Этот странный праздник - Песах...

Татьяна Латышева
                --Святое--      

   «Тебе хорошо, - говорили мне в детстве подружки, - сначала ешь мацу со всякими фаршированными рыбами, потом куличи...»

    Честно сказать, я только недавно начала задумываться, почему среди множества отличающихся друг от друга христианских и иудейских праздников один называется практически одинаково - Пасха - Песах. Ведь смысл их совершенно различен; христиане отмечают Пасху в честь воскресения  Христа, а иудеи - в честь освобождения от египетского рабства.

Песах празднуют, как и Пасху, неделю. Начинается  он с заходом солнца. Первые два вечера  с молитвами за праздничным столом  называются Седер, что в переводе с иврита означает Порядок. Вначале читают Агаду - сказание о выходе  евреев из Египта.
 
...Первый седер правили два юных миссионера, студенты американской ешивы (высшее религиозное учебное заведение у иудеев) Меер и Шлома. Меер - израильтянин, Шлома  - американец.. Корни у обоих - российские: у  Шломо  дедушка и бабушка из Самарканда (остались после эвакуации), а  у  Меера  папа - москвич, мама - харьковчанка.

   Оба немного говорят по-русски, Меер даже неплохо. Вот он, рассказывая всевозможные притчи, связанные с Песахом, объясняет порядок трапезы; «Солена вода, хрен, бейца, веджитебл...» «Овощи», - хором подсказывают ему, и он охотно соглашается: «Обмакнуть овощи в солену вода, как сказала эта дама...»
Несмотря на несовершенство его русского, проповедник из  юноши  получится замечательный, мыслит он глубоко и интересно.
    
  ...За длинным столом буквой «П» знакомые все лица, но среди завсегдатаев много пришедших в первый раз. Среди них друг моего детства и его младший брат - люди весьма светские и от религии далекие. Но, наверное, приходит время, когда человек не может обойтись без своих истоков. Лицо у моего друга серьезное и сосредоточенное. Он так внимательно слушает юного ешиботника в шляпе! «Ты хотя бы ощущаешь себя в своей большой семье?» «Конечно», - отвечает он мне.
Шлома и Меер из еврейского общинного центра «Хабад Любавнч» и фонда «Ор Авнер». Меер был уже во многих городах России; «Евреи России пока не так свободны, как американские, израильские. На них еще давят прошлые запреты.» Это взгляд со стороны. А он, этот взгляд, хотя порой и более острый, но тем не менее более приблизительный.
 На великолепно оформленном плакате, который  ребята привезли с собой,  маршрут их "авопробега": "Rossia-New York-KURSK-SiBiRIA" - Взгдяд на нас из Америки, - смется глава нашей  еврейской общины Игорь Бухман-Там если не Москва, то все остальное- Сибирь." Миссионеры привезли с собой подарки от общинного центра - вино, мацу, посылки для стариков, религиозную литературу.


   Самые старшие женщины зажигают свечи и читают благославления, привычные нашим устам и уху гораздо меньше политических лозунгов и клишированных фраз недавнего времени. Древняя, как Мир, молитва ("густой и тяжелый, как шооколад, -  иврит",-   по образному выражению драматурга Нины Сидур), но ее наверняка сохранила наша генная память: "Барух Ата Адонай Элогэйну,  Мэлэх Аоэлом!..»  Мне очень нравится наблюдать, как серьезно повторяет вместе со всеми ее слова наш институтский преподаватель по  научному атеизму Марк Абрамыч Степинский (большой, кстати, специалист в области всех религий, особенно христианства, к нему за консультацией
часто обращаются православные  священнники).   Старшие  по очереди читают Агаду...
 
      Каждому элементу обряда соответствуют определенные слова.  За вечер выпивается четыре бокала вина, и каждый имеет свой смысл и свою молитву. Маца символизирует хлеб рабства и нищеты. И еще она является символом свободы. Хлеб нищеты: потому что нет в ней ничего, кроме муки и воды. Свободы: потому что для человека нет ничего более освобождающего, чем путь к духовному раскрепощению; а процесс создания мацы подобен тяжкому труду каждого из нас по улучшению собственных духовных;качеств: замешивая муку для мацы, мы ни на минуту не оставляем тесто в покое - иначе в нем начнется процесс заквашивания (и будет она такой же, как хлеб - вкусный, привычный, удобный, и значит «испорченный»); то же самое стремясь к духовному совершенству, ни на миг нельзя оставлять свою душу в покое, - иначе она закостенеет, приобретет рутинные привычки (станет привычно «вкусной», удобной), утратит способность к росту.

