44. О проекте Бесносвят

Алексей Доцент
«И в печах видит люд во пламЕни проклятый
НекошнОго уродливый лик!
Захоронено тело, но дух бесноватый
До сих пор на селе не поник!»
(Алексей Доцент - Бесносвят)

Вы когда-нибудь слушали аудиокниги? Они сейчас стали очень модными, так как читать люди совсем обленились. Это аудиозаписи продолжительностью в несколько часов (в зависимости от книжного объема), где какой-нибудь мужчина или женщина читают вслух ту или иную книженцию. Часто случается, что чтецы – это нудные гнусавики, под чей лепет можно просто-напросто уснуть.

Однако имеются в этом деле и редкие исключения, где чтение происходит на фоне различных звуковых эффектов (дождь, гроза, ветер, выстрелы, шаги и т.п., согласно читаемому сюжету), где тщательным образом подобрана фоновая музыка (так называемые саундтреки), и где читают сразу несколько чтецов – каждый за своего персонажа, либо один чтец меняет свой голос посредством собственных природных способностей, или с помощью звукового редактора. Вот эти исключения можно уже назвать даже не аудиокнигами, а аудиопостановками, так как при создании этих записей производится большая творческая работа.

Одна такая аудиопостановка под названием «Бесносвят» была создана в рамках проекта «ГАЗРАДИО» Дмитрием Дроковым и группой «Кладбище Сердец».

Правда, сама история «Бесносвята» началась гораздо раньше – ещё в далеком начале нулевых, когда я активно писал стихи, поэтому расскажу обо всем по порядку.

Зимой 2002 года, когда я ночи напролет просиживал на кухне своей коммунальной квартиры, и под крепкий кофе с сигаретами занимался творчеством, мной было написано одно мистическое стихотворение, которому я дал страшное и странное название «Бесносвят». В нем говорилось о неком бесовском отродье, родившемся однажды в одном русском селе и впоследствии наводящем на жителей этого села ужас. Взяв себе в помощь имеющийся тогда у меня томик «Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля», я использовал в своем произведении немалое количество разных старорусских слов и понятий, что сделало стихотворение довольно своеобразным.

Обычно я вкладываю в свои поэтические перлы какие-нибудь аллегории. Если я пишу, например, произведение про вампиров, сосущих кровь у простых смертных, то я подразумеваю чиновников, обворовывающих людей. Если в моем стихотворении сам сатана шагает по земле и пожирает народ, то я имею в виду наркоманию, которая, как известно, губит человечество.

Однако когда я писал «Бесносвята», то я делал обыкновенный ужастик – просто мне так захотелось. Я вспомнил небольшой рассказ, который мне как-то поведал Анатолий Мещанинов – старик, живший в моей деревне детства Слободке (Тверская область). Он рассказывал про какого-то психически больного отшельника, что однажды жил в селе неподалеку и увлекался черной магией. Этого колдуна все боялись, а его дом старались обходить стороной. Спустя много лет сумасшедший чародей сгорел живьем в собственном доме, и о причинах пожара можно только догадываться.

Дед же Толя, сидя вечером на скамейке возле своего дома и попыхивая ароматной «самокруткой», рассказал эту историю нам, пришедшим к нему за бензином для мопеда двенадцатилетним пацанам. Я эту быль запомнил на всю жизнь, поскольку тогда трухнул не на шутку. Вот и навеяло мне это воспоминание мысль сочинить небольшой стишок.

Через пять лет (в 2007 году), в ходе своей активной творческой деятельности я познакомился с одним молодым петербуржцем по имени Константин Юдин, который тоже увлекался поэзией. Вкупе со многими другими моими стихами, Костя прочитал и «Бесносвята», после чего сказал, что у него появилось непреодолимое желание написать повесть по мотиву этого стихотворения, и он уже готов на днях этим заняться. Конечно же, я согласился – мне было безумно приятно, что плод моего творчества произвел такое впечатление на человека. Повесть писалась Костей во время его поездки в командировку в город Калининград, и месяца через полтора-два она была уже готова. Оценил я её в пять баллов – несомненно!

Примечание автора: Что интересно, а ведь свои первые серьёзные стихи («В память!», «Баллада о первой любви», «Горькая лирика» и «Вещий сон») я тоже написал в Калининграде, когда отдавал долг службы в Российской Армии. Было это ровно десятью годами ранее повести «Бесносвят» — в 1997-м.

