А лучше пять звездочек..

Валерий Павлович Гаврилов
  Мы все очень уважаем звездное небо. Звездочки… Одна. Две… Лучше пять звездочек…  На доброй бутылочке армянского коньяка.

  Помнится, в студенчестве у меня в комнате всегда был НЗ – маленькая, “портативная” бутылочка с коньяком. Для кофе. Придет, например девушка в гости… Чашечка кофе с коньячком всегда есть!

  В советские годы контроль за качеством алкоголя был жесткий. Госмонополия! Если уж купил бутылку коньяка (а он очень дорого стоил!), то сомнений не было – это коньяк!  Три звездочки, четыре звездочки….Лучше, конечно, пять звездочек. Хотя, разумеется, тот коньяк, который обожал Черчилль, был, наверное, гораздо лучше, чем продававшийся в универсамах. Ну, мы люди простые. Не Черчилли…
   Я стал работать, и в командировки всегда брал с собой маленькую подарочную флягу из нержавейки. С коньяком. Для тех моментов, когда одолевала усталость или требовался допинг для мозга. Особенно это помогало в командировках за рубеж.   Правда, это было позже. Когда окреп, как специалист, и командировки стали творческими.

  А поначалу было так – получал командировочные,  и ехал по снабженческим вопросам. Пусть и не по профилю работа, а посылали. Как в колхоз. Снабженцев не хватало! Бросаешь свои ОКР, и едешь. В те годы снабжение было очень специфическим делом. Доставать, выбивать. Ехать. Срочно. План горит. Премия накрывается. У снабженцев была крылатая фраза:

- Достать-то эту хитрую штуку – фигня! Ехать, однако, надо!

    Бывало, едешь за компонентами. Через Москву. До вечернего поезда есть время. Заскакиваешь на любимый тихий Лялин переулок. Там в магазинчике всегда копченую колбаску можно было взять. Затариваешься. И едешь дальше. Приезжаешь в провинцию на место. Звонишь с проходной:

- А мне бы Клавдию Петровну!
- Слушаю!
- Клавдия Петровна, я такой-то – такой-то.
- Приехал к Вам за компонентами. Проездом
через столицу. Для Вас тут есть продукт вкусный!
- Ай, спасибо! Денежки сколько готовить?

  И через некоторое время Клавдия Петровна выходит с документами и коробками компонентов. Вне очереди. Улыбается. И я улыбаюсь. Обмениваемся подарками и бумажками. Клавдия Петровна, симпатичная женщина, измеряет меня взглядом и говорит:

- Молоденький! А то загляни вечерком на чай! Я женщина веселая, но одинокая!

   Я от неожиданности тушуюсь и краснею, и что-то лепечу про вечерний поезд обратно.

- Ну, как знаешь! – вздыхает женщина.

   Забираю неподъемные коробки и назад домой. Премию спасать. И план.

   Не любил я такие командировки. Не мое. Единственный плюс был – на обратном пути снова в Лялин переулок и плотно затариваешься колбасой. Уже для себя. Ну и еще плюсик – немного жизни учишься.

  Чуть позже командировки были уже творческого содержания. Помнится, ехал в Москву. Летом. С билетами проблема! В кассе были только несколько мест  СВ. Командировка срочная была. Пришлось взять, хотя и не полагалось. С удобством доехал до Москвы. Попутчик интересный попался. Художник. Очень интересно было общаться!

  А обратно даже СВ не было!  Но повезло! Отыскалось одно место в купе. Бронь сняли…

  Захожу в вагон, свое купе нахожу. А там дядечка сидит. Такой представительный, серьезный, не по-советски холеный. Но, немного испуганный какой-то.  Депутат Верховного Совета! И значок у него на пиджаке! Причем сразу понятно – не доярка и не колхозник!  Творческая, а скорее, руководящая интеллигенция!  Раньше депутатов такого Совета я только в телевизоре видал!

  А почему испуганный?  СВ, говорит, не было. Пришлось купе взять… Непривычно. С народом, так сказать. Глаза в глаза. Бок о бок! А народ – то он разный. Ну, я постарался показать, что вполне себе интеллигентный молодой человек…

  Но тут в купе завернул активный мужчина совершенно южной внешности. Прилично одетый. В пиджаке и с галстуком.

- Сашя! – представился он.

  Саша был армянином и сейчас ехал из родных мест в места проживания. Уж не помню, куда. На Севера куда-то. А по образованию – родственная душа. Инженер.

  Депутат смотрел на нового попутчика с некоторым недоверием и подозрением. Но  Саша оказался простым и интеллигентным.

  Немного перебросились общими словами о том, да об этом. А когда поезд тронулся, и мы осушили традиционные стаканы чаю, Саша вдруг достал обыкновенную полулитровую банку с жидкостью приятного благородного цвета.

- Давайтэ нэмного за зна-комство!? – Саша вопросительно поднял банку.

  Депутат, казалось, сейчас упадет в обморок. Пить с народом! В купе! Из полулитровой банки! А мне стало интересно:

- А что это? Ведь без этикетки! – улыбнулся я.

- Это нас-тоящий ар-мянский конь-як! У мэня брат там работаэт. Прямо с завода! Кач-чество – в магазыне нэ купишь такой! Из лутчей трубы коньячной!

- Хм! – заинтересованно, но с подозрением хмыкнул я.

- Нэ бойся! И я випью! Нас-тоящий коньяк!

- Так это, Саш, ведь везешь своим, наверное?!
- Нэ переживай! Эсчо много есть!

  Мы крякнули “ здравы будем” и вкусили по первой. Благородное тепло пошло по телу и уму. Коньяк был действительно правильный и хороший!  Мне вспомнился Черчилль с его слабостью к армянскому коньяку. Понимал старый толстяк толк в напитках!

  - Саш, надо звездочки к банке приклеить! – пошутил я.
 
- Нэ надо! Без ных випьем ! – отозвался щедрый попутчик, доставая фрукты.

- А Ви будэтэ? – предложил Саша и депутату.

   Депутат смутился и что-то вежливо пробормотал в качестве отказа от участия.

   А затем под предлогом подышать,  вышел из купе в коридор. Но потом вернулся и …тоже немного пригубил напитка. Похвалил. И даже немного расслабился. Стал ближе к простому интеллигентному народу. А то боялся, панымаишь!  И что интересно… Мы так втроем и доехали.  А купе – то четырехместное! Да при дефиците билетов!   

   Читатель поморщится и скажет:

- Тоже мне, интеллигенция купейная!  Выкушали полулитровку коньяку...

   Минуточку! Не выкушали, а лишь откушали. Говоря простым языком, не раздавили, а лишь откупорили! Для знакомства и дегустации.

   Выкушали и откушали. Какая разница? Большая разница!

   Сколько живу, начиная с детских лет, пытаюсь понять, почему люди, откушавши, уже не могут остановиться, и стремятся выкушать все...Со всеми последствиями... Нет единого ответа. У каждого по своему.Знаю точно - процентов на пятьдесят - семьдесят от генетики зависит ( тут мне повезло - почти сто процентов!).  Посоветовать сложно.Разве что вот , из личного опыта  http://www.proza.ru/2019/11/17/1556.

   Так что у нас в купе было все прилично ! Депутат и два советских инженера! Обликус моралес! Хотя, кто катался , тот знает, как чаще всего бывало. Колеса - чучух-чучух! Стаканы - дзынь-дзынь!

   Вот и написал я оду доброму армянскому напитку!  Вот он передо мной. В бокале. Пригубил, сделал глоток. Пошло тепло. Вдруг вспомнилась Клавдия Петровна и ее приглашение на вечерний чай.

- Эх! И куда я тогда торопился! Ведь молодой и не женатый был совсем – подумалось так.

   А! Это коньяк чертенка разбудил! Нет! Руссо инженеро! Обликус моралес! Два грамма и все!

   Здравы будем, однако!

                Было где-то году в 1988..

                А записано в январе 2020.

 Благодарю доброго автора Вахтанга Рошаля за толчок к вдохновению.

История не придуманная…Имена вымышлены.