История переселение старообрядцев в Теянскую долин

Анатолий Волосятников
Игра Остров (Лебяжий) Каторжников
История переселение старообрядцев в долину.
Гонимые  царицей Софьей и потом Пётром Первым, старообрядцы пошли за камень, вслед за казаками.  Но и на Иртыше и Оби, доходило «нововиденьчество» так ненавистное  старообрядцам, они все дальше и дальше уходили на восток, пока достигли Енисейских казачьих поселений, не услышали слухи об стране с белым князем во главе, где-то на севере в горах. Среди аборигенов, было жить опасно, селится возле острогов тоже не хотелось, ведь рано или поздно прейдёт и сюда церковная реформа. «Белый князь» Славяне? Или даже русские! Беглецам не было известно. Казаки и старообрядцы посылали четыре экспедиции,  и все промахивались, не находя нужного притока они возвращались назад. И лишь пятая экспедиция окончилась успехом.  На  трёх судёнышках, шестьдесят человек, целый день шли вверх по реке Тея, между громадными отвесными скалами, течение становилось все сильнее и сильнее. И вот на конец они достигли конца  гор. Пред путниками возникла, не менее величественная  картина, чем высочайший коридор гор, по которому они плыли.         
Воспоминания одного из члена экспедиции.
С начало был густой туман. Наша ладья едва двигалась верх по реке.  Нет невидно, не каких гор, сказки все это! – сказал Прохор Федорович (старший в ладье), сплёвывая, чуть щурясь, тревожно вглядываясь в утренний туман. Наша ладья шла второй. Мы едва смогли видеть силуэты первой, и замыкающей ладьи. Ветер кончился. Паруса собрали. Пришлось насесть на весла, глубина по видимому довольно большая, но с каждым поворотом, становилось все трудней и трудней грести, наконец после последнего  поворота, туман даже не рассеялся, а в друг пропал! И перед нами, буквально, неоткуда выросла громаднейшая стена гор! Вершины этих гор, казалось, подпирали неба.  С ведущего скомандовали -  Скалы! Когда наша ладья чуть не напоролась на подводную скалу, едва успели свернуть. Через два часа пристали, к не большой «площадке» низкого берега, дело шло к ночи, и мы затащили наши лодки на берег. Они едва поместились на узкой полоске суши. Развели костры и заночевали.  Ночью пошёл снег, затем ближе к утру полил дождь. На пятачок где мы приютились, спускались  восемь медведей. Мишка  Зуб хотел подстрелить их. Но шум, мог привести к обвалу снега на скалах, в прочем привыкшие к треску льда и снега в горах медведей, едва ли напугает выстрел! – предостерёг Прохор Федорович (старший нашей ладьи). А вот разозлить не на шутку сможет!  -  добавил подошедший Василий Игоревич Щука (старший  другой ладьи). Спускаем  на воду! Идём дальше! скомандовал Харитон Юрьевич Борода бригадир экспедиции.  И мы спустили лодки на воду. Едва, как последний из наших погрузился на корабль, в нашем лагере появились, медведи. По хозяйски разбрасывая наши пожитки, мишки смешно фыркали и чихали. Ха! Ха! Ха! Табак! Нет! Перец! Точно перец! – смеялись мы удаляясь от берега. Ух разбойники! Ха! Ха! Ха! 
На этот раз мы шли первые! Шли мы по  скальному коридору весь день на вёслах, черепашьим  шагам! А  Что? А что такое черепаха? А это зверюшка такая с домикам на спине, когда чует опасность, в домике быстро закрывается!  И нет её! Да вот, черепашка очень медленно  ползает!  Да вот, ползём мы в верх по реке как та черепаха!  Холод, сменился жарой! Разгорячённые мы все сильнее и сильнее, налегали на весла. Пот, льётся ручьём, щиплет глаза!   Мышцы болят! Уже все руки стёрли в кровь! - К вечеру добрались до заветной цели!    
      Проходя близко к скале мы  услышали свист стрелы!   Стрела вонзилась в палубу! К ней привязана записка, старший прочитал её и велел повернуть налево! И сообщить двум другим ладьям! С левой стороны почти нет течения, и мы быстро, минуя два острова, приближались к «большому берегу».  На берегу стояла большая деревня, обнесённая острогом.  На берегу нас сразу схватили, и разоружили, их было не менее трёх сотен воинов(на самом деле рассказчик сильно преувеличивает, карантинный отряд не превышает сорока человек.  Повели в прибрежную не большую крепость. Там нас повели тут же баню, затем нас осмотрели лекари,  Нашу одежду забрали и взамен выдали свою, потом нас накормили, и уложили спать!  На утро, нам вернули нашу одежду выстиранную, заштопанную и проглаженную! Во как!  Мы то думали попали! Прямо в лапы людоедам! Глядим нет! Все нормально, только странно! Моют! Кормят! Обстирывают! Лечат! Странно все это! Но не выпускают! Так Прошло два месяца! Потом нам все же объяснили  что это была продержка(карантин) от заразы! Сто лет назад, к ним пришли на лодке четыре эвенов, принесли чуму! Во как!  Значит! После продержки, на и оружия наше вернули! Разрешили в деревне жить, но дальше неё нас не пускали. После, нас посетил какой-то их чиновник, они долго разговаривали с нашими старшими потом нас отпустили на ладьях. С нами сели человек по пять, и мы поплыли на большой остров, они называли его Лебяжий. На этом острове было не сколько их поселений. Одно из них полностью они отдали нам.   Из наших, половина остались на острове,  а вторая половина, в том числе и я,  вернулась на большую землю.
Спустя три месяца на семи ладьях, с жёнами и детишками, прибыло человек триста пятьдесят, привёз и я свою семью. Вот так и поселись старообрядцы. Рядом с язычниками. Те только запрещали крестить их люд.  Обещали не переманивать наш люд на их веру. А чего нам главное, что нам в душу не лезли, не указывали нам, как креститься, сколько поклонов бить, какие молитвы читать! А язычники, да бог с ними! Не хотят веру Христову принимать и не надо! Они нас не трогают а мы их! Так и жили. А что взамен они потребовали? Секреты изготовления пушек, пороха и ружей!
И чего не разу конфликтов не  было на религиозной почве? Как не было? Были! Один воевода Дубинин с дьяконам Аристархом Малининым решили насильно крестить язычников в долине. Пришли с  трёхсотенным войском, на пятью ладьях, с десятью пушками. И хотели было, уже вступить на «грешную землю» чтоб, осветить сею огнём и мечем, привести «овец заблудших» к спасительной вере Православной, но не тут  то было!  Змеи выползли на берег.  Их было столько много что земли ведать не было! Да, как же дьявол паству свою охраняет! Да вот! Тут все задрожало, вода за урчало и  ветер подхватил все  пять судёнышек и унёс прочь с долины. Я разговаривал со знакомым с того похода. За минуты три они, преодолели всю стену, и  очутились в сорока километрах отсюда! Да вот как!