Неизвестная жена

Виктор Далёкий
 
рассказ
Бывает, много лет с человеком проживешь и что-то главное про него не знаешь.
Мы собрались ехать отдыхать к морю на машине в Крым. Вещей намеревались  взять много. И подарки, и все необходимое плавательное и пляжное снаряжение, что может сделать отдых привлекательным и содержательным. К тому же мы брали с собой велосипед. На даче у нас скопилось три, а у родственников, где мы намеревались отдыхать и куда каждый год приезжали,  не имелось ни одного, что казалось огорчительным.  Жена предлагала лететь самолетом. Но обремененность багажом не позволяло нам так поступить. Я предложил ехать  машиной, чтобы  решить проблему излишка багажа. Тем более, что мы ездили год назад на машине с одной остановкой на ночь в придорожной гостинице. Опять же путешествие на машине предполагает  дорожное приключение. На этот раз я ради эксперимента предложил ехать до места назначения без остановки - день и ночь. Жена согласилась с одним условием, если мы будем меняться за рулем.
Загрузили машину вещами, ластами, масками, велосипедом, пляжными матрасами   и рано утром выехали на трассу. По расчетам за сутки должны были доехать до места отдыха. Трасса с обилием платных участков, машина бодрит скоростью и бежит бойко. Пьет в меру бензин, бампером и   радиатором легко режет нагретый солнцем воздух, разваливая его по сторонам от себя с ветерком. На заправках останавливаемся заправить машину, перекусить и сходить в туалет. Пробок нет. Эйфория от охватившей нас свободы скрашивала нам путь в розовые тона, чему способствовала солнечная погода. Навигатор показывал, что движение наше правильное и что скоростной режим не нарушается. Дорожные знаки  подсказывали отнюдь не лишнюю информацию о заправках, туалетах и места отдыха.  На этом довольно большом участке пути с платными участками дороги   в навигаторе необходимости вообще не ощущалось. В Воронеже за руль села жена. Перед Ростовом снова за руль сел я. Ростов-на Дону,отнюдь не как в прошлый раз под вечер, проскакиваем засветло. Солонце только начало садиться. К вечеру еще по-светлому сворачиваем с магистрали, которая убегает дальше к Краснодару и оказываемся на более короткой, но более путанной  дороге через станицы в сторону Крымского моста. Здесь навигатор уже работает вовсю и подсказывает, куда нужно сворачивать и заставляет вилять на перекрестках между домами и станицами. Точно также плутали мы и  в прошлый раз, когда выехали из гостиницы поутру. Хотя я  для себя тогда отметил, что лучше было ехать дальше в сторону Краснодара по хорошей дороге и в последний момент сворачивать к Крыму. Так получилось бы длиннее, но  дорога лучше и навигатор увереннее работает.  Но опять соблазнил короткий путь. Начало темнеть. И навигатор начал как бы спотыкаться и путаться. Он то терял связь со спутником, то находил ее и показывал то в  одну сторону, то в другую. Работал  довольно уверенно, поэтому сомневаться в нем не приходилось.  И в какой-то момент он вдруг потерял связь со спутником, и мы какое-то время ехали уже по наитию. Вроде правильно едем, но сомнения все больше  и больше начинали подкрадываться и охватывать нас. То и дело возникал вопрос, туда ли мы едем. Усталость навалилась вместе с сомнениями и придавила плечи, будто камнем. Проехали прилично по прямой дороге. Но куда она вела, мы не знали. На экране навигатора появилась надпись, что  связь со спутником потеряна и все замер и будто помертвел. Ни карты не показывает, ни направления.  Надо было останавливаться. Кругом поля и сумерки. На обочине  как будто бы виднеется велосипедист и легкое строение, что-то вроде остановки автобуса. Но главное, нас интересовал собственно велосипед и тот, кто на нем сидел.  Не мог велосипедист уехать далеко от станицы. Останавливаю машину за остановкой, ждем, когда подъедет велосипедист. Никого больше нет. Велосипедист остановился у остановки и что-то начал делать. Потом я понял, что он проверял мусорный бачок. Порылся в бачке, проверил его, что-то переложил в свою сумку, сел на велосипед и дальше поехал. Я вышел из машины, остановил его и, подумав, что мне весьма повезло,  поздоровался и спрашиваю:
- Куда едете?
Тот махнул рукой в прямом направлении.
- Откуда?
Тот махнул в противоположном направлении.
- Какое здесь поблизости селение? – попытался из него выудить хоть какую информацию.
Тот пожал плечами.
- Как называется? Название села?
