Открытие статуи Световида

Николай Прокофьевич Скуратов
  В тот июльский день 2009 года я снимал красочные пейзажи на берегу Красивой Мечи, случайно спустился в овраг и увидел оригинальные статуи. Однако не скоро сказка складывается, а дело делается ещё медленнее. Эпопея открытия этого языческого святилища растянулась на десять лет. Даже будучи специалистом, ты не скоро отыщешь документы, не сразу разглядишь и расставишь оригинальные фигуры по языческому пантеону, поскольку некоторые из них были присыпаны грунтом. Куда и к кому податься мне, простому пенсионеру с инженерным образованием? В книгу «Мифы древних славян». Открыл книгу, нашёл описания языческих богов и, пребывая в эйфории, в состоянии восторга быстро написал статью «Красный Великан». Получилась наивная сказка, с предварительными именами чудесных персонажей. Липецкая пресса меня поддержала. Красочную сказку охотно напечатали «Лебедянские Вести» и журнал «ЛГ: итоги недели». Так в моей жизни появилась уже вторая публикация.
  По мере разбирательства, в пантеоне Красного буерака проявились Конёк-Горбунок, Велес, Горыня и его сын Змей-Горыныч, Колобок, Перун, а Красный Великан скоро превратился в Световида, и стал отвечать за верхнюю полусферу среды обитания, и с моего разрешения возглавил высокое языческое собрание. Ой! Кажется, я взял на себя роль жреца, никого не спросив? Ну и что? Других претендентов нет и не было.
  Профессор Андрей Кайсаров воспользовался европейскими архивами и в этой книге показал Световида с острова Рюген. Текст пространный, опубликован на страницах 60 – 62, 82. Своими словами передам основные моменты, которые более всего подходят под фактуру первородной статуи. Ключевые определения: имеет четыре лица, ездит на белом коне, в атрибутике преобладает красный цвет.
  В древней легенде рассказывается о странном монахе, который в 9-м веке пришёл на остров Рюген, чтобы научить язычников православию. Он упрекнул местных славян, что напрасно они молятся Перуну, а вот, к примеру, он видел в храме статую святого Вита (Святовита), которая совершила множество чудес. Постепенно, наслушавшись ярких увлекательных сюжетов, славяне прониклись и стали почитать Световида за главного бога, и поставили ему храм в граде Арконе. Специального белого коня жрецы содержали для него при храме. В честь любимого бога устраивали игры – святки. Святилище Световида, вместе с другими рюгенскими идолами, разрушил епископ Абсолон в 1169 году, в день святого Вита 15 июня. Однако двумя веками раньше этого погрома, воспитанный язычниками Рюрик, с острова ушёл и взял в жёны дочь князя Гостомысла, и сам стал княжить не Руси. Замечу, что славяне начали заселять Верхнее Подонье с 3 века, несомненно, они видели первородные статуи богов, поклонялись им и разносили мифы и веру по всему свету. Дошёл монах и до далёкого Рюгена. Чуров на Красном холме в устье Мечи был настолько известен, что попал в летописи куликовского цикла. Вспомним «Задонщину»: «У Дона стоят татары поганые, Мамай царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти».
  Люди верили, что бог, символ светила, с грохотом катался по небу на солнечных конях, обозревая свои владения. В свободное от поездок время мифических коней пас Конёк-Горбунок. Иногда Световид выезжал в поход на любимом белом коне, чтобы лично сразить неприятеля. В Красном буераке тоже есть конь светлой масти – Каменный Конь (Горбунок), и кроме него представлена ещё одна пара: серый конь, спящий мёртвым сном, и бурый конь, устроенный к югу от всей группы на круглом валуне, на символе солнца. Придумать или создать образы из ничего – сложно, а тут стояли готовые статуи – включи воображение и фантазируй. Несомненно, миф пошёл с берега Красивой Мечи, из этого святилища, ныне забытого. Жаль, не дожил академик Рыбаков до этого светлого часа. Теперь не с кем поделиться радостью открытия, кроме любознательных читателей.
  Другой собиратель славянских мифов, Григорий Глинка, на страницах 99 – 102 рассказывает, что ещё один храм Световида стоял в Бронницах. Его разрушили в период крещения Руси. Здесь в жертву приносили множество скота и огромный пирог, надо полагать, величиною с главный алтарь, имеющий размеры сторон до двух метров и толщину до одного, который стоит в Красном буераке на самом дне, перед лицом статуи. На этот коричневый песчаник, похожий на пирог треугольной формы, язычники приносили дары. В ответ за подарки, жрецы обещали верующим земное плодородие, здравие, победу на море и на суше.
  Согласно описаниям, все атрибуты Световида окрашены в красный цвет. Не сомневайтесь, статуя прототипа тоже сложена из песчаника красного цвета и имеет четыре красных лица, развёрнутые в разные стороны. Копии идолов делали тоже четырёхликими, чтобы они вели наблюдение на все стороны света.
