Белоградский Василий Андреевич

Владимир Колябин
 
...Священник Василий Андреевич Белоградский написал очерк «Село Благодарное» в 1868 году. В этом же году на личные средства он устроил придел с южной стороны храма Святых Безсребренниковъ Козьмы и Даминиана в селе Благодарном. Имя это замечательного человека незаслуженно предано забвению после 1917 года.

Пусть публикация его очерка станет памятником этому подвижнику от благодарных потомков и каждый его помянет. Можно все разрушить до основания, но Память,Веру и Душу НИКОГДА !!!



Священникъ Василiй Белоградскiй.  Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. – Ставрополь, 1868 годъ – Вып. I. – С. 130-138.

СЕЛО БЛАГОДАРНОЕ 1868 ГОДЪ

Подъ этимъ названіемъ существуетъ ныне; тысячи въ четыре съ половиною душъ обоего пола жителей бывшее некогда маленькое сельцо Солдатское.

Село Благодарное занимаетъ местность, отстоящую отъ губернскаго города Ставрополя верстъ на сто десять по прямой линіи; отъ уезднаго города Пятигорска, оно отстоитъ на 125 верстъ.Границы Благодарнаго: на востокъ село Новомитрофановское (Бурлацкое), на запад; село Александрія, на юг; село Елисаветинское(Грязное), на север; трухмянскія степи, Село Благодарное имеетъ два названія: Благодарное, присвоенное кемъ-то изъ областныхъ начальниковъ Кавказа, и Солдатское, доселе упорно удерживаемое кочующими соседями — калмыками и трухмянами. Русскіе называютъ и пишутъ наше село Благодарное, въ среде же кочующей орды мало кто знаетъ это названіе, — оно у нихъ вообще слыветъ подъ именемъ Солдусъ, Салдуцкой.

Та и другая сторона сами по себе правы. Калмыки и Трухмяне, бывшіе когда-то на этой местности коренными жителями, не хотятъ иначе называть прививку солдатскаго элемента къ своей дикой гражданственности, какъ Салдуцкой. Ибо летъ за 120 съ небольшимъ вся местность по реке Буйвола была пуста и по временамъ тамъ и сямъ занимаема была кочующими: то калмыками, то трухмянами. Правительство распорядилось водворить на этомъ самомъ месте отставныхъ семейныхъ солдатъ, около 20 семей. На этомъ самомъ месте говоримъ, потому, что оно было уже знакомо начальству темъ, что тутъ былъ, вероятно, сторожевой редутъ, или постъ, состоявшій изъ военныхъ людей, огороженный каменною стеною и укрепленный окопами; следы редута и доселе видны. Водвореннымъ солдатамъ весьма понравилось житье на этомъ месте, ибо воды было много (вблизи протекала речка, въ которой водилась рыба), леса въ изобиліи, пажити роскошныя, и земледеліе пошло удовлетворительное.

По сему, когда пріехалъ областной начальникъ проведать новыхъ жителей Буйволы, они встретили его съ хлебомъ — солью и въ знакъ признательности своей за доставленіе хорошаго житья поднесли ему какой-то даръ; но начальникъ сказалъ имъ: „не надо мне, господа служивые, вашихъ подарковъ, живите себе на здоровье. А за то, что вы благодарны, пусть селеніе ваше называется „Благодарное." Такъ и записалъ онъ въ памятной своей книжке. Такъ, съ техъ поръ, оно и существуетъ подъ этимъ названіемъ и въ устахъ народа, и въ письменныхъ документахъ. Но старожилы туземцы знать этаго не хотятъ; они упорно удерживаютъ первобытное названіе „Салдуцкой".

Село Благодарное расположено надъ рекою Буйволой, по обеимъ сторонамъ ея, на протяженіи трехъ верстъ длиною и на версту шириною. Дворы и дома у жителей не одинаковые; большая часть домовъ дверьми на улицу, а Фронтоны, или крыльца имеются у немногихъ.

  На левой стороне реки находится жителей третья часть всего поселенія, и эта часть называется исключительно Селомъ, потому что на этомъ самомъ месте было первначальное поселеніе солдатъ; сюда же начали переселятьси изъ разныхъ окрестныхъ селъ крестьяне, называвшіеся однодворцами, и здесь первоначально былъ построенъ молитвенный домъ, а потомъ и церковь. По сему вся эта часть селенія осталась подъ однимъ неизменнымъ названіемъ „Село."

Местность на правой стороне реки населена разными переселенцами и получила многія названія, а именно: а)Шотланка, б) Собачья улица, в) Кочетовка, г) Ярмарочная, д) Городокъ, е) Горякіе ключи, ж) Богатый колодезь, з) Подгорная.
 
а) Шотланка. Она занимаетъ восточную часть седенія, на правой стороне реки; въ ней 130 дворовъ, которые расположены въ три ряда; одинъ изъ рядовъ примыкаетъ задами къ реке, а два прочіе сидятъ задами другъ къ другу. Въ Шотланке одна улица. Шотланка получила свое названіе отъ жителей тутъ поселившихся, изъ коихъ некоторые по приходе изъ Россіи при своей бедности нанимались въ работники къ немцамъ-шотланскимъ, живущимъ подъ горою змейкою, близь г. Пятигорска.

б) Собачья улица. Она расположена по большой улице, лицевою стороною противъ крайнихъ дворовъ шотланки. Здесь всего 14 дворовъ, жители которыхъ состоятъ изъ однодворческихъ крестьянъ, весьма буйныхъ, пьяныхъ и часто дерущихся, но между темъ дружныхъ, вследствіе чего и сложили названіе этому поселенію „Собачъя улица"

в) Кочетовка. Рядъ 18 дворовъ, расположенныхъ на югъ отъ собачьей улицы противъ заднихъ ея помещеній — гуменъ. Она одолжена своимъ названiемъ одному промышленному крестьянину, который укралъ кочета и былъ въ томъ обличенъ.

г) Ярмарочная. 12 дворовъ, сидящихъ лицевою стороною къ ярмарочнымъ лавкамъ и разделенныхъ отъ кочетовки проулкомъ; эти дворы сидятъ южнее Кочетовки и сомкнуты своими задами съ задами дворовъ, расположенныхъ вдоль большой улицы, на северъ.

д) Городокъ — 10 дворовъ. Эта часть жителей помещается на развалинахъ бывшаго когда-то военнаго редута, или поста а, можетъ статься и разбойничьяго притона. Городокъ на западъ примыкаетъ къ ярмарочной улице, на возвышенной противу нея местности.

е) Горячіе ключи расположены на югъ отъ реки, сажень на 200; среди этого поселенія съ правой стороны протекаетъ ручей, составившійся изъ многихъ мелкихъ родниковъ, образовавшихъ значительный обрывъ земли у подножья городка къ западу. Около ключей до 20 дворовъ жителей.

ж) Богатый колодезь. На западъ отъ ключей, за дворами, есть колодезь, называемый Богатымъ. Это родникъ неисчерпаемой воды, выходившій, говорятъ, на поверхность земли и стекавшій въ реку, а впоследствіи засорившійся отъ небрежности жителей и имеющій противъ прежняго меньшее количество воды. Но названіе богатаго онъ получилъ не отъ изобилія воды, а по случаю вынутаго будто бы изъ него боченка съ золотомъ. Объ этомъ у старожиловъ имеется расказъ такого содержанія: въ городке ли, или въ другомъ ближайшемъ къ нему месте, жили разбойники; правительство преследовало злодеевъ и готово уже было переловить ихъ въ расплохъ, но они, прослышавъ эту грозу, въ торопяхъ успели только упрятать свои сокровища, для чего и избрали сказанный колодезь и сделали такъ: сперва ввалили камень въ отверстіе родника, чемъ и сократили теченіе воды, потомъ навалили каменную плиту и забили ее кругомъ, такъ что вода не могла уже пробиваться наружу, и, такимъ образомъ, устроили кладовую,куда и поставили боченокъ съ деньгами, покрыли яму эту другою каменною плитою, которую завалили землею, и сами ушли отсюда, надеясь современемъ  взять свое сокровище. Но случилось иначе. Вскоре после этой тревоги правительство поселило здесь солдатъ; къ солдатамъ начали переселяться мужики, село росло, а разбойникамъ свободы не было; некоторые изъ нихъ вымерли, некоторыхъ убили, а некоторые попали въ острогъ; такъ деньги ихъ и остались. Прослышали благодаренцы, отъ кого и какъ неизвестно, будто бы отъ самихъ разбойниковъ въ остроге, о кладе въ сказанномъ роднике. Въ селе было уже около двухсотъ дворовъ, значитъ, народу было много; но где теперь богатый колодезь, тамъ не было еще ни какого жительства, — онъ находился тогда за гумнами, и отъ него не подалеку располагалось кладбище. Какъ достать сокровище и въ какомъ именно оно находится месте, трудно было догадаться. Охотники до легкой добычи долго и пристально присматривались къ указанной местности; наконецъ решились приступить къ делу, собрались и начали копать, — не напали, въ другомъ месте тоже, въ третьемъ, а вотъ и плита. ,,Стой ребята, сказалъ одинъ изъ самыхъ сметливыхъ, и тутъ нетъ! Да вонъ уже и светъ; давайте бросагь до завтра, — надо хоть сколько нибудь и соснуть" Приходятъ завтра; плита поднята, яма пустая, знать только местечко, где стоялъ боченокъ. Кто же это? Кто же это? были вопросы. Ответовъ на нихъ и до селе не оказывается. Носился слухъ, будто бы двое изъ работавшихъ воспользовались богатствомъ. Но ни эти двое (известные въ селе жители, они уже покойники), ни ихъ семейства не показываютъ ни малейшихъ следовъ и признаковъ богатства, кроме обыкновенной небогатой, даже скудной, жизни. Все это, вероятно, догадки и ничуть небольше. Между темъ яма была вырыта, вздумали ее углубить, выкинули изъ нея слоя два земли, подняли плиту, начали чистить, наткнулись на камень, тронули камень... хлынула вода, которую ни какъ немогли отлитъ, и она долго препятствовала выложить этотъ колодезь камнемъ. Наконецъ выложили его камнемъ, спустя много времени после, когда жерло родника позасорилось и вода поуменьшилась. Около этаго колодца въ настоящее время до 30 дворовъ жителей.

