Пленник времени и кошмаров

Владимир Шевченко 6
 Я продолжаю тему фатализма и мистики в творчестве знаменитых. В обществе как – то принято считать, что творческая братия как – бы не от мира сего. Что интересно, этот бренд любят искусственно поддерживать и сами творческие личности. Особенно актеры и художники. Но скажу вам откровенно, как человек не совсем нормальный, в большинстве своем это дешевый пиар. Но он катит. Еще и как. Да, в деревне или в маленьком городишке, такое не пройдет, а в столице очень даже. А если еще к этому миллионы на раскрутку, то и мой кот мог запросто стать знаменитым и певцом и политиком. Доверчивости и наивности народа еще удивлялась удивительная и странная Елена Блавацкая. А она знала, что говорит. Ведь с гордостью несла еще при жизни звание заслуженного мирового сумасшедшего. И, заслужила она его не просто. Потом и кровью. Это вам не по карманам тырить, как говаривал известный кинематографический герой. Вспоминаю далекую службу в ЙАР. Консульство выпросило у военного начальства матросика – художника, то бишь меня, чтобы разрисовал актовый зал к Новому году. Я, честно разрисовал. Пришел консул. Посмотрел на моего деда Мороза в тельняшке, семейных трусах и при красной шапке, покачал головой, цыкнул, и разочарованно протянул – Ну, что от художника возьмешь. Такое же мне говорили и в МЧС, когда служил офицером и когда возглавлял одну из городских служб. Будучи студентом одного из художественных заведений запомнил двух коллег. Девочку, сидящую в час ночи в коридоре общежития женского этажа и пишущая этюд уголка коридора, полного ночного таинства. Я, учился уже после армии и для меня первокурсницы были словно дети. Помню, подошел с другом и как – то по отечески похвалил и даже погладил по маленькой головке. Даже попытался внести корректировку в рисунок. Но не получилось. Извинился, за непотребное состояние, и даже в какой – то миг почувствовал стыд за слабое желание учиться. И так – же корпеть над работами. Но это быстро прошло, поскольку вечеринка активно продолжалась. Эта одинокое милое создание, тихо корпящее над этюдником в ночном коридоре, заполнилось на всю жизнь. И второй случай. Это старшекурсник на мужском этаже, пишущий свои работы в трусах и при шляпе. Вот это уже пиар. Типа – Вот такие мы, непризнанные таланты.
 
Но сегодня я расскажу, как всегда то, что вы нигде не прочтете. О, по настоящему странном художнике, без всякого пиара Иерониме Босхе из Нидерландов. Занавес! Прошу на сцену Босха! Прожил, по тем временам, не так уж и мало (1450 -1516 гг.) Хотя, эти даты, весьма, условны. Как, впрочем, и все остальное в его жизни. Не могу сказать, что я в восторге от его творчества. Но, как новатор, как художник особого дара, заслуживает пристального внимания. Средневековый сюрреалист - авангардист. А вот его коллега Сальвадор Дали, позаимствовавший, мягко говоря, его стиль, был, одним из первых пиарщиков. Однозначно. Одни вощеные усы, чего стоили. А торжественное появление Дали, на коне с саблей перед Хачатуряном. Под его знаменитое произведение «Танец с саблями»! Великолепно! Он не только был классным пиарщиком, но и не менее классным художником. Тут, ничего не попишешь, братцы. Удачная и очень уместная современная творческая гармония. Признаю. А вот Босх в жизни был, весьма, скромным товарищем. О чем го говорят его неподписанные и не имеющие даты, картины. В полотнах же, был смел и даже задирист. Не оставлять автограф, для художника явление ненормальное. Ведь каждый творец убежден в своей гениальности. И никогда не забудет по ставить подпись на полотне. Чтобы потомки восхищались. Навзрыд плакали и помнили. Это правильно. И я таковым себя считаю. А иначе просто нельзя идти по этой стези. Без творческой злобы, наглости