Письма с фронта лейтенанта Виктора Дзотцоева

Лариса Алборова-Дзотцоти
Это автобиография и письма лейтенанта Виктора Дзотцоева, командира зенитно-пулеметного взвода 1982 ЗЕНАП,  67-ой ЗЕНАД. Закончил войну в Восточной Пруссии, остался в армии. В том же году заболел саркомой, умер в мае 1946 года, не дожив до 22 лет. Воевал на Кавказе, Прибалтике, Восточной Пруссии. Орден Красной звезды, орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа».

                АВТОБИОГРАФИЯ
 

Я, Дзотцоев Виктор Хаджиомарович, родился в 1924 г. в с/Дигора Диг. р-на СОАССР, в семье крестьянина-середняка. Родители мои до и после революции занимались земледелием. В 1930 г. родители мои вступили в колхоз. В 1931 году я поступил в Дигорскую начальную школу. В 1932 г. отец мой умер от воспаления легких и мы с матерью переехали в гор. Орджоникидзе к сестре, где я продолжал свою учебу.  В 1941 окончил с/школу и поступил рабочим на Орджоникидзевский консервный завод, где проработал до 1942 г.
В 1942 г. переехал с матерью жить в с/Дигора Дигорского р-на, где был призван в ряды РККА.
В августе месяце 1942 г. в р-не Махач-Кала была сформирована 337 стрелковая дивизия, где я был наводчиком 120 мм миномета. С сентября 1942 г. находился на фронте в районе Моздока. Был наводчиком миномета, а затем стал командиром расчета. В ноябре 42 г. вступил в кандидаты ВКП(б). В декабре 1942 г. был направлен политотделом дивизии в Тбилисское военно-политическое училище. В марте 1943 г. окончил училище и мне  было   присвоено звание лейтенанта. В мае 1943 г. был назначен заместителем командира стрелковой роты по полит. части во II-ую гвардейскую стрелковую дивизию, которая вела боевые действия на Таманском полуострове. В июне 1943 г. после упразднения института зам. ком. рот по полит. части я был направлен в Сорочинское зенитно-пулеметное училище Красной Армии. В октябре окончил выше указ. училище и был назначен командиром зенитно-пулеметного взвода во вновь формирующуюся 67 зенитно-артиллерийскую дивизию. С октября 1943 г. по июнь 1944 г. дивизия формировалась в районе Москвы и я продолжал работать  командиром зенитно-пулеметного взвода. С июля 1944 года по февраль 1945 г. находился на 1-м Прибалтийском фронте. С февраля 1945 г. до окончания войны был на III Белорусском фронте.
В октябре 1944 года вступил в ВКП(б).
В октябре 1945 года из Кенигсбергского военного округа переехал вместе с частью в Минский военный округ. По дороге заболел и лег в Минский окружной госпиталь, где пролежал до 11 февраля 1946 года. 11 февраля 1946 года демобилизован из рядов РККА по болезни. 872 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, где я служил, сейчас находится в Минском военном округе в гор. Борисове.


Письма Виктора

22/VIII-42 г.
СОАССР, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, № 162
Дзотцоевой Хадзигуа

ДАССР, ст. Уллубиево, рыб. завод Буйнак
Дзотцоеву В.Х.
(Проверено военной цензурой Махачкала/18)

Добрый день, дорогая мать Хадзигуа!

Разрешите передать вам всем ….. привет. Я жив и здоров, чего и вам желаю. Я вам писал уже несколько раз, но не знаю, получили вы их, или нет. Напишу все подробно с самого начала.  3 августа мы прибыли в лагеря в Моздок, откуда не было возможности писать, так как не было адреса и почтового ящика. Но я все же одно письмо написал. 8 августа вышли из Моздока, и четыре дня шли до Беслана. От Беслана шли до Назрани, где сели на поезд и  ехали 5  суток  до места назначения. Мы и день и ночь спали на крыше вагона. Но все же я вам написал, одно письмо из Назрани и Грозного, и одно – из Махач-Кала. 18 августа мы прибыли на место. Находимся в 40 км от Махач-Калы, на территории рыб. завода на самом берегу моря. Зачислен я в 120 мм полковую минометную батарею. Назначен командиром 120 мм миномета. Больше писать пока не о чем. Передайте приветы всем. Теперь буду писать почаще. Сразу же пишите ответ. Пишите обо всем. С тем пока.
Ваш сын Виктор.


