Окружающая атмосфера моего детства и юности

Виктор Ардашин
        Фото из семейного альбома. 1969 год. Третий курс института. В парке за кинотеатром "Россия".

        Предыдущая глава   http://proza.ru/2018/02/28/177

        Период моего школьного, а затем и институтского образования относился к периоду «развитого социализма», как он характеризовался в масштабах всей страны. Период был неплохой, прямо сказать без всякого ерничества.

        Во-первых, практически я не помню каких-либо националистических проявлений на всех уровнях. Дети всех национальностей ходили в один детский садик, в одну школу, в одно учебное заведение после окончания школы. Так, например, в нашем классе учились и русские, и украинцы, и татары, и грузины, и белорусы, и евреи, таджики, чеченцы. Может быть, я еще не все национальности перечислил.

        Никто не скрывал и не хвалился своей национальностью. Все знали кто есть кто по национальному признаку. И ничего. Это просто была информация, типа имени. Я - Таня. Отлично! Ну и все.

        Я с первого по восьмой класс сидел за одной партой с Борей Айнутдиновым – татарином. Мы, естественно, дружили. Ходили друг к другу в гости и вообще много проводили времени вместе после уроков. Никогда никаких проблем не было на почве национальности. Признанным лидером в нашем классе был Саша Мардер – еврей по национальности. Он и окончил школу с золотой медалью. И это всеми воспринималось как справедливость. Умный был Сашка.

        Хотя, уже за пределами школы, что-то такое в стране все-таки было. Заканчивая школу, мы естественно, строили планы на свою дальнейшую жизнь. Делились друг с другом этими планами. Многие из нас предполагали после окончания школы подать документы на поступление в тот или иной институт. Самыми престижными для мальчишек в то время были МГУ и Бауманское училище. Многие туда бы и пошли. Но все мы понимали - какой туда конкурс и как трудно туда попасть. А «пролететь» при поступлении в институт никому не хотелось. Ведь тогда «грозила» армейская служба на три года. Это, конечно, не крах всего, но как-то особого энтузиазма у многих ребят не вызывало. Хотя я знаю ребят, которые сами очень стремились после окончания школы поступить в военные училища и даже академии. Пусть их было не так много, но они реально были.
       
        Так вот - о национальности. Естественно, спрашивали мы и у Сашки Мардера о его дальнейших планах. Мы не сомневались, что уж кто-кто, а он-то наверняка выберет один из названных выше по тексту публикации самых престижных вузов. Каково же было наше удивление, когда Саша сказал, что будет подавать документы в институт стали и сплавов. Почему – удивлялись мы. У тебя же золотая медаль! Он нам пояснил, что есть такая негласная разнарядка  о фильтрации абитуриентов с еврейскими корнями. Она нигде не зафиксирована официально, но все члены приемной комиссии о ней знают и стараются этой разнарядкой руководствоваться. Не могу судить – была ли в действительности такая разнарядка или нет, но факт ее существования я допускаю. А в институт стали и сплавов Саша с легкостью поступил.

        Далее – забота о детях и молодежи.

        Помню, что до четвертого класса нас всех кормили бесплатными завтраками. У многих школьников оба родителя работали, а бабушек и дедушек «под рукой» не было. Для таких учеников при школе были организованы группы продленного дня. Я сам одно время такую группу в начальных классах посещал. Пребывание в такой группе было бесплатно. Мне кажется, что и обеды там были бесплатными. Хотя, может быть, я ошибаюсь, и бесплатные обеды были только для детей малоимущих родителей, к которым относился и я. Не могу сейчас точно сказать. Но что моя мама за завтраки, обеды и за мое пребывание на «продленке» ничего не платила – это точно.

        Для школьников старших классов и студентов завтрак в школьной столовой или в студенческой фабрике-кухне при институте стоили 15 копеек, обеды – 30 копеек. На обед, допустим, был суп, второе с сосиской, котлетой, тефтельками, рыбкой при гарнире из гречневой или рисовой кашки, или картофеля-пюре. Компот, кисель или кофе. Хлеб бесплатно – ешь, не хочу. 

        Бесплатными были библиотеки и читальные залы.

        Бесплатными были все кружки и спортивные секции. Вот я, например, чем только не занимался в период обучения как в школе, так и в институте. Кружок «умелые руки» в Доме культуры имени Крупской Н.К., радиокружок, ансамбль народных музыкальных инструментов в ДК завода ТизПрибор, секция тяжелой атлетики во Дворце спорта на Цветном бульваре, секция плавания в бассейне «Москва-2» у метро «Парк культуры», секция вольной борьбы при институте МИИТ, и чего-то еще и еще. Сейчас уже всего и не упомню.

        Бесплатными были все оборудование, материалы и инструменты в различных кружках. Бесплатными были лыжи с ботинками на уроках физкультуры. Только занимайтесь, ребята!

        Исходя из уровня достатка нашей с мамой семьи того времени, я бы не смог посетить ни один кружок, ни одну спортивную секцию. Это точно!

        Дальше - большие скидки на детские и студенческие билеты в кинотеатры, театры, выставки и другие зрелищные мероприятия. Они стоили буквально копейки, а то - и бесплатно для школьников и студентов.

        Ни о какой "наркоте" ни я лично, и никто из моих друзей и знакомых и слыхом не слыхивали. Не до того было!

        Было гарантированное распределение на работу студентов, окончивших ВУЗы, техникумы и прочие учебные заведения. Тогда, правда, это не всем нравилось, поскольку кругом было полно рабочих мест. Но теперь я на это смотрю по другому, когда слышу, что у кого-то сын или дочь закончили обучение, получили диплом и гуляй себе как хочешь и где хочешь. Устроиться на работу, еще не имея, как правило, никакого практического ее опыта, бывает порой очень и очень сложно. Иногда доходит и до того, что только что полученный диплом направляется в стол, а молодой специалист работает совсем по другому профилю, который ему «подвернулся».

        Вот так в общих чертах вспоминается мне сейчас атмосфера моего детства и юности при «развитом социализме».

        Были, конечно, и негативные стороны. Но об этом не сейчас. Но тоже скажу обязательно.

        Продолжение   http://proza.ru/2018/03/01/127