Да так, тоже чуть-чуть про смущения, про религиозн

Александр Кольцовъ
Чуть-чуть про смущения. (или письмо ко товарищу).
– Да, тут товарищ один хороший раскрыл душу недавно.  – Смущает, - говорит он, - меня очень что-то...., - и это вот "что-то" очень серьезно смущает его...  Ну, и ответил ему, тем, что на ум сразу пришло. А уже теперь даю наиболее вдумчивый, вкрадчивый ответ по поводу его такого смущения.
А я тут, ты понимаешь ли... Сижу.... Сижу так, сижу себе вот здесь, в этой жизни.... И страх еще чего поделать люблю при этом сидении здесь же – так это подумать. Вот же хоть хлебом ты меня не корми белым (а корми только лишь черным хлебом меня), а подумать ну до того же люблю я. И это со мной ажно ещё со самого детства. – Вот каковая есть во мне как бы особенность очень странная, ну да – есть то, что есть.
Особенно же приятно на душе на моей, - это когда сие занятие еще и полезным кому ни будь оказывается. – Тогда совсем очень уже хорошо у меня на душе делается. А так-то я просто думаю. Сижу так себе и думаю... А то и стою когда – тоже думаю, или делать чего ни будь делаю, то и в этот момент торжественный тоже думаю иной раз. Шутю вот разве еще другой раз и иногда, чего делать тоже люблю завсегда.
Ну, да на этом всё ясно со мной вроде бы, а важней в этот торжественный час (когда космические корабли бороздят космическое пространство.... а некосмические бороздят пространство не космическое (шутк.)) ибо, а и чего бы им и не побороздить его... ну, да это все шутки). Пред нами же вопрос наиболее серьезный, и вот он:
Смущает, понимаешь ли, некоторых товарищей пришедших во храм не совсем что ли адекватное поведение других некоторых товарищей там уже находящихся. – Вопрос суровый, хотя и не новый. Скажу по секрету - и тем и тем товарищем был и бываю я сам... Скажу без секрета – любой из товарищей был и тем и другим, и даже ты сам таковой в точности же... Посему понять и тех товарищей и других товарищей же будет не так уже и сложно. Нужно лишь посмотреть чуть да внимательней, примерить так сказать на себя. Или вспомнить себя, свои ощущения в части знакомой уже ситуации. Итак, ситуация:
Мы же с тобой спортсмены, или почти спортсмены мы. И мы с тобой в игру-волейбол дружно играем. Посему давай вспомним ситуацию на нашей площадке. Или не на нашей, но любой гипотетической спортивной площадке. А прежде чем её вспоминать и представлять, вспомним давай такое выражение распространенное, вот оно: со своим уставом во чужой монастырь не ходят.... Или не менее знакомую истину: все инородное отторгается, или любое инородное отторгается... Как, например, заноза из пальца, ибо она по отношению к пальцу как раз и будет – самое то, а именно - инородное. А на площадке так: представим, что некий тип пришёл к нам в самый разгар нашей игры в волейбол. И он айда пинать прямо тут же свой мячик. Пускай это будет футбольный, а хоть даже и баскетбольный, или даже мяч для водного поло. – Такой дружок будет для нас, играющих таким же как та заноза. – Не так ли? Пусть даже он и мячик тот свой пинал бы очень даже прехорошо, или как-то особенно.
Другой пример – приходит к нам на ту же площадку знатнейший волейболист, но идиот по отношению к идейным сторонам и свойствам души. (очень распространенный пример, кстати). И вот он, играя безусловно всех нас лучше, очень орет так на нас торжественно, громко и благим матом, на всех, здесь уже играющих... Или еще того лучше - злобу генерирует особенно люто и всем аж противно становится от такой от его лютой злобности. И что тогда?
Или приходит в коллектив трудовой, не трудовой, празднующий, сидящий мирно подле подъезда и счелкающий так же мирно там, например семечки. И этот пришедший вдруг да и начинает всем кровь их подпорчивать. И чем не старательней он это делать будет, тем и.... И что, ...тем и...? – И тем, полагаю, старательней, захочет любой такой коллектив избавиться, да поскорей от этого, кровь им портящего. В случае с волейболом – волейболистом, или тем, пинающим мячик свой, не то баскетбольный, не то и для водного поло мячик. – Или не так? Или с мячом для водного поло сие правило не сработает?
И в точности так же с мучимыми, и не дающими спокойного лицезрения за действиями в церкви, твоими смущениями. Таки почему же? – горячо спросишь меня ты. – А, таки вот почему – отвечу тебе, - любые ворчащие там на тебя бабушки – это и есть команда. Уже сыгранная, сплоченная такая, техничная, «играющая» очень давно, команда.** А ты, пусть ты и не пинаешь в свой мячик, по сути же ты как раз таки «свой мячик пинаешь» там, на их на той на площадке, - так получается. – Ведь ты там ни сном ни духом..., а они давно там, и они там "играют". И вполне допустимо, что ты делаешь что-то не то. А они там как раз уже как рыба в воде, ну или почти так... или как в водном поло рыба (шутк.). Посему, думается, что ходить в монастырь предварительно ознакомившись с его уставом, будет все же таки более что ли рационально. Или бы к нам бы пришёл этот баскетболист, и не стал бы свой мячик пинать, но испросил бы вот так приблизительно: Нельзя ли, товарищи, мне тут, вместе с вами бы поиграть малость бы? И что надобно мне делать для этого? – Пинать ли, или ловить мне ваш мячик, кидать ли его во кольцо, укусить его,  или только стоять мне вот здесь и орать мне здесь во всё горло, что вы дайте, мол, мячика мне? – Ущучиваешь, как оно просто всё?
Так и в трудовом коллективе, любом другом обществе товарищ, пришедший в коллектив этот либо вписывается и становится его неотъемлемой частью, либо же скажут ему: Вы нас не устраиваете, вседорогой Вы товарищ, уж больно вы въедливый какой-то по части коммуникации, озлобленности, вспыльчивости, профессионализма, культурного уровня высоте или иных, не устраивающих нашу команду, качеств. И тогда ему уже или уйти по добру по здорову отседова, или явить в коллективе этом нужные этой группе товарищей, качества. Полагаю и это ясно.

