Об Игре в бисер в современности

Владислав Лебедько
1.

Спасти человечество от самого себя способна только Игра в бисер!
Всякая другая деятельность (в том числе и игра типа актерской и т.п.) бестолкова и бессмысленна.

Игра в бисер - не труд, не долг, не политика, не религия и даже не искусство. Игра в бисер (по определению Г.Гессе, данному им в книге с идентичным названием) напоминает «орган, чьи клавиши и педали охватывают весь духовный космос». Играя на нем, можно «воспроизвести все духовное содержание мира». Каждая партия является последовательным соединением, группировкой и противопоставлением концентрированных идей из многих умственных и эстетических сфер».

Суть Игры — в ее элементах, в этих самых «концентрированных идеях». Это выпаренные в ходе Misterium conniungtion иероглифы культуры. Можно, скажем, представить партию, развивающую сквозь века и культуры мотив юродства — от греческих киников, дзенских учителей и хасидских цадиков к Ивану Грозному, Хлебникову, Жириновскому, и доходя до вечернего Урганта или Соловьева, выступления Трампа перед конгрессменами, инаугурации Зеленского или выпадению из окна квартиры внука Никиты Михалкова фотомодели Пунтус.
Однако, линии преемственности от одного к другому существенно нелинейны. Мы можем, опираясь на аналогичную в математике процедуру взятия интеграла из квадрата модуля волновой функции (определяющей плотность вероятности того или иного события в определенном интервале - например интеграл берется с нижнего предела 14 мая 1419г - начало гуситских войн в Чехии до верхнего предела 11 июня 2019г - освобождение из-под стражи журналиста Ивана Голунова) с полной ответственностью найти вероятностную траекторию, соединяющую момент ослепления предводителя гуситов Яна Жижки с моментом, в который Виктор Васнецов завершает писать фигуру самозабвенного трубача на знаменитой картине "Акробаты в окрестностях Парижа" и далее, подвести игрока к моменту, когда 9 июня 2019г в Гонконге около миллиона человек вышли на улицы для участия в акции протеста против нового законопроекта об экстрадиции.

И это отнюдь не бред, и даже не курёхинщина! Это Игра в бисер! Доказать причастность этих, на первый взгляд, не связанных между собой событий одному смысловому полю не представляется сложной задачей. Вопрос - зачем нужна столь витиеватая эквилибристика? И вот в ответе на этот вопрос мы можем отыскать ту самую формулу, которая и поможет человечеству (или хотя бы отдельным его представителям - Игрокам) спастись от собственного идиотизма и поклонения хитрому и опасному божеству, маскирующемуся под т.н. "здравый смысл". Это подобно развилке между 0 и 21 Арканом Таро (в марсельской Традиции, идущей, по сути от самого Гермеса Трисмегиста), где занесший ногу над пропастью Дурак (0) падает и разбивается, а Безумный (21) воспаряет над идиотизмом мира "машин желаний намертво зафиксированных телом без органов" (сиречь тех людей, кто предельно серьезно относится к собственной личности, а, стало быть, с удовольствием дает себя поймать Системе и прописать во все возможные реестры во всей скудости своих поз и сопряжений).

Как же осуществить невообразимый скачок от дурака к Безумному? - Игрой в бисер: сопрягая явления и события истории, философии, культуры, естественных наук, экономики, политики, шоу-бизнеса, блогосферы и т.п. в номадические смысловые гирлянды, создающие новейшие мифологеммы, попирающие "здравый смысл" им же самим - с другой стороны, не вовлекаясь в шизофрению, глупое позерство и обесценивание нравственных императивов. Пройти по краю интеллектуальной, эмоциональной, энергетической, событийной и ценностной структуры бытия, дабы вывернуть себя из глупости и лжи Разума, зацементированного Мороком, к целительному Безумию - тому, что только и может дать шанс к пробуждению от Морока.

2.

Нет, мы не будем заниматься продолжением акробатических попыток покрыть математическими формулами гольдберг-вариации И.Баха, вослед за обитателями "духовной провинции Касталия" - на то она и провинция, и интеллектуальные ритуалы могут быть весьма изящны, но в наше время они лишь усугубят служение коварному богу Разуму, почти полностью поработившему человечество.

Не воспоследуем мы и славному абсурду Сергея Курёхина, доказывая, что Ленин не только гриб и радиоволна, но даже, к примеру, еще и прямое воплощение шумерского бога по имени Энлиль (кроме семантического созвучия при перестановке пары букв, он еще и "властитель мира, предводитель всех внешних сил, устроитель гибельного потопа и смотрящий за царями, карающий царя за пренебрежение к древним праздникам и постоянным жертвам") :)) или что некий злой гений человечества Фаркос, который "из остатков печени школьного учителя он сделал специальную колбаску, способную вызывать оргазм у неживой материи". Все это, конечно, достаточно абсурдно, но вот так сразу, без многолетней подготовки, мы с вами вряд ли подобную колбаску слепим, и покамест, неживая материя вряд ли переживет оргазм - дай бог, чтобы живая хоть изредка переживала оный!)

