Как мы сказки читали

Наталья Кузьмина 2
               
      1.Красная шапочка.

    Когда моя дочка училась во втором классе, задали им прочитать сказку «Красная шапочка» и проанализировать содержание. Сказка напечатана в учебнике литературы довольно крупным шрифтом, занимала примерно полторы страницы. Все мы когда- то читали эту сказку, знаем, о чем идет речь, поэтому, отложив, как мне казалось, ненадолго дела, я села со своим ребенком проверять домашнее задание.
    Ульяна начала с выражением читать про то, как у одной женщины была маленькая девочка, которую она очень любила и купила ей красную шапочку. С тех пор девочку все так и звали – Красная шапочка.
- Ну все! Погоняло приклеили- прощай счастливое детство! – прерывает чтение Ульянка. - Теперь так и будет Шапкой всю жизнь. Расти,цвети, деточка, а вырастешь, будет у тебя муж- Черный ботинок, или нет- Серый валенок.
- Ульяна! Что ещё за  «погоняло»? Продолжай читать! - пытаюсь вернуть все в нужное русло.
- Ой, да все так говорят: «погоняло», «кликуха» - какая разница, когда ребенка нормального имени лишили!
-Заболела как-то у нее бабушка, которая жила за дремучим лесом. А мама ей и говорит: «Пойди, доченька, навести бабушку и отнеси ей пирожок и горшочек маслица. Да смотри, по дороге ни с кем не разговаривай и никому не говори, где дом твоей бабушки! Потому что в лесу том водились злые волки». Маам!  А у Шапки мама-пьяница?
 - Да что ты говоришь-то такое? Написано же - очень сильно любила.
- А чего она, сильно любящая, маленького ребенка, нагрузив пирожком с горшком, через дремучий лес, кишащий голодным зверьем, к бабушке отправила? И где папа у ребенка? Почему не остановил это безобразие?
А больную бабушку могла бы и к себе забрать. Глядишь, за ребенком бы присмотрела. Не разговаривай, говорит, ни с кем, а то волки съедят. Можно подумать, что говорящая- вкусная, а молчащая- нет. Пожуют и выплюнут. Мама, молчанье, может, и золото, но не пистолет Макарова, с ним на волка не пойдешь!
Про пистолет Макарова даже вопросов не задаю. Под присмотром братца старшего ребенок растет и все его компьютерные стрелялки давно освоила. Никому даже в голову не приходит, что девчулька с розовыми бантами, вся в рюшечках, пампушечках- такой задрот. 
- Солнышко, давай не будем отвлекаться! Маленькую сказку столько времени читаем!
Продолжаем. Красная шапочка, конечно же, все волку выложила, как на духу: куда идет, что несет, где бабушка живет.
- А что хотеть от малолетнего ребенка, воспитанием которого никто не занимается? Отца нет, мать безответственная, заставляет идти через лес, подвергая жизнь и здоровье малютки смертельной опасности. Куда опека смотрит? - вновь слышу комментарии Ульяны.
Тем не менее, читаем дальше. Узнав, где живет бабушка, побежал волк по короткой дорожке, а Красная шапочка- по длинной, по пути собирая цветочки. Прибежал волк и слопал бабушку. А потом, надел ее чепчик и очки и лег в постель поджидать девочку. Тем временем, дошла и Красная шапочка, постучалась в дверь:
- Бабушка, это я, Красная шапочка, принесла тебе пирожок и горшочек маслица.
- Дерни, деточка, за веревочку -дверь и откроется.
- Бабушка, почему у тебя такой грубый голос? - спросила девочка, войдя в комнату.
- Это от болезни, деточка!
- Бедный больной ребенок! - вновь прерывает чтение Ульянка.
- Это бабушка была больная, - говорю.
- Да нет- девочка! И очень серьезно. Это же какой надо быть близорукой, чтобы лохматую звериную морду с бабушкой перепутать! Хоть даже и в чепчике с очками. Она же не на другом берегу озера стоит, а с ним в одной комнате.
- Сними, деточка, платье и ляг со мной рядом, - говорит волк.
- Мама! Он что- не только каннибал, но еще и педофил!? Он бабку в одежде сожрал-не поперхнулся, а девочка платье сними!
О, Боже! В чьей редакции попала в учебник для второго класса эта сказка? Мы все, несколько поколений ее читали, но я не помню сцены с раздеванием! Не могу найти аргументов для объяснения. Собрав все силы, пытаясь сохранять спокойствие, говорю:
-Дочунь, это всего лишь сказка, вымышленная история. Не нужно рассматривать действия персонажей через призму социальных отношений общества.
- Да почему эта сказка, как криминальная хроника! Почему историю о факте насилия над ребенком мы проходим на уроке литературы, называя это устным народным творчеством? Такие сказки о горе-матерях и извращенцах по телевизору каждый день показывают!
Ну, нечего сказать в ответ!
- Солнышко! Это народная сказка, передавалась из уст в уста, претерпела различные изменения.  Может дочитаем все-таки?
- Легла девочка рядом с волком и говорит:
- Почему у тебя такие большие глаза?
- Это, чтобы лучше видеть тебя!
- А почему у тебя такие большие уши?
- Это, чтобы лучше слышать тебя!
- Ну вот, только после тактильного контакта поняла, что попала в лапы маньяка!
-Ульяна! Умоляю! Просто читай!
- Ну, ладно, как скажешь, - ответила и продолжила:
 - А почему у тебя такие большие зубы?
- Это, чтобы съесть тебя! - сказал волк и проглотил Красную шапочку.
    Услышав шум, прибежали дровосеки, убили волка, распороли ему живот, и вышли оттуда бабушка и Красная шапочка- живые и невредимые!
-А дровосеков время вообще не меняет. Они и сейчас появляются, когда всех съели и убили, хоть и не бегают, а на машинах с мигалками ездят. А насчет живые и невредимые – я бы поспорила. Ребенку реабилитация у психолога нужна. И, наверняка же, токсикация организма кислотой желудочного сока.
- Малыш, ты подумай лучше, что на уроке отвечать будешь.
- Мама, сказка – это вымышленное произведение со счастливым концом, где имеет место торжество добра над злом. Я здесь сказку не вижу. Мне проще сказать, что я урок не выучила. Сильно расстроишься, если двойку получу?
- А что у вас там дальше?
- Братья Грим « Гретель и Гензель»
- О,нет!!! Их я точно не вынесу!
И, осознавая всю непедагогичность своего поступка, сказала то, что сказала:
- Да и кто из нас двоек не получал? Все через них к звездам пробирались. Второй класс-не одиннадцатый, исправишь до ЕГЭ. Иди спать, мой сладкий. Прорвемся!
    Да, мы выросли на этих сказках и не видели в них жестокости. Как нам говорили, то мы в этих сказках и видели. Но эти дети-совершенно другое поколение. То, что было для нас фантастикой, для них- окружающий мир, их реалии. Они очень информированы, эрудированы, но, при этом остаются детьми, с присущим им комплексом недостатка любви. Поэтому, для них очень важны межличностные отношения без проявления насилия. Они хотят читать сказки, где нет состава преступления, а добро побеждает зло. Может, стоит уже понять, что эти сказки изжили себя, низкий уровень человеческих взаимоотношений вызывает у детей много вопросов, а жестокие сцены насилия вызывают душевный дискомфорт!