25 августа 1942 г.
СОАССР, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, № 162
Дзотцоевой Хадзигуа

ДАССР, ст. Манас, аул Карабудай-Кент, п/я 11/11, Мин. Батарея 120 м/м
Дзотцоеву Виктору

Добрый день, Хадзигуа!

Спешу передать тебе пламенный привет. Я жив и здоров. В настоящее время находимся в Дагестане, в рыбачьем поселке, на берегу моря. Живем хорошо. Первое время было трудно, но теперь привыкли. Со мной в одном полку Корнаев Аврам, Золоев Мухарбек, Туккаевы Таймураз и Виктор. Все чувствуем себя хорошо. Я вам написал несколько писем, но обратного адреса у нас еще не было, и поэтому очень прошу, как только получите мое письмо, в эту же минуту пишите ответ. Напишите подробно обо всем. Где Георгий и что он пишет. Где Майран, Раиса, Нюра, Даска. Напишите, какие новости в селе, чем вы живете, как живут Венерета (прим. – семья сестры Венеры), как здоровье Ольги и твое самочувствие. Пусть Венера, Матвей, Дудик, Дзотцоти Тамара напишут мне свои адреса, чтобы я мог им писать, а то я потерял их адреса. Напишите, где все ребята. Обо мне не беспокойся. На фронт не скоро поедем, т.к. еще не начали изучать свое основное дело.
(Дальше пишет по-осетински: Нам очень легко, почти ничего не делаем, если честно, только с едой не очень хорошо.) Больше пока не о чем писать. С тем пока, до свидания.
Крепко любящий тебя  сын Виктор.
(На обороте треугольничка штампы: «Просмотрено военной цензурой 28», «Доплатить», «СОАССР, Дигора, 17.9.42).


29/IX-42
СОАССР, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой Ольге

Действующая Красная Армия, Полевая почта 2187, 1127 см Батарея 120 мм,
Дзотцоеву Виктору

Добрый день, дорогая сестра Ольга!
Передаю тебе чистосердечный братский привет и лучшие пожелания. В настоящее время я жив и чувствую себя хорошо, чего желаю тебе и остальным. Находимся на передовой, но с врагом еще не пришлось встретиться. Я нахожусь в минометной батарее. Мне присвоено звание сержанта и кроме того назначен вторым заместителем комиссара батареи. Больше писать не о чем. Как только получите открытку, пишите ответ. Пиши, где Георгий, Гала, Дудар, Майран и все остальные. Как твое здоровье и Хадзигуа? Как вы живете? Как Венера и дети? Хадзигуа пусть не беспокоится. Скоро погоним врага.
С тем пока. Передай привет всем, и пишите, где все мои товарищи и вообще что у нас делается.
Виктор

(На обороте почтовой карточки штампы: «Просмотрено военной цензурой АУ/38», «Полевая почта №2187 2.10.42», «СОАССР, Дигора, 15.10.42).

9/X-42 г.
СОАССР, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Дзотцоевой Хадзигуа

Действующая Красная Армия
Полевая почта 2187, 1127 с.п., Батарея 120 мм
Дзотцоеву (Еще одна строчка зачеркнута военной цензурой)

Добрый день, дорогая сестра Ольга!
Передаю тебе братский привет и наилучшие пожелания. В настоящее время я жив и здоров, чего желаю тебе и остальным. Я нахожусь на фронте (дальше вычеркнуто цензурой), но в бою еще не были. О себе писать нечего. Ты напиши обо всем, что у нас делается. Мои товарищи с Николаевки получают письма, а я еще ни одного. Я пишу сотни раз. Ольга, как твое здоровье и самочувствие Хадзигуа? Пусть она не очень беспокоится. Чем и как вы живете? Что пишут Георгий, Дудар, Гала, Майран? Если пишут, напиши мне их адреса. Где все мои товарищи? Передай мои приветы всем и отдельные приветы Хадзигуа. Пиши обо всем и обо всех.
С тем пока.
Твой брат Виктор.

29/IX-42 г.
СОАССР, г. Орджоникидзе, ул. Дзержинская, № 22
Золоевой Раисе Андреевне

Действующая Красная Армия
Полевая почта 2187, 1127 с.п. Батарея 120 мм
Дзотцоеву Виктору

Добрый день, дорогая сестра Раиса!
Передаю тебе красноармейский братский привет. Я жив и чувствую себя хорошо, только беспокоюсь о вас, где вы и как вы живете. Нахожусь в 120 мм минометной батарее. Мне присвоено звание сержанта и назначен 2 заместителем комиссара. Раиса, напишите обо всем подробно. О Георгии, Дударе, Гала, Майране, Даска, Нюре, Хадзигуа, Венере, Ольге, вообще обо всем. Что у вас делается, а то я очень беспокоюсь. Занимаетесь ли вы еще или нет? Как ваше здоровье, Нюры и твое. Передай привет Нюре и всем знакомым.
С тем пока, до свидания.
Твой брат Виктор.