з) Подгорная, составляющая 66 дворовъ жителей, расположена подъ горою въ западной части селенія, на правой стороне реки, въ два ряда, между которыми проходитъ широкая улица; одинъ рядъ дворовъ сидитъ задами къ горе на югъ, а другой рядъ обращенъ задами къ задамъ дворовъ, стоящихъ лицомъ къ большой улице села, на северъ.
 У жителей Подгорной почти во всякомъ дворе имеются колодези съ лучшею, противъ всехъ прочихъ местъ села обеихъ сторонъ, водою. Колодези довольно глубоки, выложены камнемъ и снабжены циберными столбами для удобнейщаго черпанія воды.

По другую сторону реки, вдоль селенія, между дворами, проходятъ большія улицы, одна на левой стороне, не совсемъ прямая и широкая, другая, идущая по правому берегу, прямая и пространная. Отъ проулка на ярмарку до конца села правой стороны тянется плоская возвыщенность, на которой помещаются дворы участковъ: ярмарочнаго, городка, ключей, богатаго колодезя, подгорной и южнаго ряда дворовъ большой улицы. Все же прочія местности плоскія и ровныя.

Вода въ реке Буйволе солонцеватая, летомъ почти негодная и вредная къ употребленію отъ застоя въ большихъ и частыхъ прудахъ и зацветающая отъ нечистотъ, ибо въ реке мочатъ денъ и коноплю, отчего и рыба въ воде умираетъ и переводится. Весною эта вода несколько очищается протокомъ лучшихъ водъ отъ первоначальныхъ родниковъ и отъ тающихъ снеговъ; тогда она даже лучше водъ колодезныхъ; последнія вообще съ примесью соли, отъ грунта земли. Для чаю ни речная вода, ни колодезная негодны. Ддя сего существуетъ недавно открытый маленькій родничекъ, въ горе, совершенно пресной воды, который находится верстахъ въ семи отъ села.

Чрезъ село Благодарное протекаетъ, какъ упомянули, река Буйвола. Она впадаетъ въ реку Куму, верстахъ въ 65 отъ села Благодарнаго и разделяетъ село на две неровныя половины такъ, что на левой стороне ея находится одна треть жителей, а на правой две трети. Причиною такого не правильнаго деленія послужило то, что въ этой местности по сю сторону реки вода по колодцамъ соленая, а кое где и, горьковатая; по туже сторону реки вода въ колодцахъ лучшая, а въ подгорной еще лучшая; поэтому люди больше и селятся по правому берегу. Кемъ и отчего усвоено реке названіе Ббйвола, неизвестно нашимъ жителямъ, которые пришли уже къ готовому названію.
Буйвола получаетъ свои воды изъ мелкихъ родниковъ и ключей, впадающихъ въ нее въ селахъ Высоцкомъ, Ореховке и Медведке, около которыхъ есть растительность, и где, вероятно, встарину водились буйволы.