и уверенности, ничего не достигнешь. Так кто ты, товарищ Босх? Ассоциативность творческой натуры, явление прекрасное и нужное . Вся окружающая нас реальность, на самом деле не такая уж и реальность как мы можем себе представлять. Это всего лишь работа нашего мозга. Нарисуйте на листе бумаге рисунок. Поправьте. Отдохните. Посмотрите свежим взглядом еще раз. Еще раз исправьте ошибки. И, наконец, удовлетворенно, любуясь своим произведением, можете выпить бутылочку пива. Позовите домочадцев. Похвастайтесь. Если кто не хвалит, напомните, что вы не зло памятный, но равнодушие помните. А теперь, поднесите произведение к зеркалу. Зеркало вам воскликнет – Что за фигню, ты намалевал? Там не так и здесь не эдак. А еще минуту назад вы были убеждены в правильном построении рисунка. Так и в жизни. Если присмотреться. Все не совсем так и не совсем эдак. Птицы похожи на людей. Или люди похожи на птиц. Вот, сидит начальница. Вся из себя. Деловой стиль в одежде. Строгий взгляд. Рисуется дама? Конечно, рисуется, как и некоторые художники, о которых упомянул выше. Чем не ворона? Но если натуральная ворона, ни под кого не косит, то эта непроизвольно косит. А вот спешит в желтом плаще знакомая. Да и сама она, какая – то яркая, суматошная по природе. Чем не симпатичный попугай. Жила на моей улице маленькая девочка. Бабушка рассказывала о ней, что она всех людей сравнивает с птицами. А ведь действительно, бывает даже поведение схожее. Суетливое, важное, размеренное, хлопотливое . И, многие животные, по своей конституции, характеру похожи на людей. Конечно, такие вещи от внимательного взгляда художника не проскользнут. Теперь добавим социум, в котором живет творец и невольно им пропитывается. Размешаем в котле. Подбросим специй в виде религиозных учений, догм, природы и поставим на огонь времени. Хобана! Сварилось! Вытаскиваем. Ба! Получилось блюдо в виде цельного художника Босха. Его произведения, на самом деле, были не такие уж фантастические, как всем кажутся. Просто, для самовыражения, визуально отображения идей, мыслей и концепций, художник ищет действенные приемы, стили, техники. Если шибко талантлив, придумывает что – то сам. Но это архи сложно. И, почти не возможно. Всё уже где – то было. Были богами люди – птицы и люди - животные у древних египтян. Было подобное и у многих народов и культур. Но вот использовать животных и рыб, в сочетании с окружающим социумом, и выдавать на гора в виде концептуальных картин, смог разве что, Босх. И натолкнуло его на это, странности личного характера в восприятии действительности. А странности, возникли от того, что на свет Босх, появился художником. А не ремесленником или крестьянином. Т. е. человеком с более тонкой душевной формацией и восприимчивостью. Почти все его картины, пропитаны страхом апокалипсиса. Чтобы усилить этот страх, художник насыщает их образами, вызывающими отвращение. Бесполыми существами - уродами. Элементами, каких – то таинств. Развратными служители культа. Гулящими девицами. Рыбами с человеческими головами и т.д. Откуда это у творца, задают вопросы специалисты и люди с улицы? Прослеживается явный еретический смысл? Почему церковь молчала? Отвечаю специалистам и тем, кто с улицы. Все у него в плане веры нормально. Было бы не нормально так на костер и всё тут. Это делалось в те времена, очень быстро. А чтобы понять художника, я как обычно, предлагаю посетить его и его время. Машина времени ждет. Был бы он гением, то машину не предложил. Для гениев времени не существует. И его влияние на их мировоззрение минимальное. По той простой причине, что они выше этого влияние на две головы. А может и на три. Они живут и мыслят вчера, сегодня, завтра и ТАМ. Так, что вперед, в Европу середины пятнадцатого века!