12/XI-42 г.

Добрый день, дорогая сестра Ольга!

Передаю тебе братский чистосердечный привет и лучшие пожелания. Я жив и здоров, чего тебе и всем желаю. От тебя за все время получил два письма, одно за 25 сентября и одно за 18 октября (первое получил 13 октября, второе 31 октября). На первое ответил сразу, а на второе пишу сейчас. Из твоего письма узнал, что Кола и Майран дома, что вы получаете письма от Савелия, Георгия и Гала. Как твое здоровье и здоровье Хадзигуа? Пусть Хадзигуа напишет мне и ты пиши. Любимая Хадзигуа! За меня не очень беспокойтесь (пишет по-осетински: я рядом с Моздоком). Передай привет Майрану, Кола, Даска, Венере, Хангетан, Лизе и Кате, Дзардантан, Кисе, Тамаре, Тамаре, детям, Дане и всем соседям. Напиши, где Дудик, на фронте или еще в тылу. Напиши обо всем, что у нас. Деньги больше и не думайте посылать. Дудар не пишет еще? (Пишет по-осетински; Я в Моздоке). Пиши почаще и пусть Даска и Венера тоже пишут. Передай особые приветы Хадзигуа, пусть не беспокоится. С тем пока, до свидания.
Твой брат Виктор.

16/XI-42 г.

Здравствуй, дорогая сестра Даска!

Шлю тебе фронтовой привет и сообщаю, что я жив и здоров. Из писем Ольги я узнал, что ты дома, а почему-то не пишешь, может, обижена, что я не писал, но ведь я не знал, что ты дома. Напиши, чем ты занимаешься, как твое здоровье, и вообще самочувствие. Мне писать не о чем, а ты пиши побольше про вашу жизнь, особенно как там Хадзигуа. Скажи Хадзигуа, пусть ответит на мое письмо. Скажи, пожалуйста, Кисе, Василисе, Тамаре пусть они не обижаются, что я им не пишу (я не знаю их адресов), а пусть они напишут и я им начну отвечать. Еще пусть Никколова Тамара и Венера отвечают на мои письма. А деньги пусть и не думают посылать, я их не получу и вообще они здесь дешевле  бумаги (вообще ничего не посылайте, здесь всем обеспечивают). Дали нам теплые брюки, телогрейки, ушанки, рукавицы, так что морозы нам не страшны. Пишу письмо и Ольге в ответ на ее открытку от 27 октября. С тем пока. Крепко целую тебя.

Твой брат Виктор.

16/XI-42 г.

Добрый день, дорогая сестра Ольга!

Передаю тебе братский красноармейский привет и лучшие пожелания в твоей жизни. Сообщаю, что жив и здоров, чего желаю вам всем. Твои письма стал получать. Сегодня получил от тебя и от Раисы. От тебя получил за 27 октября, это четвертое письмо, так что я уже не обижаюсь. Сообщаю тебе, что Туккаев Витя здесь. (Дальше строка зачеркнута цензурой). Я его часто вижу. Он стал очень толстым, так что его не узнать. Он говорит, что пишет домой часто, а ответа нет. Пусть Данел за него не беспокоится. Его адрес полевая почта 2187, часть 041. (Примечание:Виктор Туккаев погиб на фронте в январе 1943 г.). Борис Залеев был еще после твоего письма здесь. Очень похудел, вообще еле держался на ногах. Сейчас не знаю, где он. (Примечание:Борис Залеев погиб на фронте в 1943 г.). Еще недавно видел Гадзаова Виктора, в санчасти лежал. Был легко ранен осколком в спину. Поправился, а сейчас не знаю, где он. Больше со мной нет никого. Пусть Ляля, Матвей, Кися, Тамара и др. напишут, и я им начну отвечать. 12 ноября получил письмо от тебя и Лопатниченко. На них ответил. Если Лопатниченко сможет, то пусть в Вознесеновку. Привет  Даска, Венере, Майрану, детям, Кола, Лопатниченко, Дане, Тамаре, Такоти, Аптекарю, Лизе, Кате, Хангети Василисе, Дзифке, Сабантам, Калатам, вообще всем соседям. Особые приветы, крепко целую и обнимаю любимую мать Хадзигуа. Пусть не беспокоится. Ты говоришь, что там много девчат. Скоро разгромим немецкого гада и тогда с победой вернемся к ним и к своим матерям.
С тем пока. Остаюсь любящий тебя брат Виктор.
Пусть ст. лейтенант Авзурагов ответит на мое письмо. Я чувствую, он мировой человек.


