Стройбат Трибуна

Владимир Кабашев
   Вспоминается, как однажды замполит роты младший лейтенант Мигин в ленинской комнате подсев ко мне за парту говорит: "Понимаешь, Володя, мне, и не только мне, а и другим офицерам батальона кажется, что руководит нами маленький человек. Не только росточком, но и вообще – маленький». Это он говорил о подполковнике Прокопове. Солдаты и офицеры звали его за глаза - Прошка и частенько Ё-- ный комбат.
   Мороз. Солдаты приехали с работы, частенько в открытых машинах или промёрзших неотапливаемых автобусах, а он подолгу держал нас на морозе - компосировал мозги. Бельишко солдатское было не очень-то тёплое... Частенько и незаслуженно, обижал даже молодых солдат. Правда, сейчас, через года, я понимаю, что он может просто играл свою роль - роль старого маразматика - комбата, чтобы не брали с него пример? А тогда...
   Мигин говорит: " А может устроить Прокопову такую казнь? -  перед строем, раз он маленького росточка, поставить ему маленькую скамеечку, мол, воспитывай нас со скамеечки... раз росточком не вышел..."
   - Нет, - сказал я, - скамеечку не трогайте. Я в детстве читал книжку про блокадный Ленинград, "Малышок" называется - там мальчишки маленького росточка работали за станками - точили снаряды для фронта... Так вот мастера делали им скамеечки, чтобы ребятишки доставали до ручек станков. Скамеечка - для меня святое... Лучше сколотить Прошке трибуну и предложить с трибуны воспитывать солдат.
   Моя идея понравилась и нашла своё воплощение. Нашёлся командир взвода во 2-й роте прапорщик Харченко, который со своими солдатами сколотили прямо на плацу большую трибуну. Ходит Прошка по плацу, смотрит: "Чего делаете?" Солдаты отвечают: "Трибуну". Он думает: "Вот замполит батальона капитан Люсков наверное приказал. Молодец! Занял солдат делом!»
   А когда трибуна была уже готова к очередному разводу при утреннем построении батальона , в нужный момент, когда Прошка скомандовал: "Батальон равняйсь, смирно! " - тогда прапорщик Харченко строевым шагом направился к комбату, остановился, приложил к голове руку, отдавая честь и: ...»Разрешите доложить?"
   -Разрешаю...
   - Трибуна для воспитания солдат готова, пожалте на трибуну!
   Пауза... Некоторое замешательство... Прошка ненадолго задумался, а затем побежал в тыл Харченко, занося ногу, чтобы дать пенделя... Харченко без труда ретировался и снова вытянулся по стойке "смирно" и отдал честь.
   - Замполит, командуй! - скомандовал Прошка и ушёл с плаца.
   На вечернем разводе в этот же день, узнав, кто придумал такой сценарий, произошла другая немая сцена.
   - Кто придумал? - задал Прошка вопрос Люскову. Люсков быстро разобрался и доложил: Молодой солдат, который стоит в первой шеренге возле Мигина и Власутина - 3-я рота.
   Прошка направился ко мне. Я тогда ещё не знал, что собственно говоря, произошло... Мне объяснили позже...
   Прошка остановился напротив меня - смотрит зло прямо в лицо и говорит: "КККомбат!", замахнулся своим локтём, демонстративно отвернулся и пошёл на своё место... А я при этом стоял и спокойно, мало чего понимая, смотрел лицо в лицо, совершенно не понимая момента...
   -За что? - докапывался Прошка.
   А вот за что... Ещё придя в карантин, где проходили курс молодого бойца, «на тумбочке» стоял дневальный - паренёк из Ленинграда - солдатик растерялся и, так то, немного заикался – брали в стройбат и таких - а тут совсем растерялся и с некоторым запозданием скомандовал: "Рота, смирно!"
   - Откуда? – спросил грубо Прошка.
   - Я - Питерский! - гордо сказал солдатик.
   - Да я ...тебя... Питерского... сейчас научу отдавать честь комбату... Заведу ... в туалет... и заставлю кричать в унитаз: Я - Питерский!
 За это.
   И ещё был случай: Провинился соло-гитарист Снетков. Не помню уже, что натворили, только помню как Прошка, вывел Снеткова перед строем: постучал по голове, сбив пилотку солдату, и спросил:
   - Отец есть?
   - Нет...
   - Безотцовщина!
   За это. Разве сын должен отвечать за то, что у него нет отца - это, господа, Ваше поколение, с Вас и спрос.
 За это.
      Считал нормальным называть перед всем строем батальона моего командира роты, мною и другими уважаемого командира, просто по- панибратски - Володькой. Вроде как этим выражая свою симпатию. Какой он тебе Володька? Он командир роты - 100 солдат! Он - лейтенант Власутин!
За это. Хотя, конечно, в меньшей мере, чем за первые два случая. У офицеров тоже скопились обиды…
   А когда подошёл дембель подполковнику Прокопову, меня спросили: "Как быть? Как проводить?"
   Я ответил: "Проводить, по- хорошему, отдав должное двум большим звёздам на погонах. Звёзды так просто не дают, их надо заслужить... 
   Хотя я, быть может, неправ. В период моей работы на заводе Северный Пресс при разговоре с военным заказчиком мичманом Юрием Николаевичем Морозовым я тоже высказал эту мысль: Звёзды просто так не дают, их надо заслужить. На что мичман ответил: "Володя, не поверишь... дают... Подойдёт срок... выслуга и ...дают.
   Лейтенанту Власутину вскоре присвоили звание старшего – три маленькие звёздочки, а Мигину лейтенанта - две. Прошка ушёл на пенсию, а мы служили под командованием капитана Люскова. Хороший был замполит и командир батальона капитан Люсков. Выходок, подобным выходкам Прокопова, никогда не совершал - гордо носил 4 маленькие звёздочки.
   Ничего нет в армии красивее, чем слово КОМБАТ. Всего 6 букв, а в них уважение и любовь солдата.
 "Комбат, батяня, батяня, комбат...
  Ты сердце не прятал за спины ребят..."
    А от Прошки в этой песне есть одна буковка  - ё
Летят самолёты и танки горят
Так бьёт ё... комбат, ё ...комбат.
   Так рифмовал наш артист и поэт Юра Курносенков – читайте на моей странице «Стройбат. Батяня». Помню.
«Комбат ё… командует он!»
   И не хватало Юрке Курносенкову в строке одной гласной буковки... Этой …