Портрет

Владимир Лоскутов
  Моего знакомого очень сильно раздражало, что на работе надо было думать !
     " Работать на работе надо, а не мозги компостировать ! ", - повторял он
 свою любимую фразу. И мечтательно закатив глаза, добавлял:
  - Эх, мне бы такую работу - ящик гвоздей и молоток... И знай забивай !
    Чем больше забьешь, тем больше заплатят. Но чтобы ни о чем не думать !
         И это говорил человек, чья голова светлее, чем иной фонарь на столбе !
       Не может же эта голова ни о чем не думать ?! Не  может...
   И он думал. Думал о шахматах. Он играл в двух турнирах по переписке одновременно. А если учесть, что никаких Интернетов  и смартфонов
не было и в помине,каждый ход нужно было отправлять сопернику
 на почтовой открытке.
  Получив ответ, записать его в свой талмуд, отметить его
 на портативно-самодельной демонстрационной доске и начинать думать !
  На один ход давалось три дня ( по штемпелю на открытке ),
 с каждым соперником игралось две партии - белыми и черными, участников было десять, турниров - два.
     Скажите пожалуйста, когда еще думать о таком множестве ходов,
 как не на работе ?! Забивай себе гвозди и думай !
     Нет, он не был великим шахматистом, но был великим Преданным этой удивительной игре. Он добрался до звания " Кандидат в мастера спорта "
и знал такое количество вариантов наизусть, что мне и не снилось !
    Мы были в приятельских отношениях и однажды я напросился к нему в гости,
 на партию-другую. Я хороший собеседник - умею слушать, но играть ему со мной скучно.
  Он смотрит телевизор, пьет чай и на мгновение отвлекается, сделать ход.
  Мы играем без часов, поэтому я подолгу думаю над каждым ходом,
 можно сказать, перенапрягаюсь.
  Он в это время " щелкает " каналы телевизора и грызет семечки.
 - Ходил ? Нет...Ну думай, думай.

       Однажды я видел его выпившим. Его назначили судьей заводского турнира,
  он пришел одетый как на праздник, и когда все расселись по своим местам,
  произнес:
     - Господа ! Регламент турнира - 15 минут на партию. По часам желательно
 со всей силы не лупить ! Прошу начинать !
    Голос из зала вывел его из состояния легкой эйфории ( до торжественного открытия он уже успел зарядиться красненьким ) :
  - Извините, это как ?!
  - Повторяю ! На всю партию дается 15 минут ! Первые 10 играем спокойно, последние 5 - по-честному !
    Приступаем !
       Нетерпеливые уже потянулись к фигурам, как тот же голос переспросил снова:
  - Извините ! Это на всю партию или каждому ?!
        Судья, ничуть не удивившись вопросу, повторил,
 на этот раз еще членораздельнистее:
  - Каждому ! По 15 минут ! Причем, первые 10 минут играем спокойно,
    последние 5 - по-честному !
    Приступаем !

       В этом турнире мне удалась, в первый и последний раз, самая короткая партия - в два хода ! Так называемый " Кооперативный мат ", без " помощи "
  соперника не обойтись...
  Подошедший судья, посмотрел на доску, потом на меня и произнес: - Однако !...

     Самое интересное, что как и в шахматах, так и в жизни, он был кристально
   честным человеком.
   Почему был ?! И есть !
   Просто связь с ним оборвалась...
   Великий шахматист среднего звена - Демидов Вячеслав Юрьевич.


       *****