5/I-43 г.

Добрый день, дорогая мама!

С радостью я узнал, что село наше освобождено от немецких мерзавцев и решил написать письмо. Я жив и здоров. Только очень беспокоюсь о вас, не зная, живы  вы все или нет. Нахожусь в Тбилиси, учусь. Условия хорошие, так что думаю учиться как можно лучше. Как только получишь мое письмо, Хадзигуа, пиши сразу же ответ. Я уже пишу второе письмо, не знаю, получаете или нет. Пиши подробно обо всех наших и что делается сейчас в селе. Больше писать не о чем. Как только получу ответ от вас, напишу больше.
С тем пока до свидания. Передай приветы всем. Крепко целую и обнимаю тебя.
Крепко любящий тебя сын Виктор.


3/IV-43 г.
Северная Осетия, Дигорский р-н, село Дигора, ул. Карла Маркса
Дзотцоевой Хадзигуа

г. Тбилиси, п/о 32 часть 495
(письмо на крохотном типографском листочке в виде конвертика с рисунком танка и стихами:
Смелее, смелей в огонь атак,
Мой доблестный друг и брат!
Страна посадила тебя на танк,
Которому нет преград! )
 
Здравствуй, Хадзигуа!

… и они сказали мне, что Раиса заходила к ним. Ко мне она почему-то не зашла. Не знаю, почему, мне очень хотелось видеть Белочку.  (Дальше пишет по-осетински: Хадзигуа, еще месяц с половиной я буду здесь.  Надеялись на окончание учебы, но нас оставили до 15 мая. Пишите мне пока сюда.)
Пишите мне теперь почаще письма. Завтра получу карточки и пошлю их вам. Даска так и не оставила мне адреса Сламбека Дзотцоти, пусть напишет мне его адрес. Как вы доехали? Пока все, а потом буду  писать. Погода здесь замечательная. После вашего отъезда все время солнце. Приветы Ольге, Венере, Даска, Хацети Георгию, Майрану Николову, Кола, Ивану, Хадзимату, Дане, Хангетан, Дзардантан, Дзифке, аптечным Юрику и Муре, всем соседям, друзьям и знакомым. С тем пока.

Твой Виктор.


10/V-43 г.
СОАССР, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой Ольге Андреевне

г. Тбилиси, Военно-политическое училище, литер «В»
Дзотцоев
(Просмотрено военной цензурой ТБИЛИСИ/184)

Здравствуй, Ольга!

Получил твое письмо за 19 апреля, за что очень благодарен тебе. Нахожусь еще здесь. От Раисы тоже получил письмо. Она пишет, что числа первого июня поедет на работу в Осетию. Может быть, я еще увижу ее. ( Дальше пишет по-осетински: Я опять остался здесь. Мы не знаем, сколько еще пробудем). Ольга, напиши, получили вы карточки или нет. Пишите почаще. Неужели Георгий ничего не пишет о своем местонахождении. Раиса пишет, что получила от него письмо, но за какое число – не пишет. Я написал письма Венере, Савелию, Тамаре Дзотцоти, но ответа не получил. Скажи, пусть пишут. Пиши про всех : Гала, Дудара, про ребят наших, что нового в селе.
Пока все. Приветы: Даска, Венере, Майрану, Георгию Дзотцоти, всем знакомым. Отдельные приветы Хадзигуа.
Как у вас дела с огородом и вообще с хозяйством? Посадили чего-нибудь? Огорожен ли у вас огород? Помогает колхоз или нет?

Виктор




17/V-43 г.

Ольга, я еду сейчас в Краснодар, а там видно будет. Нас выпустили так неожиданно, что не успел сообщить.  Вчера дал вам телеграмму, но напрасно. Через Беслан не едем. Хадзигуа пусть не беспокоится. Крепко обнимаю и целую ее. С тем пока прощай. Приветы всем.
Виктор.
Письмо бросил в Гудермесе.


13/VI-43 г.

СОАССР, Дигорский р-н, село Дигора, ул. Карла Маркса 162
Авзураговой Ольге

Полевая почта 34498 Дзотцоев

(Эти строчки пришли на почтовой карточке с изображением солдат в бою и стихами:
За честь жены,
За жизнь детей,
За счастье Родины своей,
За наши нивы и луга-
Убей захватчика врага!
Какое дело благородней
Борьбы с захватчиком-врагом!
А вы, что сделали сегодня,
Чтоб завершить его разгром?)


Здравствуй, Ольга!

Во первых, прими от меня братские приветы и лучшие пожелания. Во-вторых, сообщаю, что жив и здоров, чего и вам желаю. Ольга, я после Тбилиси был на фронте, а сейчас отозван от передовой и жду дальнейших приказаний. Со мной вместе находится Базаев Казбек Деболаевич. Хадзигуа и вы все, не беспокойтесь за меня. Если вы мне напишите письмо, то может быть я на него не отвечу, т.к. как мы наверное недолго здесь будем.
С тем пока, до свидания. Привет всем !

Виктор

5/IX-43 г.
Кавказ, Сев. Осет. АССР, Дигорский р-н, сел. Дигора, ул. К. Маркса, № 162
Авзураговой Ольге

Чкаловская обл. пос. Сорочинск, п/я 5595
Дзотцоеву В.Х.

Здравствуй, Ольга!

Получил вчера и сегодня от тебя письма. Я очень благодарен тебе, что ты мне так часто пишешь. Впредь пиши так же. А вот на меня ты обижаешься. Но я не знаю, почему вы не получаете мои письма. На все твои письма отвечаю, а ты все пишешь – я не пишу. Вот на Венеру я обижаюсь, потому что ни на одно мое письмо она не ответила, также и Тамара.
Я все еще нахожусь здесь. Думали отсюда уезжать, но остались. Сейчас пока точно не знаю, сколько мы еще будем здесь. Живу по-старому, никаких изменений нет. От Георгия получил одно письмо, а от Гала еще нет. Ты их поздравь от меня с наградами, а то мои письма может быть они не получают.
Да, Гала оправдал мое мнение. Когда он уезжал на фронт, я сказал ребятам «вот посмотрите, скоро его наградят» и действительно вышло так.
Ольга, когда я прочитал ребятам то место, где ты пишешь, что ведро слив стоит двадцать рублей, то все ахнули. Здесь маленькое зеленое яблоко стоит 20 р.
Ну, с тем пока. Приветы Хадзигуа, Даска, Венеретан, Рустику, Дзардантан, Данетан, Хацети Георгиетан, вообще всем.

Твой братишка Виктор.


14/IX-43 г.
Кавказ, Сев. Осет. АССР, Дигорский р-н, сел. Дигора, ул. К. Маркса, № 162
Авзураговой Ольге Андреевне

Чкаловская обл. пос. Сорочинск, п/я 5595
Дзотцоеву В.Х.
(На треугольничке штамп: «Проверено военной цензурой 12093»)

Здравствуйте, Ольга, Даска, Хадзигуа!

Примите от меня чистосердечные приветы. Я жив и здоров. Все ваши письма я аккуратно получаю. Я очень рад, что вы купили корову. Теперь вам будет наверное немножко лучше. Здесь уже стало холодновато, примерно так, как у нас в ноябре. Но холод не очень страшен, потому что я одет неплохо. Недавно получил письмо от Георгия. Это первое письмо за все время. Он пишет, что отвечает на мои письма, но я не получал их. О себе он почему-то ничего не пишет. Я написал о себе все подробно дигоронау (по-дигорски). От Гала еще письма не получил, не знаю, почему. Ольга, почему мне Венера не отвечает на мои письма. Я писал Венере, Тамаре и ответил на письмо Белы. Напишите мне про Турбе, Агубе, Дудика, Таймураза Дзарданти. Если из них чей-нибудь адрес знаете, то сообщите мне. С тем пока, до свидания. Приветы Георгию, Хадизат и их детям, Дане, Дзардантан, всем знакомым,  родным и друзьям.

Пос. Сорочинск

Виктор

24/IX-43 г.
Кавказ, Сев. Осет. АССР, Дигорский р-н, сел. Дигора, ул. К. Маркса, № 162
Авзураговой Ольге Андреевне

Чкаловская обл. пос. Сорочинск, п/я 5595
Дзотцоеву В.Х.

Здравствуй, Ольга!

