Разные разности Часть II Глава VII

Сергей Романюта Лизнёв
Когда речь заходит о правде в голову сразу приходит мысль, что врать нехорошо. Согласен, нехорошо, но иногда приходится. Что такое правда по своей природе? Думается, это всего лишь информация, на основе которой достигается результат, максимально приближенный к заявленному. «Направо пойдешь, коня потеряешь…» – пошёл и точно, конь сбежал или же цыгане спёрли. Значит не обманул камень на перекрёстке, правда на нём написана.

Врут нам, мы тоже врём, вольно или невольно, не в этом дело. В нашей жизни есть место, как для правды, так и для лжи. Насчёт присутствия последней, можно сколько угодно возмущаться, от этого ничего не меняется.

По телевизору, в частности, говорят, что полуфабрикаты вредны для здоровья. А производители их как производили, так и продолжают производить и утверждают, что они, полуфабрикаты, чуть ли не лучше, чем домашние котлеты, например. Кто–то из них говорит неправду, но ничего не меняется. Первые продолжают говорить, вторые продолжают производить. Получается, правда где–то посередине, раз первым не дают по языку, а вторым не запрещают производить якобы заведомую отраву. Вот и думай, отделяй, так сказать, зерна от плевел.

***

А вот если попробовать обмануть автомобиль: в бензобак взять да и залить пиво, например?! Не поедет же, да и вряд ли кто, находясь в здравом уме и трезвой памяти решится на такое. Получается, бездушную железяку обвести вокруг пальца никак не получится, а венец творения,  человека разумного – запросто.

Внесите изменение в какой–либо технологический процесс, например, при производстве валенок, тем самым скрыв правду. Оборудованию–то всё равно, вот только на «выходе» вместо всеми любимой русской народной обуви вполне могут получиться какие–нибудь панамки – вещь тоже нужная, но изначально ожидалось–то совсем другое. Да и не делают этого, вернее делают, иногда мухлюют конечно, но весь этот мухлёж направлен на якобы экономию. Валенки конечно получатся, только их качество будет незавидным.

***

Вот если, например, взять войну, под категорию лжи она вряд ли подходит, потому что является конкретно направленным действием, а выигрывается зачастую благодаря военной хитрости.

Например, зачем атаковать с фронта силами дивизии если можно незаметно послать в обход батальон? Он зайдет с тыла и победит супостата меньшими силами и соответственно меньшей кровью, что весьма и весьма немаловажно. Тогда военная хитрость, это ложь или военное искусство?

***

Сама по себе правда, это такая же необходимость для человека, как потребность в солнечном свете или дыхании. Правда, это знание, а человек существо любознательное, потому и не стоит на месте в своем развитии. Мы постоянно узнаем и открываем для себя что–то новое. И неважно, что рецепт приготовления лунного печенья, например, сейчас ни к селу, ни к городу, когда–нибудь да пригодится.

Бесполезных знаний не бывает, всё упирается во время их применения, каждому свое время, не более того. А правда и есть знания, так необходимые нам для счастливой жизни в повседневности и вообще.

Но поскольку род человеческий прямо–таки соткан из противоречий, то нигде как в межличностных отношениях с себе подобными неправда не цветет таким буйным цветом.

Вернее будет сказать, что даже не неправда как таковая, а полуправда или же стремление выдавать желаемое за действительное. Здесь поле хоть и паханное– перепаханное, но не вспаханное до конца, и конца этой «пашне» не видать.

  Человеку всегда что–то надо и поэтому он находится в состоянии постоянного поиска. Это могут быть как вещи космически глобальные по своим масштабам и последствиям, так и для удовлетворения каких–то ежедневных потребностей.

***

Иной раз я не то чтобы с тоской, не знаю как объяснить это чувство, но не без иронии разумеется, вспоминаю магазины семидесятых годов. Туда ходили как на экскурсию в надежде, а вдруг что–то этакое продают, как раз то, что надо?  А надо было практически всё, поскольку товарный дефицит присутствовал. Хорошо было, зашёл в продовольственный магазин, что там есть, то и купил. Сейчас же зайдешь за банкой кофе, а выходишь с полным пакетом, а то и с двумя, всякой всячины, вроде бы нужной и ненужной одновременно. И спрашивается, магазин меня обманул, или я всё сам сделал, добровольно?