** Про уже существующую команду, или коллектив шипящих старушек.
Да, коллектив, прямо сказать, далеко не передовой. – Таки же это ж старушки, еще и такие не хлебосольные, и даже наоборот - чрезмерно въедливые. И это есть совершенно научный факт, - они есть часть общества, при том далеко не передовая. И в силу возраста, и в силу огромного количества других разнообразных факторов, включая болезни и нерадивых детей и внуков... И очень здесь может смущать такое, распространенное тоже из наблюдений, что с кем поведешься, мол... - то от того и наберешься. И это тоже оченно ценное из наблюдений. Однако, совсем не надобно набираться всем, тем более безполезным, и еще тем более – вредным, а именно – не желательным. Хотя и уважать старушек, пусть даже самых темных, темнейших –  дело необычайно полезное, хотя и трудное. Да просто уважать их, хоть бы за то, что мы здесь с тобой, включая нас с тобой там, на нашей площадке спортивной, или в коллективе во трудовом, не трудовом и любом ином обществе – это как раз заслуга именно же этих самых старушек. Да, да – именно их это заслуга, или таких же точно, старых старушек. Ибо другие-то, не старушки которые, а именно - зверушки невиданные, здоровое и молодое племя, прогресс научно технический и т.п. ко нашему появлению здесь совсем не при чём. Ибо жизнь наша проистекает именно из старушек из этих, если глядеть, конечно чуть да шире, нежели обычно это делается. То есть же – им именно все мы без исключения и обязаны своим здесь присутствием. И если доживешь ты и я, и даже тот-же баскетболист крикливый или ватерполист с мячиком, то и они станут когда ни будь таким же точно старушком... Или чуть другим, передовым менее, а отсталым же более, по отношению к новому и современному племени, которому дорога везде... а старикам, как водится, везде должен был быть бы обеспечен почёт (из песни про «Широка страна моя родная...», хотя и старой, хотя и хорошей по счету большому). Итак, - старушкам почет. И к старушкам же и вопрос, если уже ты идешь «играть» к ним, на их площадку, вопрос вполне справедливый, логичный и адекватный: ...а как, мол, играть-то, тут, с вами... ....бросать ли в кольцо мне мой мячик, или его пинать только, или мошть быть – ловить и держать его только тут? – И тут все вроде бы должно быть уже ясно...
Это касательно в части «везде почета» для старика, - нашего здесь брата старшего.
Что же до второй, наиболее важной составляющей, озвученного тобой, твоего смущения (подозреваю, что есть и таковая), то тут и еще проще всё. В храм в принципе ходят не для того, чтоб от старушек набраться чего угодно, или обучиться дабы шипению ихнему. Или же нехорошего всякого понабрать в себя, и не нужного, что смущения и возмущает в тебе, как и во мне. (ну, то есть – это если боишься ты стать вдруг такой же вот старушкой вредной). Тут по тому смущаться не стоит, что ты не учись у них этому (их «шипению»)... – и всех-то делов. Ты ведь на тренировках научиться и можешь и хочешь только тому, и у того только, у кого научиться можно чему ни будь лучшему чем ты уже можешь. А совсем не наоборот. – Ты не учишься у того, кто играет хуже или на много хуже чем ты..., или делать этого вовсе не умеет – это просто ведь?
Ну, и на всякий случай скажу, - в храм не к старушкам ходят, а за чем-то на много большим (это уже объяснять здесь не стану, ибо это очень скоро к человеку понимание приходит, если на то есть у него желание)***.
Однако, для еще большего отвода от всякого из смущений о темноте и дремучести (моего-то уж точно смущения некогда неимоверного, ибо же и сам я вполне такой тоже тип, т. е. - очень смущающийся... смущений не чуждый тип, самых разнообразных при том, - вот какой я и есть твой товарищ... - знай на всякий случай), которые приобрести ходя в храм возможно, доложу тебе таковое:
Первое – зато уже никак не приобрести здесь таких современных качеств, занимаясь тем  чем там занимаются, как сквернословие, всякие злоупотребления вредные и т.п. А с теми, что уже обретены (подчеркну, - занимаясь тем, чем там занимаются) таки будет легче расстаться, уменьшить их или начать их искоренение. Хотя и выглядеть, очень возможно, это и будет именно не традиционно что ли, не броско, не ярко, не яростно.*** И мудрено ли, - ведь вокруг традиционно сильные - это смелые и матерящиеся громко, а тут не громкие и не кичащиеся своей буйной силою (в любой из её ипостасей). (О!, кстати – Емельяненко Федя – тому хороший пример, то есть же – именно сильный, однако в глаза не бросающийся).
Второе, и не менее важное (а мне так очень и очень помогшее в своё время) – огромное количество людей просто великих, были глубоко религиозными. К счастью с множеством таковых же людей я знаком лично. Но, так для информации – это и Лихачев (академик нескольких академий наук), Сикорский (выдающийся авиаконструктор), Вернадский, Эйнштейн в конце концов, пришедших на ум мне в первую очередь****, чья деятельность в религиозном аспекте интересна и плодотворна. И таких людей великих великое множество. Оченно советую хоть бы вот с этим Величайшим путём жизненным Величайшего Человека ознакомиться, - Войно-Ясинецкий (Лука) – так его зовут, благо и искать даже не надо – всё есть в интернете. Ознакомься и не пожалеешь (вот даю зуб тебе, да чей угодно (шутк)... – и чей не угодно тоже даю).