Въ селе Благодарномъ имеются две церкви, обе каменныя. Первая, на левой стороне р. Буйволы, посвящена Св. Безсребренникамъ Козьме и Демьяну, празднуемыхъ въ 1-й день Ноября. Она отстроена окончательно и освящена въ 1838 году. Вторая, на правой стороне реки, сооружена во имя Сретенія Господня, празднуемаго во 2-й день Февраля, и освящена въ 1865 году. Обе церкви построены иждивеніемъ прихожанъ.

Жители села состоятъ изъ двухъ племенъ — великорусскаго и малороссійскаго. Разговорный языкъ ихъ вообще русскій, довольно чистый и облагороженный. Русскіе не перенимаютъ малороссійскаго наречія, малороссіяне же стараются усвоить русскій языкъ.

Благодаренцы одеваются чисто и даже щегольски, Мужчины по большой части носятъ стеганные бешметы изъ разныхъ матерій: китайки, трика, термоламы, черкесина, шпанскаго атласу и даже шелковые; носятъ бекешки суконныя, немногіе — пальто на меху, покрытое сукномъ. Но обыкновенная и более употребительная ихъ одежда — зипунъ или халатъ изъ самодельнаго сукна; очень нешюгіе носятъ китайчатые халаты; въ большемъ употребленіи шуба овчинная, белая, и у не многихъ дубленая. Шаровары носятъ вообще триковые и китайчатые, шапки высокія изъ трухменскихъ черныхъ смушекъ и обыкновенныя изъ простыхъ курпеевъ, сапоги вытяжные и изъ простой кожи и редко поршни. Рубашки ситцсвыя и китайчатыя, холщевыя и пестрядининя. Подпоясываются: молодежь ремнями, убранными металлическими, на манеръ польскаго серебра, пряжками, бляхами и наконечниками, а пожилые темъ же ремнемъ, но безъ наборовъ, старики - суконными и бумажными кушаками. Женщины и девушки носятъ сарафаны и юбки изъ разныхъ матерій — шелковые, шерстяные, ситцевые; платки шелковые гладкіе и съ золотыми цветами и шали; носятъ также КОФТЫ, Фартуки и фуфайки. Употребляютъ одежду и проще — китайчатую, бахтовую и платки ситцевыя. Обуваются въ башмаки лавочные, или на манеръ лавочныхъ домашняго изделія, только безъ высокихъ подборовъ, въ чулки костровые и бумажные — лавочные, носятъ и своего изделія суконные и нитяные.

Пища у благодаренцевъ вообще простыя: белый и редко черный хлебъ, щи, белый квасъ. Щи варятъ по большой части съ свиннымъ саломъ, а немногіе съ бараниной, ветчиной и солониной. едятъ лапшу молочную и съ птичьимъ мясомъ, молоко пресное и кислое, вареники съ сыромъ, галушки и кашу жидкую и крутую. Варятъ супъ съ говяжьимъ или бараньимъ мясомъ. Въ постные дни едятъ щи съ капустою, квасъ съ хреномъ, супъ съ картофелемъ, лапшу съ льнянымъ масломъ и кашу пшенную. Горохъ, фасоль и чечевица плохо родятся, почему и мало жителями употребляются. Нередко пекутъ блины кислые и пресные, делаютъ пампушки, пекутъ иногда, когда готовятъ поминальный, крестильный, праздничный, или для гостей обеды, круглые пироги на сковородахъ, начиняя ихъ рубленною мелко печенкою, мясомъ, курятиною и друг. кулебяки съ тою же начинкою, въ постные дни — съ капустою, сарачинскимъ пшеномъ и съ сазаньею или лещевою икрою. Готовятъ и жареныя яства; подаютъ, въ заключеніе, сладкій пирогъ, тоже крутлый, съ начинкою изъ толченыхъ грушъ въ смеси съ яблочною постилою, съ сушенымъ виноградомъ, изюмомъ, инжиромъ и друг. Пироги обливаютъ медомъ, или посыпаютъ сахаромъ. Рыбныя блюда мало употребляются, потому что въ своихъ прудахъ ее немного, а со стороны редко привозится.

