Сергей Есенин против тьмы рабства

Екатерина Ершова-Киреева
   

  Но и тогда, когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»

    События истории творят конкретные люди во времени и пространстве в странах и государствах. В истории бурного времени двадцатого века сохранилось для потомков творчество всемирно известного талантливого русского поэта Сергея Есенина.

     Человечеству разумному неизвестно,  как становятся великими литераторами, поэтами и прозаиками. Способность к творчеству - божий дар человеку от рождения.
         
    События, социальные бури требуют от способного человека работы над своим развитием, осмысления происходящего в родной стране и в мире, чтобы рассказать будущим поколениям о  жестокой борьбе против тьмы рабства конкретного человека и  русского народа.
      
Я ль виноват, что я поэт
Тяжелых мук и горькой доли,
Не по своей же стал я воле-
Таким уж родился на свет.  (Стр.307, том II)

Труд поэта Сергей Есенин рассматривал, как думы (от слова думать).

 Думы – родители звуков мучения,         
     Думы несчастные, думы холодные
Думы источники – слез огорчения,
Вольные думы, думы свободные!

Что вы терзаете грудь истомленную,
Что заграждаете путь вы мне мой?
Что возбуждаете силу сломленную
Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?  (Стр.307, том II)

    Анализ собственного творчества Сергей Есенин изложил в автобиографиях, в письмах к товарищам, друзьям, родным, в литературных произведениях различных жанров.

   «Я родился в 1895 году 25 сентября, в селе Константинове, Кузьминской волости, Рязанской губернии, Рязанского уезда. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна».

«У меня отец – крестьянин, ну  а я крестьянский сын». Есть важное обстоятельство истории. Россия с начала создания государства была страной крестьянской. Решение проблемы  социального положения крестьян волновала передовые  умы русских. Вспомним литераторов и общественных деятелей Радищева, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Антона Чехова и других.

 Русская литература вела непримиримую борьбу за право на личную свободу и освобождение  от рабского беспросветного труда без надежды на лучшую жизнь. Бессчетное количество революционеров из всех сословий феодального государства сложили свои умные головы в этой неравной борьбе.

 Русские революции XX века  это поиск пути решения крестьянского вопроса. Путь был найден. Социалистическое  переустройство  русской деревни на основе собственности на землю трудящихся на ней.

Довольно королям в угоду
Дурманить нас в чаду войны.
Война тиранам! Мир народу!
Бастуйте, армии сыны!
Когда ж тираны нас заставят
В бою геройски пасть за них, —
Убийцы, в вас тогда направим
Мы жерла пушек боевых!

Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда
Владеть землей имеем право,
Но паразиты — никогда!
И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей,
Для нас все также солнце станет
Сиять огнем своих лучей.

   С двух лет  мальчика отдали на воспитание   деду по матери, так как отец не мог содержать большую семью. У деда в семье была бабушка Сергея, три холостых дяди, братья матери, нянька, приставленная ухаживать  за ребенком.

   Детство будущего поэта прошло среди полей, лугов, озер, лесов. Дядья были озорные и отчаянные. Учили племянника ездить на лошади, плавать, лазить по деревьям. Обучение было своеобразным, в основном методом проб и ошибок.
    К восьми годам Сергей плавал по озерам за подстреленными дядей утками.  В лазанье по деревьям был первым среди мальчишек села. Мальчишки собирали грачиные гнезда и продавали на рынке. Это был способ заработать немного денег на личные расходы.

   Бабушка любила внука,  брала его с собой, когда ходила в Радовецкий монастырь. В дороге малыш уставал, но бабушка подбадривала его словами: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст».

В доме деда часто собирались странствующие по селам слепцы, которые пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе, о светлом госте из града неведомого.

    Нянька перед сном рассказывала мальчику сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Простая крестьянка познакомила будущего поэта с частушками, основным жанром устного народного творчества. Не было на святой Руси села либо деревни, местные жители которых не сочиняли частушки про события и дела частной и общественной жизни.

     Дедушка пел ему старинные заунывные песни. По  субботам и воскресеньям он учил внука читать Библию и священную историю.

    Читать Сергей научился под руководством дяди  с пяти лет. О дяде: «Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит  стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов». (Стр. 184, Том III) Поэтический образ взят поэтом из природы, которую Сергей еще отроком мог  наблюдать и описывать  словами.

   Собственные стихи Сергей Есенин начал сочинять с девяти лет. Творческая лаборатория поэта – постоянное обдумывание  увиденного и услышанного, создание реальных и мифических образов.
    Сказки с несчастливым концом, которые рассказывала няня, он переписывал. Герои его сказок жили долго и счастливо. Затем стал сочинять частушки. Сергей Есенин отмечает в автобиографии   влияние частушек на становление поэтического пути.

   Начальное образование  литератор получил в начальной земской школе, которую закончил в 12 лет. Итогом обучения считал крепкое  знание церковнославянского  языка. Языка являющегося основой русского языка и русской литературы.

    Современную русскую литературу изучал под руководством литератора Клеменова. Этот учитель познакомил Сергея с новой литературой, объяснил, почему надо бояться классиков. Почему? Классики создавали нереальные (виртуальные) образы  людей и животных, которых нет в природе. Делали единичные случаи типичными.

    Продолжается такое творение до сих пор. На экранах телевизоров показывают «русских мужиков», коих не существует в деревнях, городах, селах на самом деле. Большинство мужчин, современных сельских жителей грамотные люди, окончившие сельскохозяйственные профессионально технические училища, прошедшие службу в армии.

   При таком телевизионном просвещении в реальности возникают абсурдные ситуации. Иудей решил просвещать тверских мужиков, рассказывать им о  неизвестном боге и сотворении мира. Мужики разбили видеокамеру, изрядно намяли бока «просветителю».
 
   После окончания земской школы  семья  решила:
 Сергей, грамотный и умный, станет учителем. Дед отвез внука  учиться в православную учительскую семинарию. Систематическое обучение требовало от семинаристов строгой дисциплины, выполнение учебного плана независимо от желания семинаристов.

   Тринадцатилетний семинарист скучал по деревенской воле, по своей любимой бабушке. Однажды он совершил отчаянный поступок, убежал домой. Прошел 100 верст пешком до родного порога.

   Однако дома отрока вразумили и отвезли обратно в семинарию, которую поэт успешно закончил в пятнадцать лет. Учителем не стал, так как все его мысли  занимала работа над стихами. 

   С 16 до 17 лет жил в деревне. В свободное от привычных хозяйственных работ время поэт создавал  литературные художественные произведения. Продукты своего труда распространял в газетах и журналах. Лучшие журналы того времени печатали его стихи и поэмы. Осенью 1915 года выходит в свет к читателю первая книга Сергея Есенина «Радуница».

   Литературные критики в своих работах о творчестве Есенина отмечали литературный талант поэта. «Я знал это лучше других», - писал Сергей Есенин в одной из автобиографий. Связь с природой, родной землей и ее тружениками – источник его творчества. К тому же поэт обладал харизмой, умением общаться и понимать   чаяния (заветные желания, надежды, мечты, ожидания)  представителей всех сословий святой Руси.

Поэт внимательно всматривался в перемены после 1917 года. Он проделал огромную работу, прежде чем пришел к выводу в 1925 году:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную нищую Русь.

      Литератор Сергей Есенин заслужил право  всем существом воспевать Русь, свою Родину, большую и малую.

Екатерина Ершова-Киреева
 Санкт-Петербург, Тверь
январь 2020