Некогда высокоэффективный метод

Виктор Сургаев
               

      Снова  посетил  меня  сегодня  небезызвестный  вам  Федор  Иванович,  уникум-сосед,  чтобы  поделиться  очередной  новостью.  Ходил  он  в  гости  к  давнему  приятелю  и  там  познакомился  с  его  сыном,  Александром,  прибывшим  издалека, и который крайне заинтересовал  соседа.  И  беседа  с  ним  прямо  шокировала  продвинутого  соседа  до  основания.  Вот  она.
      Этот  мальчик  Сашка  еще  с  малых  лет  был  «себе  на  уме»,  и  все  родственники  удивлялись: мол,  в  кого  он  такой  пошел? Деды  со  стороны  папы  и  мамы – интеллигенты,  умники,  научные  работники.  Папенька  родной – преподаватель  ВУЗа,  маменька – педагог,  завуч  в  школе,  а  их  Сашенька – хулиганистый,  упертый  мальчик еще  с  яселек.  К  тому  же,  он  еще  в  начальных  классах  школы  глупейшим  образом  сам  себе  приобрел  себе  три  нехорошие  хронические  болезни  «на  всю  свою  оставшуюся»… .
      В  чем  же дело  и  почему  сие  произошло?  Ведь  педагоги-родители    воспитывали  его  по-научному,  не  баловали,  держали  в  строгости.  Ремнем,  конечно,  не  били  в  наказание,  зато  и  дома,  и  в  школе  тоже - частенько  «в  угол  носом»  ставили.  Однако, этот  метод  в  совковое  время  не  только  разрешался,  но  даже  и  поощрялся. И вот тебе нА!  Воспитывали  интеллигентные  родители,  вроде  бы,  «по  уму»,  однако  вышло  совсем  худо. И  Федор  Иванович  узнал,  каким  странным  способом  Саша  болезни  «заработал»,  ибо  все произошло  именно «благодаря» научному, выше  уже  помянутому,  разрешенному  везде,  истинно  советскому  методу  «угла». 
      И сейчас вовсе не исключено, что данное некогда высокоэффективное  воспитательное  наказание  «а  ну-ка,  марш  в  угол  носом!»,  отменили  и  вправду из-за  его,  якобы,  «крайне  отрицательного воздействия» на детей. В виду,  конечно  же,  имелась,  оказывается,  сторона  ведь  и  не  только  одна     лишь  воспитательная. По  личной  гипотезе  продвинутого  абсолютно  во  всех  науках  Федора  Ивановича,  в  данном  практическом  примере  с  ним,  с Сашей,  основополагающую  роль  в  возникновении  у  него  хронических  заболеваний  еще  в  раннем  возрасте ... сыграли  именно  эти  частые, и  довольно  продолжительные,  стояния  в  порядком  надоевшем  мальчике  углу!  И  высказанное  премудрым  соседом  мнение  было  немедленно    разложено  Александру  по  полочкам  сразу же в  конце  их  беседы.
      А  чего,  мол,  тянуть  кота  за  хвост?  Деду  Федору  все  предельно  ясно.    Его, Сашку, за различные  проступки  еще  с  первых  классов  часто  ставили  «в  угол  носом». Но  мало  того.  Иной  раз,  чтобы  окончательно  сломить  его  непокорный  дух,  а  заодно  и  поиздеваться  над  ним – под  коленки  Саше  зерно,  или  твердый  горох  подкладывали.  Было  больно,  но  он  молчал.  Упертый  был.  И  вот  он,  результат  подобного  «воспитания».  Что  делать  мальчику,  стоящему  в  углу,  и  беспрерывно  разглядывающему  в  тесной  близи  лишь  только  угол  со  стенкой?  Во-первых,  скучно.  Во-вторых,  очень  глаза  уставали. 
        Поэтому  Саше  оставалось одно: в  носу ковыряться,  а  еще и  злиться,  и  отчаянно нервничать, нетерпеливо дожидаясь звонка. Слишком частое,  длительное,  к  тому  же,  чересчур  близкое  разглядывание  угла  и  стенки,  способствовало  раннему  развитию  близорукости,  и  Саша  стал  носить  очки  уже  в  третьем  классе. Хотя  ни  родители,  ни  дед  с  бабкой  очками  минусовыми  не  пользовались  никогда.  А  еще  и  частое,  и  обидное  обзывание  «очкариком»  уже  расшатанную  нервную  систему мальчика отнюдь  не  излечивало,  и  после  ему  приходилось  мстить  обидчикам  посредством  крепких  кулаков.
        Так  же, как  доставало  его  еще  и  одиночное, тупое стояние  в  углу. Затем  произошло  неожиданное падение.  Саша  за  драку  с  обидчиками   в  очередной  раз  стоя  «в  углу  носом»,  попросту  уснул. Разумеется,  падая,  он  неудачно  приземлился,  и  со  всего  маху  ударился  носом  о  плинтус.    И эта серьезная травма спинки носа, вкупе с продолжающимся  ковырянием  в  носу  «от  нечего  делать»  во  время  частого  стояния  в  углу,  привело   мальчика  к  при обретению  еще  двух  болезней: искривлению  носовой  перегородки  и  последующему  хроническому  гаймориту.
      И  давно  уже  взрослый  Александр,  выпив  с   Федором  Ивановичем  за  родительским  столом  очередную  стопку  водки,  с  грустью  подытожил.  «Смешно,  конечно,  делать  выводы.  Но  вы,  Федор  Иванович,  однозначно  правы.  Излишне  частое  стояние  в скучном углу меня, смелого, упрямого,  неуступчивого пацана,  кроме  обретения  злости,  и  упомянутых  вами    болезней, постепенно приблизило меня к миру загадочному,  и  для  молодых  ребят легендарному, необычайно притягательному … к  миру  уголовному.
        И самая  первая  «ходка»  моя  произошла  уже  вскоре  после  окончания  школы  из-за банальной драки.  И  я, смешной  очкарик,  плюс  неврастеник с  гайморитом,  и  с  нарушением  носового дыхания,  попал-таки  в  давно  интересующие  меня  «места,  не  столь   отдаленные»  от  родного  дома.  А  через  два  года – вторая  «ходка».  Я  не  хочу  сказать,  что  всему  виной  высокоэффективный  советский  метод  воспитания  «а  ну  в  угол  носом!».  Просто  упрямство  и  смелость  родились  вместе  со  мной.  Но  ключевую  роль  в  возникновении  болезней  в  столь  раннем  возрасте: близорукости, неврастении, гайморита и искривления  носовой  перегородки, упомянутый «шикарный  метод»  сыграл  стопроцентно. 
       Думаю,  дед  Федор  стократно  прав.  С  чем  запоздало  и  «поздравляю»  умника-педагога,  некогда  по  собственной  дурости  внедрившего  столь    «эффективный»  метод  воспитания  подобным  непродуманным  наказанием,  во  вред  зрению  детей…  Но  вторая,  еще  большая  благодарность,  но  уже  настоящая,  конечно  же,  тому,  до  кого  все-таки  дошло,  и  кто  додумался  отменить  его!  Словом,  спасибо  ему  за  детей,  которые  сохранят  свое  зрение,  не  став  с  начальных  классов  близорукими  и  неврастениками.  Ведь  тогда  их  не  будут  обижать,  называя  «очкариками»,  а,  может  быть,  еще и  психами.  А,  значит,  и  драк  уж  точно  гораздо  меньше  будет!».