Лауреат премии кузбасса

Валентин Роков
Именно он был тем радистом-разведчиком, который в 1961 году перехватил в эфире телеграмму – «молнию» о выходе американской седьмой полевой армии на исходные позиции. Эта информация для советского правительства была очень важной. Тогда Берлин был поделён союзниками на четыре зоны. И по меже раздела ствол в ствол стояли русские, американские, французские и английские танки. Мир на планете в то время балансировал на грани срыва в пропасть третьей мировой войны.
Иван Растегаев три года отслужил в разведке радиотехнических войск СССР, дислоцировавшихся в Германии. Демобилизовавшись, он 5 декабря 1962 года вернулся на родину – в село Малопесчанку Мариинского района. Его друзья и двоюродные братья учились в Мариинском лесотехническом техникуме. Обратился к директору техникума с просьбой принять его на учёбу и Растегаев.
— Очень хочешь учиться?
— Хочу!
— Что ж, принимаю, а вы, друзья, – сказал директор обступившим его студентам, – помогайте ему…
Таким-то образом и поступил бывший солдат в техникум на дневное отделение по специальности «техобслуживание и ремонт ав-томобилей». В новогоднюю сессию студенты сдавали экзамены по курсу, а он – вступительные и те, что сдавали студенты. Как губка, впитывал в себя знания, действительно хотел учиться и учился, досконально изучая каждый предмет. К концу учебного года по объёму приобретённых знаний он выровнялся со студентами своей группы. И в 1965 году он закончил этот техникум на «отлично» и  вступил в ряды КПСС.
По окончании техникума Ивана Секутовича направили в Берёзовское АТП. Работал механиком, старшим механиком, начальником отдела эксплуатации. В 1968 году он был переведён в аппарат Берёзовского горкома КПСС. Но через два месяца вернулся в АТП.
В 1973 году Иван Секутович Растегаев был назначен заместителем директора предприятия по эксплуатации. В 1982 году закончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. С 1991 года – директор Берёзовского ПАТП. Такова краткая биография человека, которого в нашем городе знают все.
Вот строки из характеристики, представленной для награждения: «Профессионал, руководитель современного типа». Это основные черты директора пассажирского автотранспортного предприятия Ивана Секутовича Растегаева. Основные, но есть ещё чёрточки, блики, полутона, из которых и сложился облик Растегаева как руководителя и как человека.
В. И. Циммерман, заместитель директора БШСМУ, -сказал о Растегаеве:
— Это один из руководителей, которому удалось сохранить предприятие. Все автобазы в городе «потухли», а Берёзовское ПАТП работает и считается одним из лучших в Кузбассе. Он заботится о коллективе: люди вовремя получают зарплату, своевременно лечат зубы, потому что у них есть свой зубной врач., купаются в собственном бассейне и в собственной столовой хорошо питаются. У них есть свой магазинчик, мини-пекарня. Директор живёт не одним днём. Довольно требовательный. Создал стабильный коллектив. Уважает трудовые династии, старается, чтобы их в ПАТП было больше. Не любит, когда пьянствуют на рабочем месте. С этим делом он борется: предупреждает, переводит, увольняет. Приёма на работу в ПАТП сейчас нет, но я хотел бы работать с таким руководителем.
Расстегаев не равнодушен к тому, что происходит в городе. Весь город к нему обращается за помощью: идут за бензином, он не отказывает. Помогает и в ремонте машин. На посадку и копку картофеля старается обеспечить всех горожан транспортом. Безвозмездно помогает детскому дому. Для транспортировки к местам соревнований всегда выделяет спортсменам города, тоже безвозмездно, автобусы. Приветлив, доброжелателен, всегда находит время для обращающегося к нему человека. Думаю, что премию Кузбасса Растегаев своим трудом, отношением к делу заслужил стопроцентно.
— Иван Секутович не выстроил себе трёхэтажный коттедж, не приобрёл «Форд» или «Лендкрузер» – может, поэтому всё у него и получается, – говорит давно знающая Растегаева Заведующая Берёзовским домом быта Светлана Ивановна Прилепа.
— Но ведь его же дотирует государство?
