Как вам не стыдно?!

Галина Ассель
 Ох, и крепкие нынче в Сибири стоят январские морозы! Вот и в это утро морозец был знатный. Городская маршрутка шла быстро, резко тормозя на остановках, «подбирая» продрогших пассажиров, то и дело, хлопая оледеневшими дверями. Народу набилось много. На сидениях, в основном, уткнувшись в смартфоны, сидели молодые парни и мужчины среднего возраста. Девушки и женщины стояли. Никто никому место не уступал, как это было когда-то принято по этикету. Народ спешил на работу, учёбу и, видимо, было не до уважительного отношения. А возможно молодое поколение и слыхом не слыхивали, как нужно себя вести в том или ином случае по отношению друг к другу.
     Дородная, громкоголосая кондуктор, с трудом раздвигая своей внушительной массой тела пассажиров, обилечивала вновь вошедших.
     – Так, кто ещё не оплатил проезд?! – зычным голосом вопрошала она, сверля всех бдительным взором, – так, вижу! Показываем билеты, удостоверения, хорошо… – кивала она взлохмаченной рыжей чёлкой, торчащей из-под вязаной, видавшей виды, шапчонки. – А у тебя что? Я спрашиваю: у тебя что? Показываем! Оплачиваем! Ну, и что ты хлопаешь по карманам? Нет денег? Тогда выходи! Ген, а Ген, останови автобус, тут «заяц»! – крикнула кондуктор водителю.
     Автобус, проскрежетав тормозами, остановился. Народ в салоне зашевелился и загалдел в предвкушении утреннего шоу.
     – Правильно! А то, что получается? Кто-то должен оплачивать, а кто-то нет?
     – Высадить и всё!
     – Пусть пешком идёт!
     – Долго будем ждать? Люди, понимаешь, на работу опаздывают!
     – Мы едем или как? – наседала толпа на кондуктора.
     – Сейчас я его выкину, и поедем! – решительно придвинулась она к неплательщику.
     – Как вам не стыдно? – послышался тоненький голосок с задней площадки, – он же старенький! Замёрзнет и простудится!
     Народ замер…
     – Это кто же там своё мнение проявил?.. – опешила кондуктор.
     Недоумевая, толпа расступилась. Перед ними стояла маленькая девочка в красном пуховике, держа в руке футляр со скрипкой.
     – Не бойтесь, дедушка, – шагнув вперёд, обратилась она к пожилому, небольшого роста, человеку в очках, который продолжал что-то искать по карманам своей поношенной куртки. – Не выкинут они вас, – убедительно проговорила девочка, дотронувшись до его рукава маленькой ладонью, – я заплачу, у меня есть деньги – мама на обед дала, – и, взглянув снизу вверх на главного обидчика, добавила, – женщинам и пожилым людям нужно место уступать и говорить не «ты», а «вы»!
     Вынув из нагрудного кармашка пуховичка купюру в сто рублей, девочка протянула её остолбеневшему кондуктору. В салоне воцарилась тишина…
     – Спасибо, добрая душа, уже не нужно, я нашёл… – за подкладку завалилось, извините, – теребя удостоверение ветерана труда, виновато, чуть слышно проговорил дрожащими губами пожилой мужчина, одновременно обращаясь и к своей защитнице, и к кондуктору, и к пассажирам, пытаясь «поймать», хоть чей-то взгляд поддержки и понимания…
     Автобус продолжил свой путь следования. Пассажиры, молча, выходили и заходили на остановках. Никто не заметил, когда покинула автобус и маленькая скрипачка.
     Очень хочется верить в то, что, несмотря на юный возраст, эта девочка с большим сердцем и чистой душой, преподнесла окружающим урок уважения, сострадания, порядочности…