Так вот, продается сейчас много всего и если раньше работники торговли особо не заморачивались стремлением продать, всё равно купят, то сейчас стремление продать бежит далеко впереди товара как такового.

А человеку что–то надо, он ищет, вот и начинается правда–кривда, кривда– правда. Товар расписывается, расхваливается  так, чтобы его полезные свойства максимально соответствовали потребности конкретного покупателя.

Покупателю надо купить товар с пользой для себя, а продавцу товар продать и тоже с пользой, только другого плана. В результате полуправда в виде рекламы, и почти все довольны.

Я не против рекламы как таковой, это своего рода путеводитель в мире товарного изобилия. Без неё, родимой, было бы гораздо сложнее ориентироваться. Как бы человек смог узнать, что где–то есть то, что ему действительно надо? Альтернатива этому только одна – определять местоположение нужного товара по наличию очередей, а третьего не дано, вот что грустно.

***

Отсюда и многочисленные случаи обмана повторяющиеся с завидным постоянством. Стоит сказать, что жулики, как и откровенные идиоты, «размазаны» приблизительно ровным слоем по всем сферам человеческой деятельности. Идиоты, в своем большинстве, это приспособленцы, особенно много их было во времена СССР.

Вспомните тех же полоумных замполитов и парторгов, лексикон которых не выходил за пределы передовой статьи газеты “Правда”. Сколько они принесли вреда, пересказывая эту самую правду? Они есть и сейчас, только сменили, так сказать, жизненные ориентиры. Непробиваемо тупые бюрократы–чиновники как раз из этого же рода–племени, и истребить их невозможно. Хоть бы таблетки какие–нибудь от них придумали, что ли.

Жулики от экономики тоже гнут свою полуправду–матку направо и налево. Правда в отличии от бюрократов их гораздо чаще ловят и отправляют «косить ёлки». Но свято место пусто не бывает и на их место приходят другие, жаждущие посредством обмана обеспечить себе жизнь счастливую и беззаботную.

А бывает, да что там бывает – сплошь да рядом, когда полуправда исторгается на свет без какой–либо выгоды для её автора. Любит человек выдавать желаемое за действительное. Приукрасить существующее положение вещей, да и просто наврать с три короба, и всё только для того, чтобы хоть и ненадолго, но предстать перед ближними в лучшем, чем на самом деле, свете. Есть такое, есть.

  Положительная составляющая в этом присутствует. Человек не пасует перед жизненными трудностями, видит свою цель и идет к ней, чего ж тут плохого? Но это в том случае, если он не только декларирует свою успешность, пусть на тот момент хоть и мнимую, но желанную, но и делает что–то в этом направлении, не стоит на месте. А вот если только и делает, что мечтательные прожекты генерирует, то ничего хорошего. На словах всё хорошо и даже лучше, а присмотрелся – носки дырявые. Да и наплевать, в ботинках всё равно не видно и продолжает мечтать вместо того, чтобы немного отвлечься и сходить купить новые. При этом можно продолжать мечтать, одно другому не мешает, скорее наоборот.

***

Мне жалко пенсионеров которых обманывают вот такие доброхоты. Надежды на медицину или уже не осталось или процессы лечения слишком длительные, а болезни дают о себе знать каждый день, вот и верят они в очередное предлагаемое «чудо». А куда деваться, жить–то и в старости хочется. Оправдания этому жулью нет никакого, да и сама жизнь их наказывает за это по закону бумеранга – что посеешь, то и пожнешь. И поделом.

