Мы защищали Отчизну война глазами командира взвода

Андрей Объедков
Ещё будучи школьником я занялся поисковой работой о жизни и творчестве поэта-фронтовика Василия Михайловича Кубанёва. Будучи внештатным корреспондентом многих газет и журналов, в том числе и центральных, я опубликовал много материалов о Великой Отечественной войне. Зная моё увлечение и интерес к краеведческим находкам, двоюродная сестра, заслуженный учитель профтехобразования Российской Федерации Людмила Ивановна Караченцева из Ростова-на-Дону передала мне дневник военного времени отца своего мужа и разрешила использовать его для любых публикаций. Я как всегда с трепетом держал в руках такую реликвию, тем более она касается обороне столицы в Великой Отечественной войны – моего города Москвы, в котором живу с 1999 года.
Но прежде, чем поведать о содержимом дневника, немного расскажу о том человеке, который делал там записи, хотя биографические данные скупы, так как взяты из выписки из военного билета офицера запаса Вооружённых сил СССР  ДЖ № 241252 Караченцева Василия Иосифовича, личный № Д 228986.
Родился он 26 февраля 1920 года, проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР с 27 июля 1941 г. по 1 июня 1970 г. С июля 1941 года по июнь 1942 года служил рядовым и на должностях сержантского состава, с июня сорок второго по сентябрь сорок седьмого – командир взвода, с сентября 1947 по сентябрь 1951 г. – слушатель ВВПИ. Далее Караченцев В.И. был инструктором отдела пропаганды и агитации Политотдела Армии, начальником дивизионной школы партактива, пропагандист политотдела дивизии, корпуса, инспектор отдела общеобразовательных школ группы войск,, наконец, старший инспектор отдела пропаганды и агитации Политуправления округа. Закончил службу в звании подполковника. Жил после демобилизации в городе Ростове-на-Дону, где и умер 9 апреля 1985 года.
Всем известно, что первые месяцы Великой Отечественной войны складывались для Советского Союза не вполне удачно. И на первой странице блокнота Василием Иосифовичем написана цитата неизвестного автора: «Никакая битва не проиграна, если от неё не отказался полководец».
Первая запись В.И. Караченцевым сделана 28 ноября 1942 года, когда он служил уже командиром взвода:
«18 месяцев войны. 18 месяцев мы защищаем свою будущую жизнь, мы защищаем свою честь – честь русского человека, никем непокорённого!
Глухим и мрачным отзвуком в душе русского отзываются эти 72 недели войны. Пережиты дни, когда как молотом по голове, ударяли по сердцу сообщения о сдаче нами городов.
Русский человек был угнетён этими сообщениями, но он не сдался, он жил, он работал, он готовил удары по врагу.
Как и в годы гражданской войны, Сталинграда не сдал русский человек, несмотря на чрезмерные натуги Гитлера. Русский человек жил в эти дни думами о Сталинграде, а Сталинград боролся, ждал помощи. Он её дождался, помощь пришла. И свободней вздохнул русский человек, когда пришли вести о разгроме немца под городом-героем.
Крупные группировки немцев сейчас окружены, сжимается кольцо наших частей.
Северо-западнее Сталинграда, в излучине Дона, на западном берегу не осталось немцев, они на восточном берегу. Гитлер бросает подкрепления к отступающим частям, он организовывает оборону. Это хорошо, это ослабляет немца, это создаёт условия для успеха на других участках фронта. Ожидается наступление на Центральном фронте. В район Сычёвка-Зубцов приехал генерал армии Жуков. Это он организовал оборону Москвы, это он в августе этого года организовал разгром на Западном фронте.
Успехи наших войск под Сталинградом должны дать основательный толчок нашим союзникам.
Союзники подтягивают и концентрируют людей и технику на подступах к Бизерте и Тунису. Скоро и здесь разразятся сражения /!/
8 армия в Ливии пока приостановила продвижение. Это и понятно. Нужно пополниться людьми и техникой.
На полях уже дюжий снег.
Сегодня уже приятно поиграл в снежки. Шли из кино. Красноармейцы впереди. И я первый осыпал снегом впереди идущих. И вот они меня и начали засыпать. Приятно. Но… всё же, больно осознавать – ко мне официальное отношение.
Сколько во мне этот вечер пробудил силы, сколько воспоминаний…
Институт. После бала идём к метро я, Э., Галя и другие. Сколько смеха, веселья, не хочется расставаться с ними, хочется ещё быть на морозе.
Когда ещё будет так?
29 ноября.
Сегодня сердца русских людей ещё трепетней начались биться от радостных известий. Наши части перешли в наступление на Центральном фронте. Перерезаны железные дороги Великие Луки – Невель, Великие Луки – Ново-Сокольники, Вязьма – Ржев. Десять тысяч убитых гадов.
Давно бойцы этого фронта ждали приказ: наступать!
И вот с трепетом и волнением они выслушали чтение приказа и спокойно, и уверенно пошли на штурм немца. Укрепились немцы здесь, но наша прославленная артиллерия сделала своё дело. Наши Т-34 и КВ /танки – А.О./ увлекали за собой пехоту.
Прорыв совершён, наступление продолжается.
Союзники оттеснили фашистов к городу Тунис, от последнего находятся в 10 км.
2 декабря
Сегодня удачный день. Я предложил схему объединении т/а на одну трубку и сегодня же превратили её в жизнь. Опыт удался отличный.
Провёл занятия с рядовыми.
Ох, как слабы в практических вопросах женщины. Какие они характерные, когда они не знают! Пришлось действовать мерами воспитания, немного иного порядка, чем морально – уменьшение сна. Теперь я во всей полноте познал характер большинства женщин. Если говорить о совести, то не следует заходить далеко: один-два примера сразу раскрывают её.
Я даже сейчас не желаю об этом думать. Вот уже третьи сутки у меня дежурная смена. Орудуем только вдвоём.
Сегодня мне дали аттестацию на меня. Да, оценка моих способностей есть.
На фронтах – накопление сил. Погода способствует немцам, метель уже четвёртый день.
15 декабря.
Настроение не из удачных. Дела у меня складываются не хорошо. Старания большие, а результат – наоборот. С аккумуляторами меня «замучили». В частях сейчас дисциплина, как будто улучшается, но чувствуется, что люди разленились из-за того, что мало загружены.
Мелкие недостатки исправлять всего хуже. Лучше заново сделать. Я сейчас занимаюсь выучкой состава взвода. Женскому персоналу я перед началом каждого занятия говорю: «Тяжело в учении, легко в бою». Я этот лозунг привожу на каждом занятии. Особенно я люблю строевую и штыковой бой. Не мало усилий приложено, чтобы они полюбили эти предметы. Я ввожу на этих занятиях каждый раз элементы тактики /оборона/. Девушкам это очень нравится. Обижаются только на мою строгость. Я к ним предъявляю строгость не меньшую, чем к мужчинам. Потеют, выбиваются из сил, недовольны мною в момент занятия. Я к ним беспощаден. Но, когда объявляю об окончании занятия, то вижу их возбуждённые лица, глаза горят довольством, в общем рады.
Но как трудно привить им дисциплину. Они могут быть дисциплинированными только один день. Стоит допустить разговор с ними не на тему о службе, как всё пропало. Они забывают, что ты командир. Всё надо начинать заново.
15 декабря
Письмо от папаши! Чего может быть радостнее в эти дни?
Жив. Немного болен. Но самое главное – он существует. Он трудолюбив. Поэтому я не удивляюсь, что он представлен к награде. Работает он на полевых аэродромах.
Мамаша неизвестно где.
Сестра вышла замуж за Героя Советского Союза капитана Карташова. Но где он сейчас?
