Открытое письмо Президенту Н. А. Назарбаеву

Арон Атабек 2
        от поэта и диссидента А.Атабека

     Уважаемый Нурсултан Абишевич!

     В течение последних 18 лет мы с Вами являемся политическими оппонентами. Каждый из нас по-своему представляет путь Казахской Нации и Казахского Государства – и в соответствии с этим выстраивает свою политическую деятельность и в итоге Судьбу.

     Я, поэт и диссидент Арон Атабек (по паспорту – Нутушев Арон Кабышевич, казах, уроженец Астраханской области РСФСР, с 1971 года – гражданин Казахстана), принимал непосредственное участие в событиях Декабря 1986 года, был в розыске и вынужден был некоторое время скрываться в казахской глубинке.

     В декабре 1989 года я как руководитель историко-этнографического обьединения “Жеруюк” (первой национал-патриотической организации в Казахстане, созданной мной и группой единомышленников) обратился в горисполком г.Алматы (в ту пору председателем – Нуркадилов З.К., заместителем – Амерханова Ж.А.) с просьбой провести траурную церемонию – Ас – в память жертв Желтоксана. В ответ властями было закрыто объединение “Жеруюк” и сделана попытка упрятать меня за решетку по сфабрикованному обвинению. Несмотря на все это, мы сумели организовать многолюдные акции протеста, и Вы, устами секретаря по идеологии Жанибекова У., дали согласие на проведение траурного митинга. Этот исторический митинг состоялся 13 декабря 1989 года в актовом зале медицинского института – и его по праву можно назвать днем рождения Демократии в Казахстане (любопытное совпадение – 13 декабря 1917 года в Оренбурге была провозглашена Автономия Алаш!).

     Накануне Нового, 1990 года, Вы организовали встречу с молодежью города Алма-Аты во Дворце культуры АХБК. Ваши ораторы (партийцы, комсомольские активисты и т.д.) продолжали утверждать, что крови, насилия и жертв в Декабре 1986 года – не было. Наши ребята (участники, осужденные и успевшие выйти на свободу) – приводили факты, неопровержимо свидетельствующие об обратном. Тогда я вышел на трибуну и попросил почтить минутой молчания память жертв Желтоксана. Половина зала – встали. Другая половина – продолжали сидеть, глядя на Вас. Вы, тогда первый секретарь ЦК КП Казахстана, сидели за столиком в центре сцены. Я – стоял рядом, у трибуны. Наступила длительная, тягостная тишина. От Вас лично, Нурсултан Абишевич, зависело – смогут ли казахи отныне свободно оплакивать своих погибших детей или снова, как в колбинское трехлетие, будут торжествовать ложь и лицемерие.

     К счастью для нас всех, Вы приняли единственно верное решение – Вы встали в знак траура. Следом за Вами, как по команде, вскочила та, вторая, половина зала. Это было первое официальное признание государством факта кровопролития и жертв во время событий Декабря 1986 года!

     Но для меня лично это стало началом новых тяжелых репрессий. Меня неоднократно арестовывали – и под давлением уже тысячных (!) митингов и пикетов снова отпускали. С декабря 1989 года я стал издавать нелегальную (опять-таки первую в Казахстане) антисоветскую газету “Алаш” (издавалась в Эстонии и контрабандно доставлялась в Казахстан). В апреле 1990 года мы объявили о создании партии национальной независимости “Алаш”. Последующий год я провел на “подпольном” положении. В феврале 1991 года я был вынужден уехать в Москву, где начал издавать официально зарегистрированную газету “ХАК”.

     В декабре 1991 года в Алматинской мечети активистами партии “Алаш” была совершена попытка силового смещения с поста муфтия Ратбека Нысанбаева. В итоге 15 человек были арестованы, 3 получили тюремный срок. В свое время я осудил эту акцию как совместную провокацию КГБ и исламских фундаменталистов (мои ребята – жертвы этой провокации!) – и вместе с тем употребил все свои связи и финансовые возможности, чтобы вытащить ребят из тюрьмы. В ответ власти попытались выставить меня, как председателя партии “Алаш”, организатором этого инцидента – и с этой целью завели уголовное дело (хотя в это время я уже проживал в Москве).