Вчера получил от тебя открытку, где пишешь, что за все время получили от меня одно письмо. А сегодня снова получил открытку, и ты пишешь, что получили еще одно письмо.  Но я должен сообщить, что пишу вам очень часто. Отвечаю на все твои письма и кроме того, пишу сам. От Венеры почему-то ответа нет, я пишу ей, Тамаре и Беле. Ваши письма получаю аккуратно. Очень благодарен тебе, впредь пиши также часто. От Георгия получил письмо. Я ему сразу написал, когда только узнал его адрес. А потом, когда получил от него письмо, ответил ему.
Если узнаете точно, чем награжден Георгий, то сообщи мне. Ведь награду получить на фронте очень трудно. Человека наградят, а потом, если он попадет в другую часть или в тыл, то уж очень трудно ее получить. Так в прошлом году получилось с моей наградой.
Я жив и здоров, чего желаю и вам всем. Занятия продолжаются. Местность мне здесь не нравится. Сегодня у нас были занятия на дворе. После занятия мы все были, как трубочисты. Пыль непроходимая, да еще ветры почти ежедневные. Говорят, здесь зимы холодные. Ольга, почему Раиса не пишет ни о себе, ни о Дударе? Сообщи мне о Дударе. Также адрес Нюры напишите.
Насчет коровы хочу спросить. Ведь я очень радуюсь, что теперь хоть есть у вас корова. Много она дает молока?
Ну, и все. Привет Хадзигуа, Даска, всем родным и знакомым.

Виктор.



26/X-43 г.

Здравствуй, Ольга!
Я не писал тебе последнее время, потому что был в пути. 20 октября мы выехали из Сорочинска и 23 были уже в Москве. Был в метро и на Красной площади. Все для меня было интересным и новым. Сейчас пока нахожусь в резерве. Жду назначения на должность. Позавчера Москва салютовала в честь освобождения Днепропетровска и Днепродзержинска. Знаешь, местность кругом после каждого залпа километров на 20 освещалась на несколько минут. Выехали мы из Сорочинска неожиданно, поэтому я не смог сообщить тебе об этом. Здоровье и самочувствие мое отличное.
С этим пока, жду ответа.

19/XI-43 г.
Сев. Осет. АССР, Дигорский р-н, сел. Дигора, ул. К. Маркса, № 162
Авзураговой Ольге А.

Полевая почта 68512
(Просмотрено военной цензурой 15370)

Привет из Москвы!

Здравствуй, Ольга!
Сообщаю, что я в настоящее время нахожусь еще в Москве.
Пишу тебе второе письмо. Я точно не знаю, сколько я буду здесь, поэтому так редко пишу. Соберусь написать, а потом, думая, что уеду на днях, откладываю письмо. Я сам жив и здоров. От Георгия и Гала пока на свои письма ответа не получил. Здесь со мной находится Черджиев (осетин), он хорошо знает Нюру. С ним часто хожу осматривать Москву. На днях был на трофейной выставке. А вчера ходили в клуб НКВД. Был там хороший концерт, были грузинские танцы.
Здесь еще не очень холодно. Снега почти нету. Вот вчера в честь взятия городов два раза салютовали. Знаешь, как красиво было. В воздух взлетали сотни разноцветных огней и было светло, как днем.
Ну, пока. Приветы Хадзигуа, Даска, Венере, детям, Георгию, Хадизат и детям, всем, кто меня знает. Пиши обо всех новостях у вас. О своей жизни. Как чувствует себя моя дорогая любимая мамаша.  Как ее и твое здоровье.

Твой брат Виктор.

15/I-44 г.
Северо- Осетинская АССР, Дигорский р-н, сел. Дигора, ул. К. Маркса, № 162
Авзураговой Ольге Андреевне

Полевая почта 92012 «Е», Дзотцоеву В.Х.
(Просмотрено военной цензурой 21849)

Здравствуй, Ольга!
Получил вчера твое письмо. Это первое письмо от тебя после Сорочинска. Ты не можешь себе представить мою радость.  Я уж думал, что вы больше не напишите мне и недавно написал письмо, в котором предъявил ультиматум тебе (если не получу ответа на это письмо, то больше не ждите от меня писем), ну, а теперь конечно будем переписываться. Я жив, здоров. (Пишет по-осетински: Я сейчас в Москве). Живем мы здесь неплохо. В свободное время ходим в кино, театр и т.д., у нас прямо во дворе находится дворец культуры. Погода здесь не морозная. Были три дня морозы на рождество, но теперь прошли они. Одет я очень тепло. Скучновато, часто вспоминаю вас всех, несколько раз видел во сне, как будто я и Георгий приехали домой. Пусть Хадзигуа  не беспокоится, будем ждать, что это сбудется. Пиши больше о новостях. Крепко целую Хадзигуа и всех вас.

Виктор


17/I-44 г.
Северо- Осетинская АССР, Дигорский р-н, сел. Дигора, ул. К. Маркса, № 162
Авзураговой Ольге Андреевне

П.п. 92012 «Е», Дзотцоеву В.Х.
(Просмотрено военной цензурой 05801)

Здравствуй, Ольга!
Сообщаю тебе, что нахожусь все здесь. Живу по-старому. Изменений нет никаких. Жизнь проходит все также однообразно. Ольга, ты мне очень мало написала. Пиши обо всех новостях, как вы живете, как здоровье твое и Хадзигуа. Ты напиши мне адрес Нюры, чтобы я мог ей написать. Где Раиса и что пишет Дудар, Гала, Алибек и все др. ребята.
Недавно было мне письмо из дома на старый адрес, но там оно затерялось. Говорят, от брата, но не могу представить, от кого. Сообщите что-нибудь о Георгии, ибо я от него после Сорочинска получил одно письмо только. Сообщи скорей о нем, ибо я не могу быть спокойным. Ну, с тем пока. Крепко целую всех, в особенности свою старушку-мать.

Виктор


18/I-44 г.
Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе, ул. Дзержинского, 22
Никколовой Тамаре

Здравствуй, Тамара!

Я получил вчера твое письмо, за что очень благодарен тебе. Перед этим я получил письмо от Ольги. Это первые два письма с октября месяца.  Тамара, это хорошо, что ты поступила в мед. институт, но мне вряд ли придется там учиться. Я на всю жизнь останусь в армии, т.к. офицер должен отдавать всю жизнь родине. Тамара, с Раисой ли ты живешь, или нет, и где она работает, и почему она не напишет. Пиши обо всех новостях у вас в институте и в городе. Кто из друзей есть дома, и чем они занимаются. Пиши мне адрес Нюры. (Пишет по-осетински: Я сейчас в Москве).  Здоровье и самочувствие отличное. Погода хорошая, т.е. теплая. Иногда бывают морозы свыше 20;, но это редко. В свободное время посещаю театр, кино и др. интересные места Москвы. Новый год хорошо провел. У нас в полку был офицерский вечер, танцы и др. развлечения. Однако несмотря на все это здесь лично мне скучно. Наш город теперь стал для меня тысяча раз милей.
Ну, с тем пока, до свидания. Привет Раисе, Даска, Тогоевой Люсе и всем твоим подругам. Остаюсь любящий тебя дядя Витя.

(Письмо без даты, на штампе «Мытищи»)
Кавказ, Сев. Осет. АССР, Дигорский р-н, сел. Дигора

Ольга, я вчера писал тебе письмо, а сегодня уезжаю на другое место, так что сюда не пиши больше. С места я напишу. Если долго не буду писать, то не обижайся. Я еду получать подразделение, и буду где-нибудь, наверное, здесь недалеко.
Пока, до свидания.

Твой брат Виктор.


21.2.44 г.  (дата на штампе полевой почты)
Северная Осетия, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой О. А.

П.п. 92012, Дзотцоеву В.Х.
(Проверено военной цензурой 06077)

Здравствуй, Ольга!

Я переменил свое место жительства. Недавно, то есть вчера, прибыл в Ивановскую область, недалеко от г. Владимир. Я уже здесь застал три письма, от тебя, от Раисы и  Даска, от Венеры –  по одному. Пока устраи-ваемся здесь. Условия жизни не совсем удобные, т.е. живем в лесу в землянках. Как посмотрю здесь на снег, так становится очень тоскливо. У нас, наверное, уже весна, а здесь морозы все время. Ольга, я тоже наконец получил письмо от Нюры. Действительно, наверное она живет счастливо. Это, конечно, очень хорошо. От Георгия все время получаю письма. Здоровье мое сейчас отличное, только скучаю по всем, но буду надеяться, что я еще побываю дома. Живем сейчас однообразно, особых изменений нет. Ольга, пиши подробно о домашней вашей жизни. Пиши, кто из ребят дома. Писали мне, что нашли Мишу Дз., а где он находится, я не знаю. Дудику написал письмо, буду ждать ответа. В общем, ты мне пиши о всей жизни у вас, все меня интересует. Ты писала, что у меня друг некрасивый, это он хотел улыбнуться, и так вышел на фотокарточке, а на самом деле он очень интересный парень. Все девушки бегали за ним в Москве. Мы с ним договорились после войны приехать вместе к вам.
Ну, пока все. Приветы Хадзигуа, Дане, Дзардантан, всем соседям , друзьям и знакомым.
Приветы от меня и от Филлипа.

19.3.44 г. (Дата на штампе полевой почты)
(Эти несколько строк написаны на типографской карточке с надписью «ВОИНСКОЕ», над которой напечатано «Смерть немецким оккупантам!»

