Нужно было развиваться

Александр Махнев Москвич
     Прежде всего, нужны площади. К тому времени с директором завода уже сложились некие отношения, к нему я и подался.
     - Да не вопрос, бери вон здание бывшей столовой, Все одно простаивает.
     На том и порешили. Своими силами привели помещения в порядок, кое-что перестроили, и вот ещё одна конфетка: предприятие имеет не только своё имя, но и свои производственные площади и оборудование. И это все за пару- тройку месяцев. Но для работы инструмент и расходный материал нужны, а это значит опять деньги. Взял небольшой кредит, купили шлифовальные порошки, алмазный инструмент. При всех способностях наших мастеров, это уж точно самим не сделать, покупать надо.
     Камни. Их также надо закупать, пусть даже отходы от большого производства. А главное нужны престижные камни, время стекляшек прошло, нам нужно было делать совершенные и востребованные изделия. Искали камни, где и как могли. Тут уж я и директор и снабженец.
     В команде нашей был профессиональный геолог, Владимир Васильевич, знаниями обладал великолепными, знал практику обработки камней, их характеристики, а это в нашем деле весьма нужная штука.
     Так вот. Васильевич подсказывал, где есть месторождения, и я по телефону связывался с теми краями, с руководителями и организовывал приобретения камня. Ездили в Карелию, в Челябинске покупали яшму, на Байкале нефрит. Приобретали у больших предприятий камень, к примеру, делают на фабрике вазу, а отходов при её изготовлении еще на одну вазу, вот мы их и скупали. Для фабричных это отходы, а для нас поделочный материал. Помню, одноразово скупили тонн пять камней под Норильском, это и пирит, и нефрит, и корунд, и лазурит, горный хрусталь.   Владимир Васильевич и в наших краях нашел, где агат разрабатывают, слетал туда на вертолете, привез мешков двадцать камня. Поделочный полудрагоценный камень шел в продажу на «ура». Вы же помните, это девяностые годы, Чумак и Кашпировский с их медитационными делами как раз были в моде. Так что каждая уважающая себя хозяйка, дома на видном месте держала или пирамидки, или шары, и держала обязательно. Время такое было.
     Мы развивались. На предприятии работало уже под сотню человек, подавляющая часть их инвалиды. Шахт в наших краях было много, аварийность большая, так что рабочей силы было в избытке. Слепых у нас, конечно, не было, но с ампутацией конечности, с другими травмами, ограничивающими труд людей на предприятии,  было что-то около восьмидесяти человек. Народ подбирало общество инвалидов, у них заявок для нас было много. Рабочих мест в нашем регионе, да наверно, как и везде в России в те времена, было явно недостаточно, а здесь стабильный заработок, все нормы КЗОТ соблюдены, Так что трудиться у нас было весьма престижно. И люди держались за места. Приходили и работали семьями. Чтобы народ не застаивался, нужно было стимулировать труд. Я придумывал и создавал разнообразные формы и методы этой, новой для меня работы. К примеру, есть производственное задание, или план, проще, перевыполнил его человек, получи поощрение, и не в обещаниях, а живыми деньгами, и  не завтра, а уже сегодня. Но скорость была нужна не в ущерб качеству, брак деньгами наказывался и люди это понимали. Кроме того  разрешал поделки родным и близким брать, правда пришлось контроль усилить и исключить из «родственников» кумовьев и сватов.
     Через пять месяцев на ВДНХ в Москве мы впервые получили признание как одного из лучших предприятий России народного промысла. Кстати, от общества инвалидов я получал еще и так называемые фонды, то есть на определенного типа предприятия направлялись некие ограничения по продаже продукции, и эти ограничения предполагалось передать безвозмездно предприятию общества инвалидов. Те предприятия, где были эти фонды, не страдали, государство их поощряло. И обществам инвалидов польза была, они получали инструменты, оборудование и прочее для своей работы. Так я получил возможность забрать в Армении, в Ереване алмазный инструмент, правда, забирать его было уже проблематично. С одной сторону законодательство СССР ещё действовало, но налицо был и «парад суверенитетов», вот и мне попытались было фигу показать, но отстоять свое я сумел и увез полторы тонны отрезных дисков разного диаметра. Кстати, их отгрузка и поездка та это целая повесть, времени мало, не расскажешь всё. Только представьте, полторы тонны оборудования в купе вагона, а тут еще и соседи по купе, но кое-как разобрались.
     Итак, работали мы успешно, но  успехи, успехами, а стоять на месте было невозможно, бизнес поджимал. Конкуренты появились, они так же неплохую продукцию предложили покупателям. Поменялся и сам покупатель. Денег у людей на счетах не было, но в «мошне», как говорят, заначка всегда находилась, особенно у женщин, однако в приоритете было уже золото и украшения из золота, реже серебра.
     Мы всё ещё держались на плаву.
     Но время требовало дальнейшего развития, а это значит надо обновлять ассортимент, делать продукция привлекательной, оригинальной и, конечно, добротной. Оборудованием к тому времени мы уже не занимались, делать его стало не выгодно. В широко открытые ворота российской экономики хлынул импорт, и не только это вещей касалось, пришло с запада и оборудование, естественно, качество и его возможности были на голову выше того что мы ваяли. На плаву нас держали поделки и плиты. Пока ещё держали.
     К тому времени нарасхват пошли и люди, люди умелые и знающие. Бизнес в России развивался. Уходит главный инженер, мой товарищ и коллега по предприятию. Вслед за ним предприятие покинули ещё два наших товарища, причем на более интересную и высокооплачиваемую работу. Осуждать их я не стал. Предложили человеку лучшие условия труда, он и ушел. Имеет право. И мне, кстати, предлагали новую работу, это было на заводе «Орбита», в Сыктывкаре. В то время завод был одним из перспективнейших предприятий в  республике.  Планировали здесь выпускать сложную электронику для космоса и военных. В те года престижно было трудиться на этом предприятии. Так вот, директор завода, пригласил меня на беседу и посмотрев наши поделки, вдруг предлагает мне перейти к нему на работу, делать ту же продукцию, но на новом оборудовании, обещал всяческую поддержку и помощь. Разговор завершился совершенно неожиданно, предложением немедля выделить для меня и моим двум коллегам по кооперативу трёхкомнатные квартиры. И к работе надо было приступить немедля. Предложение было интересным, но не более. Не мог же я бросить с таким трудом созданное предприятие. Это было бы предательством по отношению, прежде всего к людям. Я отказался. Вернулся домой, рассказал коллегам о предложении, мужики поддержали меня.
     Предприятие продолжало работать, но вот костяк его, как бы надломился.  Нет, не из-за ухода главного инженера, нет, просто экономическая ситуация заставила всех нас пересмотреть свои возможности и планы. Лично я понял, что трудиться с перенапряжением, а последние года два именно так и было, уже не могу, надо передохнуть и сосредоточиться на новых задачах, более перспективных и интересных в тот период. И я принял решение уйти. Объявил об этом сотрудникам, никаких паёв, выходных пособий себе не брал, всё оставил коллективу, а себе оставил торговое предприятие. Его я сам создавал, его для себя и оставил, только уже в аренде.
     Бывшее моё производство просуществовало еще два года и закрылось. Трудиться на нем было уже нерентабельно. Но люди не пострадали. Я их всех хорошо знал, доверял и по мере распада производства брал к себе на работу. Торговый бизнес мой шел в гору и людям, которых я знал, в нём всегда можно было найти местечко. Через год в составе моего предприятия, было уже двенадцать магазинов, бар, колбасный и пельменные цеха и даже свой ЖЭК.

     Продолжение следует.