Итак, мы очутились в художественной мастерской отца. Присаживайтесь. Только не испачкайтесь в краску. А, впрочем, сами виноваты. Хотя все это виртуально и не страшно. В странах и городах еще не прошли чумные бумы. Родители своим детям рассказывают об ужасах их активности. Горы трупов. Огонь, выжирающий болезнь. Народ убедили в том, что бубонная чума, происки дьявола. В мастерской один мальчик. Грубоватое детское личико сосредоточено на внутренности сосуда, в котором делает компоненты для художественных красок. В мастерской и этим занималась. Мальчик толчет в ступе сухие цветы и травы. За окном вечереет. С улицы слышится звон колокольчика. Звон не прекращается. Мальчик, останавливает работу. Через окно видно какое – то шествие с факелами. Темные люди в черных длинных плащах и масках. Мальчик, становится на табурет и вглядывается в окно. Неожиданно за стеклом возникает образ существа с огромным клювом и круглых очках. Со шляпой на голове. Не смейтесь над образовавшейся лужей у ног мальчика. Были бы вы были не виртуальны, то нет гарантии, что и ваши штаны остались сухие. Голова с клювом, долго и упорно смотрит в окно на мальчика. Тот, в свою очередь, также не отрывает испуганных глаз от этого кошмара. Это в город зашли чумные лекари. В своих антивирусных костюмах. Выглянем и мы. По улице идут еще несколько таких же с носами и факелами. Их увеличенные, уродливые тени на стенах, двигаются в след - за телами. Без сомнения, у мальчика эти люди врезалась в память, как вестники горя и страданий. Он вспоминает, что говорила набожная матушка - Это все за грехи людские плата. Ад, на земле. И лишь праведники могут выжить или отправиться в рай. И Босх, в последствии, как человек, имеющий тонкую душевную структуру, станет не просто набожным человеком, а по сути, религиозным фанатиком. С одним лишь желанием спастись от суда божьего. А фанатизм, это одно из психических отклонений. И, естественно, что у художника он может трансформироваться в конкретные образы. Ведь это состояние сродни белой горячке. Вы должны знать её. Что, не знаете?!. Жаль, очень, жаль. Тогда бы вы Босха прекрасно поняли и не мучились его таинственностью. Он белочку ловит, обуреваемый религиозными страхами, У вас за отсутствием художественной фантазии могли бы образы приходить самые банальные - черти, тещи или начальники. Но все равно, художника поняли. Я. бы вас, конечно научил как поймать белочку, , но увы . Поэтому – то его не понимают женщины – искусствоведы и биографы. Им бы спиться и все поняли, побеседовав с чертями и рыбьими рожами размером с ведро. Живопись, для Босха, являлась логичным продолжением религиозной страсти. Детские страхи перед людьми – птицами в черных длинных одеяниях, во взрослой жизни выросли в фобию оказаться ими сожженными. Как известно, чумные доктора больных сжигали. И для воспаленной фантазии художника, виденное в детстве, послужило толчком к изображению людских грехов и страхов на полотнах. Некогда зверствовавшая чума унесла не только миллионы жизней по странам Европы, но и серьезно ослабила позиции церкви. Ведь, никакие обращения к богу, людей не спасали. И, народ бросался во все тяжкие. Вспомните афоризм Пир во время чумы. Такие дикие вакханалии извращенным римским императорам и не снились. Никто не уверен был в завтрашнем дне. Примерно, как в общагах перед экзаменами. Вместе с мальчиком, выходим в страхе из мастерской и не замеченными движемся уже по его жизненному пути. Он взрослый. Художник. Но благополучие ему приносят не плохо продающиеся картины, а выгодная женитьба и процветающая мастерская, доставшаяся в наследство. Почему плохо продаются картины? А вы бы такие вешали у себя на стене? Поверьте, в этом наши вкусы и тех людей, совпадают. Гурманов в живописи было всегда мало. Женщинам подавай цветочки и красивых людей в нарядных платьях. Мужикам батальные сцены и вожделенных дам. Желательно с изюминкой В общем, все как всегда. А тут свинячие рыла и прочие ужасы. И вот мы с вами в Ватикане. О, господи, куда я вас занес. Священный собор. Вопросов много. Наиболее важные. Продолжение борьбы с остатками массового колдовства, порожденного прошедшей чумой. Как методе очищения народа от нечистой силы. Борьба за пошатнувшуюся чистоту религиозных кадров. Изобличать и жестко наказывать поддавшихся дьявольским соблазнам, братьев. Эту принципиальность должны видеть простые люди. Лишь таким образом можно вернуть былое уважение и почитание