16 декабря
Становится не по себе. Нервное напряжение достигло у меня почти предела. Начиная с 8 ноября проверочные комиссии. А у военных проверочные комиссии не обходятся без неприятностей.
Сперва комиссия из полка. Проверяли боевую работу роты. Вслед за ней комиссия с фронта, а потом две: одна за другой комиссии со штаба ПВО территории страны.
Мне и командиру роты просто достаётся за каждую мелочь. Здесь в условиях Истры требуют иногда очень трудно возможного, не считаясь с тем, что в Истре никаких материалов не достанешь. По боевой работе рота и мой взвод оставили не плохое мнение. Здесь теперь обращают внимание на пыль.
В общем для молодого человека, способного здесь тесно. Здесь нельзя проявить свои способности полностью. Ибо здесь дело проходит в отсиживании. Занимаемся самообразованием.

На фронтах существенных изменений не произошло.
В Ливии войска Роммеля отступили от Эль-Азейлы.
Упустили юнкера. А можно было навести истребителя на него. Всё дело проиграно из-за неповоротливости. Послал истребителя по курсу в атаку по стреле. Но ведь это не радио! А радио не смогли во время запустить из-за того, что «не наш» истребитель, то есть не с аэродрома, с которым мы работаем. Вот неувязка в работе. С другого аэродрома самолёт и мы не можем с ним связаться, потому что не знаем его позывного.
Ах, жаль!
18 декабря 1942
Вчера снова был лётный день. Погода способствовала лётчикам. Снова курсом 90 со стороны Волоколамска вплоть до Москвы прошёл юнкер. Прошёл безнаказанно, точно так же, как и 4 августа, когда он прошил Москву. Истребители не были подняты. Сбросил две пачки листовок. Листовки упали немного южнее нашего района. Жаль, что не поднимают истребителей, когда это очевидно. За этот полёт, ясно, фашистский асс получил крест…
Вчера провёл занятие с девицами по тактике на тему: «Действия в наступлении». Этим занятием я ещё раз подтвердил своё стремление сделать из девиц выносливых бойцов. К конку занятия они обливались потом. У меня уже подмечено, что я организую любое занятие очень интересно. И здесь занятие прошло очень увлечённо.
Моя положительная черта в том, что я не гнушаюсь проводить занятие с несколькими бойцами. Из 32 человек у меня на занятиях – 7-9 девчат, остальные на боевой работе.
И я настолько привык к проведению занятий, что уже считаю, что всего лучше можно отработать тему занятия с таким количеством людей.
Уже уставшие, утомлённые после перебежек и переползаний, но довольные возвращались домой, как на полпути получили сообщение, что рота работает по положению № 1. Отдаю приказ: «На выполнение боевой задачи вперёд». Люди, понимающие важность приказания, моментально устремились за мной, но и оказались патриотами своего живота, сказав: «У меня болят ноги, я не могу бежать!» Моему возмущению не было предела. Это не красноармейцы, это шкурники, не желающие повредить своё здоровье. Да разве можно иметь сколько-нибудь сострадания к таким людям? Когда в бою идут в атаку с оторванной рукой, раненые продолжают вести огонь, указывая здоровым путь вперёд, на уничтожение фашистов.
А здесь? У меня просто нет слов, чтобы выразить свои чувства презрения к таким людишкам. А будут говорить я участник Отечественной войны!
На фронтах ведутся бои за укрепление своих позиций.
На ливийском фронте отступление войск Роммеля продолжается.
19 декабря.
Мягкая, зимняя ночь. Небо закрыто низкими облаками, но светло. Такая ночь навивает много воспоминаний.
…Порецкие: Сашка, Леонид…
Вот мы втроём пошли в ночной наряд. Наши ребята разбрелись по домам, на вечеринки, если танцы можно так назвать. Приказ по гарнизону разрешает находиться до 11 часов вечера на улице.
И вот мы решили кое над кем подшутить. Стрелять ночным патрулям разрешалось.
Один парень в своём увлечении одной женщиной дошёл до безумия. Мы его заметили на углу одной улицы. Двое из нас пошли в обход, Сашка остался по фронту. Когда мы подошли с тыла, а шли мы очень мало соблюдая правила маскировки, он не заметил нас и продолжал объяснение за углом дома. Он нас не узнал. Мы были малословны, повели их к коменданту младшему лейтенанту Зильмановичу. Он одного в пустой сарай, а другую – в другой. Ох, сколько было смеху, когда они шли по своим «отделениям». Мы разжалобились, в 4 часа утра сняли замки с их дверей.
А мы продолжали бродить до самого рассвета, какой хороший вечер был. Каждый из нас старался рассказать всё, что было лучшего в молодой жизни. Так было приятно. О сне ни один из нас не помышлял. Вот этот вечер и припомнил сейчас, когда я вышел на вечернюю прогулку. Я обошёл истринские развалины. Когда-то жизнь бурлила в этом городке. А теперь тихо, даже не услышишь лая собаки. Развалины покрыты снегом. Теплота октябрьской ночи навевает думы о приятном.
Как хотелось быть сейчас вместе с Э.! Говорить только хорошее друг другу…
Не думается сейчас. Я спал всего два часа сегодня. Преодолеваю себя с трудом. Время 24.00. Этот сигнал я принял по радио, приёмник работает громко.
22 декабря.
Вчера вечером для женского персонала сделал тревогу. Приказал одеться во всё обмундирование. За последнее время они очень «раздались» /поправились/.
Поставил задачу по преодолению большого оврага со спуском 70-75 градусов. Задача была практически выполнимая и близкая к боевой /это мне удаётся/.
И вот сигнал для выполнения задачи подан. Мои женщины устремились вперёд. Я достиг своего КП /контрольного пункта – А.О./. Как только они достигли оврага, то им была поставлена новая задача. Снег рыхлый, глубокий. И вот по склону с пустым мелким кустарником в темноте начался подъём, штурм высоты. До меня доносилось тяжёлое дыхание. Наконец на противоположной стороне оврага показались силуэты бойцов. Как только они достигли площадки, то моментально валились от усталости. Вот группы соединились, и им была поставлена новая, не менее лёгкая задача.
Спуск прошёл веселее. Они, можно сказать, спускались сидя. Тяжёлое дыхание указывало на большую работу мышечной и сердечно системы.
Когда они достигли моего КП, им казалось, что учение на этом закончится. Но нет, надо было ползком в снегу преодолеть полосу. Уже обессилившие они принялись выполнять это приказание.
Полоса преодолена, и атака, уже совсем обессилившие.
Градом по лицу пот.
Уставшие, но довольные занятием, женщины принялись за очистку от снега обмундирования.
27 декабря 1942 года.
Наши войска продолжают наступление. Миллерово окружено. На карте явно можно угадать направление удара наших войск. По-видимому, за зиму освободить Донбасс – Ворошиловоград на пути движения наших войск. Затем – Ростов.
Этим самым мы отрежем южную группировку немцев. Под Сталинградом окружённые части немцев подвергаются уничтожению.
На нашем фронте погода не лётная, но когда в небе нет облачности, то наверняка уже полетит немецкий асс.
В районе Нальчика наши войска продвинулись вперёд.
В Африке союзники пока концентрируют силы. Роммель продолжает отступать к Триполи.
30 декабря 1942 года.
Сейчас удалось поговорить с Н. Плохая слышимость, но ничего. Ведь с ней мы познакомились год тому назад в роте связи. Я был тогда помощником командира взвода у мужчин. Был немного я суров. Но музыка в то время на меня производила огромное впечатление, она будила меня, и я порою отдавался воспоминаниям об институте, о танцах, о работе в институте.

2 января 1943 года!
