Сибирский путь Святителя Луки

Анна Серебренникова 2
В Большемуртинском краеведческом музее состоялся показ документального фильма «Сибирский путь Святителя Луки», автор идеи фильма — Сергей Александрович Волков, член совета Общественной палаты города Красноярска, президент управляющего совета компании «Сибирина».

Создателями фильма была проведена обширная исследовательская работа по изучению периода ссылки в Красноярском крае известного учёного-хирурга и святого Луки Войно-Ясенецкого. По результатам этих исследований появился документальный фильм, рассказывающий о днях суровой ссылки святого.

О своей работе над фильмом, интересных и по-настоящему чудесных моментах рассказывает автор идеи и спонсор картины бизнесмен Сергей Александрович Волков.
— Мы знаем, что Лука Войно-Ясенецкий находился в ссылке в Красноярске, Туруханске, Большой Мурте и Енисейске. Где бы этот человек ни был, всегда происходили какие-то события — с точки зрения политики и врачебной помощи.
Как вообще появился проект? Я взял однажды, совсем случайно, в храме книгу «Я полюбил страдание» — это была автобиография Святителя Луки. Когда я прочитал эту книгу, то понял, что как можно большее количество людей должны знать об уникальной роли Святителя Луки. Потому что это великий вклад, на сегодняшний момент, во-первых, в научный мир. Ведь абсолютно все врачи-хирурги используют его научные труды. Во-вторых, его неоценимый вклад в православную веру. Вы знаете, что меня поразило, когда читал его книгу? Человек был гоним. Он находился в очень сложных жизненных условиях, ни в чём не был уверен и не знал, где окажется на следующий день. Он очень часто находился на грани расстрела, ведь 30-е годы — это время, когда была церковь не почетали. Когда священников расстреливали, лишь только по той причине, что они не отказывались от веры, их ссылали в лагеря. Многие священники из-за страха за свою жизнь снимали с себя кресты. Лука же сознательно подвергал свою жизнь опасности, не отрекаясь от веры. Сколько раз он писал в своих мемуарах: «Я не знаю, что со мной будет дальше, может, будет очередной допрос и меня поведут на расстрел». Но, однако, Святитель Лука всё равно не снял крест.

2010 год. История была простая. У меня ещё не было средств, не было ничего к созданию фильма, и вдруг всё потихонечку начало появляться. Сначала компания «Сибирина» начала развиваться, я стал эффективно управлять ею, появились деньги. Вложил средства в съёмку фильма, нашёл хорошую съёмочную группу людей. И даже во время съёмок происходили очень интересные моменты, например, два таких случая, которые хочу рассказать. Я сам по себе очень большой скептик, в чудеса не верю, но тут не поверить было сложно. Первый случай был, когда в Красноярске мы снимали Надежду Бранчевскую. Это медсестра, которая работала в госпитале вместе со Святителем Лукой. Надежде Бранчевской на тот момент было 103 года. Хочу сказать, что я и раньше помогал федеральным каналам снимать фильмы. Это были Питерские съёмочные группы, Московские и другие. И каждый раз Надежда Бранчевская рассказывала всем одно и то же, как под копирку. Мы привезли свою съёмочную группу, начали съёмку. Я стою возле выхода, сейчас, думаю, мы стандартно запишем те же самые слова и уедем. И тут «с первых трёх нот»  я понимаю, что всё пошло не так, как было всегда. Я вижу, что человек в особенном состоянии находится. Вы представляете, сто с лишним лет, и она с абсолютной ясностью начинает выдавать такие истории, которые она ни разу никому не рассказывала! Я так поразился! Это всё вошло в наш фильм.

Второй момент был тоже интересный. Когда мы собирались лететь в Туруханск — это тоже место архиепископа Луки, очень суровое. У меня не получалось купить билет, то погода не лётная, то билетов не хватало. И когда, наконец, мы приобрели билеты, съёмочная группа прилетела в Туруханск. Температура воздуха за бортом была -42 градуса, что для севера вполне нормально. Но появилась проблема: камера, с которой мы приехали, при таком морозе не то, что работать не будет, она просто сломается и полмиллиона рублей (её стоимость) мы выкинули бы на ветер. Только сошли с трапа, прошли совсем немного по аэропорту, начался совсем лёгкий ветерок, больше никаких атмосферных явлений не наблюдалось, температура с -42, поднимается до -13. Серьёзно! И это ещё не всё. Как только мы сняли материал для фильма, из камеры вытащили диск, подул тот же самый ветерок, и температура снова опустилась до -42. Вот чудо!