Когда у меня появился хороший интернет, то почти всё свое творчество вместе с «Бесносвятом» я залил на первый попавшийся крупный поэтический ресурс «Решето.ру», где публиковался под «скромным» ником Магистр Лав Хоррор. Повесть Константина Юдина тоже комфортно поселилась в интернете: сначала на «решете», потом на «стихи.ру» и «проза.ру», затем в «жж» и прочих сайтах сети. Однако особого впечатления у сетевой публики этот ужастик произвести тогда так и не смог, пока… ещё через четыре года не пришло время моего сотрудничества с Дмитрием Дроковым.

Именно тогда я показал тексты стихотворения и повести «Бесносвят» Диме, который в то время как раз раздумывал над своим очередным проектом «Территория ночных кошмаров». Ему был позарез нужен подходящий материал в жанре хоррор, и мистический «Бесносвят», конечно же, привлек его внимание. Недолго думая, Дроков захотел сделать из рассказа аудиоужастик. У Димы, как и у большинства современных музыкантов, дома имелась небольшая студия звукозаписи, где он творил все свои шедевры, поэтому проблем с качественной записью аудиопостановки не возникло.

Два дня напролет Дмитрий корпел над «Бесносвятом». Иногда, когда я выходил в интернет, он просил меня помочь ему найти в сети ту или иную музыкальную композицию для саундтрека, какой-нибудь звуковой эффект и т.п., и переслать по электронной почте. Он не хотел отвлекаться от главного дела – боялся развеять вдохновение. И как я понял потом, чтение вслух – это один из множества талантов данного человека. Чтобы убедиться в этом, вам достаточно самим послушать ужастик «Бесносвят» в соответствующей обстановке – ночью.

Что конкретно происходило во время создания постановки на студии Дрокова можно себе только представить и, наверно, это навсегда останется тайной за семью печатями. Ну и пусть будет так, ведь главное, что творение увидело свет – 5 сентября 2011 года в 20:00 по московскому времени в эфире «ГАЗРАДИО» состоялась легендарная премьера аудиопостановки ужасов «Бесносвят»!

Сочту за необходимость обмолвиться, что Дмитрий Дроков несколько урезал текст оригинального произведения при записи. Вероятно, он хотел соблюсти традиции мировой киноиндустрии, где экранизации литературных произведений выходят из-под пера сценаристов «чуток» искромсанными. И это вовсе не плохо. Во-первых, для оптимальной передачи литературных сюжетных линий в медиа некоторая их коррекция строго необходима, иначе может получиться очень нудная и длинная картина. Во-вторых, это подталкивает зрителя (слушателя) на личное знакомство с оригиналом.

Так что дерзайте, друзья – ознакомиться с проектом «Бесносвят» я вам настоятельно рекомендую, для чего в социальной сети ВКонтакте создал его официальное сообщество, где имеется всё необходимое.

P.S.: В последнее время мне стало казаться, что история с этим ужастиком ещё не окончена. Например, если малость потрудиться, то по мотивам стихотворения и повести можно было бы написать сценарий для художественного фильма, мультфильма, или даже видеоигры. А если найти профессионального художника, который заинтересуется проектом, то запросто можно было бы замутить серию комиксов.

Кстати, насчет художника…

В 2018 году наш Бесносвят наконец-таки обрёл своё лицо – его нарисовали. И не только его. Замечательная художница из подмосковного города Мытищи Мария Кутузова, более известная как Пуша, однажды ознакомившись с нашим ужастиком, создала ряд великолепных черно-белых иллюстраций по его сюжету. Так что теперь Бесносвятика можно не только себе представить, но и увидеть собственными глазами.

А в июле 2019 года, с помощью интернет-издательства «Ridero» мы с Костей выпустили книгу «Бесносвят» в электронной и бумажной версиях. Издание получилось небольшое – всего сто страниц с хвостиком, облаченных в мягкую глянцевую обложку. Помимо двух основных произведений (стихотворение и повесть), в него вошли все иллюстрации Маши Кутузовой и развернутые комментарии авторов, подробно рассказывающие о создании хоррора. Кроме того, в книге вы найдете и мой мистический рассказ «Волкодлак» об оборотнях, к визуализации которого тоже приложила руку Пуша.

Но и это ещё не всё. В продаже уже имеется коллекционная CD-версия аудиопостановки «Бесносвят», выпущенная мной небольшим тиражом.

Короче, кто захочет, тот всё сам найдет и увидит. А я на этом свою главу, пожалуй, буду завершать – Дроков снова едет в гости.

___________________________________

Полную версию книги "ГАЗОВАЯ ИСТОРИЯ" (с иллюстрациями, с аудио-, видео- и прочим оформлением) вы можете читать здесь: https://vk.com/page-165953876_56687616