Пасха

Вера Армашова
  Самый любимый в народе праздник.
  Праздник светлой тихой радости. Люди поднимают глаза к небу:"Слава Богу, с его
  помощью пришло тепло". Перезимовали - теперь будет легче. Ласковое солнышко,
  первая зелёная травка, вереницы и косяки перелётных птиц до родных гнездовий,
  белый пар над пахотой.
                Проснулась Земля Матушка.
  Да,вроде, малость приутихли стонущие суставы. Хочется жить снова и снова.
  И всё это ассоциируется с Великим праздником воскресения Господня - Пасхой.

  Загодя,в доме наводился идеальный порядок, а так же в хлеву,на надворных пост-
  ройках.
  Чистились печные трубы, замачивались в ручьях, потом колотились деревянными
  вальками - дерюжки: тяжёлые, грубые, за год впитавшие столько всякой всячины!
  Зато потом чистые, пахнувшие снегом, водружались на свои законные места - на
  кровати, печку, лавки вместо современного постельного белья.
  Порошка стирального не было - мыла тоже редко, вот и была надежда на проточные
  ручьи, замачивание да выколачивание грязи, с просушкой на плетнях.

  В доме стены белились светло-жёлтой глиной,земляные полы затирались(выравни-
  вались) красно-коричневой тёмной (это от ребячьих и ягнячьих ног и водных их
  "процедур").
  В доме уж от одного этого пахло праздником - здравого, глиняного великолепия.
  Доставались из сундуков, катались рубелём неказистые, того времени, наряды:
  шторки на окна, полотенца на образа, вязанный шерстяной ковёр на сундук, весё-
  лое лоскутное одеяло из лоскутиков различной формы, по коим мы вспоминали свои
  изношенные рубашонки и платьица.

  О русской печи - разговор и отношение к ней-Особые.
  В доме называли её с любовью: печкой-Матушкой и чистили, подмазывали, белили
  с благодарными в её честь причитками,за то,что согревала, кормила, сушила,
  донашивала недоношенных детей, ягнят, лечила своим сухим теплом, мыла в своём
  чреве.
  Её в граните увековечить бы,наравне с военным мемориалом, как спасателя жизней
  в тылу, в военные годы страны.

  К празднику не смолкала старенькая швейная машинка, одна на много деревень.
  Несли матери, видавшие виды тряпьё, что бы скомбинировать да сшить обновы
  к светлому денёчку. Конечно,кто то шил из более нового,но таких было мало.
  Делились меж собой, поэтому кармашки, оборочки и другие прибамбасы часто
  встречались в нарядах всей деревни,ибо шилось всё одной портнихой, по одному
  фасону, совершенно бесплатно. "А мне-говорила швея-за детскую радость Господь
  даст".

  Загодя, на чистый четверг,красились яйца:зелёные-травой и ветками,коричневые-
  от луковой шелухи, а самые красивые-красные,это уж у кого припасена краска.
  И нам очень хотелось, именно, завладеть красным яичком.
  Делали кулич из теста сладкого и жёлтого, готовили творог - Пасху,обложенного
  половинками варёных яиц.
  До солнышка нас поднимали разговляться.
  Кроме пасхи, на столе, горки тонких румяных блинчиков, мазанных чухонским (топ-
  лённым) маслом, стакан припасённого мёда,штук десять свежих яблок с обрезанными
  боками от гнили(это дедушка по секрету от домочадцев, хранил яблоки к светлому
  денёчку, нам внукам.)
 
  Подавалось на стол мясо-солонина, весь пост хранившаяся в бочке с рассолом в
  погребе, с каким то не понятным не мясным вкусом,крупно натёртая свойская
  лапша или скоромные щи из кислой капусты с горохом.
  И обязательное этого праздника - студень с ржаным хлебным квасом.
  Всё это было несметным богатством и всё съедалось за один присест, ибо за
  столом большое семейство:родителей, сыновей с жёнами и детьми.
  Все собирались в родительском доме у родного очага. За столом каждый знал
  своё место - по возрасту.
  Под образами, с горевшей лампадой, восседал Главный - Дед.

