***

 Борис Турчинский
 Мелодии Терсейры   
Процесс познания длиною в жизнь
Кларнетист и педагог Тарас Пустовгар

 Однажды шестилетний мальчик, стоя на вершине мыса и вглядываясь в гладь океана,  на одном из Азорских островов, спросил задумчиво: «Папа, это здесь живет Бог?»
Правда ли эта история или легенда – неважно.
 Жители Азорских островов передают ее
из уст в уста, из поколения в поколение и
непременно рассказывают   каждому,
волею судеб заброшенному на Азоры.
Вот и мне посчастливилось увидеть эту красоту весной 2019 года. Страна, «где кончается земля», влюбила меня в себя.
А все это благодаря моему коллеге и другу
Тарасу Пустовгару.
 
Это он меня уговорил посетить это чудесное место, где он живёт и трудится с 1995 года. К музыкальной части моего рассказа мы вернёмся позднее. Поверьте, есть о чем рассказать. А пока немного информации об этом удивительном по красоте месте земного шара. Думаю, многие из вас впервые слышат это название – остров Терсейра. Буду рад, если вы его запомните, а еще лучше посетите.
Википедия
Терсейра — самый восточный из островов центральной группы. Он расположен в 140 км северо-западнее острова Сан-Мигел. Периметр острова — 90 км, он тянется 29 км в длину и 19 км в ширину, всего остров занимает площадь 402,2 км;. Население острова — 56 437 человек (2011).
Остров образован четырьмя вулканами. Наиболее старый (возраст 300 000 лет) — Синку-Пикуш, который формирует восточную часть острова. Он имеет кратер 7 км в диаметре и является одним из наибольших на Азорских островах. Второй вулкан Гилерме-Мониж (возраст около 100 000 лет) расположен в южно-центральной части острова, кратер которого имеет высоту 623 метра. На севере расположен вулкан Пику-Алту (возраст 60 000 лет). Он когда-то также имел кратер, но последующие извержения заполнили его несколькими меньшими куполами лавы. Его вершина расположена на высоте 808 м. Самый молодой и единственный действующий вулкан — Санта-Барбара, который расположен на западе острова и является самым высоким. Его вершина находится на высоте 1022 м. Этот вулкан образован двумя кратерами, самый молодой из которых сформировался приблизительно 15 000 лет назад. Извержения Санта-Барбары происходили в 1761, 1867 и 1998—2000 гг.
***
Приведу слова португальского поэта Фернандо Песоа: «Что за голос вдали раздается, что за тайное волн волшебство? Он звучит, он легко ускользает. Лишь прислушайся-он исчезает, ибо мы услыхали его».
Вехи творческого пути;
 Тарас Пустовгар родился 24 ноября 1968 года в пгт Ставище Киевской области.
В 1986 году закончил Киевскую специализированную музыкальную школу десятилетку им.Н.В.Лысенко. Класс преп.В.И.Шляхтича (солиста ЗГСО Украины).
- С 1987 по 1988 годы проходил срочную службу в оркестре штаба Московского военного округа.
- С 1988 по 1994 годы преподавал в КССМШ им. М.В. Лысенко
- В 1993 г. закончил Киевскую Государственную Консерваторию им. П.И.Чайковского, в классе  профессора В.Г.Тихонова, (первого солиста НТОБ Украины им. Т.Г.Шевченко).
- С 1991-1993 годы работал вторым солистом а с 1994 - 1995 годы - регулятором группы кларнетов  оркестра Киевского театра оперы и балета для детей и юношества.
- С 1995г. преподает кларнет в Региональной Консерватории города Ангра ду Эруишму (Португалия, Азорские острова, о. Терсейра), где ведет активную исполнительскую и педагогическую деятельность.
 - С 1999 по 2003 годы был представителем фирмы «Леблан» Париж на Азорских островах.
-  Представитель MARCA Reeds (Франция) и  артист Devon&Burani (Бразилия).