Съ рыбою, когда она есть, поступаютъ также, какъ и съ мясомъ животныхъ, — делаютъ изъ нея желе, или холодецъ, который и подаютъ съ квасомъ и хреномъ; варятъ въ щахъ, жарятъ, а изъ свежей готовятъ уху. Во время полевыхъ работъ, на открытомъ воздухе, мужики едятъ больше галушки и жидкую пшенную кашицу, въ скоромные дни съ саломъ и редко съ бараниной, а иногда и супъ съ дичиною въ постные же дни кое-когда съ льнянымъ масломъ, или варятъ кирпичный (калмыцкій) чай. Къ храмовому празднику, къ светлой седьмице, къ свадьбе и къ поминкамъ варятъ красный квасъ съ солодомъ, такъ называемая ими брага. Когда же родятся въ изобиліи арбузы, то изъ нихъ выпариваютъ въ чугунахъ сокъ и, заквасивъ его съ примесью хмеля, делаютъ изъ него пріятный напитокъ.

Дома у всехъ вообще жителей изъ саманнаго кирпича, на каменныхъ фундаментахъ; покрыты соломою и камышемъ. Деревянныхъ домовъ мало. Всехъ домовъ въ сел; Благодарномъ имеется до 700. Все они прочно огорояшяы каменными или глинными стенами, снабжены надворными службами: амбарами, кои у многихъ деревянные, а у большой части хозяевъ изъ саманнаго кипича съ деревянными полами и закормами, ледниками, конюшнями, сяраями, хлевами и овчарниками, базами, сеновалами и гумнами. Домы эти вообще строятъ жители о двухъ комнатахъ; въ сеняхъ делаютъ двое дверей, одни на улицу, а другія на дворъ, устраиваютъ въ сеняхъ большіе кладовые чуланы, большой частію изъ сосновыхъ досокъ. Въ жилыхъ комнатахъ передній уголъ украшается св. иконами, въ противу положенномъ углу устраивается печь, занимающая четвертую часть всей комнаты; печь всегда становится устьемъ къ дверямъ, противъ окна, бокомъ къ задней части комнаты, где помещается досчатый примостъ вместо кроватей, а надъ примостомъ иалати для склада спальныхъ принадлежностей и для спанья.

 Топливо вообще состоитъ изъ кизяковъ, которые делаются изъ овечьяго или скотскаго помета, перемешаннаго съ небольшимъ кодичествомъ соломы; топятъ также бурьяномъ и соломой. Бань общественныхъ въ сел; Благодарномъ вовсе нетъ, но частныхъ ДОВОЛЬНО; бани эти по большей части лепятся изъ круто замешанной съ соломою глины, они малы, часто безъ сеней, и топятся по черному, т. е. въ баняхъ не делаютъ нечей, а составляютъ одне каменки, отъ чего стены въ баняхъ всегда окопчены дымомъ, какъ курныя хаты. Деревянныхъ бань въ селе не более 3-хъ.

Жители села Блогодарнаго принадлежатъ къ сословію государственныхъ крестьянъ и все вообще составляютъ одно общество; есть между ними и отставные солдаты. Постороннихъ обывателей — купцовъ, мещанъ и крестьянъ — очень не много. Въ селе находится местопребываніе Заседателя 4-го участка Пятигорскаго уезда. Въ селеніи находятся: одинъ кожевенный заводъ, машина, принадлежащая армянину, 2 салотопенныхъ завода,принадлежащихъ одинъ жителю селенія, а другой георгіевскому купцу, которые для выделки сала скупаютъ овецъ и пасутъ ихъ на вольныхъ степяхъ; 9 водяныхъ мельницъ и 2 ветряныхъ, 4 маслобойни, 16 питейныхъ лавокъ, 4 железныхъ лавки, 5 бакалейныхъ и 3 съ краснымъ товаромъ, 5 артелей полстоваловъ и 6 овчинниковъ, 6 кузницъ и одинъ набойщикъ, 2 столяра и одинъ складъ спирту.