служителей бога. Ну, как сейчас в партиях и правительстве. Покидаем Ватикан и возвращаемся в родной город художника. Вот мы в церкви. Священник неистово призывает каяться и освобождаться любыми путями от еретиков и религиозных отступников вне зависимости от ранга и сословий. Служители ли они божьи, миряне или аристократы. Смотрите, смотрите. В первых рядах неистово молится наш Босх. Глаза горят фанатичным огнем. Кто из критиков и искусствоведов удивлялся, почему его пощадила инквизиция? Ребята, поверьте, инквизиторы, были не такие уж глупые, как об этом думают мозолистые попы исследователей. Босх, своим неистовыми картинами, изобличающими человеческие пороки в этом как раз и помогал. Его картины были мощнейшим элементом пропаганды здорового образа жизни. Я имею ввиду морально – нравственного. Его выразительные образы тем людям были ох как понятны. Потому, что им веками насаждали страхи перед ужасами за содеянные грехи. Эти ужасы и страхи, преподносились в сюрреалистическом свете схожим с образами художника. Это сейчас, при смартфонах и ракетах нам сложно подобное внушить, а тогда они во все это верлили. И картины Босха им были более понятны, чем нам. Нелицеприятные образы духовных лиц на картинах, церковью рассматривались как выявление и борьба с отступниками. Что, должно послужит мощным посылом справедливости в массы. Босх, являлся прародителем визуальной пропаганды в виде картин – плакатов. Как там раньше висело на стенах - Выпьем с дуру за культуру! Или - Кто не закусывает, тот не пьет! И, церковь в отношении художника показала себя гибко и мудро. Значительно позже, талантливые художник и хитрый лис С.Дали выступил, чуть ли не в роли первенца в создании сюрреалистического стиля. Без сомнения, он успешно взял на вооружение концепции и стиль Босха в своих работах. Одна работа «В Предчувствии гражданской войны» чего стоит. Где художник, талантливейше показал ужасы войны в виде уродов, вызывающих крайнее отвращение. Разве не влияние Босха? Так что церковь только рукоплескала Босху за такую мощную пропагандистскую помощь. Хотя и в наших церквах были росписи зловещих картин ада. С чертями и котлами. Я, сказал, что в целом люди его времени, понимали картины. Но в частности, конечно же, далеко, не всё было понятно. Да и сам художник, наверняка, все, что наворачивал, не понимал. Это была уже работа подсознания. Но такое у странных художников и должно быть. Увлекшись воплощением на холсте концепции, творец иногда не в состоянии остановиться. И его несет. За объемом еще объем. Как в скульптуре. Когда скульптор во время ваяния, как мантру повторяет – Один объем порождает следующий объем. То же самое можно сказать и о стихах. Получилось пару гениальных куплетов, тормозись, товарищ. А поэта тянет уже на поэму. В результате пыл спадает, и идет тягомотина. Вы посмотрите внимательно на портрет сюрреалиста Босха. И, портрет сюрреалиста С.Дали. У первого лицо полубезумного религиозного фанатика, у второго нормальное лицо чуть двинутого художника. Доказательством моей теории религиозного фанатизма художника, повторяю, является то, что Босх свои картины не подписывал и не ставил даты. Поскольку, честолюбие и тщеславие, входит в перечень человеческих грехов. Это я вам говорю, самый тщеславный в мире гражданин, самой тщеславной страны во вселенной. С рожами свиными в общих чертах разобрались, а теперь переходим к частностям. Вот, что самое таинственное и не будет понятым никогда. Его элементы пейзажей. Только сейчас мы видим нечто подобное в фильма фентази и произведениях современных художником фантастов. Но они элементы черпали из чьих - то источников. С этим ясно. А откуда черпал их Босх изображая фантастические пейзажи? Может с других планет или измерений? Ведь к таким фантазиям мозг средневекового живописца не был готов. Каким каким талантливым он бы не был. Или не увидел своими глазами. Смерть Босха, также, была покрыта тайной. Как и его жизнь. Его тело было захоронено с торжеством и почестями в часовне церкви, в родном городе. Спустя столетия могила Босха была вскрыта, но, к огромному удивлению, она оказалась пустой, и не содержала останков. Дальнейшие раскопки были поспешно остановлены после исследования осколка надгробия с его могилы, который под микроскопом начал нагреваться и светиться. Правда или неправда? Не могу сказать точно. Но то, что это был смелый и талантливый художник – новатор, можно сказать с полной уверенностью.