Портреты Джошуа Рейнольдса

Алина Алексеева-Маркезин
    Автопортрет Рейнольдса в возрасте примерно 27 лет.1750г
Йельский центр британского искусства
       
     10 декабря 1768 года в Лондоне состоялось торжественное открытие Королевской академии художеств . Круг академиков был узок, ограничен лишь 80-ю местами, а затем путем голосования от всего королевства были избраны наидостойнейшие, лучшие из лучших, численностью 40 человек. И только вопроса о том, кто возглавит Академию, никто не имел: конечно, Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds)!
 
    Самый известный лондонский портретист и мастер исторической живописи, он отличался широкой эрудицией, много путешествовал, выступал в качестве теоретика искусства и действительно многое сделал для институционализации и международного признания изобразительного английского искусства .

      Лучшие достижения английской живописи 18-го века лежат в области портретного жанра. Этот жанр занимает одно из главных мест и в стенах Королевской Академии искусства - национальной художественной школы.

      Джошуа Рейнольдс, живописец и теоретик, выступал сторонником классицизма, , чутко улавливая веяние новой эпохи. Писал он и с элементами барокко, сочетая в парадных портретах величавость замысла с непринужденностью характеров.Он посетил Италию, Францию, Голландию и Фландрию. Восхищался колоритом Тициана и Рубенса, многому научился у них, а также у великого Рембрандта. Рейнольдс обосновался в Лондоне и становится самым известным портретистом Британии.

     С появлением Рейнольдса английская живопись получила всеобщее признание. Этому способствовали и общественная просветительская деятельность художника, его занятия вопросами эстетики, теории искусства. В его мастерской, на его обедах собирался цвет лондонского общества. Это был своего рода политический и художественный салон. Но более всего в истории живописи Рейнольдс важен именно как портретист, его можно назвать создателем национального портретного жанра.

       Рейнольдс создал длинную галерею портретов, он обладал большой творческой активностью и иногда писал до 150 портретов в год. Он писал портреты полководцев, писателей, актеров, лондонских красавиц, детей. Но кого бы ни изображал художник, в его образах, особенно мужских, есть героически-возвышенное, в них подчеркнуто лучшее, на что способен человек.

     То внутреннее напряжение, которое имеется в портретах Рейнольдса, вдохновение, энергия, иногда и внешне выраженное действие достигается прежде всего определенным цветовым строем: напряженным, обычно золотисто-красным, золотисто-коричневым колоритом, с вкраплением пятен интенсивно-синего, зеленого или оранжевого.

Художник Просвещения Рейнольдс подчеркивал в персонаже не его сословные качества, а личностные заслуги, богатство духовного мира.