 - Борис, начнём наше интервью с шутки, но серьёзной. Не люблю скучных диалогов.
Известный американский кларнетист, педагог,
изготовитель мундштуков и бочонков Кальмен Опперман как-то высказал такую мысль:
"Все люди находят свои собственные способы саморазрушения, и лишь некоторые выбирают кларнет"
***
Тарас, кларнет нашёл тебя, или наоборот?
-Чтобы ответить на этот  вопрос, начну издалека.
Дело в том, что мой путь в музыку был предопределен, как рассказывала мне моя мама, самой моей музыкальной природой, которая неожиданно проявилась в одном эпизоде из раннего детства. Было мне тогда где-то 4 года, когда мы поехали летом к бабушке в село. Там я увидел впервые гармошку, от которой не отходил. И когда нужно было возвращаться домой, я закатил истерику, что без неё не поеду.  Пришлось гармошку забрать. Этой истории я не помню, но из тех лет всплывает эпизод, когда я собрал соседскую детвору, и мы пели какую-то песню из передачи «Будильник», где я играл на той самой гармошке (естественно мимо нот, которых я тогда ещё  не мог знать). Но играл с небывалым энтузиазмом и пел, так как у меня был очень чистый и высокий голос. Уже когда я учился в Киеве, ещё до мутации, проверил свой диапазон. Доставал до ля 4й октавы. Если говорить о моем "домузыкальном" детстве, то ещё я был солистом детского хора Ставищенской Средней школы N°1. Моим коронным номером была песня "Если с другом вышел в путь».
Родители тебя поддерживали?
Расскажи нам о них?
- У моих родителей,  Николая Игнатовича (Царство ему Небесное, умер в 2011г.) и Веры Тимофеевны, я первый,  старший сын (нас три брата, еще Андрей и Алексей).  Родители познакомились в далеком 1967 году: папа тогда работал водителем дискамеры в Ставищенской Районной больнице, а мама приехала туда же по распределению работать после Белоцерковского Мед.Училища  акушеркой в родильном отделении. То есть они не были  связаны с музыкой, но песни всегда звучали в нашей семье. Как водилось в те времена, ни одно застолье не обходилось без песен. Кроме того, моя мама пела в народном хоре Районного Дома Культуры.
У нас тогда была ламповая радиола "Дружба", из которой постоянно звучала музыка и на которой мы слушали старые пластинки. Я, уже работая в Португалии,  вдруг вспомнил, как будучи совсем мальчишкой, только научившимся читать, старательно вслух пытался вычитывать названия городов, написанных на передней панели радиолы: Рига, Варшава,  Лиссабон. Не могу объяснить почему, но слово Лиссабон на меня произвело тогда гипнотическое воздействие…
У моих родственников в то время дома стояло пианино "Украина". Когда я бывал у них в гостях, то сразу открывал крышку инструмента и пытался что-то наигрывать, и при этом получал огромное удовольствие.  Короче, где-то к 8 годам у меня созрел план записаться в музыкальную школу.  И последней каплей стала покупка пианино одной моей подружке. Собственно после этого события я пошёл и самостоятельно отыскал Ставищенскую Музыкальную школу. Обратился прямо к директору, чтобы  туда записаться.
Я почему-то сказал ему, что хочу учиться играть на баяне.  Но директор меня прослушал, посмотрел на на мои ровные пальцы и сказал, что на баяне любой может научиться, а у меня он обнаружил способности к скрипке. На вступительном экзамене я очень чисто спел первый куплет "Беловежской пущи" и был зачислен  к единственному педагогу по скрипке А. Рыбаку. Я проучился у него всего один год.  Мне папа тогда привез из Киева несколько пластинок со скрипичной музыкой, на одной из которых была запись Ансамбля скрипачей БТСССР п/у Ю. Реентовича. Я обожал слушать эти записи и уже тогда начал мечтать играть в оркестре. Хорошо помню свое первое и последнее скрипичное выступление в Отчетном концерте ДМШ на сцене Районного Дома Культуры и магию первых аплодисментов. Мне как-то мама рассказывала, что педагог ей тогда сказал, что я за год прошел то, что другие и за три года не проходят. Но я этого тогда не понимал.
