Ура! свобода!

Лев Ефремов
               
     В августе 1991 года в СССР Б.Ельциным  и его командой начались попытки
запрета КПСС, и продолжалось это до ноября этого же года. 06 ноября 1991г.
Указом Президента Российской Федерации была запрещена деятельность этой
партии, но полностью запретить ее деятельность не смогли, т.к. решение о ликвидации политической партии мог принимать, согласно конституции СССР, 
только Верховный  Суд СССР. Только в декабре 1991 года, когда Б.Ельцин,
С.Шушкевич и Л.Кравчук подписали Договор о создании Союза Независимых
Государств и ликвидации СССР, деятельность КПСС была прекращена.
     Большинство граждан бывшей СССР восприняли это постановление с радостью и надеждой на долгожданную Свободу. Обрадовались этому и моряки торгового флота. Для них открывались новые возможности. Возникли в России компании по трудоустройству моряков на работу на  иностранные суда. На этих судах заработок был гораздо выше, чем на отечественных. Да, и на Российских судах некоторым морякам  стало легче работать. Раньше на этих судах была такая должность – помощник капитана по политической части – помполит. В его обязанности входило воспитание экипажа в духе строителя коммунизма, а, проще говоря, следить за экипажем, чтобы моряки  не встречались с иностранцами в иностранных портах, смотреть, кто и что покупает за границей, не нарушает - ли он таможенные правила СССР и, главное,  не говорит - ли он что-то против советской власти. Все это им докладывалось в соответствующие Органы, и те принимали меры. Могли закрыть «визу» и прощай работа в море.
     Открылась и в Мурманске крюинговая компания. Начали набирать моряков для работы на иностранных судах. Помогали им собрать, необходимые для работы документы, и были организованы краткосрочные курсы английского языка.  После этих курсов моряки, в основном командный состав, сдавали экзамен на знание этого языка и ждали своей очереди для отправки на судно.
     Виктор Алексеевич, имел диплом капитана дальнего плавания и все остальные документы для работы, прошел тестирование по английскому языку и стал ожидать отправку на иностранное судно. Вскоре пришло извещение, что требуется старший помощник капитана на судно-банановоз, который работал под флагом Багамских островов, а судовладелец этого судна -  американская компания «Чикита Брэндз», бывшая «Юнайтэд Фрут Компани». Капитан на этом теплоходе был гражданин Греции, а экипаж – должны были составить мурманские моряки. Перед отправкой на судно руководство мурманской крюинговой фирмы собрало экипаж, вкратце ознакомило с условиями работы,основное внимание было уделено дисциплине на судне:
    - Вы должны понимать, что это судно принадлежит иностранной компании и в этой  компании недопустимо расслабляться. Они вам платят деньги за работу,но за каждое нарушение будут штрафовать, и эти штрафы могут быть такими,что вам потом и на обратную дорогу домой не хватит. Конечно, за границей вас не оставят, но деньги за доставку на родину с вас все равно сдерут. И знайте,что за серьезное нарушение вас с судна спишут, но отправка на судно и дорога домой будут оплачены из вашего кармана.
     Экипаж, в основном, состоял из работников рыбной промышленности и несколько человек ранее работали на судах «Арктикморнефтегазразведки»,а в этих конторах с дисциплиной было попроще, чем у Виктора Алексеевича в Мурманском Морском Пароходстве. В этом экипаже, вылетающим на смену на банановоз, он был старшим. Судно приходило в порт Антверпен с грузом бананов на выгрузку. За время выгрузки должен смениться  экипаж  и сразу, после смены экипажа и окончания выгрузки, выход в море. Времени для  прибытия на судно и смены было крайне мало. Из Мурманска самолетом вылетели в Москву, там пересадка на американский «Боинг», вылетающий в Нью-Йорк. Самолет и его экипаж – американцы.  Первая посадка в аэропорту Брюссель и оттуда экипаж на автобусе должны доставить в Антверпен. Посадкой в Москве в самолет,  кроме российских  служб, занимались еще и американские сотрудники. Основными пассажирами этого самолета были российские граждане- евреи, вылетающие на постоянное  жительство в США, или потом в Израиль. После прохождения регистрации и очень строгого контроля, около трех часов пассажиры этого рейса ожидали посадку в самолет в зале-накопителе. За это время наши моряки успели пообщаться с эмигрантами, улетающими с Родины. Видно, что улетают семьями с родственниками. Мужчина, лет 30-и с хвостиком держит на руках 2-х годовалого ребенка, рядом его жена кормит грудью малышку и рядом крутится 3-4х годовалый сынишка. И муж, и жена выглядят далеко не очень обеспеченными  людьми и, на вид, не особо интеллигентными, т.е. простые рабочие или колхозники.  Член российского экипажа – старший механик спрашивает главу этого семейства:
     - Вот вы уезжаете из страны такой большой семьей в другую страну. Как вы
решились на это и, как думаете в новой стране устроиться?
     - Мы из Молдавии, наш сосед из нашего села уехал два года назад в США,
мы с ним переписывались. Он пишет, что живет на новом месте очень хорошо, и помог нам получить приглашение. Обещал помочь в дальнейшем устройстве
 на жительство. 
       Видно, что он волнуется, но верит в лучшую жизнь на новом месте.
 Несколько семей – это сравнительно молодые супруги и их уже более взрослые родители, а, может, и более старшие предки.  Позднее, уже в самолете, одному из таких предков стало плохо – давление поднялось.Стюардессы быстро и очень профессионально оказали ему медицинскую помощь. Но основной состав этих, покидающих Россию, пассажиров – это 30 – 40 летние здоровые мужчины и женщины. Видно, как они радуются, что смогли вырваться из-за «железного занавеса».  Это были 90-е годы.
     Через несколько часов приземлились в аэропорту Брюсселя. Экипаж встретил агент судовладельца, посадил на рейсовый автобус, и повез в Антверпен. Для россиян эта поездка была чем-то нереальным. Автобус с кондиционером, огромные, чистые окна. Шоссе без рытвин, не слышно шума двигателя, только тихая музыка доносится из автобусного телевизора.В Антверпене от автостанции до борта судна довезли на другом автобусе.
    Стоит у причала белый красавец теплоход «Lucky», идет выгрузка бананов.
Работают одновременно два крана. Потом узнали, что бананы, оказывается, считаются продуктом скоропортящимся и, поэтому его выгружают без задержки и он ни в коем случае не должен быть желтым, выгружают только зеленые плоды, плоды с желтизной остаются на судне и потом выбрасываются в море.
     Смена экипажа производится быстро, старый экипаж работает, а новый должен сразу приступить к своей работе.  Старпом доложил о прибытии капитану, тот даже не стал проверять документы вновь прибывших членов,только спросил:
   - С документами экипажа все в порядке? Принимайте дела и приступайте к
работе. После окончания выгрузки сразу отходим от причала.
     Разошлись моряки по своим заведованиям и в рабочем порядке начали
принимать дела у своих коллег. Принимает дела старпом и оказывается, что здесь у него обязанностей больше, чем на российском судне. Помимо чисто старпомовских дел, он еще выполняет обязанности грузового помощника, т.е.все грузовые операции производятся под его руководством. И началась работа. Старый старпом сдал дела и ушел в каюту собираться к отъезду, автобус стоит у борта, часть экипажа уже сидит в салоне. На судне шесть трехдечных (трехпалубных) трюмов, в процессе выгрузки крышки деков надо открывать. Судно старое, надо для этого заводить троса и надо знать, за что их крепить, а старые  моряки уже сидят в автобусе. И вот так, не отдохнув после дороги, и не войдя, как следует в работу, начался для старпома рабочий день. Старпом сам управляет работой грузовых лебедок, открывая и закрывая трюма, при этом надо показывать матросам, где и как надо крепить троса для этого. Пытался поставить на эту работу второго помощника капитана, но тот наотрез отказался:
     - Это не моя обязанность, моя обязанность – штурманское дело, корректура карт и пособий.
     - Но ты - же сейчас на вахте, а как дальше  будешь работать, грузовые работы ведутся круглосуточно.
     - Работа с грузовыми лебедками – это боцманская обязанность, вот его и
заставляйте.
       Но боцман молодой парень, до этого работал на буксире у нефтяников и
с грузовым устройством на  торговых судах он не знаком. Сейчас его учить уже
нет времени.
       Продолжается выгрузка бананов из трюмов. В трюма с причала опускаются
Винтовые конвейеры- транспортеры (шнеки), внизу у них еще два выдвижных транспортера. У одного грузчика на груди аппарат дистанционного управления транспортерами и он направляет шнек и транспортеры в нужное место в трюме, а остальные грузчики ставят на транспортеры ящики с бананами.
       Еще не закончилась выгрузка груза, а на борт уже поднялся лоцман и к борту подошли два буксира. Почти одновременно из трюма выходят винтовые, транспортерные шнеки, и в это время  отдаются швартовы и судно отходит от причала. 
       Порт Антверпен находится ниже уровня моря и поэтому отделен от моря шлюзом. Еще не успели закрыть трюма и закрепить грузовые стрелы на штатных местах, а уже надо швартоваться в шлюзе. Быстро прошлюзовались и вышли в море. Началась работа по закрытию трюмов и креплению грузовых стрел. Эта работа авральная, работает весь экипаж. То, что вышли в море, судно испытывает сильную качку, и экипаж еще не успел освоиться на новом судне и отдохнуть после прибытия на судно, так это уже обычная морская жизнь.   После окончания этих работ, экипаж продолжил работу уже по вахтам. Вот так началась у вновь прибывшего на судно экипажа работа. В машинном отделении и в рефустановке свои проблемы. Тоже не смогли, как следует принять дела, а судно старое и много разных переделок в механизмах, которые старый экипаж не успел все показать вновь прибывшим. Старпом на мостике, ведет судно. Капитан видит, что старпом  дело знает и спустился в свою каюту. Каюта капитана находится палубой ниже и занимает всю нижележащую палубу, т.е. от борта до борта. В каюте большие иллюминаторы и в центре каюты стоят на подставках  два больших мольберта. Капитан художник-любитель. На одном он красками рисует штормовое море, а на другом красочный натюрморт. Очень удобно, он рисует,  в управление судном не вмешивается, но  все видит, что впереди по курсу судна происходит и в любое время готов взять на себя управление судном. 
       Матросы в трюмах наводят порядок. А в трюмах осталось много невыгруженных ящиков с бананами. В порту выгружали ящики только с зелеными бананами. В ящике лежат две банановые кисти, если хотя бы  один банан начал желтеть, то этот ящик не выгружают, а если в этом углу несколько таких ящиков, то не выгружается весь угол. В течение рейса до порта погрузки на первых порах, оставшиеся в трюмах бананы растаскивает экипаж по каютам, часть на камбуз и в провизионные камеры. Остальные бананы выбрасываются за борт. Новый экипаж впервые, по совету капитана, попробовал жареные бананы. Жарились только зеленые, вкус немного напоминает жареный картофель, только чуть сладковатый. Позднее, в течение рейса, эти жареные бананы часто подавались на гарнир ко второму блюду с очень ароматной тропической зеленью. 
       Бананы считаются скоропортящимся грузом, поэтому у судна мощный двигатель и скорость 21 – 23 узла.  Порты последующей погрузки – это район Карибского моря, в котором много разных небольших государств. Переход занимает меньше двух недель. В Карибском море т/х «Lucky» обычно встает на якорь на рейде Панамского порта Кристобаль. Там место ожидания порта погрузки для судов Кампании «Чикита - Брэндз».  В маленьких поселках в этом районе, как только соберут необходимое количество бананов для погрузки на судно, сразу поступает из кампании распоряжение и нужное судно следует в порт под погрузку. Встает на якорях на рейде и к судну подводят баржу с грузом. В борту судна - банановоза имеются специальные лацпорты, их открывают, и грузчики через них по трапам заносят на судно ящики с бананами. Перед началом погрузки старпом обязан проверить спелость бананов, принимают на борт только недозрелые. Проверяется это следующим образом. Старпом специальным, острым ножом разрезает банан, в месте среза выступает белый, густой сок. И вот, когда эти частицы банана растягиваются, выступившая густая сочная смесь не должна рваться. В процессе погрузки этот опыт повторяется много раз. Погрузка производится быстро, на оформление прихода и отхода судна время не тратится. Закончили погрузку и сразу выбрали якорь и полным ходом в порт выгрузки. Закрывают трюма и крепят груз, стрелы и прочее уже на ходу. Все это обязан организовать и проверить старпом. Все закрепили, и экипаж дальше уже  работает по вахтам. Помимо штурманских дел у старпома еще обязанность следить за сохранностью груза.  Отстоял вахту с 04.00 до 08.00, позавтракал, дал указание матросам по работе и надо проверить трюма: какая там температура, содержание углекислого газа и прочее. В каждом твиндеке имеются датчики, вот данные этих датчиков старпом проверяет, записывает, потом заполняет определенный бланк и вечером отправляется этот рапорт судовладельцу. За работой рефустановки и за
вентиляцией, конечно, следит и рефмеханик, но он следит за работой механизмов  и показаниями датчиков в отделении рефрижераторной установки, а показания датчиков в трюмах проверяет старпом.  Конечно, можно поручить  снимать показания датчиков в трюмах вахтенным матросам, но нет уверенности, что это указание будет добросовестно выполнено. Приходится старпому самому выполнять эту работу. Шесть трюмов, в каждом три дека, пока все пролез после вахты, тут уже и время обеда наступило. Пообедал, два часа отдохнул и пора на вахту. После вечерней вахты, сменился в 20.00, поужинал, заполнил все рапорты, наметил работу на палубе на следующий день, можно и отдохнуть, в 04.00 на вахту. И так каждый день. Передышка только, когда судно стоит на якоре в ожидании погрузки.   
      С приходом на рейд Кристобаля к капитану на борт приехала жена с двумя
детишками. Так что капитан не особо и показывался на палубе. Всю основную
работу вел старпом. Сделал капитан с семьей один рейс из тропиков в Антверпен и из Антверпена отправил семью самолетом домой в Грецию. Во время стоянки судна на рейде в районе Панамы, а эта стоянка была иногда по несколько суток,  любил капитан ловить рыбу на спиннинг. Ловилась разная рыба, в том числе и акулята. Пытались моряки из этих маленьких акул сделать сувенир-чучело, но много возни с этим, и упорства не хватало. Однажды капитану на блесну попалась полутораметровая барракуда. Вытащить ее из воды было сложно, пришлось вооружать штормтрап. По штормтрапу спустился боцман с молотком, несколько раз ударил барракуду по голове, оглушил ее и в обнимку с ней  поднялся на палубу. Капитану барракуда была не нужна, и он отдал ее экипажу. Старпом отрубил ей голову для изготовления чучела, а тело забрали судовые механики. Механики с мотористами, это отдельная каста, приготовили для себя жаркое из барракуды. Через некоторое время к старпому прибегает второй механик:
     - Слушай, выручай.
     - А, в чем дело? Что случилось?
     - Да нажарили мы этой барракуды, вроде, вкусно показалось. А стармех говорит, что мясо барракуды очень ядовитое.
       Стармех до этого работал в Анголе. Был представителем судовладельца, контролировал производство ремонтных работ, заходящих туда на ремонт, российских рыболовных траулеров, поэтому его считали знатоком тропической жизни. Дал старпом второму механику имеющиеся в судовой аптечке активированный уголь и рвотные пилюли. Стоит машинная команда вдоль борта и с рычанием прочищают желудки. Увидел это капитан, вызывает старпома, спрашивает:
     - В чем дело?
       После объяснения капитан говорит:
     - Вот вам наглядный пример, как жадность наказывается, а, вообще то, скажите им, что мясо барракуды ядовитое только весной, когда она питается какими - то ядовитыми водорослями, а сейчас, в августе, этих водорослей нет.
       Голова барракуды осталась у старпома. Погрузили бананы в Гватемале, судно следует в Антверпен. Голову барракуды старпом засолил. Подвесит ее на мачту, она подсыхает, снимает, скоблит. Время идет, да и заниматься ей особо некогда. Выгрузились в Антверпене, судно следует назад к Панаме. Сидит на палубе после вахты старпом, скоблит барракудью голову, рядом собрались матросы, боцман. Рассказал он им, что уже  делал чучело из  головы барракуды, когда работал  в Мурманском Морском Пароходстве, как по совету боцмана сунул голову барракуды в плотницкую и на утро она была уже без остатков мяса, тараканы все подчистили:
     - Жалко, что здесь нет тараканов.
     - Как нет тараканов? - Говорит боцман. - Суньте эту башку в трюм под пайол, там ее мигом обчистят.
       Раньше, сколько старпом до этого не лазил по трюмам, тараканов там не видел. Спустился он в трюм, приподнял секцию деревянного настила, который служит воздуховодом для вентиляции трюма, и положил туда голову барракуды. На следующий вечер, после вахты, решил проверить, как идет ее  очистка.  Спустился в трюм, зажег свет, поднимает настил, достает эту голову, а она вся облеплена черными тараканами, величиной по 3-4 см. Сбросил он тараканов на палубу, ногой пытается их раздавить, не давятся. Бегут, и нога едет за ними. Но мясо на башке все чисто подъели. Осталось только покрыть ее лаком. Так появился у него экзотический сувенир.
       Прошел месяц работы экипажа на судне. Работают моряки, видят с борта Антверпен, тропические города, но в город не выйти. В судне много работы, нет времени для прогулок. Копится усталость и раздражение. Согласно морским правилам, на судне ежемесячно должны отыгрываться учебные тревоги. Это отражается в определенных документах и проверяется в портах инспекторами портконтроля. Во время очередной стоянки судна на Панамском рейде, решил капитан отыграть очередную учебную тревогу. Дает указание старпому, который обязан проверять и обучать экипаж борьбе за живучесть судна. По судну раздаются тревожные звонки, и экипаж собирается для проверки знания в специально отведенном месте, здесь это на верхней палубе около спасательных шлюпок. Начинает старпом опрашивать членов экипажа об их обязанностях по Тревогам, и в ответ слышит от боцмана:
     - Зачем нам эти тревоги? И так работаем, чуть ли не круглые сутки. Это раньше при Союзе, можно было над моряками издеваться, боялись, что помполит куда надо донесет, а сейчас- то это зачем?
      Попытался старпом объяснить, что это не прихоть капитана, а все моряки обязаны знать, что надо делать, в случае возникновения какой-либо опасности. Как спасти судно, а значит себя и своих товарищей. Решил отыграть учебную шлюпочную тревогу. По этой тревоге необходимо спустить на воду шлюпку, экипажу спуститься в нее по штормтрапу и занять свои места. На этом судне вываливаются шлюпбалки и затем спускаются шлюпки под своим весом, надо только отдать стопора шлюпбалок. А вот подъем шлюпки производится при помощи переносного электрического приспособления, т.е. к  шлюпочным лебедкам напрямую электричество не поведено. Этот переносной агрегат держит в руках боцман, он тяжелый. Старпом командует:
      - Ну, что ты его в руках держишь, положи на палубу и давай вываливай шлюпбалки, спускай шлюпку на воду.
      - А, вдруг она упадет. Кто будет отвечать? Сам спускай. – И бросает агрегат на палубу. Грохот. На мостике капитан наблюдает за этой процедурой и бегом спускается с мостика:
      - Что случилось? Почему не спускаете шлюпку? Зачем бросили на палубу этот механизм?
       Попытался старпом объяснить капитану ситуацию, но капитан не дослушав, приказывает:
      - Боцману штраф 50 долларов. Подготовьте приказ и отошлите его в Вашу кампанию и в Мою.
       Это был первый штраф за нарушение дисциплины и не последний. Каждый вечер капитан отправлял донесения в Хьюстон в кампанию «Чикита Брэндз» о состоянии дел на судне.
       Питание на судне было организовано следующим образом. Капитан заказывал продукты на судно и объяснял, что это продукты взяты на столько-то дней. Но повар, видя изобилие продуктов, хотел угодить экипажу. А, как-же, работаем на американцев, значит не должны себе ни в чем отказывать. Готовил большие порции, которые нормальный человек и съесть не в состоянии. Делает ему старпом замечание:
      -Ну, зачем ты такие порции делаешь, ведь не хватит до следующей
закупки продуктов. Мы же в море работаем.
      - А, пусть берет больше продуктов.
      - Ты, что не видишь, что мы и так питаемся на сумму большую, чем записано у нас в контракте.
        Однажды, на рейде Кристобаля продукты на судне закончились. Старпом к капитану:
       - Продукты заканчиваются, надо бы еще получить.
       - Я вам сказал, что продукты взяты до такого-то числа. За продукты платит фирма и свои деньги за вас я платить не буду.
        Стоит капитан на палубе, ловит рыбу. Зовет старпома:
       - Вот пусть повар пожарит мне эту рыбу, а остальное для экипажа.
       Примерно через три месяца, во время очередной стоянки  на этом рейде, решил капитан дать возможность морякам побродить по суше, посмотреть Кристобаль. Вызвал рейдовый катер. Часть самых активных моряков отправились в увольнение. Вечером довольные вернулись из увольнения. Рассказывают:
       - Вышли из проходной порта. Город незнакомый, куда идти, не знаем. Пошли, куда глаза глядят. Оказалось, зашли в неблагополучный район. Навстречу старушка, что-то говорит, но испанский язык мы не знаем, а жестами показывает, что туда идти не надо, и понятное слово – бандито. Ну, нам то, это до лампочки, пусть они нас боятся. Потом еще одна тоже  пытается сказать, что там гулять опасно. А мы идем дальше. Оказалось, мы зашли в очень даже интересное место. Кругом небольшие ресторанчики и, как, оказалось, бордели. Около них очень яркие девахи, зазывают в гости. Зашли, цены небольшие, отдохнули от души, и даже подружки нам свои фотокарточки подарили.
        На следующий день новая партия моряков отправилась отдыхать на берег в то место, о котором им друзья рассказали. Вечером, вернувшись на судно, привезли с собой спиртное и устроили вечер воспоминаний с музыкой, с громким обсуждением отдыха и своих случайных подруг. В это время поступило распоряжение следовать под погрузку к очередной деревеньке. Надо выбирать якорь, матросу вставать на руль и экипажу готовить судно к погрузке, а ребятам не до этого. Старпом пытается образумить моряков:
       - Мужики, мы же пришли на это судно работать, деньги зарабатывать. В чем дело? Бросайте ерундой заниматься, давайте все по рабочим местам.
       Когда пытаешься привести в чувство одного члена экипажа, то действует, а, когда группа, то каждый друг перед другом хочет показать себя героем. Одним словом, каждый орет, пытается оскорбить. Самое главное в этом гомоне:
     - Мы натерпелись при коммуняках, а теперь свобода.
       Капитан не дождался выхода моряков на свои места и спустился на нижнюю палубу, где каюты матросов. Слышит крики и ругань в каюте и  не знает, что можно ожидать от новых матросов. Снимает с пожарного щитка топор, на всякий случай, и открывает каюту. Греческий язык никто из моряков не знает, но видно, что капитан шутить не будет. А внешность у капитана интересная. Лет ему около пятидесяти, невысокого роста, плотный с небольшим животом, на голове длинные седые волосы и седая борода. Но главное в его облике – это огромные глазищи, которые, кажется, даже сверкают и вращаются. Матросы приутихли и потихоньку разошлись по своим рабочим местам. На следующий день опять последовали приказы о штрафах на нарушителей. Больше капитан рейдовый катер не заказывал и моряки на берег не ходили.
       Ну, матросы – у них молодость еще играет, а вот у комсостава тоже отношения сложились непростые. Рейс скоро заканчивается, судно должно встать в ремонт. Капитан дает распоряжение стармеху подготовить ремонтную ведомость для руководства фирмы, чтобы там подготовили смету и место для ремонта судна. Старший механик все это выполнил, но в английском языке он не силен и написал все на русском языке. Для отправки телексом руководству фирмы, необходимо это все перевести на английский язык и отпечатать. Этим на судне, по рабочим обязанностям должен заниматься третий помощник капитана. Капитан дает указание старпому и тот передает бумаги третьему помощнику:
       - Переведите это на английский и напечатайте, чтобы радист смог отправить
в компанию.
       - А, я не обязан это делать. Пусть дед сам переводит и печатает. Я за него работать не буду. Это его работа. Он несколько лет работал за границей и язык
должен знать.
       - Вообще-то он работал в Анголе, следил за ремонтом российских рыболовных судов, я точно не знаю, но думаю, что и ангольцы английский язык
не особо понимают. Одним словом, давайте выполняйте распоряжение капитана.
        - Не буду я за стармеха работать.
        - Ну, ладно, я передам вашу работу второму помощнику.
        - Валяйте, но он тоже за стармеха работать не будет.
          Что делать? Ладно, с третьим помощником потом разберусь, думает старпом и идет к второму помощнику капитана. Там  повторяется примерно тоже, что и с третьим.
        - Господа офицеры, это что же саботаж? Как мне об этом доложить мастеру?
        - А, как хотите, так и докладывайте.
          Что делать? Не идти же у разгильдяев на поводу. Обругать нельзя, а, вообще-то, хотелось бы врезать по наглой морде. Увы, нельзя. Но и самому за
них выполнять эту работу противно. Идет старпом к капитану и докладывает о
сложившейся ситуации. Капитан уже насмотрелся на своих помощников, и у него сложилось свое мнение:
        - Передайте эту ведомость радисту, пусть он переведет ее, покажет мне
и потом отправит в фирму.
          С радистом произошел разговор такой – же, как и со штурманами. Они были друзья, и друг друга поддерживали. Опять пришлось докладывать капитану об этом отказе. Капитан принял решение, не стал подводить своего старпома:
        -Ладно, пусть радист отправит эту ремонтную ведомость, как она есть, на
русском языке, я потом руководству все объясню. Но подготовьте приказ о штрафе по 100 долларов 2-му,3-му помощникам и 150 долларов радисту за невыполнение своих должностных обязанностей.
         Судно продолжает работать. Возит бананы через океан. В экипаже все
больше проявляются человеческие характеры. Старший механик в начале рейса хотел показать себя опытным и важным командиром. Разговаривал только почти шепотом, чтобы слушатель наклонялся к нему и прислушивался. Но это продолжалось недолго. Говорит что-то стармех старпому, а тот его не слушает:
       - Виктор Алексеевич, а что же вы меня не слушаете? Или вам не интересно,
что я говорю.
         На это старпом отвечает матом:
      - А, почему вы шепчете? Я, что должен к вам наклоняться и к вашему языку
прислушиваться? Ведь и у вас со слухом проблемы. Вот научитесь людей уважать, тогда и будем с вами разговаривать.
       Только с двуми командирами у старпома сложились нормальные, дружеские отношения, с рефмехаником и электромехаником.
       Рефрижераторный механик Самуил Моисеевич Бех – национальность понятная, но нормальный моряк, очень работящий и порядочный. Все в экипаже звали его Михаил Семенович. Но у него в заведовании было очень старое, требующее постоянного ремонта хозяйство. Михаил Семенович сутками не вылезал из своего рефрижераторного отсека. Стармех вместо помощи  пытался навязать ему еще какие-то работы, к которым рефмеханик никакого отношения не имеет. Михаил Семенович был ростом за 180см, здоровенный и очень дружелюбный. Однажды  идет старпом по судну и вдруг слышит какой-то шум. Смотрит, а это рефмеханик прижал стармеха к борту, держит за шею и что-то ему выговаривает. Стармех только шепчет:
      - Михаил Семенович, Михаил Семенович…
      - Я тебе не Михаил Семенович, я Моисей Самуилович. Михаил Семенович
я только для нормальных людей и для друзей. – Отвечает рефмеханик.
        Увидел стармех старпома и за помощью:
     - Виктор Алексеевич, помоги.
       Ну, уж нет. Он тебя не убьет, не такой  Моисей человек, но учить тебя, гада, надо.
       Еще к характеристике экипажа. У старшего механика день рождения, ему исполнилось 52 года. Идет старпом на обед, перед кают-кампанией стоят моряки, здесь стармех, механики, мотористы и еще несколько моряков. Старпом думает, что моряки хотят стармеха поздравить, и начинает его поздравлять. Все, как обычно:
      - Василий Иванович, поздравляю вас с днем рождения, желаю и т.д. …
        Поздравил, и спрашивает рядом стоящих моряков:
      -А, вы как Василия Ивановича поздравили, что подарили?
      - Мы подарили ему веревку и мыло, чтобы он поскорее повесился.    
        Отвечает моторист. Да, вот такие были отношения среди моряков.
        Так судно отработало около пяти месяцев. Пришло распоряжение после очередной выгрузки в Антверпене следовать в Грецию в порт Пирей. Во время стоянки на Панамском  рейде подошел к судну катер, капитан заказал продукты. Обращается к нему с просьбой старпом:
      - Господин капитан, я пять месяцев здесь работаю, ни разу не был на
берегу. Можно я с этим катером съезжу на берег, куплю семье хоть какой-нибудь сувенир? Неудобно как - то получается, пришел с моря, был за границей и нет никакой памяти об этом. Капитан, конечно же, дал разрешение на эту поездку. Подошел катер к причалу порта, старпом бегом к проходной, а там проблемы. Из порта его не выпускают, нет разрешения на выход или визы – не понять. Ну, что делать? В порту жарища, никуда не спрятаться, а катер пойдет на судно через несколько часов, когда подвезут продукты. Нигде ни присесть, и начал старпом гулять по порту. Вдруг видит – магазин беспошлинной торговли. Обрадовался, зашел и купил видеомагнитофон. Вроде, хороший, фирмы Сони. Все-таки небольшая радость. Дождался катера и вернулся на судно. Показал морякам. Друзья – это электромеханик и рефмеханик, похвалили покупку, а ранее оштрафованные моряки затаили обиду.   
        Последняя погрузка бананов в Карибском море. После выгрузки в Антверпене, судно должно встать  в Греции на ремонт и экипаж заканчивает работу на этом судне по контракту.
        Вышли из порта Антверпен. У экипажа уже другой настрой – скоро окончание работы и домой. В Греции в порту Пирей поставили судно в небольшой бухточке. Отдали оба носовых якоря, с кормы на берег завели два швартова. Выбрали лебедками слабину тросов и якорных цепей. Судно надежно поставили  на рейде в ожидании ремонта. Утром на судно прибыл новый экипаж. Это были моряки из Албании. Передали им судно, и сменившийся экипаж на автобусе отправили в аэропорт Афин. Перед отправкой капитан выдал экипажу, заработанную за время контракта, зарплату. Выдает
капитан зарплату старпому, благодарит за работу:
      - Отработали мы с вами хорошо. Видно, что вы моряк опытный, спасибо
за работу. – И много разных слов о совместной работе. В конце, все же не сдержался:
      - А, вот с русским экипажем я больше никогда работать не буду, и  своим
коллегам – капитанам посоветую с таким экипажем не работать. И еще, вот ваш экипаж сейчас уезжает, вы передайте морякам, чтобы они с судна ничего не украли. Вас будут проверять и на проходной и в аэропорту, а законы у нас в стране строгие. Могут и в тюрьму посадить.
       Так и расстались с капитаном т/х «Lucky».  Автобус компании отвез моряков
в аэропорт. Там выяснилось, что самолет вылетает вечером, а время было около полудня. Вещи сдали в камеру хранения. Экипаж ждет регистрацию и некоторые уже начинают праздновать окончание работы. Деньги все получили и с этим проблем нет. Лето, погода отличная, гуляют моряки около аэропорта. Матросы, у которых вычли из зарплаты штрафные деньги, подходят к старпому с претензиями, пытаются свою вину свалить на него, и все это с криком, с руганью. Судовая роль экипажа находится у старпома. Надоело ему выслушивать пьяные оскорбления:
      - Если эта ругань не прекратится, то я сейчас вычеркиваю из судовой роли
горлопана и сдаю его в полицию. С работой на теплоходе будем разбираться в
Мурманске, когда туда прилетим.
        На какое - то время прямые оскорбления прекратились, доносилось негромкое «шипение» только издали. Подошло время регистрации на рейс.Пошли в камеру хранения за вещами. Старпом видит, как матрос хватает коробку с его видиомагнитофоном размахивается, чтобы бросить его и разбить. Рядом оказывается электромеханик и успевает вырвать эту коробку из его рук:
       - Ты, что это делаешь? Зачем?
       - А, почему он привезет домой видик, а меня из-за него лишили денег на
такой же?
       - Так тебя оштрафовал капитан за твое нарушение дисциплины. А, вообще то, тебя и списать должны были с судна.