     Будучи политическим врагом советского тоталитаризма и соответственно Вашим оппонентом как первого секретаря ЦК КПК – я не мог обходиться без критики Ваших действий (да и сейчас критикую – ибо только публичная критика способна уравновесить пагубное всевластие Власти). В феврале 1992 года я опубликовал в своей газете “ХАК” статью известного казахского писателя и диссидента Каришала Асанова “Не верь улыбке Президента”. Считал тогда и считаю сейчас, что в цивилизованном обществе не должно быть запретных тем. Спустя полтора месяца за мной в Москву (!) из Алма-Аты (!) прибыл “эскадрон смерти” (в лице полковника КГБ и следователя по особо важным делам прокуратуры в сопровождении московского ОМОНа) – с целью арестовать и доставить в Казахстан. Однако пришли на помощь мои московские адвокаты, история стала достоянием международных СМИ – и “эскадрону” пришлось ретироваться ни с чем. Не знаю, кто был автором проекта но все это явно не пошло на пользу Вашему новому имиджу демократа и реформатора. Российские власти во избежание международных осложнений попросили меня покинуть страну, предложив содействие в получении политического убежища за рубежом. И действительно мне пришло официальное приглашение из Саудовской Аравии, а также устное согласие посольств Германии и США. Но я, как патриот Казахстана, не мог позволить себе уехать в “сытое забугорье” – здесь оставались родные, друзья, партия “Алаш” и просто моя Родина. В это время пришло официальное приглашение от президента нового, свободного Азербайджана А.Ельчибея. Я подумал, что это компромиссный вариант – ведь Каспий не разделяет, а соединяет Казахстан и Азербайджан.

     Так я и моя семья (пятимесячная дочь, шестилетний сын , жена , наша 65-летняя мама и несколько моих верных друзей) оказались в сентябре 1992 года в Баку. Нас приветствовали как героев тюркского народа и казахских братьев. Однако спустя месяц прибыла делегация Министерства иностранных дел Казахстана. Были проведены переговоры с правительством Азербайджана и опубликована пресс-конференция, по которым Казахстан обязался “не требовать выдачи политэмигранта А.Атабека”, а Азербайджан обещал предоставить “гарантии безопасности”. В переводе с дипломатического на понятный язык это означало следующее: Казахстан не будет требовать возвращения диссидента, но Азербайджан вместо предоставления “политического убежища” (со всеми юридическими и финансово-материальными последствиями) сможет лишь гарантировать безопасность проживания для А.Атабека и его семьи! В итоге я прожил целый год в Азербайджане в одном бараке вместе с беженцами из Карабаха – и на правах тех же беженцев, т.е. абсолютно без всяких прав. Мне не были предоставлены ни жилье, ни работа, ни финансовая помощь. Более того, не оказана помощь партии “Алаш” и газете “ХАК” (в Азербайджане я не смог издать ни единого номера!). И, наконец, мне не было предоставлено гражданство Азербайджана и не был выдан соответствующий паспорт. Кормить семью позволяла только помощь моих азербайджанских друзей из Народного Фронта!

     После военного путча полковника С.Гусейнова и прихода к власти Г.Алиева – меня попросили уехать из страны. Мне пришлось в срочном порядке вывезти семью в город Нальчик, где мы прожили уже в совсем нищенском состоянии еще один год.

     В октябре 1994 года я вывез семью в Москву и попал на очередной военный путч – расстрел Белого дома. Я уже раньше видел Ельцина (на расстоянии, конечно) – в августе 1991 года, во время ГКЧП. В первый раз я поддерживал его как демократа, во второй раз – проклинал, как палача.

