Скандхи Сансара и Пробуждение

Марина Тигра
Восприятие человеческого мира через ум, сложено из скандх. Понятие слова скадха(санскрит)переводится как просто  – куча скоплений. Каждая куча собирается индивидуально из многих источников, включающих в себя все прошлые  и настоящие опыты.Причём, скандхи, по отношению друг к другу, находятся в такой цепочке, где каждое звено дифференцирует следующее. По сути мы рассматриваем пятикратную дифференциацию ума, где скандхи, как матрёшки вложены одна в другую.
Где то, среди этих куч, то в одном, то в другом месте, как мыльный пузырь, пытается раздуться чувство «я».
 Природа Ума -- Будда, различает 5 скандх: форма, восприятия, понятия, воля и сознание. Ум индивидуального человека является отражением совокупности этих скоплений, но его способность охватить их все своим вниманием, часто ограничена собственным неведением, поэтому наиболее помрачённый ум отождествляет себя с первой скандхой( кучей), проявляющей себя формой тела и считает собой именно тело.
Если «я» – тело (форма), то четыре остальные кучи, влияющие на меня, являются богами, управляющие им.  Так ли это?
Если «я» -- восприятия, то я всего лишь продукт органов чувств тела. Разве это так?
Если «я» – понятия, то я всего лишь вердикт Воли смутного Сознания, сформированного остаточными впечатлениями прошлых воплощений. Разве это так?
Если я – воля, то почему мои поступки противоречат здравому смыслу ?    Какая – же я Воля?
Если я – сознание, то почему лишь неведение правит моими действиями?

  В бодрствующем состоянии ум крепче всего держится за тело (форму).  Но, тело не постоянно. Оно рождается, растёт, подвержено болезням, старению и умиранию. Неужели, моё «я» столь ограничено временем течения реки жизни? В состоянии сновидения тела, чувство «я» отождествляет себя уже не с физическим телом, лежащим неподвижно в кровати, а с тонким телом чувств, связанных с физическим телом памятью внутренних органов. А, состояние глубокого сна тела, полностью теряет чувство «я», погружаясь в безвременную  бесформенность и бесчувственность. Постоянно цепляясь за тело настоящего момента, что-то, называемое себя «Я», напрягается, чтобы что-то сделать с временем и пространством. Зачем-то ему надо ощущать свои границы, чтобы хоть что ни будь значить в мире, сотканном из приятных, неприятных и нейтральных восприятий.
А восприятия являются лаборантом - речью, принимающим от тела на анализ свои ощущения и  выдающим результат этих анализов,  прошедших исследования в кабинетах: Понятий, Воли и Сознания. Может быть  «я» и есть – результат анализов органов чувств? Нет!
 Решающая Троица(три скандхи: понятий, воли и сознания) восседает на царском троне, который КТО - ТО возвел для неё на протяжении всех воплощений, включая настоящее. Может это «Я»? Почему я ничего не помню об этом? И, почему её решения приносят столько страданий?
Ум в сансаре постоянно прячется от царской Тройки, пытаясь найти от неё убежище, однако, это неумелое убегание подобно тому, как прячется маленький ребёнок, прикрывая глаза руками и думая при этом, что его никто не видит так же, как и он прервал своё вИдение мира.
  Когда Ум ощущает страдание от Страхов и Надежд (мирских Дхарм), то это означает, что меня не устраивает решение Тройки(понятий, воли и сознания), которое передаётся кабинетом Восприятий кабинету Формы(тела), а результаты анализов становятся выражением помрачённых чувств самой царской Тройки. Но разве  ум осознаёт это, находясь в неведении? Он может посчитать это за своё природное «Я», удовлетворив желания которого,  можно обрести счастье… Но разве это работает долго?
Выходом из этой ситуации является разворот помрачённого ума от Тела к царственной Тройке. Но, там, в сансаре, царят мирские Дхармы. О, как они сильны! Революционная ситуация может обернуться трагедией, если свой "праведный гнев", вместо раскаяния,  обратить в злость и направить на царственный блок, с целью свержения с трона.  Это будет равносильно тому, как если бы начать отрубать себе руки и ноги, что бы они ни создавали более помрачённую карму?
Природа Ума, не раздувая чувства «Я», охватывает все пять кабинетов скандх. Но, помрачённый ум, отождествивший себя с телом -- ленив и способен зайти лишь в отдельный кабинет по очереди,для чего ему необходимо сосредоточение, а доходит, как правило, только до первого ближайшего – кабинета Восприятий.( Тот, кто способен посещать кабинет МЫШЛЕНИЯ  -- ПОНЯТИЙ, обычно занимает в сансаре руководящее положение). За  Время, которое ум проходит от органов чувств до восприятий, из трёх царских кабинетов, в кабинет восприятий уже поступает готовое решение Тройки, которая мгновенно срабатывает на поддержание Сансары.  (Психологи обычно говорят, что сработало ПОДСОЗНАНИЕ). Создаётся ощущение, что вход в кабинеты Тройки помрачённому уму закрыт крепкими замками, но что-же это за замкИ?
Это  мирские Дхармы!
Мирские Дхармы это помрачения ума выраженные в страхах и желаниях:
Боязнь временных страданий и жажда временного удовольствия
Боязнь порицания и жажда похвалы
Боязнь собственной незначительности(одиночества) и жажда славы и величия
Боязнь утраты и жажда выгоды.
С Мирскими Дхармами можно покончить только Благой Дхармой, включающей в себя Обучение ума исследованию  собственных интеграций.
Чтобы увидеть в мирских Дхармах замкИ, необходимо обратиться взглядом своего ума к нравственному началу своих восприятий, взяв под контроль УМА исследования своих анализов чувств. При первой-же попытке бесстрастного сосредоточения, я обнаруживаю, что царская Троица начинает проявляться и каждая куча становится видимой в отдельности. Когда ближайший кабинет Понятий открывается для медитативного размышления, помрачения становятся видимыми. А кабинет Воли стал более податливым к изменениям, и уже согласует свои действия, в зависимости от количества представленных убедительных проектов из двух ближайших кабинетов: Понятий и Сознания. Сознания формировались в прошлом, и их пока ещё не касался никто, кроме исполнительной Воли. А, Понятия начинают меняться в момент поворота Ума на себя, то есть, в сторону кабинета Тройки. Когда Мышление становится сконцентрированном на нравственности, Понятия начинают набирать вес, и, в определённый момент,  перевешивают аргументы кабинета Сознания. Так начинается новый период формирования Воли. Он похож на обучение езде на автомобиле, если не будешь соблюдать правила – езда будет опасной для жизни!
Обучение -- всегда трудная работа, требующая максимальной сосредоточенности и напряжения, но постепенно, приобретая навыки, напряжение снижается, а сосредоточение становится автоматическим, не требующим напряжения. Как только это происходит, Сознание схватывает новое обретение и, кабинет Воли снова работает в слаженной команде Тройки, но уже не является тайным, закулисным органом для Восприятий. Следовательно, Ум становится управляющим всеми пятью кабинетами и обретает способность к процедуре очищения от помрачений. Постепенно ум становится более прозрачным и ясным,проникающим во все сферы бытия,и обретает саморождённую МУДРОСТЬ. 
 Таким образом, ум обнаруживает, что ни одна из скандх не является чем-то постоянным и все они, подвержены изменению, а следовательно и их природа – пуста!
Свести сансару к нулю возможно только научившись Благой Дхарме, не следуя за Мирскими Дхармами через осознание пустотности пяти скандх.

Скульптура из глины: "Ворота Дхармы". Автор: Марина Суханова.