С НОВЫМ ГОДОМ, С ГОДОМ ПОБЕДЫ ВАСИЛИЙ ИОСИФОВИЧ!
Новый год я встретил хорошо, в Москве. Думал встречать вместе с Э., но увы и ах, так всё сложилось, что я её не предупредил. Приезжаю в Москву в 21.00. Звоню к ней на дом, нет дома. Я прозвонил знакомых, но не знал одного адреса.
Пришлось идти в другое место, к Соне, она мой старый друг, мы с ней как брат и сестра.
Пришёл, а они всей семьёй спят. «Приказал» поднять всех. Они, конечно, с радостью встретили меня. Побеседовали, вспомнили с Соней своё детство в Кисловодске.
В общем задушевно, весело прошла встреча Нового Года. Только у меня была грусть, пришлось уступить обстоятельствам, против желания. Но как хотел быть с ней!..
И вот утром я не отступаю от телефона, и вот в 2 часа дня появился знакомый голос. Приезжаю к Э. Взгляд тоски и грусти. Ей тоже хотелось быть вместе. Остальное время тоже прошло неплохо.
Итак, Новый год начался.
Наши войска продолжают развивать успех наступления. Взяты города Великие Луки и Элиста.
Пусть трепещут фрицы и немки. Это начался год, когда они за разрушенную счастливую нашу жизнь будут расплачиваться своей кровью. Пусть их постигнет возмездие русского народа!
С новыми победами товарищи по оружию!
3 января 1943 года.
Женский персонал отличается. Сегодня в казарме выстрелили, и лишь случайность спасла жизнь. Ох, эти женщины!
8 января 1943 года.
Наши войска продолжают развивать успех наступления.
На Кавказе заняты Нальчик, Прохладная, на фронте среднего течения Дона – Цимлянская, Котельниково. В районе Западнее Сталинграда окружено 22 немецких дивизии! Успех богатый. Если враг не сдаётся, его уничтожают. Уничтожить этих фрицляндцев!
Где мои родные сейчас? Получу ли я от мамаши известия?
11 января 1943 года.
Радостная весть, Кисловодск освобождён! С каким волнением я читал газету! Мне казалось, что я увижу страшное слово «развалины». Но нет, я прочёл «удалось спасти от разрушения лечебные учреждения и здания города».
Как обрадовали меня эти слова. Да и как можно представлять себе развалины Пятигорска, Кисловодска? Сколько санаториев, домов отдыха, сколько лечебниц!
Значит наши части сумели действительно внезапно выбить немцев из Минераловодской группы, только нет вот сообщения о занятии Ессентуков. Вероятно, немцы, попали здесь в мешок.
Теперь направление удара наших частей будет Армавир, Ворошиловск. Со стороны Сталинграда наши части подходят к стыку рек Северного Донца с Доном. Бои начинают носить упорный характер. Немцы успели окопаться. Нужно прорвать оборону ещё у Россоши на Ворошиловоград. Тогда немцам будет туговато.
Окружённые у Сталинграда немцы, очевидно, должны будут подыхать с голоду.
Получу ли я письмо от мамаши?!
Тринадцатое января 1943 года.
Освобождены ессентуки… О как я следил за всеми событиями на Кавказе!
Когда я проводил политинформации, то примерно указывал как будут развиваться бои. И я оказался прав. Из Нальчика наши части пошли на Пятигорск и Кисловодск. То есть Ессентуки оказались отрезанными. После боёв наши части овладели Ессентуками.
Теперь мысли сосредоточены на том, где мама и Валя? От наших что-то нет писем.
Говорил сегодня с Э. Ну почему она так мыслит в отношении меня? Как хочется знать её истинные чувства ко мне! Иногда мне кажется, что она хочет высказать мысли прямо, но воздерживается, а иногда слова ею сказанные, отделяют нас на далёкое пространство.
Она думает, очевидно, что если я работаю с девушками, то здесь и «романы» и всё прочее. О, если бы она поверила в то, что я говорю ей о тех девушках с которыми я работаю, если бы она ощутила бы ту обстановку, в которой приходится работать! Нет, она бы, конечно, не стала бы предполагать о том, что думает сейчас!
О, как я боюсь потерять дружбу с ней сейчас именно; тогда, когда я уже её узнал и оцениваю её взгляды на вещи, её опрятность, её душу! Таких характеров мало! И потому, что я теперь узнал женщин в обществе, общежитии, на работе, когда я встретил много характеров, для меня Э. Представляет большой интерес!
Девятнадцатое января!
Успехи наших войск.
Под Сталинградом окружённая группировка подвергается уничтожению. Планы Гитлера помочь окружённым, направлением им 6 дивизии, потерпели крах.
Воздушный путь тоже для немцев оказался не по плечу: 600 разбитых машин! Таков результат работы наших истребителей.
Немцы подыхают на морозе, от голоду. Питание для них дохлые лошади и собаки. Собаке – собачья смерть!
На Кавказе бои идут у Ставрополья и Невиномысской.
Под Воронежем наши части перешли в наступление и заняли Россошь, Валуйки, Кашенск, Миллерово. Много пленных венгров, румын.
Этими ободранцами немцы хотели завоевать Непобедимую Россию! Немцы выставляют этих скрипачей впереди себя, дабы сохранить себя! Всё- равно начало конца уже есть, гитлеровцы заметались как в клетке.
Под Ленинградом наши войска прорвали оборону. Блокада с Ленинграда снята. Ленинград получил питание!
Теперь бы союзники шарахнули бы где-нибудь.
Всё сильней нажимают на немцев наши воины, уже не подорвать этого благородного порыва в сердцах воинов. Слишком много страданий, которые выработали ненависть, непримиримую злобу против колбасников.
Наши войска в больших неудачах научились бить врага. Теперь пора и немцам узнать что такое советское окружение!
У меня одна мечта: узнать где родные?
29 января 1943 года.
Десять дней, как я не заносил строчек в «мою книгу». А сколько, и каких событий!
Уже освобождены Воронеж, Армавир, Сальск, Нефтегорск и много других городов и сёл.
Под Сталинградом в основном закончено истребление окружённых дивизий. Остались две группы: в северной и центральной части города, которые подвергаются уничтожению. Войсками воронежского фронта занят город и железнодорожная станция Касторная.
На подступах к Ростову немцы, очевидно, создали уже оборону. Продвижение наших войск отмечается только с юга: Кропоткин, Тихорецк.
Создалась угроза Харькову.
Успешное наступление наших войск создало благоприятную ситуацию для наших союзников.
В Касабланка /Северная Африка/ состоялось заседание, вернее, конференция генеральных штабов Америки и Англии совместно с Рузвельтом и Черчиллем. Был приглашён тов. Сталин, но ввиду большого наступления, которым он руководит, не смог быть там, но обо всём он был информирован. Конференция протекала в дружеской обстановке, результаты благоприятны. Заседания длились в течение 10 дней, где разрабатывался план борьбы в 1943 году.
Во всём этом чувствуется, что союзники готовят хорошую помощь для нас. Русские с облегчением и надеждой ожидают событий, ибо бремя, которое они несут, тяжело. Предстоят интересные события!
События сегодняшнего дня воодушевляют народ, армию для побед.

Вот уже год, как я работаю с девушками. И, увы, события приближающие конец войны, девушек не воодушевляют /не всех, конечно, а добрую половину/, а наоборот.
Для человека, работающего за освобождение Родины, приучившего себя к порядку, дисциплине и исполнительности, тяжело отмечать развал установленного порядка.
Я переживаю, мучаюсь от этого равнодушия девушек, никак не желающих понять, что дисциплина и учёба приближают конец войны.
Я у женщин познал очень много нехорошего. О, это для моего характера нехорошо, нехорошие отложения в душе.
Безукоризненна для них внешность! Внешность в буквальном смысле, а каково внутренне содержание у них?
Они хотят, чтобы о них говорили как о защитниках Родины, но как о них говорить, если они умышленно идут на преступления?
Сейчас они мечтают, как бы уйти из армии в гражданку. Для этого они отдаются при первом удобном случае, чтобы уйти по декрету. Другие свою дисциплину разматывают. Одна, например, заявила: «Я ни за что не буду стричься, пусть мне хоть 10 суток дают». Другая: «Я умышленно не отвечаю на занятиях, чтобы думали, что я ничего не знаю, ничего не понимаю». Так рассуждают большинство. Ужасно! Порою хочется взять «наган» и рукояткой избить таких защитников! Что предпринимать? Трудно сейчас ответить…
Первое февраля.
Успех наших войск необычаен. Взято в плен и уничтожено 330 тысяч фашистов, взято в плен 24 генерала, вместе с командующим Паулюсом, который за несколько дней до пленения получил звание фельдмаршала.
Сталинград полностью очищен от немецкой твари. Снова началась жизнь, жизнь залечивания ран, восстановления города-героя, города под стенами которого погребены сотни тысяч тех, кто хотел с налёта овладеть им. Не удалось! Хотя и были присланы лучшие дивизии «СС».
В истории военного искусства не было ещё такой победы, чтобы за полтора месяца обескровить такое количество войск, оснащённых современной техникой /трофеи: самолётов – 760, танков – 1 500, автомашин – 60 000, орудий – 6 500 и др./. Это поистине замечательно!
Автор разгрома т. Сталин, а претворили в жизнь этот замечательный план Жуков, Рокоссовский и многие другие наши советские генералы.
На Кавказе наши войска подходят уже к Краснодару, уже освобождены Майкоп, Тихорецк. Наши войска ведут бой /по нелегальным данным/ вокруг Ростова.
В самой Германии объявлена всеобщая /тотальная/ мобилизация. Гитлеровский официоз признал, что положение Германии катастрофическое. Что предпримет Гитлер? Он хочет всеми силами оттянуть свою гибель. В Косабланка состоялась встреча Рузвельта и Черчилля. Эта встреча заставила Гитлера задуматься. Сейчас Черчилль в Турции, очевидно, чтобы прозондировать почву с предстоящими событиями.
В личной жизни ничего интересного. Надели погоны. Мне кажется подходят.
11 февраля 1943 года.
Наши войска продолжают продвигаться вперёд. Уже совсем освобождён Сталинград. Наши войска подошли к Ростову, занят Волчанск, Чугуев. Харьков уже подвергается ударам наших войск. Курск освобождён. На юге идут бои около Краснодара. Немцам здесь путь отступления через Керчь и Новороссийск. Уже намечается удар по донбасской группировке. Очевидно, направление удара будет проходить на юг.
На центральном фронте без изменений. Здесь немцы по оперсводке сосредоточили 50 отборных дивизий. За последнее время сюда подбрасывают они отравляющие вещества. Наши войска зарываются в землю.
22 февраля 1943 года.
Успех приносит вдохновение. Воодушевлённые бойцы громят немцев. Уже освобождены Ростов, Харьков, Краснодар. Пробита оборона, наши части продвигаются к Днепру. Борьба за Донбасс. Завтра славный юбилей Красной Армии, народ от армии ждёт новых радостных вестей. Эти вести будут!
Получил телеграмму из дома: мама и Вася живы. Но как они остались там? Что осталось у них?
Суббота 6 марта 1943 года.
Очищение родной земли от немцев продолжается. На северо-западном фронте под командованием маршала Тимошенко очищены значительный участок Демьянск-Залучье. Впереди Старая русса. 16 армия потерпела ещё одно поражение. Вслед за этим участком наши части нанесли удар на Ржев. Над Ржевом красное знамя. Долго сопротивлялись гитлеровские гренадёры, но и им пришёл конец. Железная дорога «Москва-Ржев- Великие Луки» полностью очищена от фашистов. Этот участок для немцев теперь стал большой опасностью Немцы, конечно, постараются вернуть участки, ибо они считают их трамплином на Москву и Калинин. В Курской области взяты Льгов, Суджа, Орловской области Севск. Создалась угроза укреплённому участку Орёл-Брянск. К Брянску с севера на Юхновском участке наши части по неофициальным данным перешли укреплённую полосу. На юге, в Донбассе, наши части приостановили наступление. Здесь много соображений. Немцы успели организовать оборону. Они сопротивляются, переходят в контратаки. Наши части переходят в контратаки. Наши части подтягивают свои базы, пополняют технику и живую силу.
Союзники выжидают. Один английский деятель заявил: хотя настал и благоприятный момент, но ещё не в состоянии союзники выступить.
Мне кажется, что бояться. В Тунисе союзникам немцы закатили хорошую контратаку.
Из дома пока ничего.
Был у Э. Встречей остался доволен. Порою хочется пойти с ней…
28 апреля 1943 года.
Много изменений за один месяц. Фронт стабилизировался. Идёт подготовка к летней кампании. Обе стороны серьёзно готовятся. Идёт фронтовая разведка. На Кубани немцы пытались расширить плацдарм, ничего не получилось.
Сейчас немцы находятся на той территории, где они находились после 4 месяцев войны. Победа серьёзная. Наша армия дисциплинированная, чувствуется затаённая сила.
Сейчас стоит вопрос: кто первым начнёт наступление – немцы или мы?
Мне кажется, что начнут немцы. Для нас оборона – выигрыш, для немцев – ближе к поражению. Они не могут долго ждать. Экономические ресурсы не позволяют. Англичане и американцы методически совершают налёты на центры военной промышленности, дезорганизуют работу по снабжению армии.
В Тунисе близится развязка. Англичане горят отдать должное за Дюнкерк в Тунисе.
Доброе количество королевского флота «не позволит оттранспортировать войска и технику из Туниса. Немцы сейчас эвакуируют воздушным путём войска, но огромное количество истребителей союзников на пути уничтожают их.
Методическим бомбардировкам подвергаются города Италии, Сицилии.
Немецкая авиация не может оказывать серьёзного сопротивления бомбардировкам союзников, ибо основные силы немцы держат на русском фронте.
Да и притом англичане совершают налёты ночью, а американцы – днём. Затем мощно-вооружённые бомбардировщики вполне ведут борьбу с истребителями и расправляются с ними.
Кольцо вокруг Германии сжимается. Что предпринимает Гитлер? Но он готовится к очередному удару и думает, конечно, с выигрышем. Готовит удар с востока по Москве. Много авиации концентрируется на близлежащих аэродромах к столице.
 К линии фронта подвозятся химические вещества.
Намерения Гитлера в отношении ОВ серьёзны, ибо сперва Черчиль, а затем Рузвельт предупредили вновь, что в случае применения ОВ у нас на фронте на города Германии обрушится ответная кара.
Утопающий хватается за соломинку! Человеко-зверь способен на уничтожение народов!
Удар в спину нанесён нам сейчас поляками. Наше правительство прервало всякие отношения с Польшей.
Х               Х               Х
У меня в жизни не особенно интересно. Я удивляюсь тому, что у меня выбита инициатива, вернее сказать – убита.
В своей работе я скатился, сдал темпы. Бывший военорг факультета, не знавший препятствий и устали в работе, который добивался в работе неплохих результатов, о котором говорили, как о сильном работнике, теперь чуть ли не равнодушен к работе. Это плохо. И вся вина ложится на командира роты. Он не умеет руководить по военному. Его метод руководства не может принести больших успехов. Командир взвода не принимается за руководящую единицу, он служит штатной единицей, которую в любое время можно отругать при его же подчинённых, но ни в коем случае не поощрить.
Как перебороть себя? Как сделать, чтобы была дисциплина уставная? Чтобы обращались по инструкции, чтобы командира взвода считали основной единицей руководства. Мне одному не удалось сделать этого. Я не встретил поддержки. Я должен заставить себя встать на ноги, не обращая внимания ни на какие посулы старших. Но как трудно здесь!
Людей можно сделать дисциплинированными, если все начальники в равной степени требовательны. А у нас? За мою требовательность меня не уважают.
10 мая 1943 года.
В низовьях Кубани идут ожесточённые бои. Не смолкает бой орудий ни на земле, ни в воздухе.
В небе инициатива находится в руках наших лётчиков. Бои идут за город Новороссийск.
Всё чаще в газетах появляются сообщения о ведении химической войны.
Бизерта и Тунис захвачены союзниками. Войска держав оси прекратили организованное сопротивление.
11 мая 1943 года.
Почему от Э. я ничего не получаю? На моё письмо и телеграмму нет ответа. Неужели что-то произошло в наших отношениях? Чем я мог обидеть её?
Наши отношения?! А чем связаны мы с ней? Разве только на бумаге были высказаны свои чувства, которые принесли только огорчение для Э. Как мы не поняли друг друга в этих злосчастных письмах.
Сомнения! Ведь я всё время сомневаюсь, что Э. Ответит мне на мои чувства. Но как нехороша мысль, что мы не друзья с нею в полном смысле слова.
Почему я такой скрытный? Отчего я ни разу не высказал ей своих чувств, а ведь собирался! Всё принимал во внимание какие-то объективные вещи, которые удерживали меня от объяснения. Обидно за себя!
14 мая 1943 года
Наступление на Германию продолжается. На фронтах без существенных изменений.
28 мая 1943 года.
Эммы для меня больше нет. Кто причиной этому? 95 % моя вина. Это второй промах, но я не сожалею об этом сейчас, ибо я это уже видел после Нового года.
8 июня 1943 года.
Вот уже три дня как немецкая авиация в количестве по 50-60 самолётов летает к нам в тыл.
Сегодня в печати опубликовано сообщение о полёте немецкой авиации на город Горький. Сбито за два дня двенадцать самолётов. На фронте без существенных изменений.
Черчилль совершил секретную поездку по Северной Африке после США. Подготовка идёт.
Из дома пока ничего нет.
10 июня 1943 года.
Вчера была попытка полёта на Москву. Над столицей было до 5 самолётов. О потерях пока ничего. Но мне, кажется, очень мало поднимают истребителей, хотя их опыт сейчас гораздо богаче. Бомбардировщики заходили на Москву с юго-востока и с востока.
4 августа 1943 года.
Долго не записывал. А сколько протекло событий. После воздушных бомбардировок Ярославля, горького, Саратова – немцы сосредоточили крупные силы танков в районе Белгорода и Орла, чтобы двинуть на Курск.
5 июля немцы перешли в наступление. Они несли огромные потери в танках, самолётах, но хотели прорвать нашу оборону. На этом узком участке они бронированным кулаком «Тигров», «Фердинандов» пытались смять наши части и выйти к Курску. К 13 июля у них ничего не вышло, немецкие атаки разбивались о стойкость наших бронебойщиков, артиллеристов, танкистов, пехотинцев.
Сколько умения, храбрости и отваги!
Наши части, воины научились бить немцев. Наши бойцы перешли в контрнаступление и в течение 22 недель восстанавливали положение, отбросили немцев и ведут успешное продвижение вперёд.
6 августа 1943 года.
Всего месяц назад немцы двинули бронированный кулак к Курску. Они хотели ещё раз показать миру свою силу летом, тем более после тотальной мобилизации. Но…
Сегодня части Рокоссовского, Ватутина, Конева, Попова заняли города Орёл и Белгород!!!
Победа исключительной важности. Красная Армия бьёт немцев не только зимой, но и летом.
Эта победа должна произвести некоторую перемену в мыслях немцев, она послужит доказательством проигрыша войны Германией.
Эта победа должна сдвинуть англичан и американцев с пассивной войны на активную!
Настроение у немцев должно упасть. В честь победы Москва дала артиллерийский салют из 120 орудий 12 раз! Дух народа поднимается на новые ратные подвиги!
16 августа 1943 года.
Наступление наших войск продолжается. На брянском направлении занят город Карачев, на харьковском направлении – город Богодиров и Чугуев. Бои за Харьков. Занят город Спас-Деменск.
20 августа 1943 года.
Тишина. Кругом лес, сочетаясь со светло-зелёным фоном скошенных полей, своей сине-тёмной окраской производит впечатление величавого спокойствия.
Ветер не колышет верхушек этой тёмной массы, лишь вдалеке щебечут по осеннему одиноко щеглы, да покрикивает где-то сорока.
Гладко скошенные поля и лес…
Я устал; но нет, нельзя устать, когда созерцаешь такую картину. Грудь делает вдох намного больше обыкновенного, тяжёлое переступывание ног сменяется на быстрый и слегка выдушный шаг. Петь! Вот что хочется душе, когда один. И петь песни протяжные, широкие – свободным уверенным голосом, чтобы всё вокруг отзывалось эхом.
Вот вдали раздался винтовочный выстрел и он среди этой картины воспроизводит лишь лёгкое воспоминание, несколько равнодушное к тому, что зовётся войной. Об этом не хочется думать. Хочется смотреть на лес, поля, где столько широты и независимости.
Хочется сделаться беззаботным – вроде той кошки, что там впереди перебегает дорогу, не подозревая, что и её в любую минуту могут «ухлопать»…
24 августа 1943 года
Родина, Москва рукоплещет. Москва дала 20 залпов из 224 орудий в честь победы – взятия Харькова. Харьков освобождён!
Народ гордится своей армией.
Десять дивизий участвовало в захвате Харькова, все они теперь именуются «Харьковскими». Прославленные генералы руководили этими операциями – Конев, Ватутин.
Теперь на очередь становится Брянск. Лето у немцев вырвано. Что же думают немцы? Они научились размышлять.
Сицилия для Италии больше не существует. Все пороги для хорошего прыжка заняты союзниками. Значит остановка за прыгунами? Господа союзники, пора начать действовать! Всё - равно, несмотря на потери, Красная армия будет сильнейшей после войны. Ваши ожидания напрасны!
24 августа 1943 года.
К телефону позвали прямо с постели. В телефоне незнакомый голос, женский. На вопрос: «Не помнишь?», не мог ответить, что помню. А затем вдруг мелькнуло – Аля. Это друг некогда бывшего моего друга Эммы. Хорошая, чувствительная девушка! Сколько мыслей возродил этот разговор: дом Эммы, где я её встретил, наши прогулки из института до метро «Сокол» по Ленинградскому шоссе. Обе милые девушки. Как они сильно дружили. Их любовь была очень сильной. Они не могли долго жить отдельно одна от другой. Их сердца постоянно стремились для общения друг с другом.
…И война разлучила их. Але пришлось эвакуироваться далеко в Сибирь к отцу, на реку Лену. Там её недружелюбно встретила мачеха и девушке пришлось оставить отца и уехать в Иркутск в институт. И вдруг в Москве. Что она в Москве я не удивился, её давно хотели перебросить сюда к Эмме. Аля усердно приглашала к себе, дала адрес и телефон. Я пообещал заехать.
Сидя на дежурстве я продолжал представлять себе её образ. /Образ Эммы я хочу забыть, чтобы он не напоминал мне моего глупого поведения и отношения, которое во многом повлекло на мою дальнейшую жизнь/.
Но почему же Эмма не посетила ещё её?
Вот вопрос, который мучает меня. Ведь они так жаждали вновь встретиться! И вдруг?!
И к тому же я знал, что жили они вместе в одном доме, а она мне даёт адрес далеко от дома, где живёт Эмма. Что же произошло? Я настроил себя на встречу с Алей. Я много ей расскажу о своей жизни в армии, о службе, поделюсь планами и многое другое.
И вдруг… Алма-Ата, город, который она упомянула – туда эвакуировали наш институт, а она должна была приехать из Иркутска?!! Мгновенно мне пришла мысль о другой подруге Эммы, весёлой девушки, имя которой я никак не мог вспомнить, а затем усилием выдавил «Галя». Какая ошибка, я разговаривал с одной девушкой, а мыслил о другой.
Так вот – она Галя, а не Аля!
О, как я не сообразителен. Мне очень хотелось увидеться с Алей, а это мышление вырвало отрыв от мыслей.
Надо теперь настраиваться на Галю. С ней тоже есть что вспомнить: чертёжные залы, читалку, прогулки вместе с Эммой по Ленинградскому шоссе. Что же: от товарищей нельзя отворачиваться. Да, уехала из Москвы она под страхом, но Москву мы отстояли!
Так вот почему Эмма не удостоила её своим посещением.
Бывают же такие удивительные совпадения. Но если бы она не сказала бы Алма-Ата, я бы не подверг сомнению её имя, и так могло бы продолжаться во время наших разговоров по телефону, может быть завязалась бы переписка – и я всё думал бы об Але.
Это могло продолжаться до нашей встречи, когда я вошёл бы в дом, позвонил бы в квартиру и с волнением, с учащённым пульсом ожидал, когда откроется дверь и на пороге появиться белокурая девушка с нежным светлым взглядом. И каково было бы моё удивление, и даже, возможно, растерянность, когда я увидел бы смуглую, черноволосую с карими глазами Галю!
Я даже начинаю жалеть, что я угадал. Не нужно было рассуждать о всех мелочах телефонного разговора!
Всё логика! Ведь такой случай больше навряд ли будет ещё!
АЛЯ – ГАЛЯ. Одна буква!!!
27 августа 1943 года.
Уже по осеннему по утрам прохладно. Роса долго не спадает и на зелени растений долго отдаёт искрящей белизной. Уже видны стаи пролетающих журавлей, проносящихся с криком на юг. Их крик привлекает к себе внимание и, смотря в след удаляющемуся «углу», вернее журавлиному строю, становится внутри немного грустно, подобно расставанию с чем-то близким.
В лесу уже появились жёлто-красные листья, которые резко выделяются среди самого жизненного цвета – зелёного.
В полях видны бело-красно-синие пятна… Это «бабы» жнут и убирают рожь, которая на фоне леса выделяется своей рыже-серой окраской.
Рано наступает тёмная ночь…
Наступает, сперва незаметно, осень.
Итак, прожито ещё одно лето, ещё проходит один год нашей молодости, приближая нас к седой старости. Появляются морщинки – первые признаки отходящих лет.
2 сентября 1943 года.
Лето окончательно выбито у немцев. Фортуна повернулась спиной к фрицляндам. В районе Таганрога немцы были окружены с севера и полностью уничтожены /35 000/. Город Таганрог вновь стал советским. В строй освобождённых городов вернулись Дорогобуж, Ельня, Суммы и ряд мелких населённых пунктов. Москва выражает благодарность воинам за их мужество, отвагу и умение бить немцев. Москва ликует – ликует весь советский народ.
В честь освобождения городов Москва даёт салюты из орудий. Над Москвой гремят залпы – это залпы победы, залпы вдохновения!
Залпы призывают к сплочению, они напоминают союзникам: ваша очередь, господа капиталисты, если вы хотите совместно сидеть за круглым столом победителей!
Погода начинает кокетничать. Осенняя погода с мелкими дождями, пронизывающими до тела одежду, началась. Немцы на широком участке начали отступать. Они почуяли силу, против которой тяжело устоять. Они почуяли свой конец. Они не хотят ещё с этим согласиться, но внутри каждого немца это есть. И немцы с отступлением смотрят на своё грядущее. Вперёд наши воины, за освобождение Украины и Белоруссии!

В моей интимной жизни есть неудачи. Я «творю» хитрые вещи. Я оставляю в недоумении многих «светлых» созданий. Чем я больше их узнаю, тем менее приятны они становятся для меня. Уже потеряно былое представление о женщинах. Как мало из них людей независимых и самостоятельных с большой силой воли!
Понедельник, 6 сентября 1943 года.
Наши войска начали успешное продвижение в Донбассе. Итак, наступление идёт почти по всему фронту.
Союзники высадили свои войска в южной Италии. Успешно продвигаются. Мне кажется, что это только демонстрация небольшого наступления, рассчитанное на отвлечение сил немцев с севера Европы.
У меня сегодня погром. Мой взвод наведал заместитель командира дивизии. Ну и, конечно, как всегда в армии, непорядков много. Только моя нетребовательность, вернее ослабление её и привели к этому.
Во мне сейчас борются два чувства: гражданина Республики – командира и молодого человека. Борьба внутренняя, но как недёшево она обходится мне!
Воскресенье, 26 сентября 1943 года.
Наши войска продолжают наступление. Уже заняты города Смоленск, Чернигов, Мариуполь. Бои идут за овладение Запорожьем, Днепропетровском, Киевом. Столица Москва салютует доблестным воинам от имени всего народа. Наступательный порыв наших войск велик. К этому порыву ещё присоединяется чувство великой мести за страдания людей, за убитых братьев и сестёр, за сожжённые деревни, за разрушенные города. Люди, терпевшие издевательства фашистов, в течение двух лет с великой радостью встречают проходящие колоны войск.
Они не сразу верят в то, что пришли «свои». Люди не могли даже улыбаться, теперь они это делают со слезами радости.
Союзники наши продолжают своё «неплановое» наступление в Италии, которое Черчиллем названо третьим фронтом.
В тылу настроение окончания войны всё более вселяются в массу. Война должна окончиться неожиданно.
Побывал в Солнечногорске. Виделся с Н. Как она сильно меня уважает. Провёл с ней два вечера. Замечательных вечера! Так хорошо было в непринуждённой атмосфере. Забыты были служебные невзгоды. Атмосфера взаимности и откровенности – давно я хотел бы иметь это. Но увы. Я её не могу полюбить Как ей это сообщить?! Я ведь начал игру, не придавая большого значения, а она придала этому много. Я выдержался при последней встрече. Такой доверчивости я ещё не встречал. Если бы я не выдержался, то считал бы себя низкоплотным созданием. Она этого, кажется, не понимает.
О, как мне трудно найти девушку под свой характер. Как мне сейчас тяжело от этого одиночества души. Есть друзья, есть девушки, которые искренне любят меня, но я не могу даже ответить хотя бы частью того своей души, зная, что они не станут разбирать моих поступков, посчитают, направленными их против себя.
Это моя недоверчивость к женщине. И в тоже время быть с женщиной, играть на её чувствах, как это вошло в привычку у меня!
Почему я так критичен к женщинам?
Моя критичность в отношении к женщине делает меня одиноким, к тому ещё прибавляется постоянное общение с ними, что ещё больше усиливает мою неприязнь к женщине.
20 октября 1943 года.
Большие успехи у наших войск: уже стали вновь советскими Смоленск, Запорожье, левый берег Днепра до Мелитополя – бои на улицах этого города. Славные воины форсировали Днепр, юго-восток Кременчуга, южнее и севернее Киева ведут наступление и продвинулись вперёд. Перерезали железную дорогу Днепропетровск – Знаменка. Есть пленные с правого берега.
