глава9 Василий Кандинский 1866-1944

Ирина Жеребина
Как правило, человек знает, как он хочет распорядиться своими деньгами. Если он простой человек, то отложит их на чёрный день или растранжирит. Если он бизнесмен, то вложит в дело или положит на счёт в надежном банке. А если денег много-много, даже ещё больше? – Ну не купаться же в них как это делал дядюшка Скрудж Макдак? - В этом случае часть денег некоторые употребляют на что-нибудь ненужное или тратят на собственное удовольствие. Например, был у меня знакомый, который заработал во времена перестройки пять мешков денег. У всех ни гроша, а у него пять мешков. А истратить тогда их было не на что. Ему бы с этими деньгами за границу рвануть, да обстоятельства не пускали. А время было такое – не употребишь их сейчас – завтра деньги превратятся в пыль. И хотя тратить их было практически не на что, он исхитрился это сделать и получил то, что хотел, а именно продолжительное чувство глубокого удовлетворения. Для начала он арендовал комфортабельный автобус, потом пригласил пару хороших друзей, а в придачу веселых необременительных девушек, но главное - любимую рок группу! Разудалой компанией они отправились колесить по красивейшим местам родной страны, останавливаясь в лучших отелях и питаясь в самых дорогих ресторанах. Конечно, он оплачивал все расходы на путешествие, он и приличные командировочные музыкантам платил, но удовольствие получал при этом неописуемое! Есть что вспомнить: каждый день концерты, смех, шутки, красивые женщины, которым ты ничем не обязан, знакомства, неожиданные встречи с интересными людьми, то есть уважение со всех сторон, а плюс к этому - с известными музыкантами за одним столом каждый день кушал!
Вот так и становятся люди меценатами! Правильный меценат – тот, который тратя деньги на помощь таланту или общественно нужное дело, получает удовольствие от сознания собственного великодушия, от получаемого в результате этой траты уважения общества и ещё от тесного общения с талантом. Взаимообмен материальных средств на духовные дары при этом порой эквивалентен, а чаще всего духовное ценится ниже материального.
Благодаря наличию меценатов мы имеем только в одной Москве Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, Плехановскую академию, МХАТ, Музей имени Бахрушина и многое, многое другое. Благодаря их поддержке, многие талантливые люди не только нашли своё место в жизни, но более того, стали знаковыми фигурами эпохи. Так, например, Василий Кандинский.
Благодаря деловым связям отца, купца 1 гильдии, Василий Васильевич Кандинский после окончания юридического факультета Московского университета поступил на должность управляющего художественного отдела в типографию издательства Ивана Кушнерева на Пименовской улице и работал там с 1893 по 1896 год. Производственная трудовая деятельность Кандинского в этом издательстве закончилась в год смерти основателя типографии, что, конечно, не случайно. За эти три года талантливый молодой человек приобрел связи среди людей искусства и определился с выбором жизненного пути.
Наверное, благодаря именно этой работе, несмотря на то, что Кандинский окончил юридический факультет, он стал основоположником абстрактного направления в искусстве.
Абстрактное произведение – это такое произведение, в котором отсутствует логическая цепь событий, нарратив. Например, в словесном изображении нарративом можно назвать описание цепочки последовательных действий:
В рассветный час закричал соседский петух, и человек проснулся. Он посмотрел в окно, чуть прикрытой лёгкой занавеской, и увидел голубое небо и белые облака. Человек поднялся, распахнул ставни и вдохнул в себя терпкий утренний воздух, напоенный ароматом влажной остывшей земли и прошлогодней сухой травы. Ему захотелось выбежать из темного, ещё не ожившего дома, чтобы почувствовать на лице нежное касание первых солнечных лучей и…
Если описывать эту же картину без нарратива, то получится примерно так: птица, циферблат, паровозный гудок. Смятая подушка, окно, чашка кофе. Уханье совы, удар кнута, мычанье стада. Парное молоко, сено. Примерно так, как писал в известном стихотворении Александр Блок: ночь, улица, фонарь, аптека, аптека, улица, фонарь.
То есть, если рисовать словами ситуацию, не в форме нарратива, то получается абстрактная картина, в которой отсутствует связь между присутствующими элементами, а именно глаголы. В ней будут представлены предметы, цветовые и графические фигуры, но они как непарный электрон в свободном радикале стремятся к самостоятельному существованию. Именно поэтому абстрактная картина дает простор воображению и расширяет восприятие сознания. Каждый на основе представленных элементов может себе представить тот мир, который ему наиболее близок.
«Цвет — это клавиши; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» - писал Василий Кандинский в своей работе «О духовном в искусстве».
Из этого видно, что абстакционизм – это новая форма, балансирующая между двумя гранями. Она возникла на стыке двух стихий: философии и живописи. Ей можно дать определение философия живописи, а можно живопись философии. Это будет равнозначно. Грань между различными мирами, стык между стихиями порождает модуляции, а они приводят к рождению новых субстанций. Искусство абстракции даёт наиболее наглядное представление этого явления.
Василий Кандинский известен всему миру как создатель абстрактного направления в искусстве, но помимо этого он философ, публицист, мыслитель и писатель.
А начинал он в издательстве товарищества Ивана Кушнерева, где возглавляя художественный отдел, занимался поиском художественных работ уже известных художников и молодых современников для печати репродукций, плакатов и художественных альбомов. По роду этого занятия ему пришлось познакомиться с теорией цвета, вникнуть в особенности оттенков шкалы цвета, в графические построения гравюр. Как человека творческого эта работа увлекла его. А когда человек увлечен работой, особенно такой, в которой царят образ и цвет, очень трудно переключиться на что-то другое даже на отдыхе.
