Михаил Врубель Сирень

Алина Алексеева-Маркезин
   Сирень - Михаил Врубель. 1900. Холст, масло. 160х177.Третьяковская галерея

     Один из современников Врубеля писал: "Природа ослепила его... за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны".
      
     Картина занимает особенное место в творчестве великого мастера модерна. Постоянные поиски новых форм, жгучее желание превратить каждую работу в осязаемое чудо, полное глубинного смысла.
 
    Цветущий куст сирени, увиденный мастером в Черниговской губернии, произвел настолько сильное впечатление, что художник тут же приступил к работе.
Перед зрителем чудо - как нимфа, гонимая паном, девушка укрылась за цветущим кустом сирени. Приблизительное, нечеткое изображение будоражит воображение зрителя. Художник не дает четкого образа, для него важнее буйство сиреневых красок, окружающее его героиню.
      
    На нее ложатся голубые рефлексы, ее спутанные волосы скрывают фигуру. В картине  осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо. Здесь есть и нечто от тютчевских „Тени сизые смесились". Но подобное состояние передано языком живописи.

      Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины.
      
     Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. Но внутри основных цветов краски сияют и переливаются и вместе с ними парят цветы — в ритме музыки, заданной художником.