Есть в жизни счастье?

Виктор Попов 7
      Не так давно на телеканале "Культура" учёные мужи пытались дать утвердительный ответ на этот вопрос. Вопрос не праздный, потому что у думающего человека его поступки, коме чувства досады, нередко вызывают ощущение  бесцельности жизни. Что приводит в конечном счёте к депрессии.
      Счастье в любом случае связано с совокупностью испытываемых человеком положительных эмоций. Но радость, удовольствие, восторг, эйфорию человек может получить и искусственным путём, воздействуя на соответствующие центры головного мозга, например, принятием алкоголя. Поэтому хорошее настроение не есть признак счастья. В то же время депрессия рассматривается как психическое заболевание, а душевное равновесие можно считать атрибутом счастливчика.
      В обыденной жизни мы используем иллюзии счастья, чтобы как-то заглушить душевную тягу к неиссякаемому роднику желаний.
 
      Удовлетворение потребностей - это иллюзия счастья.
      Когда-то коммунисты записали в своей программе, что цель развития экономики - это "наиболее полное удовлетворение потребностей трудящихся".  С течением времени стало понятно, что материальные потребности человека безграничны. Миллионер почему-то хочет стать миллиардером, но ни тот ни другой не воспринимается обществом, как полный счастливчик. Более того, материально обеспеченные люди считают, что "не в деньгах счастье". На пути к счастью необходимо сформировать гармоничные потребности. Прежде всего потребности духовные, дополненные материальными: "построить дом, посадить дерево, вырастить сына".
      
      Результат - ничто, процесс - всё?
      Часто получается, что и результат, и процесс - это тоже иллюзии счастья.
      Время, как четвёртое измерение, закручивает человека в своеобразную карусель. В своих мыслях мы живём или прошлым, или будущим. Здесь и сейчас мы можем испытывать только эмоции, а мысли несут нас или в будущее, или ворошат прошлое. Но эмоции могут быть вызваны искусственно, например, прослушиванием музыки. А для счастья этого недостаточно. Так же мы не можем каким-то своим достижением-результатом усадить себя на пьедестал пожизненного счастливчика. 
      "Ай, да Пушкин! ай, да сукин сын!" - в письме своему другу Петру Вяземскому Александр Сергеевич в шутливой форме выражает радость от своей удачно выполненной работы. И все мы, подобно поэту, испытываем чувство счастья после полученного результата, хотя работа бывает сродни "очистки  авгиевых конюшен".
"Работа трудна, работа томит.
За неё никаких копеек.
Но мы работаем, будто мы
делаем величайшую эпопею".
      Владимир Маяковский поэтизировал работу на трудовом субботнике ничуть не кривя душой - ради идеи человек способен на подвиг, и чувство счастья при этом у него никто не отнимет. Как никто не отнимет счастья альпиниста, рисковавшего жизнью, ради цели покорить вершину.
      Знак счастливчика просто светится в человеке, добившемся своей цели.
      Но опять это "но"! Поезд счастья прибыл, постоял и отошёл, а человек снова остался ждать на перроне.
      "Призрачно всё в этом мире бушующем - есть только миг, за него и держись" - вынуждены мы согласиться с поэтом Леонидом Дербенёвым.
      Что за птица эта волшебная - счастье?

      Скорее всего, у каждого оно своё.
      Ведь, "умный в гору не пойдёт".
      Да, и как отличить великую цель от призрачной?
      Для ощущения счастья это совершенно не требуется.
      Один человек счастлив, когда его понимают, другой - когда добился признания в обществе, третий - когда купил автомобиль, четвёртый - когда завладел красоткой. Сколько людей, столько и счастливцев. Хотя Лев Толстой в своё время писал: "Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему". Крылатой эта фраза стала только потому, что вторую часть фразы любая семья испытала на себе. И не зная горя, мы не познаем счастья.

      Позвольте, если счастье у каждого своё, то неужели мы настолько разные, что у нас нет этого объединяющего критерия внутреннего психологического состояния?

      "На свете счастья нет, но есть покой и воля" - не нужна нам волшебная птица счастья, когда есть гений поэзии А.С. Пушкин.
      За кажущейся простотой его мысли кроется глубокая философская суть душевных потребностей человека.
      "Покой и воля".
      Здесь отражена ритмичность всех жизненных процессов: вдох-выдох, сокращение-расслабление, бодрствование-сон,  питание - отвод шлаков.
      В этой формуле мы можем найти скрытую потребность человека-творца. Проявляя волю человек становиться "кузнецом своего счастья", созидателем духовных и материальных ценностей, но его деятельность всегда циклична - ему нужен "Покой" для следующего проявления "Воли". И чем сильнее выражено состояние этих полюсов "покой-воля", тем ярче и насыщеннее жизнь человека. Имеется ввиду и духовная, и интеллектуальная, и физиологическая жизнь.

      Человек потому и испытывает депрессию, что его воля стремиться к нулю, а покой к бесконечности, заканчивающийся вечным покоем.
      Если же человек устал проявлять свою Волю, не имея полноценного Покоя, то заболевание неизбежно, и лекарством становиться покой - постельный режим способствует этому лишь частично.
      Если человек не может обрести душевный покой, лекарства не помогут - это временные припарки - нужна релаксация души.

      "Покой и воля" - в этом заключена формула сохранения здоровья, несоблюдение которой подмечено в народе вытекающими последствиями: все болезни от нервов, или, наоборот, некогда болеть.
      И если болезнь возникает по причине нарушения равновесия "покой-воля", то телесная смерть наступает, когда одна из этих величин зашкаливает. Мы можем это наблюдать.
      Но, как при этом ведёт себя душа, мы можем только предполагать.
      Предположение одно. Процесс миграции души цикличен: покинуть тело - обрести покой, зародится в новой яйцеклетке - обрести волю. Красивая версия... Высказанная человечеством в разных интерпретациях. Но как бы там ни было, мы догадываемся, что являемся частицей чего-то большого и виртуального, когда-то названного Богом, а теперь требующего изучения и современного объяснения.