— Дотируют многих, но только другие совсем на иное деньги тратят…
— Я очень давно с ним работаю,– говорит сотрудница управления ПАТП.
— И заметила: какой бы неприятный осадок не оставил у него на душе предыдущий разговор, он с новым собеседником не повышает тон, не старается сорвать на нём своё раздражение. Перестраивается мгновенно. Выдержанный человек, вежливый. Женщин кон-торы всегда поздравляет с днём рождения. Никого не забывает!
— Как можно не уважать этого человека, ведь как бы он ни был расстроен состоянием каких-то дел, он никогда не выплёскивает свои чувства на окружающих,– отзывается о Растегаеве ещё одна работница. – Он не требует от своих сотрудников непосильной работы, но почему-то все на предприятии стараются выкладываться до конца. А ещё он всегда готов поддержать человека в трудную минуту.
— Растегаев – руководитель, который о нас думает, делает то, что надо. – говорят работники ПАТП. – Поэтому он нам нужен.
Руководимое И. С. Растегаевым предприятие за последние 5 лет оснащено современным технологическим оборудованием, производственная база высокомеханизирована, что позволяет из года в год повышать производительность труда, стабильно работать коллективу. ПАТП – единственное в городе предприятие, которое теперь может проводить проверку автомобилей на токсичность (содержание примесей) выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов.
В 1995 году был закончен перевод предприятия на автоматизированный расчёт заработной платы, обработку путевых листов водителей, закончено строительство сварочно-кузовного цеха. У трудящихся нет к директору вопросов по выплате отпускных и пособий на детей. В 1994 году работники ПАТП получили 6 квартир. За последние три года выполнены мероприятия по охране окружающей среды: в котельной установлены циклоны для очистки выбросов газов в атмосферу, построен угольный склад, введена дополнительная очистка сбросов хозяйственно-бытовых вод после хлорирования, после мойки автомобилей установлены дополнительные фильтры для очистки сбрасываемых вод. В экологический фонд перечислено более 50 миллионов рублей.
— А разве не в самом красивом месте расположено наше предприятие? – спрашивает горделиво Иван Секутович. – У кого ещё в городе вы видели такие электронные часы или застывших у фонтана каменных лосей?
Действительно, не у каждого предприятия на фасаде здания АБК выставлены электронные часы с термометром, не каждое предприятие находит средства для создания в полисадничке фонтана, да ещё к ним заставлять скульптора ваять вымирающих в барзасской тайге лосей. И пусть термометр порой два градуса прибавит (вверху теплее, наверное), а фонтан водою брызгает лишь в периоды вдохновения, но всё это в ПАТП было запущено, в какие-то года радовало глаз, наличествует и сейчас,  и его у него не отнимешь!..
Разговариваем с Растегаевым в его просторном, светлом, официальном и в то же время по-домашнему уютном кабинете. Солидное помещение – в нём впору принимать не только рядового работника местной газеты, но и кого-нибудь из Министерства автотранспорта России. По всей видимости, и принимали уже не раз: предприятие то одно из лучших в области. А с чем знакомятся в первую очередь посещающие Кузбасс московские гости? Как-то услышал: «Кабинет директора – лицо предприятия». Что ж, лицо у предприятия хорошее – ничего лишнего. Продумана каждая мелочь. Ничто не мешает работе, не отвлекает от дела. Чувствуется во всём: Иван Секутович здесь хозяин.
— Когда меня выбрали директором,–делится своими воспоминани-ями Иван Секутович,– я начал свою деятельность на новом для меня поприще с того, что взял лист ДВП, разрезал его пополам и крупными буквами написал на нём свой первый приказ. Содержание приказа приблизительно такое: « Кто склонен к пьянке и прогулам, прошу добровольно покинуть предприятие». Этот приказ висел на стене около диспетчерскойцелый месяц. Времени хватило всем с ним ознакомиться. И, между прочим, большинство рабочих поняли меня. Ведь из-за пьянства и прогулов порой нельзя было организовать регулярное движение на автобусных маршрутах, вовремя произвести ремонт автомобиля и выпустить его на линию. Эти и масса других, создаваемых пьяницами и прогульщиками проблем ухудшали наше и без того неустойчивое экономическое положение. Кто-то из злостных прогульщиков уволился сам, кого-то пришлось уволить в принудительном порядке, но теперь трудовую дисциплину в ПАТП если и нарушают (полностью это явление ещё ни одно предприятие не ликвидировало), то только вновь принятые. То есть в первую очередь я взялся за создание работоспособного и единодушного коллектива.
