Чем пахнут праздники

Галина Пухова
Люблю петь на клиросе в глубинке. Там можно ощутить тишину простого сельского храма, в который приходят помолиться пять-семь старушек из трёх соседних деревень. Трудно им, а приходят. Помолившись, пьют чаёк из блюдца и сетуют, что ни зять, ни внук так и не выбрались их навестить. Почему-то возникает чувство вины, когда уплетаешь за обе щеки принесенный бабулей, испеченный в русской печке и щедро промасленный мясной пирожок, и появляется особое состояние тихой грусти, когда сердце наполняется до краёв, и хочется от этого плакать…
Конечно, в большом городском соборе, где громко и торжественно звучит хор, петь веселее…
Восхищаюсь православным богослужением, его красотой, его величием. Начинаю понимать и любить глубокую поэзию церковно-славянского языка, запоминать гласы церковных песнопений. Готовясь к празднику, чувствую себя частицей крещеного мира.

 Церковные праздники имеют запахи. Главный из них -  запах ладана. Он зарождается в алтаре, потом священник обходит храм и совершает каждение. Аромат ладана заглушает все остальные запахи.
Вы видели, как выглядит ладанное дерево? Его еще называют Олибанум. Говорят, оно невероятно красиво! Цветы Олибанума бывают белыми или розовыми. Но не цветы, а смола этого дерева известна как один из даров, принесенных мудрыми волхвами Младенцу Христу.

Запах ладана притягателен, он тонок и благороден. Я перепробовала (именно так говорят парфюмеры, предлагая принюхаться к новому аромату: попробуйте!) множество разновидностей ладана: с добавлением эфирных масел пачули, цветочных ноток лилии, с ароматом розы или жасмина, сладковато-терпким и пряным, фруктовым и медовым...

Праздник Рождества…Он для меня прочно соединяется с запахом принесенной из леса ёлочки, оттаивающей в теплой комнате лужицами снега и каплями смолы, словно отдыхающей в ожидании неповторимого убранства. Запах ели соединяется с запахом мандариновой кожуры, шоколада, имбирных пряников и печного дымка!

 Я люблю наряжать ёлочку накануне Нового года с детьми и внуками! Муж развешивает разноцветные  гирлянды на окнах, я заворачиваю подарки в шуршащую и вкусно пахнущую свежей краской бумагу. Елочка протягивает мне лапы и я, боясь уколоться, легонько пожимаю их, развешивая игрушки из заветной коробки с антресоли.
Ароматные поморские "козули" - главное лакомство праздника. Секрет их выпекания знает бабушка Надя, есть у нее и специальные формочки в виде оленей, домиков, лошадок и звездочек. Волшебство! Занавес.

Свежеструганной доской всегда пахнет накануне Крещения (Богоявления). Новенький мокрый помост приводит к деревянным ступеням. Купель. Даже если на дворе оттепель, я всё равно ощущаю в эти дни запах легкого морозца. После освящения воды, даже в лёгкий мороз, мне бывает очень страшно окунуться в ледяную купель:
- Господи, благослови!
Язык примерзает к нёбу уже после первого погружения. А выскочу - весело! А как же, здоровьем запаслась! Только не думайте, что после этого я полюбила ледяную воду и погружения. Так и не смогла.

 Иду на исповедь, водой крещенской умываюсь, пью её маленькими глоточками, студёную и чистую. Такую чистую, что в течение года не портится. Запах этой воды особенный, хрустальный, какой-то съедобно-огурцовый.

Повсюду в домах готовится трапеза. В деревнях пахнет снегом, натопленной банькой. Жарим на углях шашлычок, печем мясные пироги.  Пост кончился, продолжается зимний мясоед! В старину в это время всегда играли свадьбы, веселились, ели-пили…

Всегда по-особому волнует меня запах Масленицы. Не все знают, что в последнюю неделю перед Великим постом верующие не вкушают мяса. Только рыбу, яйца и молочные продукты. Пекут блины. Их непередаваемый, горячий аромат с утра привлекает всех любителей поесть - к столу. Соревнуемся: кто первый прибежит, кто больше съест. Могу съесть десять блинов подряд - с маслицем, с икрой или сметаной – блинчики такие тоненькие, хрустящие! Только успевай, пеки!

 Прощеное воскресенье - итог масленичной недели. В этот день в храме некоторые люди плачут. Я иду за всеми прикладываться ко кресту. После креста люди не уходят, а выстраиваются в живую очередь. Каждый старается тихо сказать другому:
- Прости меня, грешную. Грешного…
Некоторые обнимаются, троекратно касаясь щеками. А в ответ слышится:
- Бог простит, и я прощаю…
Плачут женщины и даже мужчины, вытирая глаза. Вытираю слёзы и я, ощущая на губах их солоноватый вкус. Пахнет воском от тысячи зажженных свечей, он смешивается с запахом ладана и копоти, держится в воздухе всю первую неделю поста, пока звучит покаянный канон Андрея Критского…

Это дорога к Пасхе. Иду по ней медленно, трудно. Трудно потому, что нужно очистить душу, приготовить себя к главному событию. Чтобы испытать себя, хочется пострадать, углубиться в пост и молитву, отказаться от привычно-приятного. Выясняется, что грехи чревоугодия тоже имеют запахи: колбаски в магазине, шаурмы у метро, или «зеленого змия», разлитого в красивую тару и купленного по случаю, скажем, именин.
Приходит Вербное воскресение, чувствуется запах срезанных молодых веток вербы, на трапезе - аромат рыбных котлеток, копченого судака и щуки.

На Страстной, самой строгой неделе, начинается испытание на прочность, великое «стояние». Одновременно (как это уживается в нас?) идет бурная подготовка к Пасхе. В детстве я связывала Пасху лишь со съедобно-гастрономической стороной, с трапезой. Сейчас, конечно, нет! Многое изменилось. Но по-прежнему, за три дня до Пасхи, особенно в Великий Четверг и Страстную пятницу, все хозяйки начинают покупать куличи, готовить творожную «пасху» с изюмом и орехами, красить яйца, варить холодец. А как же иначе? Праздник! Запах мясного заливного убийственно действует на мой голодный, истощенный постом, организм. Что греха таить, раздражает…Но всё проходит.


Наступает Чистый (Великий) Четверг, пахнет вымытыми окнами, крашеными яйцами, новой клеёнкой, нарядно расстеленной на кухонном столе. Торжественно в душе.

 Великая Пятница. Выносят Плащаницу – символический образ Христа во гробе. Украшение Плащаницы - это наша личная, видимая жертва Спасителю. Чувствую аромат лилий, гвоздики, хризантем, роз. Цветы только белые, это цвет Господа и его победы над смертью.
Есть традиция - смачивать благовонным маслом края Плащаницы в память всех тех, кто послужил Господу в дни Его земной жизни.
 
Великая Суббота. Утро. Покой и тишина. Чтение паремий (отрывков) из Ветхого Завета.  В паремиях кратко изложен весь путь: от сотворения мира, до рождения Христа.  Литургия. Затем - освящение куличей.

Сколько разных запахов смешиваются, невозможно описать словами! Даже некрещеные приходит в этот день к церковным воротам, освятить яйца и кулич для родных, или для верующей болящей соседки. А вечером все христиане стекаются в храм. Он наполняется запахом красных пасхальных свечей и куличей, принесенных на ночное освящение.

Уносят в алтарь Плащаницу, и начинается тихое пение канона: «Волною морскою». Волны этого канона несут меня, обдавая ветром и соленым запахом прибоя, "потопляя" ветхозаветного Фараона и его колесницы, приближая утро нового дня. Долгожданного дня, наполненного Христовой Любовью…

Крестным ходом идем вокруг храма с лампадами и свечами, всем миром поем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах…»
Наконец, в первый раз слышится долгожданное: «Христос Воскресе!» И, глубоко вздохнув, со слезами радости отвечаю всё громче, и громче: «Воистину Воскресе!»

  На фото - мои куколка и куклак. Люблю заниматься изготовлением народной куклы.