Про неоправданные ожидания

Владимир Шулояков
 Общаясь с многочисленными и разными людьми, я часто вижу одну и ту же картину у большинства из нас - мы все почему-то чего-то ждём от жизни, а когда этого не получаем, то разочаровываемся в ней, обижаемся и даже пытаемся в своих не оправданных ожиданиях искать виноватых вокруг, тем самым не только приносим боль самому себе, но и других задеваем, которые не имели никакого отношения к нашим предрассудкам. И за долгие годы наблюдений я заметил, что это по сути и есть основная причина поголовного несчастья людей.

 Начинается все, как обычно, с мелочей и частных случаев, когда мы ждём чего-то друг от друга. Неоднократно замечал, как мы, проявляя заботу о другом, часто ждём какого-то адекватного ответного действия или внимания в свой адрес. Разумеется, забота о ближнем своём - это прекрасно, это самое лучшее, что может быть, это и есть та самая любовь, о которой все говорят и которую все ищут, только при этом нужно помнить, что у любви есть только одно условие - она всегда безусловна, абсолютно безусловна. А если мы делаем какое-то пусть даже самое доброе дело, но заранее ждём ответного добра, то это уже не любовь, это уже самый настоящий бизнес, торговля, коммерция, рынок, это всё равно, что колбасу в магазине обменять на деньги. Добрым делом тут и не пахнет, это всего лишь оказание услуг, причем, за не обозначенную заранее стоимость, то есть по сути самая обычная подлость, мошенничество, обман, лицемерие, корысть и нажива. И в результате мы, не получая взамен на оказанную услугу ожидаемой в своей голове оплаты, не только обижаемся, то есть обижаем сами себя, но и в итоге возмущаемся отсутствием ответного шага, и даже пытаемся обвинить опонетнта в этом, вспоминая при удобном случае: "Я вон как к тебе, помнишь, от всего сердца, а ты... Тоже мне друг, называется!" А человек то даже и не в курсе, что он, оказывается, кому-то чего-то должен, он искренне улыбнулся, поблагодарил за проявленную доброту, в очередной раз убедился в существовании и превосходстве добрых людей, порадовался от души. Такие моменты часто встречаются в супружеских парах, например, когда жена трудится, как пчёлка: стирает, готовит, гладит, а потом предъявляет мужу, что он розетку до сих пор не прикрутил или на работу нормальную устроиться не может или наоборот. И хоть семейная жизнь и подразумевает какие-то взаимные обязанности и ответственность, но подобные заявления для меня тоже являются подлостью, потому что, во-первых, люди, живущие в сознании, затевают совместную жизнь не из-за борща или розеток, а из-за обоюдного желания продолждать свой род и совместного проведения досуга, дабы не чувствовать себя одинокими и быть хоть кому-то нужным на постоянной основе, а во-вторых, всё те же сознательные люди перед тем, как сделать свой осознанный и окончательный выбор, долго человека изучают и даже проверяют жизнью, чтобы потом не разочаровываться. Я вообще считаю, что идеальные отношения - это свободные отношения, когда никто никому ничего не должен, когда каждый занимается своим делом, но при этом искренне заботится друг о друге и помогает ему в его делах. А из-под палки никогда ничего хорошего не получится, добро всегда рождается исключительно по собственному желанию, потому что исходит от души.

 Но это всё частные случаи, межличностные, а ведь не редко мы ждём чего-то непосредственно от самой жизни, надеясь, что взамен на какие-либо свои заслуги, она подарит нам счастье, но жизнь никогда не удовлетворяет корыстные просьбы. У меня почему-то складывается такое впечатление, что причина подобных предрассудков тянется из далекого детства, когда в новый год, чтобы получить подарок от дедушки мороза, ребёнок был обязан, именно обязан встать на табуретку и рассказать стишок. Или когда родители обещают купить ребенку мороженое или желанную игрушку только в том случае, если он будет хорошо учиться или хорошо себя вести. А где же чудеса, а где же магия и волшебство, в которые так хотят верить не только дети, но и сами взрослые? Ведь дед мороз не подарил им подарок, а банально продал его за стишок, так же, как и родители не проявили к своим детям искреннюю доброту, любовь и заботу, а продали им игрушку, жвачку или мороженое за своё же спокойствие, за своё. Ведь это родителям надо, чтобы дети не мешали им, не галдели, не кричали, не бегали, чтобы дети сами делали домашние уроки, не впутывая в это их, чтобы их не вызывали в школу почем зря, и так далее, то есть по сути они просто покупают свой комфорт у своих же детей, тупо за деньги. Мы, родители своих детей, сами делаем свою будущую жизнь несчастной, с рождения вкладывая в сознание своего ребенка ложные ценности, а ведь всем известно, что дети впитывают всё, как губка. Детские сказки о кладах, поисках сокровищ, мечтах о принцессе навсегда откладываются в нашем сознании, и в итоге мы ставим на первое место деньги и секс, а не любовь, уважение и доверие. А все эти навязанные родителями и обществом ложные ценности порождают зависть, когда мы сами не имеем того, чем грезим, но видим, как другие свободно этим владеют и хвастаются, а зависть в итоге с легкостью трансформируется в ненависть и даже насилие, и хорошо если только по отношению к себе. Так, с самого раннего детства мы сами себя учим обманывать, хвастаться, завидовать, ненавидеть, продавать и покупать, менять, но только не дарить, не делиться, не помогать, не заботиться, не любить. Мы с детства приучаем сами себя к рыночным отношениям "ты мне, я тебе". В итоге мы все в жизни чего-то ждём, и не только взамен, но и просто так, стоим на месте, ничего не делаем и ждём, халявного счастья ждём, совершенно позабыв, что счастье состоит ровно в противоположном халяве принципе - оно состоит в безусловной любви, в действии, а не ожидании. Счастье - это не состояние, счастье - это процесс, процесс самой жизни. Хочешь быть счастливым - просто действуй, твори, живи, помогай, заботься, но никогда не жди ничего взамен. Счастье не имеет ничего общего ни с нашим телом, ни с нашим умом, радоваться может только душа, а у души нету кассы.

 Ожидания также зачастую связаны с постройкой каких-либо планов. Когда мы строим какие-либо планы на свою ближайшую или дальнейшую жизнь, то мы неосознанно начинаем ими жить, мы начинаем жить будущим, которого еще не существует, мыслями о нём, порой, забывая про настоящее, которое есть действительно, только здесь и сейчас, то есть мы опять ждём, ждём реализации всего того, что мы в своей голове нафантазировали. И когда по каким-то независящим от нас причинам наши планы не реализуются, срываются, накрываются, как говорится, медным тазом, то мы в очередной раз разочаровываемся, обижаемся, теряем вкус и интерес, то есть любовь к жизни, потому что считаем, что она поступает несправедливо по отношению к нам. И вот так, разочарование за разочарованием, обида за обидой сами собой складываются в долгую, томительную и несчастную жизнь. В результате мы ходим в церковь и просим у господа бога милости к себе, то есть уже не просто ждём чего-либо от жизни, а начинаем прямо в лицо, не стесняясь, просить у неё. Следующим за просьбой этапом, по логике вещей, наверное, должно быть уже требование... Кстати, таких людей я тоже встречал в своей жизни, в немалом количестве, но это уже крайняя стадия ненависти к себе, дальше только самостоятельно голову в петлю, если в больницу раньше не загремишь. Жизнь никогда не терпит к себе не уважения, точно так же, как и мы сами, ведь мы сами и есть эта самая жизнь.

 Лично я никогда не ждал и не жду ничего от жизни, потому что никто, кроме неё, не знает лучше что мне нужно, даже я сам зачастую могу ошибаться, она - нет. Поэтому я просто ей доверяю, уважаю её и искренне люблю всем сердцем. Когда ты искренне ничего не ждёшь от жизни, то все те события, обстоятельства, окружение, люди, которых она тебе подкидывает в своём течении, становятся для тебя неожиданностью, новостью, сюрпризом, праздником, делая твою жизнь насыщенной и интересной, каждое мгновение полную приключений и авантюр, нужно просто ей довериться, ей со стороны гораздо виднее, что тебе истинно необходимо в тот или иной момент или период. Это не значит, что нужно лежать на диване, перекрестив ноги, и с иронией думать про себя: "Ну что, жизнь, давай, я полностью тебе себя доверяю, жги", в таком случае она очень быстро тебя услышит, поймёт буквально и начнёт отжигать, и твоя жизнь мгновенно станет невероятно насыщенной и разнообразной до такой степени, что тебе это разнообразие захочется как можно скорее прекратить. Нужно просто делать то, что действительно зависит только от тебя самого. Лично я в этой жизни могу только наблюдать за собой и окружающим миром, анализировать эти наблюдения, делать на их основании умозаключения и выводы, то есть заниматься наукой. Также в этой жизни я могу любить, то есть делиться с миром своими знаниями и опытом, заботиться о других, помогать. И третье, что я могу в этой жизни, это добывать ресурсы для выживания и реализации своей мечты, для достижения своей цели. Вот этими занятиями и нужно заниматься ежедневно - учиться, любить и добывать ресурсы, это в нашей компетенции и в наших силах, а всё остальное я всегда с уважением доверяю жизни, она в зависимости от моих успехов сама наиболее правильным образом распорядится багажом и моих знаний, и моих ресурсов, окунув меня в наиболее благоприятные обстоятельства и окружив меня нужными людьми и событиями, тем самым, превращая, мои мечты в быль у меня на глазах. А мне останется лишь с благодарностью принимать её щедрые подарки и наслаждаться этим счастьем. Именно так я живу сегодня, и я чувствую себя самым счастливым человеком на свете, и делюсь своим счастьем с другими, от чего, разумеется, становлюсь еще счастливее.