В 1991 году встал на реконструкцию «ЛИАЗ» – Ликинский автобусный завод. Япредвидел, что автобусов мы теперь оттуда не получим. И действительно: завод долго реконструировали, а потом развалили полностью. В любых условиях можно отремонтировать моторы и другие узлы машины, а салон автобуса – только в специальном кузовном цехе. Поэтому, чтобы продлить срок эксплуатации своего автобусного парка, состоящего в основном из автобусов марки «ЛИАЗ», я поставил перед коллективом ПАТП задачу: любой ценой в ближайшем будущем построить для себя кузовной цех. Мы приступили к его строительству в 1991 году, в эксплуатацию сдали в 1995-м. Теперь полностью можем произвести капитальный ремонт автобуса и ещё отработать на нём как минимум 5 лет. Для нас это хорошо, но требует больших материальных затрат: капремонт мы производим за счёт собственных средств, а для восстановления одного автобуса необходимо затратить от 30 до 45 миллионов рублей.
— На старой технике много не поездишь, даже имея кузовной цех и другие богато оснащённые ремонтным оборудованием помещения. Есть ли возможность у ПАТП приобрести новые автобусы?
— В России кроме Ликинского изготовлением автобусов занимается ещё Павловский автозавод. Но он выпускает только маломестные автобусы марки«ПАЗ-3205». То есть необходимых нам автобусов в России никто сейчас не производит. Приобретать «Икарусы» нам не по карману. Германия даже за своё б/у затребовала такие денежки, что мы вынуждены были отказаться. Так что сейчас наша задача состоит в увеличении сроков использования старого парка автобусов. То есть можно утверждать, что мы со своим кузовным це-хом попали в нужную нам струю. Любое мероприятие, новшество, от внедрения которого угадывалась польза всему производству, помогали мне осуществлять Сергей Степанович Богданов, мой заместитель по перевозкам, а также главный инженер Александр Иванович Пригорницкий, начальник отдела снабжения Сергей Иванович Кротов, начальник мастерских Андрей Андреевич Бахман и многие другие как инженерно-технические работники, так и ря-довые рабочие – водители, слесаря, кочегары.
— Взять хотя бы ту же заправку – большого ума не надо было предвидеть нестабильность поставок ГСМ. Прежняя заправка была у нас на 200 кубометров. Решили, что она для нас недостаточна. Начали её расширять. В 1996 году сделали и запустили бензозаправку уже на 500 кубометров. Конечно, такого количества ГСМ для ПАТП многовато, но мы взяли на себя хранение горючего сторонних организаций города. Заключили договора с некоторыми шахтами, мелкими организациями, администрацией города по хранению, приёмке и выдаче их горючего. За счёт оплаты наших услуг и наличия в ёмкостях бензозаправки чужого бензина мы всегда вы-ходили из критических положений.
До 1992 года в ПАТП была только одна тёплая стоянка на 100 автобусов. Её не хватало для размещения всего автопарка: грузовых автомобилей на предприятии числилось 66, автобусов – 130. Поэтому была построена и принята в эксплуатацию в 1992 году вторая стоянка на 100 автобусов. Строили с размахом, потому что никто не думал, что очень скоро последует такой обвал в экономике страны. Потребность в автотранспорте предприятия резко сократилась. Уменьшилось количество грузовых автомобилей до 24 единиц, автобусов – до 82. Появились свободные производственные площади. Что же с ними делать? – Растегаев нашёл им применение: для того, чтобы они приносили доход, предприятие предложило владельцам личного транспорта за незначительную плату – 50 тысяч рублей в месяц – содержать автомобили на этой стоянке. Предложение пользуется спросом.
