Коренное население Америки на картинах Ремингтона

Денис Маевский
В продолжение темы творчества знаменитого американского художника и скульптора Фредерика Ремингтона хотел бы отдельно остановиться на созданных в его картинах образах коренного населения США – североамериканских индейцев. Сразу оговорюсь, что это взгляд не искусствоведа, а скорее историка.

Фредерик Ремингтон родился в 1861 году, в штате Нью-Йорк в обеспеченной семье белых американцев. Получил хорошее художественное образование. Занимался спортом, охотой, рыбалкой, страстно любил лошадей. В молодости пытался стать фермером, несколько лет прожив в центральной части США, в Канзасе. На Диком Западе, если верить свидетельствам, был лишь однажды. Поездка продолжалась два месяца. Этого опыта хватило для того, чтобы начать рисовать на тему покорения диких просторов Америки, создав за тридцать лет порядка четырех тысяч картин, иллюстраций, рисунков и скульптур.

Представление о Диком Запада, которое культивировал Ремингтон основывалось на простой схеме – противостоянии мужественных белых людей дикой и грубой стихии, частью которой, без сомнения, были индейцы. Создавая апологетику завоевания Дикого Запада, Ремингтон всегда придерживался этой схемы, лишь в некоторых случаях отступая от неё.

В центре творческого полотна Ремингтона почти всегда стоит всадник. Белые ковбои, солдаты, охотники и переселенцы выглядят на картинах самоотверженными и активными. Другой образ у краснокожих коренных жителей Америки. Индейские лица грубы и бесстрастны. Ситуации, в которых изображены краснокожие на картинах подчеркивают примитивизм культуры и нравов. Индейцы всегда нападают первыми, белые – обороняющаяся сторона, которая нуждается в сочувствии зрителя. Ремингтон умел рисовать индейцев и по-другому, в случае, если это был заказ. Например, иллюстрации к изданию поэмы Генриха Лонгфелло «Песнь о Гайавате» выдержанные в стилистике неоромантизма.

Особняком стоит ещё одна картина, которую Фредерика Ремингтон начал рисовать в 1898 году, а закончил за год до своей смерти. «Когда на сердце плохо»- называется это полотно, и в нём сполна выражается дух и скорбь индейского народа.

Картины Ремингтона передают суть вестерна – жанра, зарождавшегося в конце 19 века, и воплощением которого в изобразительном искусстве явились эти работы. Вестерн является коммерческим жанровым направлением, повествующем о романтике приключений, первопроходства и борьбы. Однако это однобокая трактовка событий, развернувшихся на Диком Западе. За рамками осталась трагедия индейских племен, подвергшихся давлению, агрессии и угнетению со стороны представителей передовой цивилизации.

Иллюстрированная версия статьи находится на дзен-канале Volens Nollens.