По вопросу морфемного разбора слова песенка

Максим Денисович Золотарев
Вашему вниманию представляется лингвистическая статья по довольно спорному вопросу морфемного разбора слова «песенка», ибо здесь я рассматриваю версии разбора из сайтов в интернете, изучаю этимологию этого слова, и от противного, рассматривая версии сайтов, как неверные, доказываю их правдивость, после чего делаю совершенно отличные от первоначальных выводы. Далее следует небольшая предыстория к интересной лингвистической дискуссии. Затем содержание произведения представлено в виде диалога между тремя друзьями: Антоном, Димой и Максимом (мной).

В один прекрасный день, дату которого уже и не вспомнить, попалось Антону на уроке русского языка задание по морфемному разбору слов, где была та самая злополучная «песенка», ставшая моментально объектом сомнений и рассуждений. Он не знал, каков корень в этом слове, и обратился за помощью к достопочтенному преподавателю русского языка и литературы Геннадию Львовичу, о котором я знаю от его учеников равно так же, как и он обо мне. Удивительно, что обращение за помощью ввело его в раздумья, он, по словам Антона, и сам особо не понимал, какой им нужно выделить корень в этом слове. Позже мой друг обратился с этим вопросом уже ко мне. Благо я на тот момент уже разбирался в основах лингвистики, и мои знания помогли развить из какого-то никудышного словечка добротную гипотезу.

- Понимаешь ли, Максим, это слово вогнало Диму в серьёзные раздумья: он углубляется в материал, что-то вычитывает, рассчитывает, проводит какие-то анализы и т.п. Одним словом, кураж, – посетовал Антон.

- Что ж, давай разбираться, – отвечаю я, достав из кармана свой телефон (к слову, мы с Антоном тогда встретились в Краснодаре в одной славной кофейне, а Дима был на родине Антона – в Ростове-на-Дону). - Для начала нам необходимо обратиться к сайтам, которые публикуют морфемные разборы рассматриваемого слова.

- Они отвечают по-разному, Макс.

- То-то же, это говорит нам о действительно спорной лингвистической теме, которую мы должны решить, хотя бы попытаться. Смотри, сайт «kartaslov.ru» говорит, что «пе» - это корень, «сен» и «к» – суффиксы, «а» – окончание.  С «а» и «к» вполне логично, и спору не поддаётся. С корнем я согласен.

- А если «песен»? Откуда слово к нам пришло вообще? Может быть, и не «песен», а «пе», потому что есть слова, подразумевающие один и тот же процесс или его производные, где «сен» не существует и в помине. Но это же надо доказать.

- Хорошо, будем доказывать, – согласился с утверждением я. -  Но рассмотрим всё же другие сайты. О, «aznaetelivy.ru» считает «сен» вторым после «пе» корнем, что довольно странно, ибо между двумя корнями в русском языке должна быть соединительная гласная, а если не должна, то песенка явно не похожа на такие слова, как сумасшедший, вперёдсмотрящий, азотфиксирующий, авиабилет, семяпочка и т.п. Здесь, на мой взгляд, дело намного глубже и сложнее, ибо в сложных словах всегда можно различить два слова или приставку (по типу пост-, суб-, гипер-.) и корень, которые явно несут определённый смысл. А что такое «сен»? Денежная единица в ряде стран Азии, пара географических объектов, географическая приставка и имя. Хм, с песенкой это явно не связано, а значит, этот разбор неверный и отпадает. Смотрим дальше.

Сайт «vnutrislova.ru» считает, что «пес» - корень, а «енк» - приставка. Хм, вот это даже правдивее, потому что песенка – уменьшительно-ласкательное от слова песня, чему способствует суффикс «енк». Тогда назревает вопрос: «Откуда взялась буква с?»

- Вот я о том же! – воскликнул Антон. – Откуда эта с?

- Думаю, стоит покопаться в древнерусском языке, то есть уходить в этимологию слова – с предложением Димы сделать это я согласен. Только чуть позже.

- Ты уже много сайтов просмотрел. Что они все говорят?

- Они все такого же мнения, как и «kartaslov.ru», которое надо доказать. Если говорить об истории этого слова, то волнующим вопросом тогда задаешься: «Что раньше? Существительное или глагол?»

- Уже выяснили, что яйцо.
- Значит глагол?

- Получается.

- Словарь М. Фасмера утверждает, что от глагола «петь», который образован от древнерусского «п;ти», а тот в свою очередь от праславянского «*p;ti», который образован от праиндоевропейского «*poyH».

- Далеко ушёл, Макс. Слишком.

- Подумаешь, на каких-то несколько тысячелетий. Можно еще в праностратических и ностратических языках покопаться, потому что они, возможно, были связаны. Мы ж не линеар Б дешифруем, который просто не с чем сравнивать для дешифровки. У нас, посмотри, есть и этимология, и языки сравнения. Впрочем, мы отвлеклись.
- Согласен, продолжаем.

- Рассмотрим теперь ряд однокоренных слов в разных частях речи, связанных со словом «петь». Существительные: пение, песнь, песня, песенность, напев, отпевание. Прилагательные: певучий, певчий, песенный, распевный. Глаголы: петь, певаться. Казалось бы, везде есть искомый корень «пе», что даёт нам основания сделать заключение, что «пе» корень. Но «сен» тогда что, Антон?
- Суффикс, который очень редко встречается в русском языке. По-моему, только в песенке, песеннике, песенности и т.п.

- Да, Антон, ты прав. Я только что это проверил.

- Значит, правильно мы думали. Надеемся, что так оно и есть. – заключил Антон. – Не забудь потом рассказать это всё Диме.

- Конечно, а то жалко его, бедолагу… Антон! У меня появились другие мысли.

- Ну-ка, выкладывай.

- Мы задавали вопрос, мол, откуда взялась эта «с». Мне кажется, что она образовалась не потому, что так сразу придумали. Возможно, её стали в слове песнь говорить для удобства и разделения от других слов, например, пень. Опять же надо уходить в древнерусский язык, на котором пень будет «пьнь». С другой стороны, в слове «песнь» С появилась еще в праславянском, звучит «*p;snь». Хотя это лингвистическая компаративистика, которая занимается реконструкцией праязыков, не имеющихся на каких-либо носителях, т.е. она не дает сто процентную гарантию того, что это слово звучало так на определённый период времени. Может, это слово звучало по-другому. Особенно это становится понятным, когда смотришь на слово «петь» на праиндоевропейском . Вообще не похоже на «петь», а значит, песнь того далёкого времени могла сильно отличаться от времен праславянского. Сам понимаешь, язык динамичен.

- Это понятно.

- Можно предположить, что в слове «песнь», если его сравнивать с другими однокоренными словами, «с» является как бы гуляющей согласной. Такое в русском языке встречается довольно часто, когда обычно в корне появляется буква, которой во многих словах с этим корнем не было. Вполне возможно, что сработала на момент преобразования этого слова из праиндоевропейского в праславянский грамматическая аналогия – понятие очень интересное и настолько вездесущее, что ты и сам не замечаешь, как она иногда срабатывает.

- Что это такое, Макс? Я ж не все тонкости лингвистики знаю.

- Простой пример из моего любимого «Энциклопедического словаря юного филолога»: маленькие дети в общении между собой говорят вместо «плачу» – «плакаю». Это происходит потому, что «плакать» очень схож с глаголами читать, работать, ломать и др., которые при спряжении дают другие окончания, отличные от окончаний глагола плакать. Работает аналогия на подсознательном уровне, когда у нас выстраивается строение слова по некоему шаблону из группы часто употребляемых слов. Вполне вероятно, что на момент преобразования слова «песнь» в праславянском языке уже было какое-то одно, если не больше, слово, которое послужило моделью для изменения старого. Это отрицать нельзя. Поэтому и появилось это «сн» в словах песнь, песня.

Антон сиял улыбкой.

- Неплохо, очень неплохо. Спасибо, Макс, что высказал свое мнение, обязательно донеси его до Димы, иначе он не успокоится.

