Танкер Туапсе

Виктор Безпалов
Чем дальше мы уходим от каких-то событий прошлого, тем быстрее они сглаживаются в нашей памяти. Иногда текущие события неожиданно возвращают нас в далёкое прошлое.
 
Шел 1992 год. Наше судно шло на порт Чилунг, что на севере Тайваня.  За несколько дней до подхода к порту назначения, я получил радиограмму-распоряжение от руководства Черноморского морского пароходства. Распоряжение было весьма нестандартным –  мне поручалось принять меры к розыску последнего из членов экипажа танкера «Туапсе», находящегося на Тайване по фамилии Лопатюк. 

Конечно, я вспомнил далекое прошлое. Будучи еще ребенком, я оказался с отцом в небольшом украинском городке.Дело было летом 1954 года. На каникулах у бабушки было всегда хорошо, но в конце июня - начале июля, мой отец стал ежедневно ходить на почту и скупать все центральные газеты. Вот тогда я и узнал от отца и моих близких, что чайханшисты захватили советский танкер «Туапсе», а капитан этого танкера был другом моего отца. Были понятны переживания отца. О захвате танкера у берегов о.Формоза (Тайвань) много говорили и в Одессе. Тем более, что экипаж был, в основном, из Одессы.
Спустя год, в августе 1955 года, на Одесский ж.-д. вокзал прибыло 29 человек из экипажа т/к «Туапсе», а было в экипаже 49 человек. Тысячи одесситов радостно встречали их после длительного плена. Был и я в этом огромном скоплении народа. Надо полагать, моя мать, как жена моряка, также переживала за наших моряков и на столь радостную встречу прихватила и меня. Все это плотно отложилось в моей памяти детства. Шли годы, и когда на экраны вышел фильм «Чрезвычайное происшествие», то, наверное, многие подумали, что так оно и было. Потом ходили слухи, что якобы вернулось еще несколько человек, но они были вскоре арестованы за измену Родине.
 
Спустя 34 года, в 1988 году вернулись из тайваньского плена 3 члена экипажа злополучного танкера. Наивные люди — они привезли подарки родственникам в виде косынок и пару отрезов на костюмы. Они не понимали, что вернулись в другую страну.

Не претендуя на точность изложения дат и фактов, хочу лишь заметить, что всё это всплыло в памяти, когда надо было как-то решать вопрос с поиском последнего члена экипажа т/х «Туапсе» на Тайване. 

Во избежание ненужных уточнений и вопросов, я изложил в письменной форме суть проблемы и вручил это письмо агенту агентирующей компании по приходу в порт Челунг (Тайвань). Не прошло и двух часов, как в мою каюту провели с берега телефонную связь. С мобильными телефонами тогда была еще напряженка. Вскоре на борт судна прибыл агент в сопровождении двух человек в штатском. Сразу выяснилось, что это офицеры службы безопасности Тайваня. Меня несколько удивило, что они довольно сносно говорили по-русски. Но на то, наверное, и спецслужбы, чтобы иметь подготовленные кадры. Суть беседы, с их стороны, заключалась в том, чтобы выяснить, кто интересуется судьбой Лопатюка и,что от него нужно. Выяснив причину, спецполицаи успокоились и рассказали, что уже многие годы никто не держит насильно на острове бывших членов экипажа т/к «Туапсе», а интересующий меня человек действительно последний из того экипажа на острове. Меня предупредили, что человек этот имеет семью и в настоящее время очень болен, при этом смертельно. 

Надо полагать, что представители спецслужбы Тайваня хорошо подготовились к нашей встрече. После довольно дружественной беседы мне сообщили, что бывший матрос с т/х «Туапсе» проживает на юге Тайваня. Далее мне поведали, что с ним состоялась беседа и он готов поговорить со мной по телефону. Набрав нужный номер, агент передал мне трубку телефона. Я представился и услышал довольно трудно разбираемую речь. Лопатюк, правда, извинился, что ему трудно говорить, так как у него рак горла и лишь спросил кто конкретно его разыскивает. На мой ответ, что его хочет видеть его дочь, последовал его ответ после некоторой паузы. Он сказал, что это ему уже ни к чему, что жизнь уже прошла и он никогда не вернется. Добавил, что за эти годы он уже все выплакал. На этом наш разговор и закончился.
 
О случившемся я доложил руководству Черноморского пароходства. Никогда не мог предположить, что столь давняя история, спустя почти сорок лет как-то меня зацепит. Вроде бы можно было поставить точку. Но прошло еще 25 лет, и в 2017 мне в руки попала книжка под названием «Корабли моей памяти». Автор книги Михаил Пойзнер в одной из глав этой книги, документально рассказал о том, что было в далеком 1954 году и о дальнейшей судьбе членов экипажа т/х «Туапсе».
 
День захвата т/х «Туапсе», 23 июня 1954 года, разделил жизнь для членов экипажа на два периода - до и после плена. Кое-что мне было неясно в книге Михаила Пойзнера и мне удалось с ним встретиться в 2018 году. Он поведал мне, что бывший матрос т/к «Туапсе» Лопатюк, вероятно, после телефонного разговора со мной, все же решил вернуться в Одессу. Уже тяжелобольного, в инвалидной коляске, его доставил на Родину бывший Тайваньский переводчик - господин Ли. Правда, Лопатюк вскоре умер. А когда из жизни уходят последние участники этих событий, то порой трудно восстановить все в точности.

Печально, что три члена экипажа так и остались зарубежом, а прах троих привезли в урнах в 1988 году. Никто из 49 членов экипажа т/к «Туапсе» не мог предположить, что 24 мая 1954 года, покидая рейд Одессы, судно уходит в свой последний рейс. 
И большое спасибо Михаилу Пойзнеру, что хоть как-то осветил в памяти судьбы членов экипажа судна. Особая благодарность ему и его единомышленникам за то, что 7 июня 2002 года на Одесском морском вокзале  была установлена мемориальная доска в память мужественному экипажу танкера «Туапсе».