  Река Красивая Меча. Кто только не выдвигал версии насчёт определения «красная» или «красивая»? Его происхождение стало понятным после перевода с языка коми-кыв, а открытие в Красном Буераке красного великана, объяснило многовековую живучесть. На языческого Световида возлагалась роль бога, дающего свет посредством красного солнышка. Великан имеет рост более пяти метров и диаметр большого лица около одного. Идол лежит в глубине оврага лицом к югу и спиной вверх, на расстоянии четырёх метров от осевой линии и сорока от устья. Песчаниковая платформа выступает из северного склона, и не вся она видна на поверхности. Первое, самое большое лицо, изображённое в фас, расположено в торцевой части статуи, приподнято вверх и перекошено как бы от боли. На его левую щёку наложен профиль второго лица, причём левый глаз профильного совпадает с левым глазом основного, и оба касаются носами. Второе лицо изображено настолько чётко, что просматриваются все мелкие детали: прикрытый веками глаз, бровь, симпатичный нос, красивые губы. У большой головы имеется даже левое ухо, а место правого засыпано землёй. Все четыре лица скомбинированы из набора одних и тех же элементов на площадке первого. Всевидящее око – левый глаз, работает в трёх лицах одновременно, и всегда, как левый. Ветки оригинального носа растопырены в стороны и делят площадь главного лица на три сектора по 120 градусов. Большой нос участвует в композициях тоже три раза, словно манипулятор меняет ориентацию всех лиц в пространстве, при этом одна из веток, каждый раз, для очередного образа изображает носовой хребет, а две остальные составляют надбровные дуги. Нос разграничивает второе лицо с первым, потом поворачивает третье на 45 градусов против часовой стрелки, при этом появляется ещё один левый глаз в самом низу, который при очередном повороте вида, оставаясь левым, очутится на четвёртом лице, а правый глаз первого, и здесь будет правым. Первое лицо смотрит на юг, наблюдает за ходом солнца по всей небесной сфере, второе – на запад, любуется закатом, третье – на юго-восток, контролирует восход, четвёртое глядит в сторону главной богини. Макошь устроилась в овраге Лоск, в двух километрах на юго-западе, на самой вершине Красного холма, в соответствии с рангом. Четвёртый лик световидов всегда начеку, и ждёт появления богини в образе Жар-Птицы, и включает ослепительное радужное сияние в момент её взлёта с вершины холма, и выключает свет после посадки. В первом тысячелетии славянские земли начинались на берегах Дона, поэтому Солнце всходило на этом дальнем восточном рубеже и весь день парило над русским миром.
  Снизу статуя Световида подмыта потоками воды так, что просматриваются сведённые вместе опущенные руки. На Красном холме обитают самые древние нерукотворные изваяния, самых оригинальных богов. Восторженные кочевники дополнили этот древний пантеон, сочли за честь похоронить в кургане Волотова Могила вождя и поставили рукотворные каменные бабы на высоком берегу Мечи. Неслучайно береговой участок Красного холма, в летописи назван «Чуровым». 
  Красный холм в устье Красной Мечи, село Красное за Красным холмом – всё от красного цвета этой статуи. Почему тогда холм не называется по-другому? Он ведь полгода в зелёной траве, а полгода белый под снегом. Растеклось это понятие по Донскому водному пути и вдоль древнейшей Столповой дороги по всему славянскому миру и стало религиозной всеобщей традицией. На огромной территории, заселённой славянами, часто встречаются Красная гора, Красная поляна, Красная долина – все эти наименования унаследованы от языческого культа. Возьмите обычай называть «красным углом» место, где висят иконы. А у большевиков был идеологический «красный уголок». От языческого культа происходит подмена точного перевода «мича» – красивая, с языка коми-кыв на языческое русское – красная, как синоним «красивая». Отсюда река Красивая Меча – красивая по-русски, и ещё раз красивая на языке народа коми, и получится Красивая Красивая – Красавица. Кто же станет спорить?
  Только не подумайте, что моё открытие чиновники от культуры и краеведы встретили с восторгом. Возненавидели. Как это было, документально показано в статье «Хромая Лошадь», опубликованной в сети Интернета: невежды размазали меня мордой по родной земле, и всё свелось к банальному разграблению чудесных уголков природы и уничтожению древнейших языческих памятников. Едва успел снять на камеру.
  В заключение данной главы, хочу отметить роль читателей, моих помощников, людей необыкновенной эрудиции. Гидроним Мича – Красивая, перевёл с языка своих предков потомок народности коми – отставной капитан милиции Александр Ус, из Волгограда. Третье лицо Световида разглядел на оригинале липецкий писатель Валентин Баюканский во время экскурсии, а четвёртое – преподаватель, москвич Игорь Прежний, по фотографии. Александр Серолапкин, преподаватель колледжа из Чебоксар, на снимке Жар-Птицы высмотрел женщину – Венеру из палеолита, которая при анализе оказалась богиней Макошь. Над каменной сказкой работал огромный НИИ с названием «Россия», а мне выпала самая приятная роль восторженного исследователя.
  Чудесная природа Верхнего Подонья показана в моей книге «Каменная сказка», 2020 года издания.
Фотографии персонажей смотрите в альбоме "Красный Буерак" на Яндекс-диске https://disk.yandex.ru/client/albums/5aa4b918a828020ef5f628e6
Николай СКУРАТОВ. Январь 2020 года.