- Да ладно тебе! – рассмеялся я. – Всё ему расскажу, не переживай.

Через пару дней я уделил разговору с Димой немало времени, разъяснив полностью свою позицию. Самое интересное, что пока я шёл домой и высказывал все свои мысли, у меня получилось развить другую, не менее интересную идею. Я высказал целую гипотезу по морфемному составу слово «песенка», чем был очень доволен.

- На мой взгляд, Дима, «пес» - корень, «ен» - суффикс (на тот момент я почему-то решил так называемую, гуляющую согласную отнести к корню). Мы рассматриваем однокоренные слова, которые больше всего совпадают со словом «песенка» по буквам, т.е. слова «песня, песнь, песенность». Везде среди них есть сочетание «песн», либо «песен», где буква Е обязательна, ибо говорить слово «песнка» довольно неудобно. Исходя из этого, можно утверждать, что буква С входит в корень слова, ибо при её отсутствии теряется смысл слов, что противоречит определению суффикса, к которому многие сайты причисляют С из знакомой нам морфемы «сен».

- Интересно и познавательно. Значит, Геннадий Львович был прав, считая «пес» корнем слова. У меня была более безумная гипотеза, что мы наблюдаем с этим словом переразложение, изменение морфемного состава слова, когда суффикс с корнем или два корня сливаются в одну морфему (к первому предположению Димы мы еще вернемся, а второе я опровергал в самом начале, говоря о невозможности существования не имеющих смысла морфем в качестве двух одинаковых  в одном слове, а затем их дальнейшего слияния в одну). Твои рассуждения более, чем логичны. Единственное, что я не понял, это тот момент, когда ты говоришь, что Е нужна для удобства, затем С нужна для удобства и примеры с пнём.

- В нашем случае С нужна тоже для удобства. Изначально нам необходима была эта С, ибо мы не могли сказать «пеня, пень» (вполне возможно, что они могли в прошлом что-то значить отличное, чем нам привычный пень). Песенка, сам должен понимать, - уменьшительно-ласкательное от слова песня. Сначала у нас образуются простые слова, а затем уже их теснят всякими формообразующими морфемами. Логично? Очень даже. Если смотреть дальше, то существование Е могло быть и спонтанным, не считая того, что она входит в суффикс «енк». Можно предположить, что Н входит в корни слов «песня, песенка, песнь», потому что Н не выпадает при склонении и образовании множественного числа, в общем, она находится в неизменяемой позиции, она всегда на своем месте. Н есть также в слове «пение», которое обозначает процесс, когда  «песня, песенка, песнь» - продукт от глагола «петь». Это хоть и слабо, но подкрепляет положение Н в корне слова. Мы должны понимать, что убери из этих слов общепринятые суффиксы, мы не получим существительного, обозначающего продукт, ведь в словах «песнь, песня» суффиксом является «сн». Это нам говорит о том, что существительные были образованы суффиксальным способом от глагола еще в давние времена, но если когда-то это были свежие слова, которые должны были прижиться в лексике языка, то сейчас они автономны. Эти существительные независимы от глагола, они совершенно привычны для нас в лексике и укреплённые в их морфемном составе суффиксы, без которых теряют смысл наши существительные, уже можно смело считать корнем, от которого суффиксальным способом образованы прилагательные и наречия. Аналогично с морфемой «пев» в словах «припев, запев, отпевание», которую тоже можно считать корнем.

Подытоживая, я предлагаю в связи с нахождением мною компромисса в этом лингвистическом споре отныне в слове «песнь» и его производных считать корнем «песн», в слове «песенка» корнем считать «песен». Во всех однокоренных словах, где есть морфема «пев», корнем  и считать эту морфему. Пока же я склоняюсь к самому логичному, на мой взгляд, из предложенных сайтами разборов, где «пес» является корнем слова, «енк» - суффиксом, «а» - окончанием. Много доводов можно привести в подтверждение моего компромисса, а значит, я предлагаю решение проблемы, подкрепленное аргументами.