*** - О том, чему там учат, и чему научиться возможно. Просто сказать если, то научиться всему там возможно. Тому, что сделать жизнь твою сумеет на много лучше, нежели эту жизнь, уже имеющуюся. Наполнить жизнь эту и смыслом и любовью. Федя Емельяненко тому хороший пример. Огромной же силы человек, при том очень скромный, без современного нынче чувства гордыни собственной. И вот те же старушки, кстати, необычайно плодотворно учат шипением своим, как и просто присутствием даже своим смирять её, гордыню то есть, нашему современнику очень присущую. Самое же главное – учатся там любови истинной, ибо же и есть примеры её там, при том во множестве.
Или вот, примеру для, если дать ребенку любому (не испорченному) выбирать между любовью (пусть это таки будет в лице его матери, или его обоих родителей) и какой ни будь там хорошей игрушкой, машинкой, вещью, богатствами, то он все же выбор свой  должен сделать в пользу родителей. Ибо на кой ему та машинка, когда любови (пусть родительской) не будет у него(?!). А вот во взрослой жизни это понимание почему-то «стирается». И современное общество приучает люд человеческий без любви обходиться, или с её заменителями. То есть - отдавать предпочтение вещам, машинкам, богатству, положению в обществе (власти). И, надо заметить, у  общества такового это очень даже как хорошо получается. А вот в храме как раз учат обратному. Что де не в деньгах-машинках счастие, но во любви настоящей, включая конечно и родительскую. И даже за то, чему там учат, многие отдают жизнь свою. Потом их героями почитают, и это правильно и хорошо очень, когда это так в этой жизни.

**** - Да вот и сам список, собственно. Там множество имен вполне известных, и множество наших соотечественников. Главное – список дает понять, что в религии далеко люди не тёмные. И еще раз напомню, что даже и те, которых назовут многие «темными» на много светлей многих «нетемных», «темнотой» религии не охваченных.
Список лиц. Публиковал уже как-то, а толи и не публиковал. Ибо сие не есть плод моих стараний, а это публикация уже давнишняя. Но, вот интересно же... Знаю сюда всё не вместится, посему если кому охота ознакомиться пристальнее, то завсегда это заделаете и самостоятельно. С моей же стороны вам на то искренние мои и наилучшие в этой связи пожелания. Действуйте. Всенепременно действуйте, вседорогие и дорогоценные вы мои сотоварищи!

https://pravoslavie.fm/science/spisok-veruyushhih-uch.. - первоисточник


Со наилучшими, во всех аспектах игры, пожеланиями, любящий иной раз много подумать... и пошутить тоже любящий, я..., т.е. Кольцовъ.., т.е. Саша, имеющий ко физкультуре и спорту отношение только дружное (толи дружественное).

20,01,20