Деревенские истории. Чайный сервиз

Елена Коваленко 7
- Знаешь, теть Оль, на самом деле ничего  шедеврального!
Я щедро накладываю на блин икру, сворачиваю его в трубочку и начинаю задумчиво жевать.
- По мне так лучше на батоне с маслом.  Не понимаю, чем тут все восторгаются? Блины с вареньем гораздо вкуснее!
Тетя Оля не возражает. Не так давно она покинула этот мир. Мне остались лишь воспоминания...
 
Каждое лето мы с мужем ездили в деревню — повидаться с родственниками. Ненадолго,  всего лишь на выходные. Мужа поначалу эти поездки раздражали, но потом он втянулся и ему даже стало нравиться. Для меня деревня была, словно глоток свежего воздуха. Там я  перезагружалась. Совершала экскурс в прошлое. Возвращалась в детство,  когда в саду росли огромные клёны. И все еще были живы...
 
Тетя Оля всегда радовалась нашему приезду и устраивала шикарное застолье. Приглашала родственников, наготавливала разносолов. Стол в буквальном смысле ломился от еды! А повариха она была отменная. С детства обожала ее булочки и пирожки. Да и не только я одна . От тётушкиной выпечки вся семья была в восторге! Она и нас, девчонок,  привлекала  к кулинарии. Меня, почему-то, постоянно заставляла печь торт «Наполеон». Я не особо любила всю эту возню со стряпнёй, но деваться было некуда! Спустя какое-то время, Наполеона заменил торт «Праздничный», с черносливом, из коллекции тети Олиных рецептов.  Невероятно вкусный! Я по сей день  пеку его и надо отметить — с огромным  удовольствием.
 
Рецепты т.Оля записывала красивым почерком в толстую тетрадь. Иногда делала вырезки из журналов и календариков и аккуратно наклеивала на страницы.   Она во всём  любила порядок  и  чистоту, и без зазрения совести эксплуатировала детский труд! В наши ежедневные обязанности входило - пылесосить , вытирать пыль с мебели и мыть пол. Каждое утро я волочила за собой здоровенный агрегат, именуемый пылесосом, и шаркая  тяжелой щеткой по паласу причитала:
- Зачем убираться-то каждый день? Как будто мы за вчера успели всё загадить? Ведь можно же раз в неделю помыть и хватит! Как все люди делают.
Наташка усердно возила мокрой тряпкой под кроватью и поддакивала мне.
 К окончанию  уборки, где-то в половине одиннадцатого, приходила тетя Оля с работы . Где она работала, для меня до сих пор остается загадкой. Но ее рабочий день составлял всего два часа! Тетя Оля заходила в дом и  важно шествовала на кухню, готовить обед. Обед, это святое! Он  всегда был только свежим. Никакого позавчерашнего супа из холодильника! Остатки еды шли в ведро , предназначенное для свиней. В деревне без скотины никуда. Мы  часто бегали в сарай, понаблюдать за поросячьи обедом. Было забавно смотреть, как хрюшки с громким чавканьем расправляются с невероятным количеством еды!

 К часу дня дом наполнялся аппетитными ароматами. Мы  с сестрой постоянно гадали, что нас ждет сегодня- борщ и котлеты, или куриный суп с домашней лапшой и тефтели? Это был  секрет. Тетя Оля запрещала  входить в кухню во время готовки без особой  надобности. Если только зелень или овощи принести прямо с грядки. Но то было особое задание и поручалось оно только Наташке, потому что я могла вместо укропа принести ботву от моркови!

Закончив уборку, мы с сестрой вприпрыжку отправлялись в магазин за хлебом или  в СХТ за тряпочками. СХТ расшифровывается, как сельско-хозяйственная техника. Там работал д. Саша, муж тети Оли. Он целыми днями крутил какие-то гайки в комбайне. А в августе, на этом самом комбайне, отправлялся в поле, убирать урожай. И тогда он не появлялся дома целыми сутками.

 В  СХТ было много чего интересного. Но нас, в основном,  привлекала пилорама.  Там можно было порыться в опилках и отыскать кучу разноцветных лоскуточков ткани . Это было что-то невероятное! Как сейчас помню запах дерева и приятное покалывание стружек под руками. Частенько после таких походов приходилось иголкой вытаскивать из пальцев занозы!
 Дома мы раскладывали лоскутки на полу и любовались добычей.  т.Оля заставляла нас стирать тряпки хозяйственным мылом, потому что они сильно пахли мазутом. Мы с Наташкой удивлялись, чем ей этот прекрасный запах не угодил? Нам, например, он нравился!  Когда лоскутки высыхали, мы шили куклам наряды. А потом устраивали показ моделей. Я сама придумывала коллекцию! Наверное, где-то в глубине души, во мне живет дизайнер.

Кроме пилорамных тряпочек, была у меня еще одна страсть, тайная! В атмосфере тетушкиного дома, вообще, повсюду витала некая таинственность.
Тетя Оля любила красивую посуду, но пользовалась ею только по великим праздникам, берегла. В серванте стоял, и стоит по сей день, чайный сервиз синего цвета. Тонкие фарфоровые чашки и блюдца с золотыми каёмочками.
Я разглядывала сервиз через стекло, вздыхала и  мечтала воспользоваться всем этим великолепием во время чаепития.  Тетя Оля, почему-то, была против. Великих праздников летом никаких не предвиделось, поэтому я прекрасно понимала, что шансы красиво попить чай, практически, сведены к нулю.  Мириться с таким положением вещей было не в моих правилах! И вот однажды  я придумала хитрый план и поделилась им с Наташкой:
- Утром мы встаем пораньше, быстренько делаем уборку и пока тети Оли нет, устраиваем чаепитие по-королевски!
 Сестра восприняла мое предложение, естественно,  с огромным воодушевлением и восторгом! Стоит отметить, что абсолютно все мои затеи приводили её в неописуемый восторг!
 
Вечером мы улеглись спать пораньше, чем чрезвычайно удивили тетю Олю. Обычно  нас не уложишь, только с боем. А тут сами побежали в постель и покладисто закрыли глаза!
Утром, как только тетя Оля скрылась за дверью, я подскочила, растолкала Наташку, мы убрались за пол часа и …. долгожданный момент, наконец, настал!  С огромным волнением, трясущимися руками , я  изъяла сервиз из серванта, и аккуратно расставила на столе. Потом включила чайник и объявила сестре, что к королевскому завтраку надобно переодеться, как подобает истинным Леди. Мы нарядились в  чистые, наглаженные майки , как позже выразилась тетя Оля- кипельно белые, и чинно уселись завтракать. Это было что - то  невероятное! Нет, я и дома устраивала  «королевские» трапезы, воображая себя  Королевой.  Но о таком шикарном завтраке с красивой посудой можно было только мечтать!
И вот  сидим мы с Наташкой за столом  у окна, залитые утренними лучами солнца.  И всё у нас чинно, благородно. В руках фарфоровые чашки, мизинцы слегка оттопырены , светские беседы ведем!
Внезапно распахивается дверь и на пороге появляется... тетя Оля!  Мы, как настоящие актрисы, настолько сильно вошли в образ королевских особ, что даже не услышали скрип калитки!

Тетя Оля замерла на пороге . Лицо ее медленно наливалось краской. Некоторое время она молча смотрела на нас тяжелым взглядом. Мы настороженно смотрели на неё.  Ждали.  Через некоторое время тетя Оля обрела дар речи  и  вопросила тихим, но очень страшным голосом:
- Что тут  происходит?! Я вас спрашиваю!
Нас с Наташкой моментально сдуло под стол. Тетя Оля схватила  с раковины  тонкий, резиновый шланг, и начала им рассекать воздух! Наташка взвизгнула от страха, как-то изловчилась и, прошмыгнув мимо матери, рванула на улицу прямо в белоснежных носочках! Тетя Оля ринулась следом, не выпуская шланг из рук. Наташка мчалась, не оглядываясь, в направлении к бабушкиному дому. Тетя Оля делала вид, что просто быстро идет по улице, как будто бы по делу! Время от времени она переходила на бег рысцой и приглушенным голосом приказывала дочери:- Стой, паршивка, а то хуже будет!
Наташка взрёвывала и «припускала» еще быстрее.  Я бежала рядом с тетей Олей и с любопытством разглядывала ее  красное,  разгоряченное  лицо. Мне уже не было  страшно, Я прекрасно понимала, что сейчас тетушке не до меня,  есть дела  куда поважнее!

Такой вот  дружной  и довольно энергичной компанией, мы забежали к бабушке в дом. Судя по оживленной беседе, доносившейся из зала, у бабушки были гости. Вернее одна гостья- завуч школы, где бабушка была учительницей.  Наташка  влетела с отчаянным воплем  в комнату и начала прятаться за диван! Следом  в комнату влетела растрепанная тетя Оля с шлангом, за ней я!

Бабушка и завуч прекратили беседу и с недоумением уставились на нас. Тетя Оля быстро спрятала шланг за спину, смахнула свободной рукой волосы со лба и сказала:
- А мы тут, это...В гости решили к тебе зайти!
Бабушка и бровью не повела! Продолжила беседу с завучем. Мы плюхнулись с тетей Олей на диван , чтобы отдышаться. Потом бабушка пригласила всех на кухню, пить чай. Наташка забралась на лавку с ногами и все тактично делали вид, что не замечают ее черных пяток. Когда завуч распрощалась  и ушла домой, бабушка повернулась к нам и сказала:
- А теперь рассказывайте, что там у вас произошло. Наталья, да сними ,наконец, эти носки. Ты что, по земле в них ходила?
Тут тетя Оля принялась хохотать, как ненормальная! Мы с Наташкой сначала недоверчиво смотрели на нее, а потом , когда поняли, что угроза миновала, тоже разразились счастливым смехом!
Шли годы. Но тетя Оля  так и не забыла тот злополучный «Королевский» завтрак. И при каждой нашей встрече вспоминала о нем. И каждый раз все снова и снова смеялись над этой историей, до коликов в животе,  словно услышали первый раз!