Так сложилось, что моего педагога призвали в армию и он должен был уехать. И надо отдать должное его участию в моей дальнейшей судьбе, когда он сказал об этом моим родителям и посоветовал свозить меня в КССМШ им. Н.В. Лысенко на прослушивание.
Мой папа тогда уже работал водителем в Районном фин.отделе
и часто ездил в Киев по работе с начальством. Мы собрались и поехали на прослушивание, как только выпал удобный момент. Не забуду , как подъезжая к столице,  я прямо в новенькой Волге 24, на ходу,  достал скрипку и играл на ней свой  репертуар для важных пассажиров.
Это было в 1979 году.
Огромным потоком всевозможных музыкальных звуков нас встретила  Киевская десятилетка.  Сначала нам порекомендовали обратиться к педагогам А. Пелыху и  А. Бендерскому. Я им сыграл все, чему научился за год. Вердикт был  мало обнадёживающим: есть способности, но по возрасту уже поздно догонять сверстников-скрипачей; самое большое пророчество - минимальный шанс стать альтистом. Поэтому нас направили к зав. духовым отделом  В.И. Охрименко на предмет выбора духового инструмента. Как потом  выяснилось из его разговора с моим папой,   он оказался земляком моей мамы, из Жашковского района Черкасской области. Посмотрел тогда Охрименко на мои губы и сказал, что для трубы не подходит мой амбушюр, а вот для кларнета годится, и что нужно будет приехать на  поступление в августе.  Я тогда впервые услышал слово КЛАРНЕТ и даже не имел представления, как он выглядит.
Мы вернулись домой, полные надежд и ожиданий.
Наступил праздник 9 Мая, народ вышел на празднование 34-летия Победы.  Как правило, в этот день из Белой Церкви приезжали бронетранспортеры (на которых мы, пацаны, обожали прокатиться внутри), рота солдат почетного караула для салюта у  Вечного Огня и военный духовой оркестр. В этот раз я не очень рвался прокатиться на бронетранспортере (хотя и это  тоже успел), так как мое внимание было приковано к военному духовому оркестру. Я начал внимательно всматриваться в инструменты, пытаясь отгадать, какой же из них собственно кларнет. И отгадал. После того, как оркестр завершил свое выступление, я подошел к кларнетисту и спросил у него, кларнет ли это? Естественно, я получил утвердительный ответ. И с этого момента я уже никак не мог дождаться вступительных экзаменов, чтобы наконец-то начать учиться играть на кларнете.
Десятилетка
-Августовский Киев 1979
года встретил нас изобилием тополиного пуха, который был повсюду, и даже легкое дуновение ветерка приводило к неотвратимости его попадания в дыхательные пути...
Я на вступительный экзамен по кларнету взял свою скрипку. В 59м классе собралась комиссия во главе с легендарным В.К. Турбовским. Он был последним свидетелем завершения моей скрипичной эпопеи. Главное, что я был принят на кларнет и зачислен в класс В.И.Шляхтича.
Как иногороднего, меня поселили в интернат при КССМШ, который стал моим вторым родным домом на долгие 8 лет, так как меня приняли сразу в 4й класс. Конечно, я часто бывал в родительском доме, но с сентября 1979 года все основные события моей новой, во многом неожиданной, жизни , взросление и становление проходили именно в этих стенах. Это была настоящая школа жизни и искусства, где  во главе угла была МУЗЫКА.
Уже сейчас, имея двоих детей, я могу представить, на какие жертвы  тогда пошли мои родители, дав мне шанс реализовать себя, отпустив из дома в 10-летнем возрасте, за что я им безгранично благодарен. Но я лично тогда был воодушевлен и с радостью воспринял такой поворот в своей жизни.
На втором этаже интерната находился склад музыкальных инструментов. Там я и познакомился со своим  педагогом, Владимиром Ивановичем Шляхтичем. Он пришел туда, чтобы выбрать мне кларнет и взял меня с собой. Это был «Юбель» немецкой системы. Других лучше просто не нашлось, хотя на складе было изобилие струнных и медных духовых.
Я не помню как, но на своем первом академконцерте в конце первой четверти, я уже исполнил "Колыбельную в бурю" Чайковского и «Вальс» Грига.  Потом - много лет кропотливой и упорной работы.  Восхищаюсь его самоотдачей, терпением, профессионализмом,  педагогическим талантом и человеческой мудростью. Это о моём  первом педагоге, Владимире Ивановиче Шляхтиче. Он меня сформировал как кларнетиста и музыканта,  в огромной степени повлиял на развитие моей  личности, отношению к жизни и профессии, который привил мне своим примером лучшие человеческие качества настоящего рыцаря и джентльмена, которым он является для меня и для всех, кто имел счастье с ним общаться.  Сейчас, с высоты прожитых годов, могу только догадываться, сколько труда, терпения и любви он вложил в меня. Владимир Иванович для меня по-настоящему родной человек.
 
Во время учебы в КССМШ для меня открылась возможность посещать концерты в лучших столичных залах.  Незабываемым был Реквием Моцарта в Большом Зале Киевской консерватории. Это было первое мое посещение  такого уровня концерта, где я впервые вживую услышал звучание симфонического оркестра и хора. Не помню, каким образом я туда попал, но я был в восторге, увидев в оркестре своего педагога с другим кларнетистом . Я впервые  услышал волшебное звучание кларнетов! Как оказалось, это был ЗГСО Украины, а с моим педагогом тогда играл  И.Н.Пендыщук. До работы в Гос.оркестре Украины, В.И.Шляхтич был концертмейстером группы кларнетов в Киевском Театре Оперетты. Он меня часто водил на репетиции и концерты в Киевскую Филармонию. Владимир Иванович дал дорогу в жизнь прекрасным кларнетистам, замечательным музыкантам и моим друзьям детства Леониду Матешко и Юрию Шрайбману, а также Сергею Гданьскому, роскошному баритону-саксофонисту из Киевского Квартета Саксофонов (привет Юрию Василевичу!).
***
Говоря о тех школьных годах, хочу поблагодарить всех моих педагогов,  которые беззаветно служили делу воспитания новых поколений музыкантов,  без их труда и любви всего бы этого не состоялось. Это было подлинным счастьем, учиться в КССМШ им. Н.В. Лысенко, уникальной школе, которая воспитала и продолжает воспитывать  музыкантов мирового уровня.
Тарас, а когда ты перешел на кларнет французской системы?
- На немецкой системе я играл 3 года, пока мне родители не купили кларнет французской системы. Это тоже был «Юбель», а за 2 года до окончания школы, мне попался старенький английский «Лефлер»,  на котором я отыграл Гос.экзамен и поступил в Киевскую консерваторию,  а потом еще и выиграл конкурс на 3-м курсе на место 2-го кларнета в оркестр КДМТ, в народе "Детский оперный", где я наконец получил пару профессиональных кларнетов Ямаха-82. Но это было потом. А сейчас, подводя итоги моих школьных годов, хочется отметить, что, обучаясь в десятилетке:  Играл в школьном симфоническом и духовом оркестрах,  в квинтете духовых инструментов и в разных  камерных ансамблях. Пел в хоре и даже факультативно посещал уроки композиции и хорового дирижирования. То есть, кроме сольного исполнительства, уделялось очень много внимания ансамблевой и оркестровой игре. А так же другим видам музыкального творчества. За время учебы приходилось выступать на лучших концертных площадках Киева.  Одним из знаковых выступлений в моей биографии того времени было исполнение Концертино К.М.Вебера с симфоническим оркестром на Отчетном концерте КССМШ в Киевской филармонии.