         Прошла регистрация, заняли свои места в самолете. Самолет венгерской
авиакомпании, рейс Афины – Варшава, там должна быть пересадка на самолет
Варшава – Ленинград. Часть мурманского экипажа успела уже крепко выпить,взяли с собой спиртного и продолжили «праздник» в самолете. Громкий шум,песни, проходящих мимо симпатичных стюардесс хватают за разные интересные места или похлопывают. На замечания огрызаются с матом. Одним словом, показали себя остальным пассажирам, какие русские моряки герои.
       В Варшаве пересадка заняла немного времени, и уже на российском самолете вылетели в Ленинград. В Ленинграде должна быть очередная пересадка на Мурманский рейс. В Афинах каждому члену экипажа выдали по два билета на самолет: один на рейс Афины – Ленинград и второй на рейс Ленинград – Мурманск. Но второй билет был без даты вылета и, когда прилетели в Ленинград, начались сложности с дальнейшим рейсом. Зал ожидания переполнен, около касс огромные очереди. В билете, выданном в
Греции необходимо проставить  дату и время вылета, а к кассам не подойти.
Простояли несколько часов в очереди, и стало понятно, что стоять придется до
утра. Пошел старпом к дежурному начальнику аэровокзала:
      - Мой экипаж летит в Мурманск из Греции, отработали в море пять с половиной месяцев, устали. Билеты нам выдали с открытой датой вылета, и мы не знали, что будут такие сложности с их оформлением в Ленинграде.  Помогите зарегистрировать билеты на Мурманский рейс.
        Вывел администратор старпома из кабинета в коридор, расположенный выше зала ожидания. Из него сверху видны все кассы:
      - Вы посмотрите. Видите, около касс стоят женщины с детьми, много пожилых пассажиров.  Так что -же, я должен вас молодых, здоровых парней вперед этих пассажиров пропустить? Придется вам постоять в очереди, ничего не поделаешь.
        У старпома в Ленинграде жили в двухкомнатной квартире  теща, сестра
жены и ее племянница. Можно было, конечно, оставить своих товарищей,пусть сами добираются до Мурманска, а самому остановиться на время у родни и спокойно позднее оформить билет до Мурманска. Но морская дружба не позволяет бросать товарищей, а ехать ночью втроем в двухкомнатную квартиру, в которой живут три женщины, так совесть не позволяет. Решили добираться до Мурманска по железной дороге. Приехали на железнодорожный вокзал. Поезд на Мурманск отходит через два часа, билеты
есть, но у моряков мало российских рублей, на руках только доллары. Обменный пункт на вокзале закрыт, бегать ночью по вокзалу и искать, кто поменяет доллары на рубли, опасно. Пересчитали рублевую наличность, хватило на три билета в жестком вагоне, на оставшуюся мелочь купили два хлебных батона, а горячая вода в вагоне в кипятильнике. Вот так и доехали до Мурманска. В Мурманск поезд прибыл утром, электромеханик и рефмеханик сумели позвонить домой и их встретили жены, а у старпома домашнего телефона не было. Его жена работала в системе образования г.Мурманска. Напротив вокзала находилась остановка автобусов и метров 300 от нее средняя школа. Российских денег у старпома нет, и решил он в этой школе узнать, может, знают его жену и он сможет до нее дозвониться и взять денег на дорогу домой. Перешел дорогу, на остановке стоят несколько человек, ожидают автобус. Среди них он увидел знакомого парня, но как его зовут и откуда он его знает, не помнит:
     - Слушай, можно я оставлю здесь чемодан и коробку с видиком, только добегу до школы.
     - Да, оставляй, только ты недолго. Мы ждем автобус и сразу уедем.
     - Я быстро, бегом. – И пошел к школе. Побродил по полупустой школе, никто
его жену не знает. Вернулся на автобусную остановку. На остановке пусто, все
уехали, но в сторонке стоит его чемодан и  коробка с видеомагнитофоном. В
чемодане лежало более 8 тысяч долларов и документы. Когда вечером пришла домой с работы жена и услышала  об этом, то некоторое время смотрела на него с некоторой настороженностью. Как она потом говорила:
     - Все ждала, когда муж хохотать начнет без причины или тихонько ночью во
сне хихикать. Но, слава богу, пронесло. Вроде не чокнулся.
     Так закончилась работа старпома на иностранном судне  под флагом государства –Содружество Багамских Островов.
     В Советской Армии тоже вначале отменили политруков. 29 августа 1991 года президент СССР М. С Горбачев подписал Указ «Об упразднении военно-политических органов в ВС СССР, войсках КГБ, внутренних войсках МВД и железнодорожных войсках».  Но потом спохватились и опять ввели должности замполитов. Но торговый флот из Государственного перешел в частную собственность и хозяева в погоне за прибылью, сократили экипажи судов до минимума. Тут  о должности помполита или воспитателя уже и говорить не приходится.