Но, вернемся к обеду! Все ждали дядю Сашу. Без него трапеза не начиналась. Когда он приходил, мы оживленно рассаживались за большим столом на кухне. Тетя Оля щедро разливала по тарелкам ароматный, обжигающий борщ, и сдабривала его густой, домашней сметаной. Обязательно на столе присутствовал сезонный салат в огромной миске и сразу за супом подавалось второе блюдо. А на десерт почти всегда была выпечка-  булочки или пироги! Вылезали, вернее «выползали» из-за стола с огромными животами! Дядя Саша сразу заваливался на диван и «вырубался» на несколько минут. Потом быстро подскакивал и убегал в свое СХТ до вечера. А тетя Оля выгоняла нас на улицу и тоже отправлялась подремать часок-другой.

На улице в послеобеденное время делать было нечего,  самый пик жары. Поэтому мы с Наташкой бежали  в гости к бабушке, у которой нас ждал ...второй обед!
До сих пор не понимаю, как в наши детские , неокрепшие организмы входило такое количество еды? Прямо как у тех поросят из сарая!

По сей день люблю время обеда.  И обед готовлю, как тетя Оля, каждый день  свеженький. Правда, что-то одно. Или первое, или второе и никакой выпечки. Время сейчас другое, за фигурой надо следить. А тетя Оля никогда за ней не следила. Сколько ее помню,  всегда была толстая, мягкая и какая-то очень уютная. И еще она любила устраивать сюрпризы!

Помню, зимой было дело.  Сидели мы с тетей Олей на кухне, ели отварную картошку с селедкой иваси. Рыбу завезли в сельмаг по случаю, тетя Оля  аж пять банок  отхватила! Селедка в то время была всегда свежая и невероятно вкусная!
Сидим,  наслаждаемся едой, любуемся зимней природой за окном, алым закатом,и слушаем по радио красивую музыку . И я счастлива! И снова настиг тот самый редкий момент, который хочется запомнить на всю жизнь!
 Ощущение счастья удваивалось от осознания, что  поедание селедки, происходит втайне от сестры. Она болела желтухой и спала.  На кухне были только мы с тетей и никого больше! Когда я объелась  и отвалилась на спинку стула, тетя Оля хитро подмигнула и спросила:
- А хочешь сюрприз?
Я радостно ответила:
-  Конечно хочу!
Она сказала:
- Тогда лезь в подпол.
Меня раздирало огромное любопытство , что же там в подполе?
 Спустилась вниз по лестнице. Тетя Оля зависла сверху надо мной   и рукой вправо указывает:
- Видишь на полке трехлитровую банку? Тащи ее сюда! Да аккуратнее, не разбей.
Я схватила банку, одной рукой крепко прижимаю к груди, а другой,  помогаю себе взобраться наверх. Когда выползла на свет божий, глазам не поверила! В стеклянной  банке не маринованные огурцы, и даже не варенье, а конфеты! Самые настоящие- шоколадные и карамельки в блестящих, разноцветных обертках.  Тетя Оля налила нам чай в кружки и сказала:
- Бери, сколько хочешь!
Я не поверила своему счастью! Спросила:
- Можно любые есть?
Тетя Оля рассмеялась:
- Конечно любые. Только смотри, особо не увлекайся, а то, как у Наташки,  живот заболит. Лучше на потом оставь.
Я, словно во сне, погружаю руку в банку, роюсь там и вынимаю наугад конфету. С замиранием сердца разворачиваю фантик и отправляю драгоценное лакомство в рот. Быстро проглатываю и снова погружаю руку. И тут мне  становится  жалко сестру! Ну как же так? Я  конфеты лопаю, а она спит.  Говорю:
- Теть Оль, давайте  Наташку разбудим. Как же она без конфет? Так не честно. Сами едим, а ей не даем. Хоть одну- то  конфетку ей можно?
Тетя Оля грустно покачала головой:
-Нет, нельзя.
Я расстраиваюсь:
- Ну как же так, нельзя? Когда будет можно,  конфет совсем не останется. Давай тогда съедим пол банки,  а остальное спрячем.
Тетя Оля улыбается:
- Не переживай. Там  в подполе еще такая банка есть!
Я вздыхаю с облегчением, и с чистой совестью разворачиваю очередной блестящий фантик...



Внучка тети Оли, Катя, поведала мне, что за месяц до своего ухода, бабушка увидела по телевизору рекламу  блинчиков с икрой. Ей безумно захотелось попробовать. Жизнь прожила, а такого деликатеса никогда не ела. Кинулась на кухню печь блины, но так и не допекла. И до икры  дело и не дошло. За тетю Олю попробовала я.
Когда тетушки не стало, мы все собрались у нее дома за большим столом, как раньше.  Я подошла к серванту и увидела через стекло фарфоровые синие чашки с золотой каемочкой. Уже потускневшие и  совсем не привлекательные. Не такими они мне казались в детстве. Подумала, глядя на них:
- Какая странная штука- жизнь. Человека нет, а чашки остались. И  никому они теперь не нужны...