Отчаянно сопротивляются немцы. Они не предполагали, что наше воинство сумеет так быстро форсировать Днепр. Велик порыв наших воинов, группы порыва не дожидались специальных устройств для переправ, они использовали все подручные средства до отдельных досок, за которые лишь бы можно было уцепиться…
521 воинов, офицеров и генералов получили звание героя советского союза за форсирование реки Днепр.
На днях был в Москве. Побывал у Сони, Эммы. Настроение при встречах было замечательное.
Сашка Кузьминский поступил заочно в институт, я тоже получил разрешение, буду оформляться! Получить специальность надо обязательно.
15 ноября 1943 года. Понедельник.
Месяц не раскрывались эти страницы. За этот месяц произошло только величественного, столько долгожданного. Успешное форсирование Днепра ошеломило немцев и привело к расстройству обороны. Усилия немцев задержать наступление, сбросить наши части обратно на левый берег окончились неудачей.
Успешно продолжая наступление, армия Ватутина 6 ноября заняла Киев. Ликовала родина по поводу занятия столицы Украины. 324 орудия вокруг московского Кремля возвестили советскому народу и миру о победе.
Усилия народа и армии не оказались равными нолю.  С ещё большим восхищением народы Запада смотрят и ликуют Красной армии. Мир каждый день получает новые факты несокрушимой мощи армии.
Не смолкло ликование, как народ прильнув к репродукторам вновь услышал голос своего вождя-полководца. Иосиф Сталин за правильное руководство борьбой в продолжении всего периода войны награждён орденом Суворова 1 степени.
Праздник 7 ноября народ встречал в удовлетворении.
Окончилась конференция трёх держав в Москве. Результаты конференции благоприятны. Решения важны для и на послевоенный период. Скорее бы закончить войну, установить крепкий мир, наказать всех злодеев этой войны и наказывать там, где они совершали свои преступления.
Решения конференции предупреждают всех остальных убийц о возмездии. Не уйти убийцам от карающей руки русского, украинского, польского, чехословацкого народов.
Наши части ведут бои западнее Житомира, под Керчью. Наша армия одевается в зимнее обмундирование. Ещё немного времени - и немцы узнают новую силу наших зимних армий.
Дома всё в порядке.
Вчера встретил двух студентов: Сашку Никитина и его товарища. Когда-то – два с половиной года назад – мы были приятелями по студенческой скамье. Навряд ли мы думали, что через три года мы встретимся один с мешком картофеля через плечо, другой – офицером армии. А вот действительность встретила нас. Какая радостная встреча. Сколько теплоты и откровенности. Студентам сейчас живётся трудно. Вот они купили два мешка картошки за одну тысячу четыреста рублей. Повезли в Москву и там продали один мешок тысячи за две. Это по юриспруденции называется спекуляцией! Но на языке жизни называется необходимостью Не приспособь себя к переноске мешков картофеля с целью перепродажи, и ты не получишь документа об окончании института. Ибо мешок картофеля – это необходимая живительная сила для учёбы, для работы, для изобретения! В войне так и бывает: сильные живут, слабые умирают. Если в мирное время слабые приспосабливают себя к темпу жизни, они начинают поспевать за сильными разумом и практикой, ибо последние вселяют в них уверенность. Но в войне темп жизни быстрей, энергичнее, он не умолим к слабым; он сметает, растаптывает тех, кто не хочет принять темпа жизни.
Война заставила несколько ленивый ум русского человека работать энергичнее, приспособить себя к темпу меняющихся событий и явлений. И тем, кто сумел приспособить себя – живёт, тот получает удовольствия, а кто не принял темпа – имеет жалкий, тощий вид. Много сильных по положению, но слабых по своей воле стали слабыми вообще. И наоборот! Это неукротимый закон жизни.
Так вот, порою мешок картошки может решить вопрос, положим целого года обучения, может решить участь получения должности. Когда я Сашке рассказал, что временами занимаюсь сопроматом, теоретической механикой. Он усмехнулся моему, по его усмотрению, наивному суждению, и сказал, указывая на мешок картошки – это сейчас определяет и сопромат, и механику! Это толкнуло меня на размышления. Я не лишён наблюдательности. И как сразу мне в глаза правда этих слов, и особенно, когда я побывал на железнодорожной станции, где состав был забит мешками с картофелем и капустой.
Москвичи пережили две трудных военных зимы, они не хотят, чтобы прошлое вставало в действительности. И это пугает их, а ужас иногда порождает противоужасные действия!
5 апреля 1944 года.
Увы, как может облениться человек?!
Четыре месяца ни одной строчки, это уже, кажется, множко.
А свидетелем каких больших событий я был, сколько пережито чувств, встреч, разговоров! Пожалуй, не восстановить в памяти всего  прошедшего.
Некоторые события с приятной лёгкостью на сердце вспоминаются, а некоторые с лёгкой усмешкой. И вот встают образы, обстановка!
Как печально становится, что не записал ни одной строчки.
Уже я в новой обстановке, новые люди, новые места, по иному я сейчас подхожу к каждому человеку.
Я уже в погорелом Городище. Покинута Истра. Расстались мы с Каревым, этим эгоистом, воспитавшем во мне дурные качества, и признаюсь, лень.
13 апреля 1944 года.
Наши войска освободили Одессу, Тирасполь; вышли на границу с Чехословакией и Румынией - ведут наступление по территории румынов, уже форсирован Серет, ведутся бои на подступах к Симферополю. На севере – разведка над Нарвой и Псковом. С Ленинграда снята полностью блокада.
Ленинград вздохнул полной грудью, засияло солнце, засияли глаза людей города-героя! Ликует народ. Немцы сопротивляются. Идут танки, идёт пехота, окружаются дивизии фрицляндов, наши воины перешли государственную границу Румынии.
Драпанески драпают. Наши прут через Прут. Мы идём на румынскую территорию не за добычей, не за рабами и не за златом;  мы идём, разгромить всех, кто пришёл грабить Одессу, Киев, Крым, кто пришёл поработить не порабощённых.
Безумство! Можно ли сломить свободу? Трудно человеку бороться со львом. Но не легче фашистам сломить свободу. Свобода сильнее фашистских танков и самолётов. Свобода повергла фашистских «тигров» вверх тормашками, она вогнала в землю самолёты со свастикой, она по советской земле посеяла кресты, под которыми зарыты душители свободы. Свобода загонит и того, кто предпринял поход против Свободы, против свободного русского народа.
«Ошибка состояла в том, что мы начали поход против России» /Наполеон/. Так скажет и Гитлер! Мы, русские, заставим его так сказать! Немцы сидят в Тернополе. Они никак не хотят оттуда выходить оттуда: Гитлер им пообещал железные кресты, потому что Тернополь – это ворота в Германию. И фрицев убивают. Но бросают новых. И этих перебьём и откроем ворота в Германию. Выбьем их и из Крыма, пусть еще фашисты наслаждаются курортами Ялты и Евпатории. Это их последние дни. Они лучше будут работать на восстановлении ими же разрушенных зданий. Вперёд воины на Германию!
Смотрю на прожитых два последних года. Работа. Успехи. Неудачи. А личная жизнь тоже есть. Без неё нельзя. Была ли у меня любовь? Была, но только это любовь не сердцем. Лишь одну только девушку полюбил искренно, и я ей верил. Но я её потерял. Все остальные – только временные успехи, это только были эпизоды. Это были приключения в военной обстановке. Это лишь умная игра чувств, завершавшаяся полной удачей, но сердце оставалось одиноким. И оно осталось таковым. Смогу ли я выйти из этого душевного кризиса победителем?