  С окладистой седой бородой, всегда безукоризненно подстриженной, как на кар-
  тинке, очень строгий отец, справедливый свёкор, и самый добрый на свете,самый
  лучший друг наш, дедушка Вася.
  Сначала все, стоя, читали молитву на пятнадцать детских голосов( взрослые нам
  потихоньку подгудовали, типа современной фонограммы).
  Хор был не стройным: Кто отставал, кто забегал вперёд, и возвращался,кто шепе-
  лявил-картавил от природы, кто передразнивал его - потихоньку от взрослых.
  Но крест и поклон клали все по Уставу, за этим строго следил Дед.

  Начиналось самое интересное и долгожданное - разговление.
  Каждому,своей ложкой,дед брал творог с долькой яйца и не большим куском кулича.
  После этого обязательного, начинался пир горой. Бабушка доставала из печи
  чугуны (ведёрные), наливала в большую миску, литров на восемь,и мы начинали
  "хлебать хлёбву", то есть первое. Каждый поднимался со скамейки, черпал глубо-
  кой деревянной ложкой с обгрызанными краешками(это мы по секрету от взрослых
  их обгрызали)"точили зубы". Кто быстро проглатывал содержимое ложки, а до
  очереди ещё было время, рисовали на столе от пролитого, моря и реки, соединяли
  их каналами.

  Дед, видя такое безобразие,что мы из дара Божия строим чуть ли не Днепро Гэсс,
  неспеша облизывал свою ложку и ставил печать на лоб богохульнику, легонько,
  не больно, для порядку. Учил. Мы сразу возвращались"на круги своя" в строй
  смиренных и послушных.
  После хлёбва подавалось мясо на низкой самодельной деревянной тарелке, скорее-
  подносе.
  Дед делил мясо поровну, по одинаковому куску, не взирая на возраст ни кого не
  обделял. Затем ставилась вновь первая миска,по видимому,она была единственной
  в своём роде, с холодцом-студнем, залитым хлебным ржаным квасом и мы снова про-
  пускали на столе ручьи, а родители, украдкой от Деда, подправляли наши шедевры
  или вносили новшество.

  На этом пиршество заканчивалось. Дедушка брал на колени самого маленького,
  задирал рубашонку и показывал люду надутый животик. Это, конечно,было в шутку,
  как бы на улыбку зрителя, но все были довольны:Слава Богу-насытились.
  Дальше глава нашего государства строго говорил:"Сметайте крошки".
  Мы сметали со стола в свои ладошки все до единой крошечки и отправляли в рот.
!!Надо сказать,что к хлебу в нашей семье отношение было особое-святое.
  Дед привил своей семье и дальше, уже нашим поколениям, что хлеб был 
  вечно - Всему Голова.
  Затем все вставали и молились за столом, клали крест перед образами и говорили
  "спасибо" каждому по очереди, не исключая и нас, детей.

 !!Спиртного - упаси Боже!
  Не употреблявший сам, дед считал это баловством, которое детям нельзя ставить
  в пример.
  После сытного обеда, сыновья с жёнами уходить не спешили,а стелили что то на
  пол и ложились тут же - отдыхать в милом отчем доме. А дед говорил внушительно
  нам:"Чтоб-ни звука! Взрослые отдыхают". Бабушка после званного обеда,собирала
  все ложки в ту большую миску, выкатывала из печи чугун с горячей водой и сок-
  рушалась, что кто то ещё надгрыз ложку, а деда, тихонько смеясь, говорил ей:
  "А это-кого я давеча по лбу лизикнул, я его сразу определил, сукина сына,
  в меня, видать,пошёл. Сколько я в его время их перегрыз, и ни кому до сих пор
  не рассказывал, так даже интересней жить,вроде".
  И как то тихонечко, по доброму смеялись.

 !!Может такое было заведено не в каждой семье, но у нас было-именно так.