О единстве наук о природе и человеке и о социальн

Игорь Ерошенко
Ерошенко И.П., Ерошенко Т.И.       
О единстве наук о природе и человеке и о социальной борьбе, соответствующей    
                природе человека
Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука. 
                Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 42. С. 124.
      Процесс слияния науки о природе с наукой о человека и будет означать вступление человечества реально в свою человеческую историю. Пока слияния не произошло. Есть только предпосылки появления такой тенденции к слиянию. Они были замечены Марксом. Само учение К. Маркса его последователями рассматривалось как наиболее близкий к идеалу науки образец. На этой основе выросла тенденция идеализации этого учения, а в тех странах, где к власти удалось прийти его наиболее ортодоксальным сторонникам и догматизация этого  учения. Догматизация учения реально, по нашему мнению, помешала правильно разобраться в сути череды революций, которые произошли в ХХ веке, особенно тех, во главе которых встали коммунисты. После первой и второй мировых войн.
     Оглядываясь уже из двадцатых годов ХХ1 века назад, мы, имеем право, предположить. что революции, которыми руководили коммунисты в ХХ веке, вопреки их субъективному представлению, о том, что они руководили именно социалистическими революциями, объективно таковыми безоговорочно не были. Да, они не были похожи на классические буржуазные революции на Западе, которые возглавляли представители различных слоёв буржуазии (мелкой, средней, крупной), опиравшиеся на основную массу третьего сословия – крестьянство и ремесленников.  Гегемония каждого слоя накладывала свой отпечаток на революционные события. В конечном итоге доминирование оказывалось в руках крупной, а иногда революции вступали в полосу политических компромиссов между буржуа и дворянством, и застывали («славная революция» в Англии).
   Целый ряд  революций на Востоке в ХХ веке возглавили представители части интеллигенции, которые по проекту Манифеста Коммунистической Партии (1848) перешли на позиции трудящихся (рабочего класса). Но рабочий класс в странах Востока на тот момент был относительно немногочисленным, а основная масса трудящихся была крестьянской. Во всяком случае коммунисты вынуждены были опираться в значительной степени не на железные батальоны пролетариата, а на подверженные колебаниям группы мелких хозяйчиков: крестьян и ремесленников…  Национальная буржуазия политически была слаба или, в связи со своим компрадорством, не везде успешно смогла возглавить антиколониальные и одновременно антифеодальные революции. 
   Коммунисты, конечно, пытались придать процессам в руководстве, которыми они оказались под воздействием интеллектуального и морального содержания марксизма, как им казалось, социалистические формы, но часто обнаруживалось их преждевременность (ошибочность): «военный коммунизм» в России, «культурная революция» в Китае и т.п.. И это приводило порой к серьёзным проблемам в экономике и политике, руководимых им стран.
   В связи с этим, может быть, эти революции правильнее назвать «предсоциалистическими» т.е. такими революциями, которые объективно не к социализму общество готовили, а только к возможному состоянию перехода общества к социализму, особенно в духовной сфере (науки, образования, культуры), хотя и здесь ими допускались серьёзные ошибки, в частности, в отношении религии.
   Общества, возникшие на базе таких революций в некоторых странах, можно назвать предсоциализмом (ранним социализмом). Рабочий класс Запада представил свой вариант «предсоциализма», а именно «социальное государство», которого он добился не только благодаря своей борьбе, но и влияния примера стран раннего социализма.
     Предсоциализм и социальное государство означают не конец социально-классовой борьбы за реальный гуманизм, а её продолжение в форме, соответствующей природе человека разумного. Главным оружием в такой борьбе становится сила духовного воздействия, сила знания.
    На самом деле социализм/коммунизм/реальный гуманизм, вероятно, может быть созидаем только в условиях интенсивного развития мирной духовной революции. Эта революция в действительности является более масштабной мировой общечеловеческой антропологической, и начало её, видимо, следует отнести к осевому времени, т.е. 800 – 200 г.г. до до нашей эры, по Ясперсу, И с того времени она продолжается во всём мире. Она не совпадает с многочисленными социальными и политическими революциями, движениями.  Они лишь отражение приобретённой ею, духовной революцией, глубины в разных странах и континентах. Технологические, социальные и политические революции готовят материальную базу под обеспечение условий более эффективного развития непрерывной духовной революции, осуществляемой развитием и распространением знания. Духовная революция – это и есть совершенствование и самосовершенствование человека и человечества.
   На самом деле духовное оружие всегда использовалось людьми. Но оно внешне выступало в качестве дополнения к основному его (оружия) материальному воплощению в силе вооружённых людей. Мы верим в возможность существования такого социума, как пространства человека (антропологического пространства), в котором использование оружия в социальных конфликтах перестанет быть необходимостью.  Ранние социалистические государства продемонстрировали драматической своей историей не только начало борьбы за социализм, но и начало борьбы за пространство без войн.
   Действительно демократической и патриотической части элиты (левопатриотические и другие силы) России, страны, вступающей в данный момент в достаточно сложные объективно необходимые социальные повороты, следует учесть опыт революций и войн ХХ века, и показать миру образцы возможного ведения социальной борьбы без применения оружия.