 Навязчивые ожидания - это по сути просьба, а просить у жизни - дело не благодарное. Другое дело - мечта или желание. Мечтая или желая, мы всего лишь сами себе задаём нужный нам курс по жизни, но ничего при этом у неё не просим, а жизнь, как правило, сама решает насколько нужно сбыться той или иной нашей мечте, исходя из её искренности и нашей к ней готовности. Для меня очень показательным во многих отношениях было одно моё путешествие автостопом по русскому северу. Когда я осенью шёл пешком по таёжной грунтовке, по которой машины проезжают раз в несколько часов, а до необходимого пункта назначения было километров двести, то пройдя из них около двадцати, мне очень хотелось, чтобы меня кто-нибудь подвез, я прямо желал этого, искренне ждал и даже говорил вслед проезжающим машинам: "Ну что ж ты, сволочь, мимо то проехал, один ведь ехал, скотина этакая, западло что ли?!" Так, мимо проехало несколько машин, я перестал их материть, плюнул, и со словами: "Да и хрен ты с ним, больно надо было, пешком даже интереснее. Дня за два доберусь доберусь до какой-нибудь деревни, переночую на берегу озера какого лесного, да под березкой, природой полюбуюсь, покайфую..." И как только я это произносил вслух или про себя, отпуская тем самым на волю своё желание, сразу же где-то позади появлялся звук приближающегося автомобиля, он обязательно останавливался сам, без моей просьбы, открывал дверь и предлагал подвезти именно туда, куда мне и надо было. Причём водители попадались, как на подбор, невероятно интересные, разнообразные, разговорчивые, дальняя дорога с которыми пролетала моментально и очень ярко. И так было абсолютно каждый раз, настолько каждый, и настолько явно и показательно, что я начал умышленно пользоваться этой хитростью, взяв ситуацию под свой личный контроль. Так я понял, что цель, безусловно важна и первостепенна, но достигать её ты должен исключительно сам, искренне ни на что и ни на кого не надеясь, используя только свой багаж знаний и имеющиеся ресурсы, а жизнь, видя твою целеустремленность, самостоятельность, разумность и упорство, обязательно поможет тебе всем, чем может, а она может абсолютно всё. Если ты хочешь, чтобы жизнь тебя услышала, то ты должен точно сформулировать своё желание и обязательно его отпустить на волю, искренне про него забыв, а покуда ты держишь его в себе и не отпускаешь, то как же жизнь его осуществит в действительность?!

 Жизнь всегда дарит нам свою любовь, заботится о нас, греет своим теплом, разговаривает с нами, держит за руку и подталкивает нас к нашему счастью, но первый шаг всегда за нами, она нам лишь помогает. Поэтому, чтобы жить счастливо, нужно просто ежедневно делать добрые дела и ничего не ждать взамен. Ведь наша душа устроена так, что мы не можем жить ради себя, как конкретной личности, мы можем жить лишь от души и для души, живущей во всех нас. Не существует какой-то одной большой законченной и заранее известной жизни, не существует никакого одного большого счастья, которое всегда нас ждёт где-то впереди, потому что не существует этого самого впереди, есть только здесь и сейчас, то есть конкретно только этот данный момент, в котором мы сейчас находимся, и добрые дела нужно делать именно в нём, сейчас, прямо здесь. Регулярно делая маленькие добрости, будь то перевести бабушку через дорогу, купить в магазине незнакомому ребенку мороженое, улыбнуться продавщице и пожелать ей доброго вечера, накормить бездомного пса, кошку или уток в пруду, уступить место в автобусе или очереди, сделать кому-то комплимент и так далее, ты сам, не замечая того, взамен получаешь невероятно огромную радость внутри себя. Такая вот получается приятная несправедливость, однако - доброе дело маленькое, а радость в ответ большая. Делая маленькие добрые дела постоянно, ты получаешь такие же постоянные радости, которые раз за разом складываются в одно большое счастье, которое и называется жизнь. Я давным-давно уже для себя вывел формулу счастья, которую никто почему-то до меня никак не мог вывести, а ведь это так просто. Счастье - это всего лишь навсего постоянство радости. Но, чтобы радость никогда тебя не покидала, ты вынужден любить абсолютно всё, абсолютно все проявления жизни, включая себя самого, а для этого нужно понимать как она устроена, а для этого, в свою очередь, нужно внимательно наблюдать и думать.

 Нужно наслаждаться моментом, кроме него у нас ничего нет. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь!