навыки работы со столярным инструментом, но их очень сомнительно  назвать боевыми.

  Дмитрий работал в колхозе до 1939 года, потом он был призван в армию. В 1941 году грянула лихая година, в первые же дни войны, Дмитрий получает ранение и его переводят на лёгкую службу – ездовым для подвозки боеприпасов с помощью конной тяги. Но судьба спешит опять проверить этого двадцати двух летнего парня на прочность. 13 июля 1941 года, он везёт свой груз на передовую, но рядом с местечком Песец (в районе города Бельцы), его повозку неожиданно остановила группа вражеских солдат, проникших в тыл. Его разоружают, но он, улучив момент, выхватил из повозки топор и отрубил голову двум немецким офицерам, которые пытались его допросить. Остальных солдат Дмитрий закидал гранатами.  Сейчас мне трудно вспомнить, где я прочёл такую историю, но в разных источниках об этом случае писали по-разному. В одном месте сказано, что немцев было пятьдесят человек, и они окружили ездового, в другом источнике указывается, что враги блокировали его повозку грузовым автомобилем, битком набитым немецкими солдатами (двадцать пять рядовых, водитель и два офицера). Из этого неравного боя Овчаренко вышел победителем, уничтожив двадцать одного солдата.

       Второй вариант мне кажется более достоверным. Здесь реально мог сработать фактор внезапности за счёт недооценки возможностей противника. Ездовой-одиночка, управляющий повозкой на конной тяге, по всем канонам военной тактики не может рассматриваться, как полноценный противник, который может представлять опасность и дать достойный отпор превосходящим силам. В этом и было роковое заблуждение немецкого десанта в тот памятный момент, к которому немецкая армия получила опыт относительно комфортного «катания» в Польше, а позже и по другим странам Европы, не встречая серьёзного отпора. Поэтому, чувство собственного превосходства сыграло злую шутку с незваными вояками, при встрече с Дмитрием Овчаренко. Не учли они и того, что этот солдат – славянин, непреклонно осознающий, что за его спиной сейчас находится не только Харьковская губерния, но и вся огромная Родина, нуждающаяся в его защите. За это Дмитрий готов был яростно биться, хоть до смертного конца. В этом он силы черпал для своего грядущего подвига, «подпоясанного» солдатской смекалкой, личным мужеством, внезапностью, решительностью и умелыми действиями в неравном бою.

  Его достоверную хронологию сейчас трудно восстановить.   Думаю, что в первый момент появления немцев ездовой испытал естественное чувство страха и досады. Развернуть коня, запряжённого в гружёную повозку и удирать – это бессмысленные гонки с железным «конём» неприятеля. По-якобински укрыться за повозкой и начать стрельбу из карабина – ещё более глупая затея потому, что враг будет эффективно прикрываться металлом своего грузовика, Овчаренко же, в этом случае, придётся «сидеть» на пороховой «бочке», которой будет достаточно одного пулевого попадания. Поэтому невольно пришлось остановиться на чапаевском варианте – подпустить врага поближе для верного «выстрела» в виде рукопашной схватки. Такой стиль поведения оказался верным. Немцы не приняли всерьёз этого одинокого солдата. Тем более что в начале германской агрессии самоуверенный враг часто даже не удосуживался толком заниматься военнопленными. Незваные «гости» уповали на молниеносную войну и победу, поэтому очень спешили добраться до столицы этой «варварской» страны, как они высокомерно считали.

   Поэтому, вполне могло быть так, что для разоружения и допроса одинокого ездового, вражеские офицеры понадеялись на собственные силы. Это объясняет то, что своим солдатам они не дали  команды покинуть кузов грузовика. Водитель, скорее всего, тоже не счёл нужным покидать кабину.   Таким образом, тактически сложились предпосылки для успешного неравного боя одиночки в классическом стиле «трёхсот спартанцев», которые грамотно использовали выход из узкого ущелья для дозирования превосходящих сил противника. В тот день для рядового Овчаренко тоже сложилась некая узкая «горловина» обстоятельств, которые он смог умело использовать в неравном поединке.

   Беспрекословно выполнив команду разоружиться, ездовой на своём лице изобразил паническую растерянность и страх, тем самым окончательно усыпив бдительность врага.  Немецкие офицеры легко поверили этой тактической актёрской игре и вплотную подошли к Овчаренко, что дало ему возможность для неожиданной рукопашной схватки. На такой короткой дистанции топор – это достаточно серьёзное оружие, особенно, если он взят в умелые руки. В дальнейшем ходе войны это было не раз подтверждено во время наших атак, переходящих в окопную рукопашную схватку, где вместо топора эффективно использовалась сапёрная лопатка.

  Внезапный своей кровавостью и скоротечностью бой Овчаернко с офицерами мог ввести водителя в паническое оцепенение (ступор животного страха). Но даже, если я ошибаюсь в своих предположениях и этот вражеский солдат нашёл в себе мужество вмешаться в поединок, то у него было очень мало шансов, выжить и быть полезным для своих командиров потому, что его винтовка была вставлена в штатное крепёжное место в кабине. Для того чтобы из неё вести прицельный огонь нужно затратить время на извлечение винтовки из креплений, и выход водителя из кабины. Но в тот день Овчаренко оказался очень скупым на вражеское время реагирования.