Смогу ли я полюбить искренне снова? Или по прежнему буду издеваться над чувствами женщин? О, это я умею делать…
А сколько вокруг меня было толков и предположений, когда я отдыхал после операции в Москве в доме Рогуновых? И что же? Моих чувств они не узнали, я их скрыл.
13 апреля 1944 года. 16 час. 15 мин.
Проверяя связь с соседями на новом месте работы, я вызвал старую знакомую. И вдруг…
Н. День встречи с ней в Истре!
Сколько в ней было силы и в то время, сдержанности по отношению ко мне. Непонятная для меня сдержанность. После Солнечногорска резкий поворот от прежнего отношения. Эту непонятливость я не стал, как обычно делал, допытываться, разгадывать.
Уединение не сменило напряжённую обстановку. Не в свой обычай, я болтал много, но она оставалась настороженной.
Мне она не могла понравиться в полной мере. Я ей, кажется, нравился. Но она уловила моё безразличное отношение к ней и от того осталась молчаливой, хотя от этого она и страдала.
Последующие два дня – дни лыжных соревнований. Я был капитаном команды от Истры. Время показал неплохое. Но после этого я свалился в постель. Признаки приступа аппендицита были очевидны. Обследования врача, бывшего на соревнованиях, подтвердили это. Мне было плохо. Я чувствовал себя разбитым. А вечер этого злопамятного дня я пообещал провести с Н. С постели я встать не мог. Ей рассказали в этот день о моей связи с Т.
Я не видел её вечером, она не захотела зайти ко мне, хотя знала, что я болен. Она уехала в этот же вечер. При этом она подумала, что я притворяюсь. Мне было не совсем приятно это осознавать, ибо притворства с моей стороны никогда никто не наблюдал.
Переписка с Н. прервана, да и при этом её перевели в другое место. И вот узнаю по телефону её голос, который с приятным волнением напомнил о прошлом, о первой нашей встрече, о переписке, о большом нашем желании встретиться.
После встречи я ещё больше убедился в одном недостатке в её фигуре и эта причина и отдалила её от меня. Какой же я щепетильный!
Приведёт ли меня это к счастью?
А А.? Почему я не стал поддерживать с ней связь? Понимал ли кто ещё меня лучше её? А теперь она отдалена от меня. Ну что из того, что я написал ей? Ответит ли она? Это меня поглощает сейчас.
Воскресенье. 26 апреля 1944 года.
День Пасхи. Как-то странно, но это так, что хочется этот день считать праздничным. Очевидно народное поверье нельзя искоренить в короткое время.
Успехи наступления в Крыму исключительны! Занят Симферополь, мы на подступах к Севастополю. Много убитых и раненных: за два-три дня только пленённых в Крыму 32 тысячи.
Сегодня занят Тирасполь. Ворота в Германию открыты. Как бы немцы ни запирались, как бы они ни строили ворота, мы раскроем их, мы повергнем стражу ворот, и мы войдём в этот зверинец «чистокровных» людоедов…
От А. Получил письмо. Хорошее. Была какая-то уверенность, что чувства не остыли. Как я был слеповат, не желая заметить истинного желания быть друзьями. Она так хотела иметь большого понимающего друга. А куда я смотрел? Ещё была глупая наивность и другие связи – в этом, наверное, и причина.
Теперь мы друзья. Я доволен. Мы должны с ней встретиться вскоре. Думаю, что это удастся.
18 апреля 1944 года.
В стране траур. Погиб генерал армии Ватутин. Это один из плеяды молодых талантливых полководцев, претворяющих планы Сталина. В этой войне он очень вырос за свои боевые дела. Ему 42 года, а уже полный генерал! Каков талант! Говорят была диверсия. Вчера состоялись похороны Ватутина в Киеве. Там ему сооружается памятник.

24 апреля 1944 года.
Ватутин умер от вражеской руки. В машину была брошена граната польскими бандитами.
Сегодня во взводе провёл ночную тревогу. Чудеса! Всякий      у меня. И хороший, и плохой. В темноте не одели чулок. Пошли 2 км. И вот разувается и идёт разутой. Это и демонстрация, и глупость.
Воскресенье. 21 мая 1944 года.
Ну вот прошли праздники начала весны. Как прекрасно, как торжественно и радостно в довоенные дни ждались и встречались эти обещающие дни. Война придаёт маю суровый вид. Погода как -будто вторит событиям своей теплотой и вдруг холодом.
С 7 по 20 мая был на сборах в Звенигороде, Можайске. Названия, которые рождают много интересного из недавнего прошлого. Сейчас вновь приступил к обязанностям.
7 мая в Москве был слышен взрыв, который потряс пригороды. Это был взорван завод «Электросталь» /снаряды «РС»/. И это случилось тогда, когда готовятся операции крупных размеров, операции, которые решают судьбу Германии и нашу свободу.
Армия и страна готовятся к новым боям.
Суббота. 16 июня 1944 года.
Отчего человек не умеет сдержать себя, когда ему приходится туго?
Как неприятно ощущать свою резкость по отношению немного провинившихся людей!
Свобода дана человеку, а он ею слишком освобождает себя от привычек и взглядов общества. Немного таких людей, не умеющих держать себя с достоинством.
Что меня заставило пустить грубое слово?
Можно ли вести после этого разговор о грубом поведении других? Надо быть вежливее, соответственно своему развитию. Как неровен я стал в последнее время.
2 июля 1944 года. Воскресенье.
Начались бои за выход на государственную границу!!!
Карельский перешеек с Выборгом не угрожают больше своим артиллерийским огнём славному городу Ленина.
Маршал Говоров разгромил все укрепления финнов за 10 дней. Генерал армии Мерецков освободил мурманскую дорогу и Петрозаводск.
Маршал Рокоссовский выходит к Минску, Черняховский вывел свои танковые войска за Борисов.
Беларусь очищается.
Союзники наполняют силы в Нормандии, взяли Шербур. За 5 дней наступления 4-х фронтов в Белоруссии – и нет 183 тысяч фрицев!
19 июля 1944 года.
Немцев бьют! Бои идут к подступам восточной Пруссии! Немцы, трепещите, идёт Красный воин!
Бои на подступах к Львову, Бресту; Вильнюс освобождён. Под Минском был устроен котёл – результат: только одних генералов – 16 человек. Результат неплохой. Все эти генералы позавчера продефилировали по улице Горького в лагере для военнопленных. Они шли по улицам того города, который им устроил разгром, который они в бинокль видали, но всё же драпу дали.
Из дому от мамаши письмо, Валя в армии, от папы пока ничего. У меня во взводе нашёлся вице - шпион, который рассказал политработнику лихому о том, что есть и чего нет. О, зависть! До чего она доводит человека!
Среда. 6 августа 1944 года.
Великие события, свидетелями которых мы являемся!
2 и 3 Украинские фронта перейдя в наступление 20 июля, на сегодняшний день уже вышли к болгарской границе. Болгария увидела силу и мощь Красной Армии, пыталась увильнуть от ответственности нейтралитетом. Нет! Не вышло! Советское правительство объявило войну Болгарии с 7 часов вечера 5 августа.
Рука справедливости наведёт порядок в Болгарии.
Румыны подняли руки вверх. Антонеску под арестом.
На западе войска союзников подходят к Германской границе: в Бельгии, Люксенбурге.
Трепещите немцы!»

Х               Х                Х
Вот и закончилась запись. Как жаль, что в блокноте остались две чистых неисписанных карандашом странички…
Чтобы я не был единоличным пользователем указанной рукописи, блокнот передал на хранение в музей истории Москвы.