Северная Осетия, Дигорский р-н, село Дигора, ул. Карла Маркса
Авзураговой Ольге

Здравствуй, Ольга!

Сообщаю тебе, что я жив, здоров, чего желаю, конечно, и тебе. Твои письма я стал получать аккуратно и благодарен тебе за них. Хоть пару слов, но пиши чаще. (Пишет по-осетински: Я сейчас в Ивановской области. Надеялся завтра-послезавтра отправиться на фронт, но меня опять оставляют, и боюсь, что еще надолго). Пусть Таиса даст мне свой адрес, а то я ей пишу, и не знаю, правильный адрес или нет.

31/III-44 г.
Северная Осетия, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой Ольге А.


П.п. 92012 «Е», Дзотцоеву В.Х.
(Проверено военной цензурой 12354)

Здравствуй, Ольга!
Получил твое письмо от 11/III-44 г., за которое благодарю. Ольга, почему-то ты мне не веришь, что я не на фронте. (Дальше пишет по-осетински: Я в Ивановской области, живем в лесу, в землянках. Ближайшее село в трех километрах от нас.)
Зину поздравь с замужеством. Действительно, такие, как Костан, стали у нас в селе лучшими ребятами, а мы пропадаем здесь в лесу. Но мы тоже, конечно, не совсем теряемся. Здесь недалеко есть деревня, где устраиваются вечера танцев, на которых и мы изредка бываем. А остальное время у нас проходит почти однообразно, без особых изменений. Целыми днями учим солдат. (Пишет по-осетински: Очень трудно работать с теперешними солдатами! ).  Венера пишет, что у вас весна, а у нас здесь хоть и светит солнце, но во двор выйти нельзя, такие морозы.
От Георгия получаю письма. Недавно получил от него перевод на 500 руб. До этого он мне их выслал, но я не взял их, а отослал обратно, а теперь он их выслал опять, и я получил. Я ему написал, если он еще вздумает мне послать  деньги, то я вообще перестану писать. Вам он пусть высылает, ибо ему на фронте некуда девать их. А мне хватает как-нибудь и то, что я получаю. Нюра почему-то не отвечает на мои письма. Написала одно и успокоилась.
Многие мои товарищи получают отпуск домой на 5-6 суток и уже ездили домой. Они живут недалеко отсюда. Я тоже смог достать такой отпуск, но за 5 суток я и домой не доеду. Но я не теряю надежд, и думаю побыть дома в конце войны, которая должна в этом году закончиться. И вы не падайте духом. Я еще побуду дома с Георгием, (пишет по-осетински: и мы тогда очень высоко взлетим (я про девушек! Ха!Ха!Ха!).
Пока все. С горячим братским приветом Виктор. Крепко обними мою дорогую мамашу Хадзигуа за меня. Пусть она не беспокоится за нас.



14/9-1944 г. (дата на штампе полевой почты)
Северная Осетия, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой О. А.

П.п. 92012, Дзотцоеву В.Х.

Здравствуй, Ольга!

Получил сегодня от тебя письмо от 25/VII-44 г. Сегодня впервые за 2 м-ца получили почту. До сих пор мы не получали писем и написать не было возможности. Правда, мне  удалось два письмеца тебе и Георгию  отправить с почтой другой части. А то больше не было возможности. Я сейчас жив, здоров, чего и желаю вам всем. Сейчас сижу в окопе, и вспоминаю всех вас. У меня думки все о доме. И о вас. Скоро должны разгромить окончательно немецких захватчиков и опять все будем вместе. Этот день уже недалек, в этом могу тебя уверить. (Пишет по-осетински: Я сейчас на Первом Прибалтийском фронте). Очень большая радость и для меня весть о Гала. Сейчас я и ему напишу письмо. На их фронте в настоящее время военные действия прекратились.
Вот пока все. Привет всем.

(На треугольничке штамп: «Проверено военной цензурой 00224 04.10.1944 г.)


11.10.44 г.

(Последнее сохранившееся письмо Виктора, единственное письмо, полностью написанное по-осетински. Через три дня он будет участвовать в страшном пою под Клайпедой (Мемелем), за который получит первую награду).

Северная Осетия, Дигорский р-н, с. Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой О. А.

П.п. 92012 «Е», Дзотцоеву В.Х.

Добрый день, Ольга!

Я жив и здоров. Я на немецкой земле, и мы здесь дальше гоним врага. Пишите чаще. Привет Хадзигуа и всем остальным.

Виктор.