Гармония. Благозвучие и благовест

Руслан Богатырев
Гармония | Благозвучие и благовест

К 5-летию Московского камерного ансамбля "Благозвучие" (BELSONECO, эсп.).


/ Из "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И.Даля (1863)

• Благозвучие или благозвучность — угодливость звуков для слуха нашего; приятность, стройность, согласность звуков, последовательных или совместных; правильное и приятное изменение голоса, напева, или приятное созвучие.

• Благогласие или благогласность — чистый, хороший, приятный и верный голос или звук; согласность, согласие звуков, созвучие, гармония. Благогласный, сладкозвучный, чисто и приятно поющий или играющий.

/ Из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" (1891)

• Гармония (греч., от harmozo — приводить в порядок) — согласие музыкальное, благозвучие. Гармонией или аккордом называется соединение трёх и более различных звуков по терциям. Гармоникой или гармонией называют часть музыкальной грамматики, посвящённой построению аккордов, их соединению, изложению тональностей, модуляций, а также изучению интервалов, консонансов, диссонансов. Под словом гармония у греков понималось созвучие, т. е. интервал.

• Благовест — звон в колокол для извещения о начале богослужения перед церковною службою и во время службы, по определению церковного устава. Устав определяет характер звона в известные дни, напр. благовест к великопостному богослужению бывает косный и медленный, а в большие праздники более продолжительный и менее косный. Иногда уставом указывается и самый колокол для благовеста, напр. в простые дни Великого поста благовест производится в средний, простодневный колокол, а в Пасху ударяют в великий кампан.


== Мэтью Арнольд (1822-1888).

Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура — это познание совершенства… Культура — это стремление к благозвучию и свету, главное же — к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали.


== Н.А.Бердяев (1874-1948).

Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки её — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы... В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и экономике, а в культуре осуществляются цели общества.


== С.Н.Булгаков (1871-1944). Чехов как мыслитель. 1910.

И в овраге сквозь туман видятся иногда далёкие сверкающие звёзды, и там порой слышится вечерний благовест, заставляющий дрожать затаённые струны даже очерствевших и окаменевших сердец, но, чтобы увидать звёзды, надо упорно смотреть вверх, а чтобы нездешние звуки прорвались до сердца, растопили его лёд и зажгли его святым восторгом, нужно ждать, прислушиваться, «нужно перестать восхищаться собой».


== В.Я.Брюсов (1873-1924). Очарованный ангел. 1908.

Ощущение нежных ресниц Ренаты на моей руке, тихие рассветные лучи и слабо сквозь стёкла проникающий благовест делали миг несказанным и неземным, словно бы в нём намеренно было соединено всё для человека самое прекрасное и самое дорогое.


== Н.А.Тэффи (1872-1952). Воспоминания. 1932.

Пасхальная ночь! Этот далёкий благовест, по волнам морским дошедший до нас, такой торжественный, густой и тихий до таинственности, точно искал нас, затерянных в море и ночи, и нашёл, и соединил с храмом, в огнях и пении, там, на земле, славящем Воскресение. Этот с детства знакомый торжественный гул святой ночи охватил души и увёл далеко, мимо криков и крови в простые, милые дни детства…


== К.И.Чуковский (1882-1969). Живой как жизнь. 1962.

Народ проверяет слова раньше всего на слух. Ему необходимо благозвучие. Лишь те из новых слов он сохраняет в своём языке, которые соответствуют его фонетическим нормам.


== М.Горький (1868-1936). В людях. 1915-1916.

Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. Пролог к "Руслану" напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой... Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою — лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни.


== В.Г.Распутин (1937-2015). Живи и помни. 1974.

Ласточки щебечут, славят что-то, обещая и благодарствуя, звонят свой хрустальный и нежный благовест.


== И.А.Бунин (1870-1953). Эртель. 1929.

Золотые купола и благовест — форма великой сущности, живущей в каждой человеческой душе.


== Н.К.Рерих (1874-1947). Семь великих тайн космоса.

С незапамятных времён люди смотрели на звёздное небо, благоговейно любовались мерцанием бесчисленных миров. Величие Космоса поражало человека с самого начала его присутствия на земле… Если ты любишь смотреть на звёздное небо, если оно привлекает тебя своей гармонией и поражает своей необъятностью —  значит у тебя в груди бьётся живое сердце, значит оно сможет отзвучать на сокровенные слова о жизни Космоса.
 

== Нил Армстронг (1930-2012).

Я уверен, что число ударов сердца каждого человека сочтено ещё при рождении. Я не хочу знать, сколько сердцебиений у меня в запасе. Я лишь хочу прожить жизнь, в которой каждый удар сердца — это удар колокола.