От автора:
-Тарас, что-то похожее было и у меня. Воспользуюсь авторским правом.
В 8 лет папа купил мне «Юбель» Эсный кларнет. Затем «Юбель» сопрано. Но пришло время перейти на французскую систему. Это уже после музыкального училища. Мой кларнет поменял на  «Лефлер» и был им разочарован. Переходной  период проходил во время службы в оркестре штаба во Львове. Меня пересадили со 2го Кларнета на 3й. Я очень переживал. Сильно меня это задело. Кстати, со мной рядом сидел твой хороший знакомы Пётр Заболотный.
И снова у меня оказался «Юбель», но французской системы. Я немного ожил, только когда купил, привезённый из Канады «Ноблет», задышал в полную грудь и вскоре оказался на первом кларнете.
Похожая история с твоей?
- Да, есть сходство. В те времена мало кто имел доступ к приличным французским инструментам, и во многом результаты достигались не благодаря сложившимся обстоятельствам, а вопреки. Но, как оказалось, целеустремленность - великая сила. Ведь подавляющему большинству советских семей, даже если и попадался более-менее приличный французский кларнет, позволить его приобрести было огромной  роскошью, так как его стоимость могла доходить до 8 месячных зарплат, а мундштук Вандорен мог стоить одну-две. Поправь меня, Борис, если я ошибаюсь. Поэтому нам приходилось довольствоваться Юбелями(ГДР) или Амати(Чехословакия). Помню слоган тех времен: "Не имей Амати, а умей играти".
Готовлюсь к поступлению в консерваторию
В выпускном, 11-м, классе я начал задумываться о том, у кого учиться дальше.  Имя Вячеслава Георгиевича Тихонова, тогда еще доцента,  первого солиста ГАОТ Украины им.Т.Г.Шевченко не оставляло сомнений для продолжения совершенствоваться в исполнительском мастерстве именно в его классе. Помню, одним осенним вечером я, как обычно, занимался, готовил Большой Концертный Дуэт Вебера. То ли трость так хорошо играла, то ли появилось вдохновение... я собираюсь и еду в консерваторию,  встречаю на лестнице Вячеслава Георгиевича, представился ему и попросил, чтобы он меня проконсультировал. Он любезно согласился, и мы пошли к нему в класс.  Позанимались плодотворно,  было очень  интересно и познавательно... Я потом рассказал об этом Владимиру Ивановичу. Оказалось, что они давние друзья с Тихоновым, и прослушивание можно было бы организовать заблаговременно.  Потом, уже перед поступлением в Киевскую консерваторию,  мы подготовились и уже встретились в соответствующем  формате. Затем были Госы и вступительные, жизнь неумолимо подводила меня к новому этапу. И в этот ответственный момент, Владимир Иванович забрал меня к себе домой на время вступительных экзаменов и создал все условия, чтобы я смог поступить в Киевскую консерваторию, за что я ему безмерно благодарен. И я не подвёл. Кроме того, я умудрился сдать все музыкальные дисциплины (специальность, сольфеджио и гармонию) на "отлично".
 
Тарас, твой педагог В.Г.Тихонов первый выпускник моего учителя в Одесской консерватории профессора Калио Эвальдовича Мюльберга. Он часто мне о нём рассказывал. Вот что он пишет о нём своей книге «Записки кларнетиста»
- «ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ обладал отличными музыкальными и  ж исполнительскими способностями. Его игра на кларнете была лёгкой и убедительной. Слава быстро выучивал произведения. Бывало так, что на уроке он говорил: "Не надо повторять его место, я его выучу к следующему урок сам». В концертах он выступал стабильно, был отличником учёбы к получал Сталинскую стипендию, В его игре всегда преобладала точность, рациональность, взвешенность динамики, слаженность мелких деталей.
Он находил индивидуальное решение
фразировки в сложных художественных произведениях.
После окончания консерватории был рекомендован в ассисентуру-стажировку Киевской консерватории. Обучался в классе профессора А.Ф.Проценко».
Успешно окончил и остался на исполнительской работе в симфоническом оркестре и педагогом в консерватории.
И все-таки кларнет нашёл меня!
Отвечая на твой вопрос, Борис, о том, кто кого нашел,  напрашивается очевидный ответ, что  кларнет нашел меня. Он стал моим вторым голосом, продолжением меня. Вот что мне нравится в звуке кларнета, так это  возможность постоянно его изменять,  экспериментировать и искать в нем новые оттенки и краски. Именно благодаря кларнету я смог ощутить, что такое "от любви до ненависти один шаг" и наоборот. Звук кларнета способен очень точно отобразить состояние человеческой души и возвысить её. Для меня, попытка проникнуть в тонкие миры звуковой материи есть
Процесс познания длиною в целую жизнь, наполняемый истоками метафизического общения с вечным и прекрасным, через звуковые проекции. Которые дарят состояние  свободного полета в моменты единения с самим совершенством инструментального творения - кларнетом.
***
Оркестр штаба Московского военного округа
Я после первого курса был призван в армию, собственно мы всем курсом туда пошли. Тогда киевлян отправляли служить в оркестры Москвы и наоборот.  В этом оркестре когда-то служил воспитанником великий трубач современности Тимофей Александрович Докшицер. Этот коллектив заслужено считается однии из лучших военных оркестров Москвы. Традиционно в нем служили студенты Докшицера. Я попал туда в период популярности плац-парадов, в которых неоднократно принимал участие, так же как и  в параде на Красной площади  7 ноября 1987г.
Консерватория
Мои воспоминания об этом далеком (увы) времени можно выразить строчкой из Н.Рыленкова: "Всё в тающей дымке..."  Практически это была жизнь с чистого листа, новые друзья, коллеги, опыт начала самостоятельной жизни и переосмысление себя, взор в призрачное, пугающее и одновременно манящее будущее. Первый год интенсивных занятий  в классе легендарного В.Г. Тихонова, начало нового витка возделывания себя на всех уровнях. Точка отсчета большой дружбы с однокурсником и коллегой Игорем Диким, который привел меня (нужно было приобрести трости)  еще к одному знакомству с  выдающейся личностью,  ветераном ВОВ, знаменитым мастером, замечательным кларнетистом старой формации, учеником самого Льва Хазина, Д.В. Юрковским. Масштаб его личности  очень хорошо помнят многие поколения киевских  кларнетистов. Он тоже был одним из тех людей, кто повлиял  на формирование меня как личности и музыканта, особенно в плане познании формирования звука кларнета, научил азам ремонта кларнетов и тонкостям работы с тростями, он делился знаниями проникновения в тайны изготовления мундштуков. Будучи человеком энциклопедических знаний, прошедшим всю войну и имевшим ранение, он часто рассказывал  истории своей непростой жизни. Об этом можно было написать книгу...
Короче, отслужив, я вернулся на второй курс. Меня взяли на преподавательскую работу в КССМШ,  где я начал свои первые  шаги в педагогической деятельности вплоть до конца 1994 года. Из тех моих первых учеников, хочу выделить Леонида Танчика, который в 1995 году стал лауреатом первой премии в конкурсе  Сельмер-Киев (это уже было после моего отъезда в Португалию, он на тот момент уже учился в классе Карла Маргевки),  где президентом жюри был легендарный профессор Парижской консерватории Ги Данген; и Владика Васильева, который меня нашел через Интернет в 2008 году, и  сообщил, что его взяли солистом в знаменитый оркестр Staatskapelle Dresden и что он учится в Высшей Школе Музыки им. К.М.Вебера в Дрездене.