Мы, в ходе наших игр в бисер, займемся:

в самом непосредственном опыте лабораторного производства смыслов и ценностей и вбрасывания их в т.н. "согласованную реальность", путем создания и усиления цепочек событий и феноменов культуры (подобных описанным в ссылке выше), выделением новых "фигур из общего, захламленного донельзя фона" что и является процессом "созидания Души" (как это называл Дж.Хиллман) или исцелением дискурса Безумием.

Драматизм человеческого бытия являет себя, прежде всего, в том, что мы на 90% и более живем в регистре Воображаемого. Стало быть, в неком Вымысле, а Вымысел может быть возвышающим и исцеляющим, а может - отупляющим и омертвляющим.
Тот же Дж.Хиллман утверждал, что история личности (фактологическая: родился, женился, украл-выпил-в-тюрьму, украл-выпил-опохмелился, помер) и история Души имеют очень малую поверхность соприкосновения. Допустим, сегодня между 18 и 19 часами вы вышли из дому, пересекли двор, вошли в магазин "Пятёрочка" и пошарив по полкам, кинули в корзинку нарезку колбасы и половинку булки, отстояли очередь в кассу, приложили кредитку к аппарату, запихнули колбасу и булку в пакет и направились восвояси. Это - история фактологическая, но, бьюсь об заклад, - в этом процессе вы присутствовали лишь поверхностно (хотя, даже если бы проживали бы каждое из этих действий тотально, это все равно происходило бы в регистре Воображаемого - но это большой и нудный разговор, и я оставлю его на неопределенное "потом"). Однако! - В то же самое время вы могли вспоминать обрывки сна, терзаться сомнениями - в каком платье идти на свидание, отчитывать почем зря правительство ушедшее давеча в отставку, переноситься к теплому морю или представлять улицу, покрытую уютным искрением свежего снега, и много чего еще. Это уже история Души - причем, тоже большей частью бестолковая...

Точно также мы можем рассматривать и историю мира как совокупность некой (кстати, постоянно переписываемой в угоду зеленым бумажкам, золотым слиткам и черному мазуту) фактологической истории и - истории Души - огромного Сновидения коллективного бессознательного (или чего еще там). У каждого участника невеселого Сновидения (ну, не у каждого, а у того, кто наберется дерзновения стать Игроком) есть полное право сделать его более веселым. ЭТИМ МЫ С ВАМИ, СОБСТВЕННО, и будем заниматься!))

3.

Пример партии Игры
Нам нужно будет связать в единую смысловую гирлянду несколько событий и явлений в интервале от 1240г. до 1914г.
В этой цепочке будет
1. Завоевание у мавров в 1240г острова Пальма Мальорка тамплиером высокого градуса посвящения по прозвищу Хорхе-завоеватель и, одновременно, в ходе этой операции, налаживание связи с маврами, владевшими определенными знаниями,
2. Два органных произведения одного композитора до-Баховской эпохи,
3. Малоизвестная роль В.Шекспира в шпионской деятельности (как агента под номером 006) при дворе английской королевы и его тайные визиты к другому агенту (007) Джону Ди в Прагу,
4. Установление князем Трансильвании Дьёрдем (Георгием) Ракоци т.н. Линцского мира с императором Священной Римской империи и венгерским королём Фердинандом III Габсбургом в 1645 году,
5. Написание в 1799г. Франсиско Гойей картины "Сон разума порождает чудовищ",
6. Сказка А.С.Пушкина "О мертвой царевне и 7 богатырях", написанная в 1833г.
7. Убийство 28 июня 1914 года в Сараево эрцгерцога Фердинанда членами организации Млада Босна (под кураторством тайного общества Черная рука), после которого была развязана 1 Мировая Война.

Объединив эти 7 событий и явлений, мы создадим в Истории т.н. Мировой Души (она же Anima Mundi, она же, в некотором смысле - коллективное бессознательное) небольшой фрактал. Существует вероятность, что для участников вебинара (даже тех, кто прослушает его в записи) таким образом откроется возможность хотя бы кратковременных путешествий (пока, конечно, далеко еще не в абсолютной полноте присутствия, но хоть как-то) в близлежащие (за порогом нашей т.н. "согласованной реальности" эвереттовские миры (миры Мультиверсума). Сам такой прецедент может быть крайне интересен и полезен. И, ежели это произойдет, мы с вами получим ключи для дальнейших и уже более мощных партий Игры.

Будет сложно, слабонервных прошу воздержаться.