Главная промышленность благодаренцевъ состоитъ въ хлебопашестве, обезпечивающемъ все ихъ домашнія и хозяйственныя потребности. Сеятъ озимыя пшеницу и жито (рожь), более пшеницу какъ ценную, рожь меньше, ибо она недорога. Посконь (коопля) сеятъ понемногу, ибо для этаго хозяйственнаго растенія нетъ удобной земли. Ленъ сеятъ въ изобиліи какъ на своихъ участкахъ, такъ и на татарской земле. Ячмень, просо, овсеъ сеятъ по состоянію и по силе, только для себя. Гречка не родится, почему ее вовсе не с;ятъ. Горохъ круглый перестали сеять. Разводятъ по немногу чечевицу, фасоль и клинчатый горохъ, также арбузы, дыни, огурцы, тыквы, свеклу, редьку, подсолнечники и кукурузу. Картофель не родится.
 
Садоводствомъ не занимаются, ибо для этой отрасли хозяйства грунтъ земли не годится. Почти всякій хозяинъ заводитъ для себя садикъ, въ которомъ фруктовыя деревья бываютъ свежи и зелены, пока молоды — это продолжается не более какъ 4 или 5 летъ — потомъ деревья начинаютъ засыхать. Много испытано средствъ къ поддержанію жизни садовъ, но никакія не принесли поіьзы, потому что соль объедаетъ кору у корней деревъ и всасывается съ водою въ растеніе.

Огородничество у благодаренцевъ по той же причине скудное. Мастерствами никакими не занимаются, извозомъ весьма мало. Целинную землю и крепкую залежь благодаренцы пащутъ плугами въ пять или шесть паръ быковъ, мягкую и оборотную землю пашутъ сохами въ одну лошадь. Скотоводство и овцеводство не развито, по тесноте земельныхъ урочищъ. Немногія хозяева имеютъ рогатаго скота до ста головъ и 3 т. штукъ овецъ; по 1 т. овецъ имеютъ неболее 10 дворовъ, по 500 — 20 дворовъ, остальные отъ 5 головъ до 200. Какъ ни полезны эти домашеія животныя въ хозяйстве, но недостатокъ пастбищной земли и рукъ не позволяетъ умножать числа мелкой рогатой скотины. Иміеющіе много скота или овецъ нанимаютъ татарскія степи и тамъ держатъ ихъ зиму и лето, переходя съ места на место. Мелкіе хозяева отдаютъ скотину и овецъ для пастьбы татарамъ и калмыкамъ — всегдашнимъ степнымъ жителямъ, но этотъ народъ мало приноситъ пользы хозяевамъ.  Поэтому благодаренцы стараются сбывать лишнюю скотину и овецъ посредствомъ продажи; овецъ продаютъ на месте салотопамъ, а крупную скотину у себя на месте и по соседнимъ ярмаркамъ; цена овцы отъ 1 р. 75 к., до З 1/2 р., быка отъ 17 до 40 р., коровы отъ 15 до 25 р., телка 3 р. Скотъ и овцы у жителей въ плохомъ состояніи, ибо всегда находятся въ поле подъ открытымъ небомъ и подвержены всемъ переменамъ погоды, поэтому они часто гибнутъ отъ холода и болезней. При повальныхъ болезняхъ и падеже скота жителя не употребляютъ накакихъ средствъ леченія, да и лечить некому, ибо ветеренарныхъ врачей и фельдшеровъ въ самомъ селе не имеется.

Въ своихъ болезнях лечатся тодько умываніемъ и кровопусканіемъ Впрочемъ въ ревмматическихъ болезняхъ пьютъ декоктъ сассапарильный съ примесью киновари, серы, нашатырю, ревеню и друг. на воде или на водке, а иногда примешиваютъ острую водку, ртуть и сулему, окуриваютъ ртутью, киноварью, ладаномъ и травами. Дурныхъ болезней, паршей, злокачественныхъ сыпей не видать въ народе. Лихорадка очень часто встречается въ конце лета.

Въ селе Благодарномъ находится 3 школы, две для мальчиковъ и одна для девочекъ. Мальчиковъ обучаютъ священники чтенію и письму, объясняютъ законъ божій по руководству малага катихизиса, также краткую св. исторію Девочекъ обучаетъ жена священника А. Байздренкова. Учащихся мальчиковъ до 50, девочекъ 9. Грамотныхъ жителей, умеющихъ читать и писать, мужчинъ до 150, женщинъ 15, умеющихъ только читать мужчинъ до 300, а женщинъ до 150.

                СВЯЩЕННИКЪ ВАСИЛИЙ БЕЛОГРАДСКИЙ