На 3 м курсе консерватории я по конкурсу прошел на второй кларнет в оркестр КГДМТ. Собственно там и началось моё настоящее профессиональное формирование, учитывая тот факт, что группа кларнетов была одной из лучших в Киеве: Борис Поправко, концертмейстер (Ленинградская консерватория, класс профессора Суханова); Олег Гунько, регулятор (Ленинградская консерватория,  класс профессора Степанова) и Олег Пунтус (Киевская консерватория, один из немногих выпускников В. Тимца). Началась самая настоящая профессиональная жизнь: оперы, балеты, концерты симфонической музыки, фестивали, премьеры, записи и гастроли по странам Европы.
Тарас, а как тебя «занесло» в Португалию?
- В Киеве всегда учились иностранные студенты, в том числе и португальские, струнники. Именно через их каналы,  через струнную группу нашего оркестра приходили приглашения на некоторые преподавательские вакансии на Азорских островах.
Предложение туда поехать преподавать застало меня врасплох.  К тому времени я уже был регулятором группы кларнетов. Короче, мне в течение 24 часов нужно было дать ответ...
Начиная с января 1995 года и по сегодняшний  день я живу и работаю, согласно одной легенде, на одной из вершин затонувшей Атлантиды.
В.И. Шляхтич, когда узнал, что я собираю документы на поездку,  сказал, что меня хотели пробовать на место регулятора в ГЗСО Украины, но процесс был запущен и я должен был улетать.
Тарас, после возвращения из Терсейры, я всем своим друзьям рассказываю, какая у тебя прекрасная музыкальная семья и какие вы, тёплые люди. И конечно о красотах вашего края.
Азоры
 
28 декабря 2019г. состоялся Новогодний концерт в Муниципалитете г. Ангра ду Эроижму, о.Терсейра. Исполнители: Тарас, Светлана, Анастасия и Денис Пустовгары.  Своеобразный итог 25-летнего периода жизни на острове. Семья, что может быть важнее в жизни? Света, любимая жена, мать моих детей,  в некотором смысле настоящая декабристка, не побоялась бросить вызов судьбе и  улететь вслед за мною. Потрясающая виолончелистка, выпускница выдающегося профессора В. Червова, из музыкальной династической семьи, работала в группе виолончелей в оркестре Национальной Оперы Украины, и которая невероятно проникновенно исполнила Концерт Дворжака в сопровождении ГАСО Украины. Вот уже более 25 лет мы вместе, растим наших детей, которые родились здесь.  Настя сейчас учится в Высшей Школе Музыки в г. Порту на фортепианном факультете. Денис учится в 10-м классе, продолжает  виолончельную традицию семьи, которая идет от бабушки Людмилы Пшеничной, которая училась у самого М.Ростроповича и уже много лет является ведущей виолончелисткой оркестра Национальной Оперы Украины. Денис в свои 15 лет уже стал лауреатом 4-х международных конкурсов и играет в группе виолончелей Юношеского Симфонического оркестра Португалии, с которым выступал в лучших залах Лиссабона, Порту и других городов. Также был выбран для участия в проекте Юношеского Фестивального оркестра Португалии. Для этого стоит жить, творить и не останавливаться на достигнутом.
 
Фото: Денис и Настя
Преподавать на Азорские острова мы прилетели целой компанией, волею судьбы состоявшей из музыкантов Киева и Львова.  Следует отметить, что на Азорских островах преподают музыканты из разных стран: Португалии, Украины, России, Италии, Бразилии и США. Это во многом определяет музыкальную культуру этого региона, где, кроме всего, очень популярна духовая музыка.
 
На фото: 1999 год. Трио Kiev Recital,  концерт на Международном Медицинском форуме. На фото: Михаил Русаль (флейта) и  жена Тараса, Светлана (виолончель).