     Спустя две недели я отправил семью в Алма-Ату – а сам остался в Москве и далее испытывать судьбу диссидента. В эти годы я несколько раз приезжал в Казахстан (нелегально) но окончательно вернулся на Родину в декабре 1996 года.

     Родина встретила меня неласково. Антисоветский и национал-патриотический порыв народа иссяк. Все занимались мелким бизнесом (выживанием). У меня не было ни жилья (две квартиры были проданы, чтобы частично погасить займы, которые я сделал, чтобы поддерживать партию “Алаш”), ни работы. В местном РОВД мне отказались выдать паспорт гражданина Казахстана, посоветовав написать “просьбу о помиловании” в адрес Президента Казахстана! Но я ведь не был приговорен к расстрелу, я даже не был судим – почему же я должен “просить о помиловании”! С тех пор я живу на своей Родине в качестве политического “бомжа” – без документов, жилья, работы. Два года мы жили в горах, снимая чужую дачу. Естественно, дети не имели возможности ходить в школу. Сын в этом году с опозданием оканчивает школу. Дочь в силу перенесенных в годы скитаний потрясений и материальной необустроенности – школу посещать не может (стараемся учить дома, всей семьей). Жена в цвете лет потеряла здоровье и держится лишь благодаря молитвам и покровительству аруахов – духов предков…

     Но все-таки оставались верные друзья. Они не давали нам умереть с голоду, находили для меня заказы на переводы или временные работы типа сторожа или грузчика и даже издавали мои книги (поэзия, научные исследования и т.д.)! Куль-Тегин, Махамбет и Клер Клермонт заговорили благодаря моим переводам на русском языке – и стали ближе и понятней многим казахстанцам. Вышли отдельными изданиями мои стихи (всего – 6 книг). Мне были присуждены две общественные премии – “Алаш” (1989г.) и “Алмас кылыш” (2004г.). Последние три года родственники предоставили мне на время квартиру для проживания. Соратники вновь позвали меня на политическую борьбу – я избран Председателем Политсовета Народного Фронта Казахстана “Казак Мемлекети”.

Но все это – старания частных лиц. Государство Казахстан, за чью Независимость и Национальное Возрождение я пролил пусть каплю – но своей, горячей крови, потерял все свое имущество и недвижимость, утратил возможность получения работы по специальности и всякие социальные перспективы – к сожалению, отстранилось от участия в моей судьбе и судьбах моих соратников!

     Вместе с тем История показала, что требования, выдвинутые нами (обществом “Жеруюк” и партией “Алаш”) еще в начале 1989 года, а именно: а) пересмотр политической оценки Событий Декабря 1986 года и освобождение всех декабристов; б) предоставление Казахстану независимости и суверенитета – оказались не просто закономерными и справедливыми, но и судьбоносными для Казахстана! Сегодня Вы сами, уважаемый Нурсултан Абишевич, именно эти два достижения расцениваете как основу Национальной Казахской Государственности!

     Не умаляя Вашей личной заслуги в столь сложном и ответственном деле, как возрождение самостоятельного независимого Казахского Государства, – мне кажется исторической несправедливостью, что многие истинные борцы с Тоталитаризмом и Колониализмом, пожертвовавшие всем во имя Национальной Свободы, – оказались не просто незаслуженно забытыми, но и до сих пор подвергаются репрессиям. Мы не просим, в отличие от некоторых “героев”, никаких материальных или моральных компенсаций. Но справедливость все-таки должна восторжествовать – и все члены партии “Алаш” должны бы получить статус участников событий Декабря 1986 года.

     Лично для себя я прошу одного – официальной реабилитации моего честного имени и политического имиджа, а также восстановления паспорта и гражданства Казахстана.

     С уважением Арон Атабек, 16 апреля 2005г.
     т.: (3272) 36-59-56, 8.333-316-03-32,
     e-mail: aron_atabek@mail.ru