Азбука Ахматовой - Роллан, Рубинштейн, Самойлов

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Ромен Роллан, Антон Рубинштейн, Давид Самойлов

Роллан Ромен

Роме;н Ролла;н (1866 – 1944),  французский писатель и общественный деятель, драматург, учёный-музыковед. Иностранный почётный член АН СССР. Лауреат Нобелевской премии по литературе

6 мая 55. Она спросила, что я читала в последние дни? И, услышав в ответ: «Роллана, которого не люблю, биографии героев» – произнесла целую антироллановскую речь. Как всегда, ее нападки оказались совершенно неожиданными:
– Терпеть его не могу. Такое убожество! Не в силах был понять, как это Микеланджело давал приданое неимущим девушкам из собственного кармана. Да, да, я читала! Сам же он скряга, сквалыга на французский манер. Он даже и сущей малости не мог сообразить – тот был католик, тому сказал его духовный отец: «сын мой, вокруг нас нуждающиеся» – и Микеланджело счел себя обязанным дать приданое неимущим девицам. Роллан и представить себе такого не может: взял собственное свое родное золото и кому-то отдал! Майя Кудашева мне объяснила, что он жил в Швейцарии только потому, что прислуга там гораздо дешевле, чем во Франции. Там молоденькие девушки, приучаясь перед замужеством вести хозяйство, идут в услужение почти бесплатн

* * *
Рубинштейн Антон

РУБИНШТЕЙН  АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1829, Подольская  губ. - 1894, Петергоф), композитор,  пианист.

Она говорила мне, что никогда в жизни не умела отличить еврея от русского. “В мое время среди интеллигенции и не было другого воспитания, - рассказывала она. - Вот Ирочка Пунина вышла замуж за Романа Альбертовича и только потом узнала, что он еврей”. - То есть как? - изумилась я. - Ведь его фамилия - Рубинштейн”. “А она не знала, что это еврейская фамилия. Думала - у одного русского фамилия - Иванов, у другого - Рубинштейн. Да, в мое время только так и было.
                Из воспоминаний Н. Роскиной об Анне Ахматовой

* * *

Самойлов Давид

САМОЙЛОВ (КАУФМАН) ДАВИД САМУИЛОВИЧ (1920, Москва - 1990, Таллин), русский  советский  поэт - БСЭ, 1975.

Меня не трогайте! Я занемог
Недугом русским - чаяньем, надеждой.

...Неужели нация настолько ничтожна, что кучка  иудеев могла разложить царизм, другая кучка - произвести революцию в великой стране, а третья - устроить тридцать седьмой год или колективизацию, разрушить церковь и т. д., и до сих пор разрушает экономику, традицию, культуру, нравы и. т. д.
Что же это за нация?
Англичане или французы никогда не позволят себе думать так.               
                Д. Самойлов
* * *
При всех мы заговорили о Самойлове. Я спросила у нее, читала ли она чудесные его стихи в «Новом мире».
- Самойлов вчера был у меня, возил в своей машине в сберкассу. И стихи у него хороши, и сам он хорош. Сказал, что в своей машине готов возить меня в двух направлениях: «куда глаза глядят» и «на край света»
Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой