Хвалимся Богом

Рыжов Александр Геннадьевич
(конспект девятой проповеди в цикле проповедей "Евангелие в послании Римлянам", послушать эту и другие проповеди можно на моей странице на СаундКлауд)

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.


Вступление

Я регулярно бываю среди недели на нескольких разборах. На разборах мы молимся в начале и в конце, поэтому я регулярно слышу, как молятся подростки, молодежь и родители нашей общины. Разборы проходят по вечерам, и я обратил внимание, что некоторые молятся так: «Если Ты придешь сегодня ночью, возьми меня на небо». Видимо, подростков научили так молиться их родители, когда они (подростки) были еще детьми.

Это хорошая молитва. Но я стал рассуждать на эту тему. Есть два вопроса, которые полезно задать неверующему человеку. Первый: «Если ты сегодня ночью умрешь, ты попадешь на небо или нет?» Второй: «Что ты ответишь, если после смерти тебя спросит ангел или Сам Господь: почему я должен пропустить тебя на небо?» Кстати, эти вопросы полезно задавать себе не только неверующим, но и верующим.

Правильный ответ на первый вопрос знает Господь. И как говорит Рим.8, Его Дух сообщает этот правильный ответ тем, кто являются детьми Божьими. Стихи, которые я прочитал вначале, содержат правильный ответ на второй вопрос о пропуске на небо: «будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (5:9).

Я считаю, что в следующие полторы минуты лучше будет, чтобы вы смотрели не на меня (а также не на хористов и тем более не по сторонам), а в свои Библии, перечитывая девятый и десятый стихи, стараясь лучше их понять и проверить, точно ли я их толкую. Если вы еще не открыли Библии на Рим.5, сделайте это сейчас.

В девятом и десятом стихах дважды встречается выражение «тем более». В первом стихе Павел уже вкратце писал про оправдание верой, а сейчас он чуть развивает эту тему, приводя два аргумента для нашей уверенности в спасении:

• Это аргумент «От большего к меньшему»: если мы были оправданы кровью Христа, когда были еще грешниками, и если мы примирились с Богом смертью Сына Его, когда были Его врагами, то тем более будем спасены от Божьего гнева воскресшим Спасителем.
• И это аргумент «От прошлого к будущему»: если в прошлом Бог возлюбил нас и Христос умер за нас, когда мы были грешниками, то тем более мы можем ожидать, что Он и в будущем спасет примирившихся с Ним. 

(Кажется, что эти две фразы звучат почти одинаково, но это не так, и мы это рассмотрим далее).

Когда человек усваивает два этих аргумента, это побуждает его хвалиться Господом: «И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (5:11).

Давайте порассуждаем об этом подробнее – о двух этих аргументах и выводе из них.


А. Если будучи грешниками, мы были оправданы кровью Христа, тем более будем спасены Им от гнева Божьего (ст.9)

«Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева».

1. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его…

Очевидно, что Павел сравнивает две вещи, причем одна из них больше, а вторая меньше. Он называет сначала бОльшую вещь, а потом меньшую, в этом смысл выражения «тем более». То, что мы были оправданы кровью Христа, когда были грешниками, это бОльшая вещь, это вообще что-то невообразимое. И если случилось это невообразимое, то ТЕМ БОЛЕЕ случится второе.

Представьте себе мост, под которым аккуратненько проедет почти впритык машина высотой 4,2 м. Вопрос: проедет ли под ним машина высотой 3,5 м? Да легко проедет! Если пройдет машина высотой 4,2 м, то ТЕМ БОЛЕЕ пройдет машина высотой 3,5 м.

Если Христос умер за нас, когда мы были грешниками, то ТЕМ БОЛЕЕ Он спасет тех, кто уже оправданы Им. Бог, Который открыл для нас небеса, позаботится о том, чтобы мы вошли в них.


2. …спасемся Им от гнева

Наверное, многие знают, что когда Новый Завет говорит о нашем спасении, используются все три времени – прошлое, настоящее и будущее:

• «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8) – когда мы уверовали и обратились ко Христу, мы были спасены благодатью.
• «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор.1:18) – а здесь о спасении сказано в настоящем времени, нам важно слышать слово о кресте, и спасение – это то, что надо совершать, как сказано еще в Фил.2:12: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение».
• «будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим.5:9) – к завершению все вещи придут, когда мы перейдем в вечность.

Кстати, слово «спастись» встречается в послании Римлянам восемь раз, и из них семь раз в будущем времени.


Б. Если будучи врагами Бога, мы были примирены с Ним смертью Его Сына, тем более будем спасены Его жизнью (ст.10)

«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».

1. Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его…

Павел продолжает и говорит ту же мысль чуть иначе. Девятый стих повествует об оправдании. Десятый – о примирении. Девятый стих про нашу встречу с Богом в зале суда, десятый – на поле боя. В зале суда мы находились в роли подсудимых грешников, нарушавших закон Божий, на поле боя – в роли активных врагов Божьих, находящихся в состоянии войны с Ним. А когда мы уверовали во Христа и подчинились Ему, в зале суда мы были оправданы благодаря крови Христовой, на поле боя мы примирились с Богом смертью Его сына.

Слово «враги» – самое сильное в ряду четырех характеристик нашего состояния до обращения:

• будучи «немощными» (ст.6), мы не могли ничего сделать для своего спасения или улучшения;
• будучи «нечестивыми» и «грешниками» (ст.6 и 8), мы нарушали Божьи заповеди;
• будучи же «врагами» (ст.10), мы воевали с Богом.

Это слово означает активную враждебность как с нашей стороны в отношении Бога, так и со стороны Бога в отношении нас.

• Когда мы не подчинялись Божьему главенству в своей жизни, мы враждовали против Него.
• Когда мы вытесняли Его из поля своего зрения, чтобы делать то, что хотим, мы враждовали против Него.
• Когда мы рассматривали Его как похитителя наших удовольствий, как Того, кто хочет поработить и лишить нас радости, мы враждовали против Него.

Дальше в послании про это сказано так: «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8:7).

Многие неверующие скажут: я не враждую с Богом, я ничего не имею против Него. Но равнодушие человека к Богу и непослушание Его заповедям – уже признаки враждебности. Если человек рад, чтобы Бог не вмешивался в его жизнь, это и есть вражда против Бога.

О том, что не только мы состояли во вражде с Богом, но и Бог враждовал с нами, говорит слово «гнев» в 9-м стихе. У Бога есть враги среди людей: Фил.3:18; Кол.1:21; Иак.4:4.

Один служитель сказал: одна из самых больших и редких для пастора радостей – видеть, как враждовавшие супруги примиряются, обнимаются и живут дальше в мире. И он же сказал, что радость еще больше этой – видеть, как грешники примиряются с Богом.


2. …тем более, примирившись, спасемся жизнью Его

Чарльз Ходж написал в своем комментарии на послание Римлянам (Commentary on the Epistle to the Romans [Eerdmans], p. 138): «Если Христос умер за Своих врагов, конечно же, Он спасет Своих друзей». Здесь опять работает логика «тем более».

Павел об этом написал в послании Колоссянам: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:3-4). И в послании Римлянам он об этом пишет подробно в шестой главе, например, в стихах 8-11.

Мы члены Его Тела, мы разделяем Его жизнь и, конечно, мы спасемся жизнью Его. Если Христос будет жить вечно, то вечно будут жить те, кто в Нем, кто с Ним.

Помните иллюстрацию с мостом и двумя машинами? Я приведу еще одну иллюстрацию, которая подходит к этому стиху.

Когда мне было 7-8 лет, а моей сестре 2-3 года, моя мама один раз заходила в магазин с моей сестрой. И так случилось, что кто-то зашел перед ними, большая стеклянная дверь с размаху закрывалась, и мама увидела, что эта дверь сейчас ударит мою сестру, которая шла перед ней. Мама не задумываясь выставила руку, стекло разбилось, моя сестра только испугалась шума, а вот мама глубоко порезала руку стеклом.

И теперь сделаем вывод, используя ход мысли Павла в этих стихах: мама, которая защитила свою дочь от одной опасности ценой собственного физического повреждения, конечно же, избавит дочь и от менее значительной опасности, когда ей (маме) не придется ничем жертвовать.


В. Результат уверенности в спасении – неудержимая тяга хвалиться Господом (ст.11)

«И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение».

1. И не довольно сего, но и…

Павел никогда не облекает догматику в формат сухой лекции, после которой учитель говорит «Урок окончен». У него богословие всегда соседствует с молитвой и прославлением Бога, с ликованием и удивлением глубинами Божьей мудрости и благодати.

«И не довольно сего, но и…» означает «Не останавливайтесь! Урок еще не окончен! Если вы поняли эти истины, вы будете хвалиться Господом». Он уже призывал хвалиться надеждой (ст.2), потом страданиями (ст.3), а теперь говорит, что мы хвалимся Самим Господом.


2. …хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа

Влюбленный хвалится своей возлюбленной. Он говорит, что она самая красивая девушка на земле.

Я запомнил, как Кирилл Ч. сказал на свадьбе, что однажды посмотрел на одной молодежной встрече на Юлю и удивился, как это никто не замечает, что она здесь самая красивая. Замечу в скобках, что если бы Юля решила, что она тут самая красивая, то это было бы заблуждением, и у меня есть отдельное основание этому на основании Пс.110, но если Кирилл решил, что Юля – самая красивая, и он собирается сделать ей предложение, то здесь все в порядке.

Думаю, что смысл у слова «хвалиться» здесь не обязательно «ходить вокруг и хвастаться», но «искренне считать, что тот, кого ты любишь, самый лучший и выдающийся». На английский язык это слово в основном переводят «rejoice» – «ликовать, торжествовать, праздновать, наслаждаться». Думаю, Кирилл именно это чувство испытывал, когда Юля сказала ему «да».

Язычники хвалились, хвастались, мерялись богами. Исайя поэтому рассказывает евреям в плену об их Боге – Он мир сотворил, Он больше всех остальных богов, поэтому в кн. Исайи несколько глав рассказывают про Бога как про Творца и Создателя.

Хвалиться – значит перед сражением называть, что у тебя есть самое сильное, чем ты надеешься победить (Тим Келлер). Как пели в советские времена «Броня крепка и танки наши быстры». Давид, выйдя против Голиафа, начал хвалиться Господом (1Цар.17:45-47). А Голиаф проклял его своими богами. Схватка между соперниками в ВЗ была в том числе и схваткой между религиями.

В наше время эта схватка продолжается. Только сегодня мы хвалимся не Зевсом или Перуном, сегодня слышно, как кто-то хвалится деньгами, кто-то машинами, все, как в древние времена: иные колесницами, иные лошадиными силами… (Пс.19:8).

Еще хвалиться Господом – это значит назвать, к чему ты прибегнешь, когда у тебя будут проблемы и искушения.

Поэтому так важно, чтобы эти всплески хвалы постоянно происходили у нас после разборов, после личного чтения Библии, после разговоров, вообще после рассуждений о Боге. Это признак здоровой практики рассуждения о Господе и Его мудрости.

Мы видим в послании Ефесянам две цепочки сложных богословских мыслей, после каждой из которых Павел не удерживается и начинает молиться, прославляя Бога. Такое происходит и в послании Римлянам не раз, например, после сложных глав с серьезной догматикой об избрании и месте Израиля и язычников в Божьем плане спасения Павел переходит на хвалу Богу, придумавшему такой мудрый путь спасения: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33-36).


Заключение

Пару недель назад, когда наши дети получили рождественские подарки от друзей из других стран, у нас дома был один час открывания коробочек, ликования и торжества. Мы получили десять коробок – девять на моих детей и одну на Пашу из детского дома, который гостил у нас. И на протяжении этого часа, пока дети шуршали обертками и разбирали содержимое коробок, с разных углов двух комнат доносились возгласы «Ух ты!», «Смотрите, что у меня!», «А у меня вот что!»

Что делали дети? Они радовались и хвалились. Не из чувства похвастаться и подразнить другого, а просто из чувства радости и желания поделиться этой радостью.

И тут я заметил, что Паша из детского дома что-то совсем нерадостный. Он уже разобрал свою коробку и как-то растерянно смотрит по сторонам, как все остальные ликуют. Я подошел и заглянул в его коробку. У него была там мягкая игрушка, зубная паста, несколько блокнотов, что-то еще, но в целом его коробка не была заполнена даже наполовину.

Когда все дети начали расходиться, я предложил нескольким из них поделиться с Пашей. Мы отложили кое-что, позвали его и сказали, что у нас много всего, вот это дополнит его коробочку. Ну, и кажется, он повеселел.

Я сейчас не про то, чтобы нам делиться друг с другом, хотя это тоже важно. Я про то, что по нам заметно, ликуем мы или нет. Хвалимся мы Господом или нет. У нас что, коробочка спасения заполнена наполовину? Нет, нет и нет! У нас самая большая из возможных коробочек, и она просто переполнена!

Поэтому «не довольно сего (т.е. не будем останавливаться), но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение».

19.01.2020