Волк и Шакал

Людмила Перцевая
Кинорежиссер Вадим Абдрашитов – яркий пример таланта, реализованного благодаря советскому строю. Он - татарин, родился на Украине (в Харькове),  учился – в Алма-Атинском техникуме, в Казахстане, потом в подмосковном, но очень элитном МФТИ. Далее Вадим Юсупович шагнул в столицу, на кафедру Московского химико-технологического института, а потом пошел работать на Московский электровакуумный завод.
Но диапазон этой личности был огромен – и прямо с завода он поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Ромма.
Извилистый путь привел Абдрашитова туда, куда и следовало, о чем свидетельствует успех всех его работ: первая же его (дипломная!) комедия «Остановите Потапова!» была отмечена премиями. Он снял всего дюжину фильмов – и все, как одна, отмечены и на внутреннем кинорынке, и в международных кинофестивалях. И это при том, что он увлекал зрителя не легкой комедийностью, мелодрамами или заказанными сюжетами. Они все были глубоки, неожиданны и часто опережали время. Даже не смелостью разоблачений, а открытием характеров, тем, что вскрывалось в фильмах Абдрашитова вроде бы в заурядных ситуациях. Так было с фильмом «Плюмбум», в котором еще в советское время был нам явлен циничный карьерист – совсем мальчишка – к потрясению его родителей и зрителей. Они просто не понимали, как к этому относиться, откуда вдруг прозвенел этот звонок, о чем он?
Признаюсь, я биографией Абдрашитова заинтересовалась совсем не случайно.
В связи с 75-летием режиссера по каналу Культура был показан его гениальный фильм «Слуга». Оторваться от экрана было невозможно, меня просто потрясла вневременная и наднациональная суть проблематики этой картины. Когда бежали завершающие титры, не отходила, чтобы увидеть и вспомнить – это снято в Советском Союзе, когда никто не сомневался, что он вечен, ещё в 1988 году! Но как мастерски сделано, как естественно и легко герои  путешествуют во временных пластах, меняясь и оставаясь самими собой. Этакая двойственность в образах, и жесткая заданность характеров, циничная или – трагическая?
Большинство фильмов Абдрашитова сделаны по сценариям Миндадзе, что, разумеется, позволяет поделить успех напополам. Но в «Слуге» играют Олег Борисов, Алексей Петренко, Борис Клюев, Ирина Розанова – да так, что невозможно помыслить никого другого на их месте! А музыка Дашкевича, а бесподобные хоры, сопровождающие высоким звучанием всю эту унизительную и гнусную историю подчинения одного человека – другим? Раба и господина, карьериста, способного на всё ради достижения власти, и слуги, подставляющего себя под удар… Стало быть, успех тут командный, но ведь эта команда сформирована и подчинена  единому замыслу режиссером, Абдрашитовым!
Я видела этот фильм и в премьерном показе, тридцать лет тому назад. Но тогда он еще не открывался в такой полноте глобального значения, казался чем-то «нашим». А теперь я понимаю, что в этот сюжет легко лег и Ходорковский с Пичугиным, посланным на убийство, и все киллерские истории перестроечных лет, и множество международных скандалов с продвижением к власти, подставами, интригами, подлостью и неизменным пренебрежением одного человека  всеми прочими, презрением к «шестеркам». Но как сделано, на каком, можно сказать, подручном материале!
Так и стоит в глазах Олег Борисов, испугавший своим рычанием волка, - а шакалом назначивший Клюева... Страшная история. Гениально воплощенная почти мистическим образом!