    Во время Седер -Песаха принято есть марор (натертый хрен) и горькие травы, чтобы вспомнить горечь рабства, харосет (смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы), - чтобы почувствовать сладость свободы, выпивать четыре бокала вина за освобождение, которое было даровано. Это очень сложный, «странный» обряд. Дети во время него задают вопросы, на которые должны отвечать родители. Это вечный урок истории, который не должен исчезнуть из коллективной памяти. Странность будит любопытство, любопытство - мысли и чувство. Так мы возвращаемся к корням, к истоку.
   

...Люди поют песни, поздравляют друг друга, общаются... Давно я не видела такой счастливой свою маму. «Как когда-то в детстве, - радовалась она, - как будто папа  жив!  Знаешь, как дедушка правил седер!..» А вечером дома она, как маленькая девочка после утренника, рассказывала всем подробности седера, восхищалась Меером и Шломой («Такие молодые мальчики, а такие умницы!») и радовалась, что одной из первых зажгла свою свечу...
«Вот поколение! Привыкли соревноваться - пионерский костер или свечу зажечь, лишь бы первыми!.." - усмехнулся муж. А мне очередной раз до боли стало жалко это родительское поколение, чья жизнь полностью пришлась на время одурманивания мозгов наскоро сочиненной идеологией с ее  пустыми догмами и абсрактными понятиями. У них многое отняли - в том числе,  право верить в непреходящие ценности, отняли культуру своего народа и возможность открыто гордиться своей национальной принадлежностью. (Впрочем, это не про нашу семью -  насчет,  как гордиться. Не на тех напали!).  А разве слова «русский», «русское», "украинец", "татарин"  были в почете? Слово «советский» не могло заменить собой все, слишком оно абстрактно и заидеалогизировано.

    Во времена моего «застойного детства» так много говорили об интернационализме, сколько было у нас фестивалей союзных республик, «КИДов» и прочих специальных направлений пионерских маршрутов, но истинного уважения народов друг к другу так и не привилось, иначе, откуда эти все «чурки», «жиды», «хохлы»?
   
 Слава Богу, у нового поколения эти идеологическо-языческо-бескультурные дикости почти отсутствуют. Они во многом умнее, шире, толковее и по-хорошему практичней нас. Слава Богу, что будущее - за ними.
 
 ...В классе восьмом-девятом мы с моей подружкой Бэлкой (она уже лет десять, как живет в Штатах и благополучно преподает в тамошней школе) каждый раз первого апреля развлекались тем, что выискивали в телефонном справочнике любую «характерную» фамилию (на «ман» или на «ерг»), звонили и нещадно картавя и завывая, с немыслимыми одесскими интонациями, ласкового интересовались:
«Мира, вы уже  испекли  мацу? А мы с Циличкой уже  -  да». Трубку бросали незамедлительно, а мы, дылды, очень веселились, в силу специфической подростковой тупости не понимая всю неуместность подобных  шуток для того специфического времени.
 
    Увы, чувство меры отсутствует порой, и у более взрослых и ответственных людей, часто весьма неглупых и даже талантливых. В прошлом году на первой странице одной весьма бойкой газетки был помещен материал на «злобу дня» - шли как раз такие же пасхальные недели, где все было «с ног на голову»: кровь христианских младенцев, иудейская пасха, христианская... Закручено было лихо, но случай был из серии, когда для красного словца... Элементарное незнание истории религии и отсутствие уважения и такта задело очень многих. Да еще эти красно-черные цвета верстки!..
   

   Пора уже понять (увы, порой приходится объяснять это не только безграмотным старушкам), что во веки вечные никакой крови христианских младенцев в пасхальной маце не было и быть не могло.  Вспомните ужасные, всколыхнувшие весь мир, дела Дрейфуса и Бейлиса, где столкнулись разум, порядочность и здравомыслие одних (среди них было иного достойнейших христианских имен) с дикостью, тупостью, невежеством других. Давайте наконец будем цивилизованными людьми, ведь до третьего тысячелетия осталось всего  несколько сотен дней!
( газета "Курская правда", апрель 1997 год)