В декабре 1997 года предприятие приобрело оборудование для монтажа и демонтажа резины, ремонта и регулировки передних колёс. Здесь создаётся отдельный участок, где уже оказываются платные услуги населению города по ремонту и наладке личного автотранспорта. Насколько хорошо здесь ремонтируют автомобили, свидетельствует тот факт, что сюда обращаются не только Березовчане, но и автолюбители других городов Кузбасса. В недалёком будущем доходы от деятельности нового цеха могут значительно пополнить казну предприятия.
Умение считать деньги и мыслить глобально, вовремя «заразиться» нужной идеей, увлечь за собой – способности, позволяющие И. С. Растегаеву действовать с дальним прицелом. В то же время он и решение текущих дел старается не упускать из виду. Котельная ПАТП за отопительный сезон сжигает до 2000 тонн угля. Два месяца в прошлом и январь в этом году Растегаев оказывал некоторым угольным предприятиям транспортные услуги, выделяя в день на эти цели 2-3 автобуса. Водителями автобусов за это время наработано средств, эквивалентных стоимости 1500 тонн угля, которым и хотят расплатиться с ПАТП разрезы и шахты за автоуслуги.
— Уголь нам нужен, и мы вывезем его на закрытый склад. – говорит Растегаев. – Проблема обеспечения предприятия топливом на следующий отопительный сезон уже, можно сказать, решена. Посылая работать водителей в долг, я рисковал, но риск этот в конечном итоге для всех нас обернулся выгодой.
А выгоду во всём Ивана Секутовича вынуждают искать обстоятельства: производственная деятельность ПАТП убыточна и должна дотироваться государством. Она и дотируется, но как? За 1997 год государство должно было выделить 10 миллиардов рублей. На счёт предприятия не поступило и половины дотации. С 28 декабря прошлого года по 6 февраля нынешнего ПАТП получило от «Кузбассавтотранса» 25 тонн бензина, а сожгло за этот период 150 тонн. Вот куда уходит наличная выручка от продажи билетов. На эту же выручку приходится приобретать запчасти и необходимые на производстве материалы. И помимо этого появились новые статьи расходов: за аттестацию руководителей надо платить, за лицензию, за техосмотр, сертификаты, за проведение анализов по газу, воде, вибрации – всё это выливается ежемесячно в порядочные суммы, которые надо откуда-то брать, выискивать источники пополнения, либо ужесточать контроль за деятельностью предприятия. Например, 30 января по городу была организована бесплатная перевозка пассажиров. Чтобы не оставить без работы кондукторов, Растегаев направил их на обслуживание междугородных маршрутов, и выяснилось, что выручка, которую собирают водители на промежуточных остановках, увеличилась в полтора-два раза. По-этому руководитель предприятия обращается к пассажирам: отдал деньги – требуй билет.
  Не так давно «Кузбассобувьбыт» продавал лишний автобус за 42 миллиона рублей. Реальная цена ему 290 миллионов. И, конечно же, Берёзовское ПАТП не упустило возможности приобрести для себя такой «дешёвый» автобус.В Плотниково воинская часть продавала «Камаз», и его тоже забрал ПАТП (за 25 миллионов рублей) Растегаев. Стоимость одного колеса «Камаза» – 1,2 миллиона, таких колёс у него 10. Выгодная покупка? Конечно.
— Нельзя зацикливать себя на том, что всё плохо и всё кругом рушится. Надо действовать, – говорит Иван Секутович. – Я считаю, поступил правильно, взявшись три года назад за реализацию угля, который мы получали по взаимозачёту. Это позволило предотвратить простои из-за отсутствия бензина, задержки по зарплате. За уголь мы покупали автобусы, «хлебные» машины, бытовую технику. Но не это всё-таки самое главное. Любой руководитель мог догадаться вести расчёты тем, что ему предлагали, и так делали, собственно, многие. Кто раньше, кто позже. Главное, наверное, в том, что за период моего директорства удалось сколотить трезвый, работоспособный, ответственный перед пассажирами коллектив.
В 1988 году звание «Заслуженный работник автотранспорта России» получил работник ПАТП Геннадий Павлович Пряхин, в 1995 году – Александр Алексеевич Дементьев, в 1997 – Иван Секутович Растегаев. Помимо этого звания за достигнутые трудовые успехи предприятия ему присвоено и звание лауреата премии Кузбасса. В нашем городе он с таким званием единственный.
1997 год.