- Не знаю, - говорит вяло.
- Где Крымский мост?
Пожимает плечами.
- Море где? Где море, - спрашиваю торопливо, желая узнать хоть что-то, хотя бы  направление.
- Не знаю, - говорит  холодно и отстраненно.
Равнодушно садится на велосипед, отталкивается ногой от земли и едет дальше, исчезая в неожиданно наступившей темноте, как призрак.
И этим своим спокойствием и безразличием вводит меня в такое состояние неприятия и раздражения, что я не знаю, что сказать и что сделать.  Как так человек живет здесь и не знает, где он и куда едет. Только одна мысль в голове крутит: «Юродивый какой-то, сумасшедший». Посмотрел на небо, желая, что-то понять по звездам. Небо темное, все в тучах. Темнота кромешная. Дальше ехать с четвертью бака опасно. Назад тоже далековато. Оставалось ждать, когда кто-то проедет. И как назло ни одной машины. Вроде дорога наезженная, с автобусной остановкой, но не слышно ни жужжания, ни тарахтения. Не видно мелькания каких-то огней. Пошел к машине, сел за руль. Жена спрашивает:
- Ну что?
Я молчу, не зная, что ей сказать.
- Что он сказал? Куда едем?
- Да не знаю, странный какой-то попался, - отвечаю с раздражением.
- Может, за ним поедем? – спрашивает резонно.
- А куда? – спрашиваю и пытаюсь мобилизовать остатки разбредающегося в деградации рассудка.
Чувствую, что меня  охватывает отчаяние. Было такое оживление на дорогах. И тут никого. Это вот и казалось подозрительным – правильно ли мы едем. Да между станицами можно по-разному плутать. Но там еще попадались машины. Здесь на наезженной дороги никого. Кругом поля, степи. Днем, возможно, здесь на автобусах ездят люди. Или, по крайней мере,  когда-то ездили. Но, если сейчас машин нет, то возможно, и не было, и значит не туда заехали. Надо разворачиваться и ехать обратно. Но там заправок точно никаких нет. Доехать ночью до станиц и стать там с пустым баком? Поутру искать бензин? Это противоречило всем нашим планам за ночь доехать до моря. И тут я увидел приближающиеся фары. Выскочил на дорогу и начал махать руками, чтобы машина остановилась. Мне бы только выяснить, туда мы едем или нет. Машина приближалась на большой скорости. Водитель  явно меня заметил. Но скорости не снижал. И мне пришлось сойти на обочину, отпрыгнуть,  в тот момент, когда я понял, что они останавливаться не собираются. Пока машина удалялась, маячив вдалеке красными огоньками бортовых огней, с той же стороны, слева,  появилась еще одна машина. И я снова выскочил на дорогу, отчаянно махая руками. И эта машина проехала мимо на огромной скорости, колыхнув на мне одежду ветерком. Я совсем опал духом, вернулся, сел в машину и пригорюнился, понимая, что и сам ни при каких обстоятельствах, в полной темноте и отсутствии каких-либо селений, с мужиком выскочившем на дорогу с махающими в ажитации руками  не остановился бы в этой глухомани. Я сидел и, чувствуя дикую усталость, крайнюю степень отчаяния и думал о том, что следует предпринять.  Больше машин не проезжало. Оставалось дожидаться утра или ехать за промчавшимися машинами. Я обдумывал наше положение, не понимая, что предпринять, когда на дороге, сверкая бортовыми огнями, показалась еще одна машина. Я встрепенулся, но  даже не стал выходить из машины, понимая, все, что будет происходить дальше. И тут моя жена неожиданно вышла из машины,  остановилась на краю дороги и стала знаками, взмахивая руками, просить остановиться. Приближающаяся машина неслась на огромной скорости. Она проехала мимо жены. Мне показалось, что все повторилось, как в предыдущие случаи. И я опустил голову.  Вдруг метрах в пятидесяти дальше по дороге машина остановилась, снизив постепенно скорость.  Жена подбежала к удалившейся машине. Оттуда вышел молодой человек. Я внимательно вглядывался в темноту, понимая, что для женщины у дороги я тоже бы остановился. Они коротко поговорили. После чего жена побежала обратно.
- Едем за ними, - сказала она решительно. -  Они спешат… Едут тоже к морю.  Я сяду за руль.