== П.А.Флоренский (1882-1937). Завещание. 1922.

Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звёзды или на лазурь днём. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.


== С.А.Есенин (1895-1925). Пасхальный благовест. 1914.

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздаётся голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.


== Игумен Владимир Соколов (р. 1934).

Каждый удар колокола отражается в вечности: он слышен и на земле, и на небе.


== А.Ярешко. Краткий курс обучения православному колокольному звону. 2003.

Благовест — исторически изначальный вид звона, и его название не случайно. Благовестниками в первенствующей церкви назывались особо избранные люди, которые посылались в разные места для евангельской проповеди. Поэтому колокольный благовест по церковному словарю — это добрый вестник, сообщающий всем, что в церкви Божией готовится совершение Божественной службы. Он представляет собой мерные, то есть равно длительные удары в один из больших колоколов. Благовест совершается следующим образом: сначала три редких удара до затухания звука, а затем мерные удары в спокойном темпе. В соответствии с видом богослужения он может быть праздничный, полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный). Несмотря на кажущуюся простоту, благовест требует определённых навыков, главный из которых — умение держать постоянный ритм, не нарушая его темпа. Опытный звонарь работает как метроном (который, кстати, при выработке начальных навыков игры можно использовать в обучении). Звучит благовест, как правило, 10-30 мин. в зависимости от дня службы, места расположения церкви и других обстоятельств. Удары благовеста являются главным организующим элементом для последующих звонов, создают их ритмическую основу. У больших колоколов по великим праздникам применяется благовест в оба края, который исполняют один или два звонаря. Это требует выработки особого умения синхронной работы обеими руками у одного звонаря или при помощи тяг (канатов) — у двух и более звонарей. Не менее важно для звонаря найти оптимальную силу удара, при котором колокол поёт.


== А.Н.Радищев (1749-1802). О человеке, о его смертности и бессмертии. 1792-1796.

Благогласие проистекает из сравнения простых звуков, а соразмерность из сравнения разных неправильных частей; ибо не имеют ни одинаковые звуки благогласия, ни отделенные части соразмерности; следовательно, благогласие и соразмерность основание свое имеют в сравнении. Но где в природе существует оно, где может существовать, разве не в душе? Что есть оно, разве не действие мысленныя силы, и может ли оно быть действие чего другого? Нигде всемерно; ибо звуки сами по себе следуют токмо один за другим; в строении камни лежат токмо один возле другого, существуя каждый в своей особенности, имея бытие отделенное; а благогласие и соразмерность суть принадлежности мысли, понятия отвлеченные и без мысли бытия не были бы причастны. Но не токмо благогласие и соразмерность, но красота, изящность всякая и самая добродетель не иначе как в сравнении почерпают вещество свое и живут в мысли.


== Н.В.Гоголь (1809-1852). Выбранные места из переписки с друзьями. 1846.

Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.

У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может ещё позабыть наше ухо; этот густой, как смола или струя столетнего токая, стих Пушкина; это сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий, как луч, в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, как мёд из горного ущелья; этот лёгкий воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжёлый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, — все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле.

Благозвучие не так пустое дело, как думают те, которые незнакомы с поэзией. Под благозвучие, как под колыбельную, прекрасную песню матери, убаюкивается народ-младенец ещё прежде, чем может входить в значение слов самой песни, и нечувствительно сами собою стихают и умиряются его дикие страсти. Оно так же бывает нужно, как во храме куренье кадильное, которое уже невидимо настроет душу к слышанью чего-то лучшего ещё прежде, чем началось самое служение. Поэзия наша пробовала все аккорды, воспитывалась литературами всех народов, прислушивалась к лирам всех поэтов, добывала какой-то всемирный язык затем, чтобы приготовить всех к служенью более значительному.

———
Небольшой комментарий к подборке. Очевидно, что через нее раскрываю контекст слова "благозвучия" и непосредственно связанного с ним слова "благовест".

Попытки создать такую подборку прямыми запросами через поисковики приведут к наличию огромного мусора, продираться сквозь который крайне непросто и неэффективно.

Есть другой путь. Проект Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН. Он называется   Национальный корпус русского языка. Там проиндексированы значимые произведения.

Далее изучается контекст, и цитата уточняется (расширяется) уже за счет дополнительного поиска (раз известны произведение, автор и год издания).

Для этих слов, полагаю, собрана исчерпывающая коллекция (исходя из текущего состояния корпуса документов).

http://www.ruscorpora.ru/new/