Первое Причастие

Вячеслав Тюменцев
Странное дело, но я не припомню, чтобы православные спрашивали друг друга о том, как состоялось у них первое Причастие.

О том, как как они пришли к Богу, в Церковь и в каком возрасте были крещены - это спрашивают. Задают вопрос - где и как нашли духовника. Уточняют, венчан ли ваш брак, в какой храм ходите и обязательно поинтересуются христианским именем собеседника, если вы, к примеру, Лилия, Марта, Эдик или Ян...

А вот где и как ты причастился в первый раз - не спрашивают. Разве что сам кто-нибудь расскажет. Вот я и рассказываю.

2.

В самом центре Петербурга, в Ковенском переулке находится католический храм Лурдской Божией Матери. Моя хорошая знакомая пригласила меня однажды сходить в него, чтобы послушать орган, звучание которого сопровождает каждую воскресную мессу.

В Бога я тогда не верил, но старательно искал его повсюду, т.к. поиск Бога - свойство, заложенное глубоко в каждую душу. Ну и всякое новое, интересное, необычное традиционно меня привлекало. А тут - ещё и орган! Короче, я согласился.

Пешочком мы добрались до места. Здание выглядело достаточно характерно: плоский фасад и встроенная в него высокая колокольня с острым куполом; узкие окна с витражами; необычная башенка на левом краю фасада; треугольное навершие с круглым окном, увенчанное небольшим крестом и глубокий портал входных дверей.

Когда мы вошли, служба была в самом разгаре. В храме было не очень много народу. Мы уселись на деревянные скамеечки в центре зала. Высокое внутреннее пространство меж уходящих ввысь стен было пронизано белым неярким светом. Под сводами носился звук органа. Обстановка была умиротворяющая.

- Исповедоваться идёшь? - хитро подмигнула мне знакомая, показывая взглядом на зарешеченную исповедальню.

- А что, это мысль! Грехов у меня много...

Родившееся в моей душе озорное стремление немного пошалить собралось было сгуститься в конкретное действие, но в этот момент музыка прекратилась и что то стало происходить на "сцене" - так я назвал про себя солею храма.

Немногочисленные верующие стали подниматься со своих мест и выходить на эту сцену, становясь в ряд друг за другом. Высокий священник в белом вышел откуда-то справа, в руках у него была небольшая корзинка.

Словно некая сила прибавилась к ещё не угомонившемуся в моей душе озорству. Я вдруг встал и решительно направился на сцену, легко поднялся по трем невысоким длинным ступеням и стал в ряд людей последним слева.

Священник, идя вдоль ряда, доставал из корзинки облатки и клал их на язык верующим. Дошла очередь и до меня. Священник посмотрел мне в глаза и в этот момент меня охватила какая-то неясная дрожь. Я почувствовал важность происходящего.

Возникла небольшая пауза. Священник продолжал смотреть мне в глаза и я вдруг понял и осознал всю дерзость своего поступка, и легкомыслие, с которым я так запросто направился на сцену. Собственно, моё поверхностное отношение к жизни и было причиной того, что я оказался в ситуации, которая судится и оценивается уже совсем иными мерками. И виноват во всём этом только я сам...

Священник помедлил ещё немного, словно что-то взвешивал... и в тот момент, когда я уже был готов произнести слова извинения, развернуться и вернуться в зал, он опустил руку в корзинку, достал из неё облатку и протянул мне.

Я открыл рот и он положил её мне на язык.

Я развернулся и пошел к скамейкам. Весёлые глаза знакомой встретились с моими серьёзными. Мы ещё немного посидели и вышли из храма. Говорить мне совсем не хотелось.

2.

Может ли быть Причащение быть случайным? Много раз, служа в алтаре в качестве псаломщика, я наблюдал такую картину: иерей в алтаре у жертвенника поминает записки, а в храме идет Причастие, и вдруг, повинуясь внутреннему четкому сигналу, он оставляет своё дело и решительно направляется к Чаше с выстоившейся очередью из причастников.

- Вы готовились к Причастию? - строго спрашивает он человека, стоящего перед Чашей.

- Ну... я... это... я с утра покушал.. или ещё что-нибудь в этом роде, покурил, например.

Не удосужившемуся подготовиться человеку священник предлагает придти причаститься в другой раз, хорошо подготовившись. Так-то оно так, но что заставило священника выйти в нужный момент? Причём, свидетелем подобных случаев я был не однажды, и не дважды. Так действует служебная благодать.

Такое же профессиональное чутье, интуиция, если хотите, наблюдается, скажем, у сотрудников полиции.

К примеру, когда я получил постоянную прописку в Санкт-Петербурге, меня перестали останавливать в метро, хотя внешне во мне ничего не изменилось.

Или стоит, например, пропустить дату получения ежегодной страховки ОСАГО, как меня тут же останавливает сотрудник ГИБДД и просит показать страховой полис. Я всегда удивлялся этому и спрашивал:

- Я сам про себя не знаю, закончилась ли у меня страховка на машину, а вы всегда знаете!

На что гаец хитро улыбается, поднимает глаза вверх к небу и говорит:

- А вот!

3.

Возвращаясь к нашей истории, можно подумать, что Всеведущий Бог Сам следит за тем, кто, как и с каким сердцем подходит к Его Чаше, подавая своим служителям сигналы в нужный момент.

Кстати, согласно православным представлениям, если человек некрещеный был каким-то образом допущен к Причастию, это означает, что в скором времени он будет крещен и сможет причащаться на законных основаниях. Как, собственно, со мной и вышло в дальнейшем.