    Немецкие солдаты, находясь в кузове с тентованным верхом, не могли видеть разыгравшиеся события перед их автомобилем и трезво оценивать обстановку, чем и воспользовался рядовой Овчаренко. В решительном подскоке к открытому борту грузовика он забросал его кузов противопехотными гранатами, и вполне мог остаться целым после такой рискованной атаки, защитившись кузовом и элементами автомобильной рамы.

  Своим дотошным анализом постановки сценария этого фильма хочу сказать, что реальная правда иных событий сама по себе ярко выглядит и не нуждается в искусственных «шоу-специях», которые могут своей фальшью всё смысловое послевкусие испортить, особенно, если рука «повара» будет недостаточно профессиональной. Параллельно с этим здорово было бы, чтобы и актёры фильма не отрывались от канонов школы классического мастерства именитых предшественников – роскошный пример того, как человек на сцене или в кадре должен выглядеть. К счастью, при желании, есть куда оглянуться. Навскидку, для примера, озвучу несколько ярких фамилий:

1. Олег Табаков и его роль в телевизионном спектакле «Обыкновенная история», где он практически без грима сыграл наивного, своей молодостью, юношу, прошедшего жизненный путь до солидного чиновника в преклонном возрасте.

2. Евгений Евстигнеев, который одними глазами и угасающей улыбкой сыграл роль неприятно удивлённого кавалера, раздосадованного внешним видом неказистой невесты (фильм «Зигзаг удачи», сценка смотрин между директором автобазы и приёмщицей фотоателье).

3. Олег Басилашвили в роли Воланда (фильм «Мастер и Маргарита»). Совершенно без грима, этот актёр просто одел строгий костюм, и в его глазах запечатлелась потусторонняя вечность прожитых веков.

4. Богдану Ступке достаточно было не побриться, чтобы сыграть достоверный образ дремучего селянина в противовес его другой роли – властного генерала со строгой военной выправкой и большими связями (фильм «Водитель для Веры»).

   В качестве ещё одного своего личного мнения скажу, что, к сожалению, среди современных актёров нового поколения мало кто удосуживается быть достойным наследником традиций школы былого мастерства. Тут навскидку, могу выделить успешный творческий вклад: Евгения Миронова, Владимира Машкова, …

  Хотя, после всех этих замечаний и предположений вынужден отметить, что в целом фильм со странным названием «Вождь» оставляет хорошее впечатление. Общий посыл его правильный и нужный. Приглянулась душевная сцена разговора главного героя фильма с дежурным помощником коменданта железнодорожной станции, который по причине ранения списан на эту тыловую должность, а сам всей душой продолжает мысленно находиться на передовой, и горит сильным желанием гнать врага. Поэтому он поверил человеку без документов, увидев в его глазах такое же сильное и искреннее желание воевать за правое дело. Ещё фильм заставил задуматься о нелёгкой службе из тылового обеспечения: ездовых, поваров полевых кухонь, медработников. Если о самоотверженности военных медиков много сказано, то о первых двух должностях скупая информация в тени оказалась. Наверное, это не совсем правильно, ведь их силы, отданные для общей победы, никто толком не мерил. Ну, может чуточку коснулись этой темы при описании доблестного подвига водителей на ледовой «дороге жизни» легендарного блокадного города.

   В общем спасибо, что хоть такие фильмы в прокат выходят. Тенденция хорошая и направление верное, а зрителю остаётся надеяться на скорое восстановление качества актёрской и режиссёрской школы.

***

PS: Читатель пишет: "знаешь Вить кино это не смотрел а теперь и не буду мне твоей рецензии хватило..Что писали обычно на стенах в салунах? "Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет"..Так же некоторые и кино снимают..И перечислил ты Актеров нашей старой советской школы...когда учили играть ТАК чтоб и режиссер и зритель поверили
а сегодня ТАК могут единицы
с улыбкой Дима" (22.01.2020)

В.К.: Дмитрий, если сходу читать таковскую рецензию, то вроде приятно будет узнать, что моё мнение кому-то таким авторитетным кажется, но по здравому рассуждению ещё никто не отменял золотое правило: "Доверяй, но проверяй". Все мы - просто люди.

 Наверное, я перегнул "палку" объективности, зациклившись на описании только чужих огрехов. Это чтиво приправлено философским холодком прозы жизни. Просто такие фильмы нужно смотреть трезвыми глазами, тогда такой фильм на пользу пойдёт. В нём, несмотря на обилие досадных "соринок" много положительного задора заложено и большинству людей он покажется классным зрелищем для бодрости духа.

  Дальше напишу неожиданные строки:

  Я даже очень советую этот фильм посмотреть теперь, после прочтения моей рецензии на него. Мог бы поспорить, что Дмитрию это киношное зрелище понравится потому, что он будет вооружён трезвостью моего стороннего взгляда, и лишнего хмеля впечатлений не возьмёт, спокойно наслаждаясь главной сутью сценария.

Ещё один ответ читателю: "Моя критика этого фильма была направлена на то, чтобы его смотрели трезвым и осмысленным взглядом (кстати, это во всём полезный способ), тогда польза будет от зрелища для задора души, а горькое "финское" похмелье минует зрителя в реальную лихую годину. Искренне желаю, чтобы она для нас никогда не наступила. Мира и добра всем добрым людям!"