Ч. 1 Почему поляки должны нас любить?

Владимир Врубель
В последнее время обострились отношения между Россией и Польшей. В рецензиях и работах некоторых авторов на Прозе.ру сквозит неприязненное отношение к Польше. 27 декабря 2004 года в РФ учредили государственный праздник,  День народного единства, и объяснили его суть:

4 ноября 1612 г. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город и освободило Москву от польских интервентов. Таких событий в нашей истории немало. Французы тоже Москву брали, и что, праздновать, что они ушли из неё?

Понятно, что праздник искусственно придуман, чтобы забылся праздник 7 ноября, но и вряд ли он способствует дружбе двух государств, поэтому умной эту затею не назовёшь.

Поляки меня давно интересовали. В советское время в Польше была самая свободная литература и пресса по сравнению с другими государствами Варшавского блока.

В Ленинграде на Невском проспекте был магазин «Демократическая книга», в котором я покупал польские издания. Грешным делом, люблю детективы, а поляки, наряду с англичанами и французами испокон веков считались классиками детектива.

Но, разумеется, я читал не только детективы, увлекался и историей, и художественной литературой Польши, выписывал польские журналы. Пришлось для этого изучить польский язык. 

Поскольку много занимался историей, то посчитал полезным познакомить читателей с некоторыми  моментами в наших межгосударственных отношениях.

В глубь веков  решил не нырять, а ограничиться отрезком истории, начиная с Петра I. Королей в Польше выбирала шляхта. В 1696 году королём выбрали саксонского курфюрста Фридриха Августа Веттина.

Он принял имя Августа II. Это был красавец, человек атлетического сложения, обладавший большой физической силой, ломал подковы. Как все, кого выбирают, он наобещал с три короба и, конечно, своих обещаний не выполнил.

Более того, вмешался в разорительную Северную войну (1700 – 1721).  (Невольно подумалось, а что полезного наше население получило от нынешних войн в Сирии и в Ливии?)  Формально Польша участия в Северной войне не принимала, но ушлый Август II сохранил за собой и власть в родной Саксонии.

Он от имени Саксонии заключил союз с Россией и Данией и напал с территории Польши, которая тогда называлась Речь Посполитая, на шведскую Ливонию. Шведы разгромили саксонцев в пух и прах, и, преследуя их, вторглись в Речь Посполитую.

Началась гражданская война, потому что противники Августа II заключили со шведским королём Карлом XII союз, а сторонники короля – союз с Россией в 1704 году. Август II отрёкся от польского престола, шведы проиграли войну России, а Польшу и Литву грабили все:  саксонские, шведские и русские войска.

В довершение всех бед начались эпидемии чумы и холеры, в результате население польско-литовского государства сократилось до 6,5 миллионов человек в начале восемнадцатого века и обратилось в нищих в результате грабежей и налога на содержание армии.
 
Когда шведы потерпели поражение от войск Петра I под Полтавой, Август II встрепенулся и объявил свое отречение от польской короны недействительным.
Чтобы вновь не началась война между его сторонниками и противниками, обе стороны согласились на посредничество Петра I.

С грехом пополам договорились. Денег на содержание армии не хватало, и её сократили до 12000 человек, плохо обученных, плохо одетых и плохо накормленных.

В 1724 году Польшей вплотную заинтересовались её ближайшие соседи, Пруссия и Россия. Пётр I за короткое время превратил страну, находившуюся на задворках Европы, которая никого не интересовала, в мощное государство, ставшее непременным участником событий в Европе.

Россия победила Швецию, завоевала территории побережий Чёрного и Балтийского морей, захватила Ливонию, Эстляндию, Ижору и Карелию. Жаль, что Пётр I жил недолго, а то он успел бы ликвидировать разрыв между Россией и европейскими государствами.

Но и за свою короткую жизнь он успел немало: реорганизовал по западному образцу государственный аппарат, армию, достигшую к концу его правления 200 тысяч человек, создал военно-морской флот, изменил календарь, ввёл новые обычаи и одежду, начал строительство Петербурга, новой столицы.

Пруссия была тоже сильным государством, её правителям очень не нравилось, что польское Гданьское Поморье делит их земли на две части. Воспользовавшись удачным моментом, прусский король Фридрих II захватил Силезию в 1740 году.

Пётр I договорился с правителями Пруссии и Австрии, что они будут решать, кому править Польшей.

В 1732 году  Россия, Пруссия и Австрия подписали так называемый трактат «трёх чёрных орлов», который предусматривал размещение на границах с Польшей войска, чтобы заставить после смерти Августа II избрать короля, «который мог бы сохранить мир и добрые отношения с соседними государствами».

Очень лукавыми бывают международные договоры.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/23/1573

Король Август II