В том случае если откровенная ложь или же полуправда приносит вред окружающим, она бесследно для солгавшего не проходит. Рано или поздно, где–то и как–то, обязательно шибанет по этому умнику, да так, что мало не покажется. Жаль только, что обманутый об этом вряд ли узнает, да и сам обманщик не всегда сможет сообразить, за что ему такое «счастье» вдруг привалило? Вы будете смеяться, но очень похоже, что поговорка – «всякое «доброе» дело не остается безнаказанным», отчасти из этой оперы, вот только слово доброе к сожалению в кавычках.

Получается, что если ложь или полуправда не подразумевают под собой причинение какого–либо вреда окружающим, хоть и являются обманом, то они могут служить и служат побудительным мотивом к действиям по изменению существующего положения вещей у солгавшего. Это можно охарактеризовать как декларирование намерений, и при совершении этих действий окружающим от этого будет только польза, то ложь с целью извлечения пользы, посредством причинения вреда другому человеку, влечёт за собой неминуемое наказание в неограниченном ассортименте. Выбор же как всегда за нами.

                Разницы нет никакой между правдой и ложью,
                Если конечно и ту и другую раздеть.

***
                «Вызывает интерес ваш технический прогресс…»
Повальный прогресс накрыл человечество в XIX веке, до этого жили себе, не тужили, и всё было вроде бы хорошо, всех всё устраивало. Можно было, например, по пути из Санкт–Петербурга в Охотск совершенно спокойно остановиться где–нибудь в Иркутске на полгода, так сказать, передохнуть, и ни у кого это не вызвало бы ни удивления, ни тем более осуждения, это считалось нормальным. Да и стоит сказать, что этот путь занимал в общей сложности два года. А сейчас восемь часов в самолете кажутся вечностью и издевательством, да ещё плюс ко всему курить запрещают.

Поездка из Петербурга в Москву в XVIII веке наверное занимала дней семь – десять. Точно сказать не могу, а специально лазить в Интернете лень, поэтому примите на веру.

Кстати, стоит сказать, что знаменитое произведение Радищева с почти одноименным названием я так и не прочёл. Изначально этому всячески препятствовала школьная учительница по литературе, этакий махровый приспособленец по партийной линии. Литература в её трактовке рассматривалась исключительно через призму классовой борьбы, да и вообще, преподавала она на редкость бездарно. Я умудрился не прочесть ни одного произведения из школьной программы для старших классов, хотя читал много. Вот такой у меня был протест усиленный переходным возрастом.

Уже позже, читая то что должен был прочесть учась в девятом–десятом классах, но уже в добровольном порядке, ничего особо революционно–классового в произведениях классиков я не обнаружил. Хорошо что хоть произведения Бунина и Алданова в школе не заставляли читать. Ладно, отвлекся.

***

Прогресс почему–то в первую очередь ассоциируется с прогрессом именно техническим. Это наверное потому, что изменения в этой области даже при жизни одного поколения очень и очень велики.

Например, я помню как появились в продаже первые калькуляторы, шариковые ручки появились немногим раньше, стержни ещё были латунные. И на то и на другое смотрели как на чудо, а в школе шариковыми ручками вообще запрещали писать, только перьевыми.

Вся история технического, именно технического прогресса, насчитывает около двух сотен лет. Даже в масштабах более–менее четко известной истории человечества это ничто – миг. Чего же тогда понапридумывают наши потомки лет этак за тысячу, если конечно шею себе не сломают об этот самый прогресс, жутко представить!

***

Время от времени, но с завидным постоянством, СМИ напоминают нам, что на Земле уже были техногенные цивилизации. Вот только куда–то подевались, непонятно куда. Что ж, вполне возможно. Только вот в чём дело: почему–то кости динозавров находят гораздо чаще, чем проржавевшие трактора или развалины какого–то древнего завода. Что–то не густо с подтверждениями существования этих цивилизаций.

Вот с подтверждением существования нашей цивилизации всё в порядке, куда не пойди, обязательно наткнешься на какой–нибудь хлам, причём даже там, где и люди–то не живут. В Тихом океане огромная куча мусора плавает и никуда деваться не собирается, а наши предшественники похоже за собой тщательно прибрались, прежде чем исчезнуть в неизвестном направлении. Даже при всей консервативности официальной науки подобные новости и открытия имеют окраску приближающуюся к желтым тонам. А что делать, делать надо так, чтобы интересно было. Единственное объяснение отсутствию следов прошлых цивилизаций – они не были техногенными. Выходит, что мы первые такие? А почему?

***

Самое интересное в том, что началось всё это как–то внезапно и сразу. Жили себе, не тужили и вдруг на тебе, прогресс начался. Даже не знаю, есть ли этому какое–либо более менее толковое объяснение? Для меня же это является загадкой и великой тайной в одном лице. Такое впечатление, что происходило накопление некой критической массы, и потом вдруг разом прорвало.

В России это отчасти можно объяснить отменой крепостного права. До отмены оного выходцу из народа проявить себя в какой–либо области было весьма проблематично.

Крестьян, так тех вообще в расчет не брали, мол, паши землю, хлебушек выращивай и не вякай. Даже обучать крестьян грамоте считалось чуть ли не баловством. Но это в веке, этак, в восемнадцатом. А если вспомнить рассказ Толстого “Филиппок”, то ситуация в корне меняется, учили крестьянских детишек грамоте, учили.

Европа с крепостной зависимостью покончила раньше чем Россия, ну да, были там университеты, начиная аж с века XII и даже раньше. Науки процветали даже несмотря на все старания церкви и инквизиции, в частности, ан нет, создается такое впечатление что топтались на месте. Может быть кто–нибудь, когда–нибудь и ответит на этот вопрос, а может быть уже ответил, просто я об этом не знаю.

***

Прогресс как таковой это ведь не только развитие техники в виде больших и маленьких по размерам станков и телефонов, это и повседневная жизнь человека, которая очень  сильно изменилась за столь короткое время.

Взять то же искусство. Одна эпоха Возрождения чего стоит. Как по мановению волшебной палочки появилось такое количество художников, причём гениальных, что даже не знаю что и сказать. Этакий эмоциональный всплеск получился в виде живописи и скульптуры. И что самое интересное,  довольно–таки значительную часть, что в живописи, что в скульптуре занимают мифологические сюжеты, а это идет в разрез с церковной политикой. Интересно, как церковь на это реагировала? Да что там говорить, церковь католическая – христианская, а язык мессы – латынь, дохристианский язык, языческий.

***

То, что образование стало более доступным для представителей различных социальных слоев общества нежели чем во времена крестовых походов разумеется дало мощный толчок в развитии науки, искусства и человечества в целом. Вот только привело это к тому, что сейчас под образованием чаще всего понимается какая–то конкретная специализация, а не образованность вообще.

Университеты и всевозможные колледжи штампуют биоприложения, извините за брутальность, к умопомрачительно сложной технике и к программам в неё заложенным. Образованность в смысле кругозора, так и осталась синонимом лозунга о спасении утопающих. Давненько было, по телевизору услышал. Выступал какой–то дядька и, простенько так, заявил, что если бы все люди умели на таком же уровне рисовать и играть на музыкальных инструментах, как умеют читать и писать, мы бы жили совершенно в другом обществе. Возможно, он был прав.

***

Казалось бы, повальное развитие всего и сразу должно способствовать изменению в лучшую сторону нравов общества и повышению культурного уровня человечества вообще. Как бы не так! Если раньше лубочные картинки, то сейчас, попса с шансоном гремят на каждом углу, а сериалы «бесчинствуют», как в литературе, так и на большинстве телеканалов. А ведь раньше музеев–то не было, были частные коллекции, но далеко не каждый мог их лицезреть, да и со звукозаписью были проблемы. Сейчас же всё что хочешь, но почему–то о самом факте существования, например, картины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», стыдливо замалчивают.

Да, перестали прилюдно рубить головы и травить преступников дикими зверями, и гладиаторами, но как бы в отместку за это придумали электрический стул, и на казнь какого–то преступника вполне можно посмотреть как в живую, так и он–лайн, не выходя из дома.