И вот, как пишет сам Кандинский, с ним произошел случай наложения действительности и продолжающего внутреннего монолога мозга. Это случилось, когда он отправился на концерт слушать вагнеровского «Лоэнгрина». Во время представления вдруг перед его глазами появились цвета, выстроенные в линию, которые начали реагировать на ритм, высоту звуков и тональность звучащей мелодии. Цвета как сполохи арктического сияния играли полутонами и всевозможными оттенками, переливались, создавая фантастическое видение.
Василию Кандинскому открылась новая форма взаимодействия двух отличных миров, возникшая на грани музыки и живописи!
Будучи мыслителем, Кандинский составил таблицу соотношений музыкальных и цветовых тонов.
Желтый цвет в его восприятии отождествлялся с назойливостью, безумием и был тождественен с высоким звучанием трубы. Графически желтый цвет отождествлялся в его сознании в виде треугольника.
Красный цвет соответствовал цвету внутреннего кипения, звукам фанфар, барабана, виолончели, а графически виделся в форме квадрата.
Синий цвет – звук флейты.
Белый цвет – цвет рождения всего нового – колокольчик
Чёрный цвет – смерть остальным цветам – звук человеческого голоса. Это то, что он позднее сформулирует в своих работах.
В 1896 году в Москве выставили импрессионистов.
Их полотна добавили ещё один штрих к складывающейся в его голове теории цвета и изображения. Осмысливая увиденное, он писал:
«Эта неясность была мне неприятна... Смутно чувствовалось мне, что в этой картине (Стог сена Клода Моне) нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память... Но что мне стало совершенно ясно — это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры. Живопись открывала сказочные силы и прелесть».
Будучи не просто творческим человеком, но и обладающим энергией воплощения замысла, он решил начать новую жизнь. Похоже, что он от всего нового получал особое удовольствие. В 1896 году Василий Кандинский уехал в Мюнхен и поступил учиться в школу словенского художника-педагога Антона Ашбе. Кстати говоря, в этой же школе учились братья Владимир и Давид Бурлюки Кузьма Петров-Водкин и Игорь Грабарь. Но академическая учеба не удовлетворяла исканиям Кандинского. Обладая неоспоримой харизмой и организаторскими способностями, в 1901 году Кандинский основал объединение художников «Фаланга». В него вошли художники Парижа, Мюнхена, Санкт-Петербурга, Москвы.
Фаланга в переводе с греческого означает «шеренга» «ряд», а в философском понимании – союз индивидуалистов, имеющих общие интересы и работающих на общее дело. Члены сообщества вносили на общие блага ежегодный взнос, что давало им возможность и право экспонировать на коллективных выставках свои работы. При обществе помимо прочего работала теософская секция. В то время Василий Кандинский увлекся трудами Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера. Но в отличие от них, он считал, что преображение человеческой природы, её духовное развитие может случиться только под влиянием нового направления в искусстве. За три года объединение «Фаланга» провело 15 выставок, на которых экспонировались живопись, графика, ювелирные изделия, скульптура малых форм, мебель и плакаты.
Выставки пользовались успехом, и выставочные экспонаты активно закупались музеями и частными лицами. Василий Кандинский открыл собственную школу живописи, в которой возглавил занятия рисования на пленэре.
Всё случилось, как это обычно случается со всеми, разыгрался старый сюжет по новым нотам, когда в яркого харизматичного педагога без памяти влюбляется молоденькая ученица, а он отвечает ей взаимностью. В результате страстного романа с Габриеле Мюнтер в 1903 году Василий Кандинский развелся со своей российской женой, распустил свою «Фалангу», закрыл художественную школу и отправился с молодой возлюбленной путешествовать по миру: Италия, Франция, Польша, Голландия… с декабря 1904 года по апрель 1905-го они жили в Тунисе, затем опять перебрались в Италию, потом почти год провели в Париже.
При этом картины Василия Кандинского демонстрировались почти во всех европейских столицах — Берлине, Париже, Риме, Петербурге, Варшаве, а кроме того в Дюссельдорфе, Дрездене, Гамбурге, Висбадене, Кракове, Одессе, Москве, Праге, Будапеште. Он писал маслом, акварелью, темперой, но пока вполне реалистические полотна, в основном пейзажи. В 1912 году увидела свет его книга "О духовном в искусстве". Она стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма.
В то время как в России созревала революционная ситуация. Создавались различные партии, возникали всевозможные течения. Интеллигенция искала новые пути в искусстве, жизнь бурлила и вырывалась из ставшего тесным мира как пар из паровозной топки.
Василий Кандинский участвовал в выставках Московского товарищества художников, а также в 1910 и 1912 годах в выставках художественного объединения "Бубновый валет".
И тут опять сложился известный жизненный сюжет, когда интересы пары не совпадают, и пара распадается.
В начале Первой мировой войны Габриэль уезжает в Мюнхен, а Василий Кандинский в Москву, где встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. После революции для Василия Кандинского наступило время, которое казалось, было создано специально для него: он работал в ИЗО Наркомпроса, организовывал музеи современного искусства (в 22 городах провинции), преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе, будучи его профессором. Но и он был человеком, как нельзя лучше подходившим ко времени перемен: одухотворенным, смелым, предприимчивым, то есть преобразователем.
Но, как говорят китайцы, время перемен хорошо для единиц, основная масса желает стабильности. После революции общество стабилизировалось и начало оплодотворятся социалистической идеологией. Началась критика работ Кандинского. Почувствовав перемены, он вместе с женой отъехал в Берлин для организации отделения Российской академии художественных наук.
Больше он в Россию не вернулся. Картины Кандинского на продолжительное время исчезли из советских музеев.
Последние годы он прожил во Франции.