Самая большая проблема была — отразить историчность. Мы очень серьёзно подходили к каждому  факту. Слава Богу, что получилось! Фильм длится 30 минут, но над фильмом работа велась более девяти месяцев. Сможете представить, 30 минут — это колоссальнейшая работа, исторические документы, воспоминания, архивы НКВД! Вы знаете, когда я выходил из архива, то у меня весь мир как будто перевернулся с ног на голову. Тут ты понимаешь — перед тобой маленькая бумажка, с обыкновенным почерком, написана простой женщиной. А это и есть донос, за который тысячи людей стали изгоями. Естественно, очень часто захлёстывали эмоции, это было и со мной, и со всей съёмочной группой.

И ещё важный момент, к работе над фильмом я привлёк людей, которые не были воцерковлены, просто профессионалов очень далеких от веры. Это была принципиальная задача. Почему? Потому что когда снимают люди верующие, они снимают под другим углом. Как бы для своих. Интересно, что до съёмки наш оператор Дмитрий Белинский был атеистом. Когда он поработал с фильмом, сказал такую вещь:  «Я православным не стал, но в архиепископа Луку уже верю». Режиссёр  Светлана Степанищенко  теперь ходит в храм. Ребята-монтажники — тоже. Ни один человек, с которыми мы работали в группе, не остался в стороне. Я сейчас получаю определённые отклики, мне пишут, что посмотрели фильм, пошли в храм. Кто-то и в храме остался.

В 2010 году мы сняли фильм, он очень долгое время лежал без ярых просмотров. Да, были показы в Красноярске, в воскресных школах, но вот именно, как краевой проект, он начался совсем недавно. Первым для показа у нас было село Дзержинское, потом Енисейск, Лесосибирск, Большая Мурта, Минусинск и т.д. Вы знаете, при каждом показе открывается что-то интересное, какие-то вещи, которые невозможно обыкновенной логикой или наукой описать, и невольно чувствуешь  присутствие Святителя Луки рядом с собой. А здесь, в Большой Мурте, наверно, особенно. Вам, наверно, больше повезло, потому что у вас место особенное, не каждое место освящено присутствием святого. Есть и больница где врачевал Лука, по этим улицам он ходил, здесь остановился, здесь он совершал операции, здесь есть источник Св. Луки.

Я занимаюсь сферой, которая очень далека от кино. В планах у меня снять полноценную трилогию фильма. Рассказать о том, когда Лука пришёл к священничеству в Средней Азии, о продолжении сибирского пути, где он жил очень долго и, конечно же, рассказать как об архиепископе Симферопольском и Крымском. Также в будущем планирую снять фильм о Данииле Ачинском и о Василии Мангазейском. Желание есть, было бы время. Вообще у нас много говорят о патриотизме, на самом деле, общество от патриотизма очень далеко. Сейчас подойди к молодёжи, попроси рассказать  про Пушкина что-нибудь, про Лермонтова, про Гумилёва, никто их, практически, не знает. О каком русском здесь может идти речь?! То же самое: я пойду в храм в Пасху, допустим, когда много людей собирается, и спрошу: «А каких святых вы знаете, которые на нашей земле просияли?». Люди не знают этого. О каком патриотизме можно говорить?!

Достойный, сильный, действительно потрясающий фильм о ссыльной жизни великого человека глубокой веры, талантливого врача. Никогда не изменяя ни скальпелю, ни кресту, он проходит сквозь все испытания ссылок и лишений, спасая не только жизни, но и души людей. Фильм, который заставит очнуться. Порой даже возникало чувство, что Святитель сам незримо присутствует. Если есть возможность найти фильм и посмотреть, обязательно сделайте это!