***
Моя преподавательская работа на острове предполагала еще и активное участие в концертной деятельности, как в рамках острова, так и на Региональном уровне. Я с концертами побывал, и не раз, на всех 9 островах Азорского архипелага. За эти годы пришлось сыграть огромное количество разнообразных программ: от сольных и камерных концертов в различных составах, до проектов в симфонических, духовых и камерных оркестрах. От И. Стамица и Ф.Девьена до П. Хиндемита и О. Мессиана. Мои ученики постоянно принимают участие в духовых оркестрах в рамках разных проектов. Некоторые из них поступили в  музыкальные ВУЗы Португалии.
 
Мне посчастливилось принимать участие на Международных конгрессах кларнетистов в Порту, в 1999 и 2001 годах, где я познакомился с ведущими кларнетистами Португалии, Европы и Америки, со многими из которых я поддерживаю дружеские отношения. Там я встретил земляка, Владимира Фиськова в качестве представителя фирмы «Леблан» Париж, и с которым мы сыграли тогда один из дуэтов Моцарта, после  чего мне предложили быть их представителем на Азорских островах. В 2000м году я был на мастер-классе профессора Парижской консерватории Мишеля Ариньона. Хочу подчеркнуть, что Португалия является одной из ведущих кларнетовых стран мира, поэтому преподавать здесь для меня большая честь и ответственность.
В мае 2019 года мне предложили привезти в Киев выставку мастеровых бразильских кларнетов «Devon&Burgani»  в компании замечательных португальских коллег, которая с огромным успехом была представлена в моей Alma Mater, и в рамках которой были проведены мастер-классы. Это событие собрало весь кларнетовый бомонд Киева, моих давних друзей и кларнетистов молодого поколения. К сожалению это была последняя встреча в этой жизни с моим профессором В.Г.Тихоновым. Он, как всегда, ушел по-английски…
...У нас была чудесная традиция: когда я прилетал в Киев, мы обязательно встречались с В.И. Шляхтичем дома у В.Г. Тихонова, и каждая такая встреча была невероятно теплой и незабываемой...
***
А Король-то Кларнетист!
История Азорских островов является неотъемлемой частью истории Португалии. В частности, именно о.Терсейра и был Португалией в самый сложный период её истории (XVIст.), когда вся остальная часть страны была захвачена испанцами. Именно отсюда началось освободительное движение. А город Ангра ду Эроижму (основан в 1478г.) дважды был столицей Португалии, и в 1983г. был занесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь высаживался Васко да Гама. Азоры дали Португалии известных писателей, поэтов и композиторов. Здесь есть старинные крепости, музеи, театры и концертные залы. Сюда периодически прилетают с концертами выдающиеся музыканты и музыкальные коллективы.
Здесь центральный городской рынок носит имя Дюк де Браганса, португальского короля Педро IV, он же император Бразилии Педро I, прозванный Королем Освободителем, который стоял у истоков борьбы за независимость Бразилии от Португалии. Так вот, доподлинно известно, что он играл на  кларнете. Получается, что городской рынок на острове посреди Атлантического океана носит имя Короля Кларнетиста! Согласитесь, в этом что-то есть…Виват, Король!
 
***
Тарас, было очень интересно вести с тобой диалог, но рамки очерка, увы, «зашкаливают»…
Знания, с которыми ты делишься с учениками, Тарас, полезные и ценные. Твоя исполнительская деятельность выше всяких похвал. Желаю тебе дальнейших успехов на всех музыкальных направлениях.
 В конце очерка хочу привести известное изречение Эсхила, любимое тобой:
«Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны!»

P.S
-Дорогой Борис, я безмерно тебе благодарен за такие чудесные слова, это ко многому обязывает. Твой приезд ко мне был огромной радостью, я его очень ждал. Об этом чудесном времени я буду помнить долгие годы.


Рецензии