ЕГО ПУТЬ

Олег Крымцев
  Владимир родился ещё в далёкое советское время. Тогда нужно было отучиться успешно в средней школе, не 11,а 10 лет и имел право поступать в ВУЗ,чтобы получить высшее образование. Нужно было только пройти конкурс, если он имелся. Однако, были и такие институты, куда конкурс не отмечался. Например, лесотехнический институт в Москве не имел конкурса. Туда шли поступать редко и  он еле набирал студентов по норме. Владимир же решил поступать на кораблестроительный факультет Высшего инженерного Военно-Морского училища имени Ф.Э. Дзержинского, расположенный частично(1 курс) в самом здании Адмиралтейства и большая часть этого факультета размещалась вместе с иностранцами в Инженерном или Михайловском замке, где приближённые устроили заговор и задушили российского императора Павла 1. На этот факультет образовался конкурс по 32 заявления на место. После медицинской комиссии училища, что удивило Владимира(зачем после военкоматовской медкомиссии понадобилась ещё и училищная), отсев поступающих снизился почти в два раза.  Одного, например, поступающего отстранили от экзаменов за то, что у него были плохо развиты жевательные мускулы лица. Владимир сам это слышал. Но помимо заявления требовалась ещё характеристика со школы, что ты являешься активным советским гражданином. С этим документом у Володи было всё в порядке. Он получил его за то, что был членом Совета дружины школы, нося на рукаве две лычки, как председатель Совета отряда класса. Владимир набрал 28 баллов, сдавая все 6 приёмных экзамена. Он не получил никакой школьной медали, что помогало сократить вступительные экзамены в ВУЗ до письменного по математике и устных по ней и всё. Проходной балл на этот факультет являлся числом 28 и он прошёл спокойно отсев, став считаться курсантом.
  Пять лет совместной учёбы, жизнь в одном спальном кубрике, питание за 4-х местным столиком очень сплотили курсантов к концу учёбы. Они стали единой семьёй, сдружившись за годы обучения. По окончании училища, подобно большинству, он попал на флот, на атомную подводную лодку командиром группы движения, хотя мечтал стать корабелом в приёмке, КБ или на заводе, где создают корабли. Что делать, пришлось служить и на такой должности. Перед назначением Володя женился на Катерине, учившейся в одной с ним школе, но в другом классе. У них родились двое ребят, которые выросли, очень рано женились и перешли жить к жёнам. Когда же у детей, работавших в родном городе Ломоносове, что под Санкт-Петербургом, на заводе родились дети, они передали этих детей в квартиру папы, когда он перешёл служить в Ломоносов.
 Однажды Владимир возился на своей лодке, когда так получилось, что им надо было срочно выйти в море. Через 10 суток лодка вернулась в базу, и его отпустили домой. Всё это время Владимир вспоминал о коте, оставшемся без корма, потому что он не смог и не успел предупредить соседей о внезапном выходе в море. Его жена в
это время уехала с детьми проведать своих родителей. Когда Владимир открыл входную дверь в квартиру, почему-то весь белый кот бросился ему в ноги и за одну из них сильно укусил. Потом оказалось, что кот съел всё ему оставленное(хорошо что жена приготовила коту на пищу на пару дней, не подозревая, что муж внезапно исчезнет, как это бывало раньше, на несколько дней), затем он начал шарить по квартире в поисках съестного, но нашёл на полке на кухне только пакет с мукой. Кот сбросил пакет на пол, который при ударе порвался, обдав белым порошком кота и всё вокруг. Кот несколько дней вынужден был питаться этой мукой, пока не съел её. Он очень разозлился отсутствию другой пищи, поэтому, когда услышал, что в квартиру заходят, он бросился на входившего хозяина и укусил того.
  Прослужив ещё несколько лет на флоте, Владимир перевёлся служить в институт аварийно-спасательного дела, который находился в его родном Ломоносове. Вначале там он стал младшим научным сотрудником исследовательского отдела по оказанию помощи надводным кораблям. Затем сменил на должности начальника отдела, ушедшего по выслуге лет в запас. Владимир к этому времени содержал внуков в своей большой 2-х комнатной квартире, полученной от института. Он продолжал воспитывать внуков, которые подросли и также, кончив школу, женились, отправившись жить к жёнам. Дети совершенно не помогали в воспитании и росте внуков. Приходилось Владимиру стать внукам фактическим отцом.
  В институте Владимир набрал материал для защиты своей кандидатской диссертации. На всю жизнь ему запомнился один полу- дурацкий вопрос, заданный членом диссертационного Совета: что нужно делать, когда сам спасатель терпит аварию при оказании помощи другому кораблю? Владимир знал, что это нетипично и лишь один раз имело место за несколько десятков лет, когда спасательное судно было шквалом ветра выброшено на мель, получив пробоины в корпусе, и увлёкшись оказанием помощи, подошло слишком близко к берегу. Владимир немного подумал и ответил, что в таком случае спасателю надо расклепать якорь- цепи и выбросить их, а экипажу спасательного судна следует сесть в имеемые спасательные карбасы, надувные плоты, лодки и др. и отплыть на сотню метров с частью продуктов. В этом случае спасатель освободится от части веса и сам всплывёт на 10 - 15 см. А оставшиеся на судне механик или командир БЧ-5, штурман на руле и командир судна снимут его с мели окончательно и отведут в сторону. Затем на судно вернётся экипаж и они будут бороться за живучесть самого судна и оказывать помощь терпящему аварию. Больше вопросов ему не задавали и он стал учёным с диссертацией, т.е. кандидатом наук.
  Во время службы начальником отдела Владимиру надоел один подчинённый, еврей по национальности, который почти полгода напоминал о себе, стремясь занять должность старшего научного сотрудника, а затем получить очередное воинское звание "капитан 2 ранга". Он надоел пуще горькой редьки, приставая к Владимиру со всякими пустяками. Однажды он пришёл и спросил, как ему грамотнее написать в деловом письме директору одного института: член-корреспонденту или члену-корреспонденту. Владимир воспользовался случаем. Он спросил подчинённого, если он правильно понял, то капитан 3 ранга хочет написать орфографически грамотно, Владимир понимал, что тот наверняка знает, как правильно написать но лезет с напоминанием о себе лишний раз. Он сказал, что если хочешь написать грамотно, то пиши "члену корреспондента". Офицер понял, что от него хотят избавиться и больше не помогут, поэтому он обиделся и ушёл. С той поры он больше не приходил к Владимиру за советом.
 Зимой Владимир любил подлёдную рыбалку, особенно поймать корюшку, когда та шла ранней весной на икромёт. Тогда вся семья ждала его с уловом, чтобы поесть вкусной жареной рыбки, но никто не хотел помогать ему её ловить.
  Владимир решил накапливать материал для защиты докторской диссертации, но не заметил, как подошёл срок окончания его службы в ВМФ. Он так и не успел второй раз защититься и его однокашник- преподаватель Военно-Морской Академии так и остался единственным в в их выпуске доктором технических наук.
  Занимался Владимир и изобретательством. Совместно с другими он изобрёл  хорошую и полезную установку для снятия кораблей с мели, приводимую в действие реактивной тягой. Чтобы не искать другой работы, что в его времена стало непросто, он после увольнения из ВМФ стал работать в своём отделе в должности научного сотрудника. Ему редко приходилось отвечать на "умные" вопросы, подобно вышесказанному, но на вопрос о том, какую пользу он приносит в гражданском качестве, Владимир ответил, что его товарищи, медицинские и водолазные коллеги сейчас успешно работают над тем, что после водолазного погружения не человек проходит декомпрессию, а его снаряжение. Дело сдвинулось на 50%, так как правильно сформулированная задача- это уже половина успеха. Он же сам работает над идеей оказания помощи аварийному кораблю. Вопрос только в том, как установку доставить к месту работ.
  Интересно, что Владимир посещал регулярные раз в 5 лет встречи выпускников факультета, но никогда не посещал последующего вечернего застолья. Он мог опасаться похвальбы своего товарища, служившего в Москве и бывшего куратора института, который однажды на юбилее этого института в шутку заявил Владимиру, что все его  успехи связаны с тем товарищем. На самом деле тот однажды рассказал начальнику института и его заместителю, что Владимир - его однокашник и попросил каждого из них по мелочам не придираться к Владимиру. Владимир же работал прилежно и был на хорошем счету у руководства. Ему даже доверили возглавить внутреннюю комиссию по разбору жалоб одного начальника управления института на выявленные недостатки. Потом оказалось, что они выдуманы и жалобщика уволили из ВМФ. В общем, Владимир жил в реальностях жизни, понимал её и ничего необычного не делал для своей карьеры.