Дежавю

Светлана Воскресенская
Моя мама вышла замуж и переехала с новым мужем в Москву, а меня оставила в нашем городке — доучиваться в институте.
Сначала я обрадовалась. Ура-а! Свобода! В Москву мне совсем не хотелось. Зачем мне нужна эта Москва? Что там хорошего? Наш город гораздо лучше! Здесь все до боли знакомо, здесь я родилась и выросла. Здесь мои школа и детский сад. Здесь все, все — мое! А там?
Но скоро мне надоело жить вдали от родственников, и я просто мечтала поскорее окончить институт и рвануть в столицу! Все же едут ее покорять! А я чем хуже? Конечно, слышали, слышали: Москва не резиновая и все такое. Но мне места хватит, поживу пока у мамы, а там видно будет.
Наконец закончились мои мучения и мой институт… И я рванула!
Вот она, столица нашей Родины! Вот она, Москва!
Я ехала в маршрутном такси и впитывала в себя все, что видела за окном. Учитывая, с какой скоростью неслась маршрутка, впитывать было очень трудно. За окном мелькали дома и светофоры, голливудские улыбки с рекламных щитов, редкие деревья и толпы людей. Люди толпились и тут и там, торопились по своим делам, суетились и бегали, как муравьи в разоренном муравейнике. Но постепенно маршрутка замедлила ход, немного погодя стала ехать еще медленнее и вскоре совсем остановилась. Вот они, сто раз охаянные московские пробки… Теперь за окном уже ничего не мелькало, стоял весь транспорт, зато можно спокойно разглядывать улицы, дома, машины, рекламу и людей. Все это мне нравилось больше и больше, душа моя в это время наполнялась необъяснимой радостью. Я прижалась лбом к стеклу и смотрела во все глаза, боясь что-нибудь пропустить.
Рядом с нашим микроавтобусом остановилась шикарная машина. Большая, почти как наша маршрутка, белая, как платье невесты, она блестела на солнышке и сияла так, как сияет и слепит снег зимой. Не в Москве, конечно, тут и снега-то не найдешь, а в нашем уральском городе. За рулем сидел молодой спортивный красавец, а рядом с ним — ухоженная и привлекательная блондинка. Показалось удивительным, что они с каменными лицами, не разговаривают и не смотрят по сторонам. Парочка напоминала манекенов со стеклянными глазами.
Если бы я ехала в такой машине, подумала я, то была бы самой счастливой на свете! А если бы с таким красавцем? О! Я бы не вела себя как статуя, уж я бы нашла, о чем с ним поговорить! Господи! Как же я хочу оказаться на ее месте, везет же некоторым, счастья своего не понимают.
Я продолжала внимательно рассматривать машину и парочку. Ближе ко мне находилась девушка, поэтому все мое внимание сосредоточилось на ней. Девушка словно почувствовала это и медленно повернулась в мою сторону. Ее осанка и поворот головы были величественны, как у английской королевы. Наши глаза встретились. Я смутилась и хотела отвести взгляд, но не смогла. Какая же она хорошенькая! Просто куколка! Хотя по возрасту эта Барби лет на десять старше меня! Старушка, конечно, но очень симпатичная… Хотела бы я так выглядеть лет через десять! И так поворачивать голову! И сидеть с таким же красавцем, и в такой же машине… Эх…
Что подумала девушка, я не знаю, но, взглянув на окна нашей маршрутки и скользнув по мне глазами, она отвернулась так же величественно и медленно. Но через секунду повернулась снова, и поворот ее головы уже был другим, более живым, что ли. Она уставилась на меня в упор. Мы сидели и смотрели друг на друга. Я несколько раз отводила взгляд, но тут же неведомая сила возвращала мои глаза обратно. Сначала она смотрела на меня, но, кажется, не видела ни меня, ни маршрутку, она смотрела сквозь нас. Но потом она стала внимательно рассматривать меня, и ее лицо из кукольного и каменного потихоньку превращалось в настоящее, человеческое. Она даже попыталась улыбнуться, но у нее получилась, скорее, усмешка.
Господи! Когда я окажусь на ее месте (а это точно случится), то не буду такой букой, я буду радоваться и благодарить тебя, слышишь, Господи?! Но и ты уж, пожалуйста, услышь меня! А? Ну пожалуйста-а-а…

Пожила я немножко у мамы и ее нового мужа и поняла, что долго так продолжаться не может, надо как-то самой суетиться. Спасибо, мама помогла мне с работой. Ну как помогла, просто сказала, что дочка приехала, умница, красавица… Ну и повезло, предложили привести дочку и показать. А если я и впрямь умница?! Ну и красавица, конечно! Иняз зря, что ли, оканчивала?! Вот меня и взяли помощником руководителя! И зарплату неплохую дали.
Познакомилась с девушками, такими же приезжими, и сняли мы трехкомнатную квартиру на троих. Как же мы радовались этой скромненькой квартирке на окраине Москвы! Как же дружно мы жили. С понедельника по пятницу — работали, в пятницу вечером — в караоке или ночной клуб, в воскресенье можно и к маме заглянуть. Красота! Тут и театры, и концерты, и кафешки на каждом углу, ну не жизнь, а малина!
Малина-то, конечно, малина, а вот жить захотелось в своей квартире, а не в съемной! А поди-ка, заработай в Москве квартиру! Не так-то просто. Пришлось искать другую работу, высокооплачиваемую.
Работу такую я нашла, но и обязанностей стало намного больше, и отношение руководителя казалось просто нестерпимым. Руководитель мой — богатая, стареющая женщина, очень привередливая и взбалмошная, любила всех воспитывать и отчитывать, притеснять и унижать. Она даже цветы из вазы доставала и проверяла, под тем ли углом сделан срез! И он, конечно, был не таким, как она себе это представляла. С работы уйти раньше нее никто не мог, а работала она постоянно, ведь дома ее никто не ждал. Зарплата меня устраивала, и я решила потерпеть, а для того чтобы терпеть и не помышлять о другом месте работы, купила однокомнатную квартиру и взяла кредит в банке. Квартиру, конечно, сдала, надо же на что-то жить и кредит выплачивать.

Прошло десять лет. Мы с моим мужем Егором живем вроде бы неплохо. У него своя фирма, куча сотрудников, куча клиентов, куча заказов, не понимаю, как он справляется со всеми этими кучами! Он молодец! Правда, стал нервный, часто срывается из-за всякой ерунды, но его можно понять…
Я тоже молодец! Работаю в той же компании, с той же самодуркой. Она мне уже все нервы измотала, а я все терплю, столько лет и в таких условиях с этой дурой! Хотя кто из нас дура — это спорный вопрос, ведь это я столько лет работаю в жутких условиях. Каждый раз, как только я соберусь уволиться, она как-то это чувствует и поднимает мне зарплату, или тут же наклевывается очень выгодный проект, с которого мне светят неплохие дивиденды, и приходится потерпеть еще немного, потом еще немного. Мне уже кажется, что это сам дьявол испытывает меня, мол, ну давай посмотрим, что еще ты будешь терпеть за деньги?! И как долго? И как еще тебя нужно унизить, чтобы ты ушла?!
Да, кредит я уже выплатила, взяла другой, купила еще одну маленькую квартирку и ее тоже сдаю. Какой-то замкнутый круг получается, какие-то постоянные хлопоты, вроде все есть, живи и радуйся. Квартира есть! Егор постарался, работает на износ. Машина есть! И какая, мм... Да и моя машина не хуже.
Надо бы и о детях задуматься, а то вон сколько женщин всего добились, а детей так и не родили, все как-то не до них было. И зачем тогда им все это?! Для кого они этого добились?! Да одной много ли надо? Маленькую уютную квартирку да котенка, чтобы не свихнуться от одиночества… Фу, о чем это я! Какие-то странные мысли одолевают меня сегодня. Просто нужно отдохнуть, устала я. И Егорка устал. Сколько можно пахать? Как давно мы в отпуске не были.
— Егор! А давай махнем в Европу на недельку?! — затянула, я сидя рядом с ним,
— Какая… Европа! У меня объект сдается вот-вот… А там еще дел невпроворот. Как же задолбали эти пробки.
— Да у тебя всегда объекты! Всегда работа на первом месте! — надула я губки.
— Ну не начинай, а?
— Хорошо, я не буду.
— А ты в декрет когда-нибудь соберешься?
— Ты же знаешь! Вот выплачу кредит, тогда…
— Ты один уже выплатила! И снова взяла!
— Ты тоже не начинай, а?! — протянула я, отвернувшись от мужа, и
увидела рядом с нашей машиной маршрутку, набитую людьми.
Бедные, как сельди в бочке: кто-то сидит, а кто-то висит. Лица у всех злые. А может, просто уставшие. Глаза потухшие. Одежда мрачная. И вдруг — такие яркие, наивные и широко раскрытые глаза, которые смотрели на меня в упор. Я попыталась отвернуться, но это было невозможно! Девочка, молоденькая и хорошенькая, так внимательно и беспардонно рассматривала меня, Егора и нашу машину, и такое восхищение было в ее глазах, что я невольно улыбнулась.
Постойте, постойте, что-то это мне напоминает, это же один в один история из моей жизни! Это уже было! Так, так, так… дежавю? Только в прошлый раз я, кажется, смотрела из той маршрутки…
Боже, как быстро летит время! Неужели прошло уже столько лет?

— Егорушка, я так тебя люблю! Делай как знаешь, я подожду, — сказала я, отвернувшись от девчонки и взглянув на мужа ее глазами.
— Конечно, дорогая, мы поедем с тобой в Европу! И даже на две недели! Хочешь? Только чуть-чуть подожди, ладно? — удивленно и трогательно сказал он.
Непонятно только, чему он удивлялся больше: тому, что сказала я, или тому, что ответил он?
Тепло и хорошо стало на душе. И возможно, не от того, что мы поедем в Европу, а от его тона. Хорошо, что он есть у меня! К черту кредиты и мою работу, а главное, шефиню! Эту мымру и самодурку! Какое счастье, что я уйду от нее! Все, решено, надо начать искать другое место работы. Что, я не найду себе более достойное применение?! Конечно, найду. Хотя нет…
— А после Европы, пожалуй, я пойду в декрет, — тихо сказала я.
— Господи! Спасибо тебе! — закричал муж, подняв руки к небу, потом посмотрел серьезно на меня и добавил: — Только не говори, что ты сейчас пошутила.
— Нет, я не шучу, — заулыбалась я.
— Спасибо тебе, дорогая моя! — Он стал меня целовать.
После этого я потихоньку посмотрела на девушку, та улыбнулась такой детской и счастливой улыбкой, что я не смогла не улыбнуться ей в ответ. «У тебя все получится. Выше нос!» — прошептала я ей и показала жестом «носик вверх». В это время наша машина тронулась. «Спасибо тебе, Господи!» — подумала я и подмигнула девчушке на прощание.