Я с готовностью уступил ей место за рулем. Когда-то я учил ее водить машину. И, в конце концов, махнул на это занятие рукой. Потом она пошла на курсы вождения, сдала экзамены и стала на машине ездить на работу.  Через какое-то время она уже так водила машину, что не только мне делала замечания, но и спорила со мной, когда мы выясняли, кто лучше водит. Ее недостатки, как водителя, я хорошо знал. Она знала мои. Если она была осторожнее и не предугадывала развитие дорожных событий, то я, может быть, лучше ориентировался на дороге, но был склонен к небольшому риску. 
Машина впереди нас рванула с места. И наша машина, управляемая женой,  помчалась за ней. Впереди нас на дороге маячили красные огни машины, которые то удалялись, то приближались, то подпрыгивали, указывая на дорожные неровности. Через минут двадцать-тридцать мы выскочили на дорогу   с оживленным движением. Жена ехала за серой «хюндаи», как приклеенная. Мне иногда казалось, что она  слишком к ней приближается. Между нашими машинами никто не мог вклиниться. В какие-то моменты жене, чтобы не отстать от той машины, приходилось рискованно обгонять попутной транспорт. Она боялась потерять «хюндаи» из вида. Полуторачасовая гонка оказалась выматывающей и завершилась в очереди на бензозаправку. Светлый парень лет тридцати, выйдя из «хюндаи» сказал нам, что он спешит в Ялту, где он должен успеть появиться к утру, где у него встреча. Дальше он поедет очень быстро.
- А вам теперь все время прямо, - сказал он.  – Советую  для путешествий следующий раз скачать онлайн карты той местности, по которой вы поедите. Это поможет, когда навигатор потеряет связь со спутником.
Я об этом раньше слышал и онлайн карты скачивал. Видно что-то не сработало.  Или я поменял телефон и не закачал в него карты.
Мы заправились горючим и поехали  прямо следом за удалившемся «хюндаи». Я предложил жене сменить ее за рулем. Она отказалась, хотя явно устала и  не подавала вида. Через некоторое время она уступила мне место за рулем утомленно и не охотно.
Дальше я повел машину сам. 
Я все еще надеялся приехать к месту отдыха поутру.
Через два часа мы въехали на Крымский Мост. Гладкая от новизны дорога уводила нас вперед, предлагая держать высокую скорость.  По сторонам мелькали мостовые надстройки, маячили береговые огни.  Мы находились в пути около двадцати часов.   За мостом мы выехали на трассу «Таврида». Она была еще недостроенной и в ночи казалась в ужасном состоянии главным образом из-за того, что разделительная полоса попутного и встречного движения транспорта выглядела условной, пропадала и  одна попутная полоса дороги в одном направлении сменялась двумя полосами с неожиданными боковыми выездами и вдруг теряла разделительную и вела на встречную полосу. К тому же она была еще не освещена. Я не замечал, как, засыпая,  выезжал на встречную полосу, где меня начинали слепить фары от встречных машин. Жена пугалась и будила меня толчком локтя.  Она была  хорошим будильником. Она предлагала сменить меня и заблаговременно будила, толкая локтем, когда я засыпал за рулем. В три часа ночи я сдался, мы свернулись с дороги к месту отдыха, к карману с грузовыми машинам, которые темными застывшими чудовищами таились у края дороги. И оба  мгновенно заснули. Я проснулся через час в начале пятого от легкого барабанящего по машине дождя.  Приподнялся на сидении, огляделся и не пойму, где мы и что делаем. Перед нами стояла легковая машина с собакой. Это я помнил. Собака все время лаяла, пока мы парковались следом за той машиной. Ни собаки, ни машины нет. Спросонок разбудил жену и предложил, чтобы прийти в себя, попить чай и перекусить бутербродами. Дождик капал слабо и, когда мы попили чай, совсем перестал. Мы уложили остатки еды в сумку и поехали дальше. Почему-то казалось, что мы успеем уложиться в двадцать четыре часа. Но ближе к рассвету глаза снова начали слипаться. И жена то и дело толкала меня под руку, не давая заснуть.
В тот день до обеда мы купались в море. 
Тогда я понял, что приключения не всегда бывают приятные и не обходятся без риска.
После того путешествия я еще понял, что ночные поездки не для нас и время экстремальных путешествий для нас прошло.
Но в тот раз я узнал главное о своей жене. Бывает так, что живешь с человеком долго, а узнаешь его лишь при экстремальных условиях. Именно в  тот раз я узнал о жене что-то новое, увидел и оценил с новой непознанной стороны, как человека находчивого, целеустремленного, не теряющегося в сложных условиях.  Между нами, как будто ничего не изменилось, но как мне кажется, я проникся к ней еще большим уважением. Стал больше ценить.
Я часто вспоминаю тот случай. Хотя и без того люблю свою жену и уважаю.