Ветка багульника

Дина Иванова 2
---
И все мои дороги, ведущие к добру, берут свои истоки в багульнике, в бору…
/ Баир Дугаров/
---
Возможно, кто-то улыбнётся, читая эти строки.
Возможно, те, кто из Сибири вспомнят кустарники цветущего багульника. Они-то знают, что багульник - краса Забайкальского края.

Для кого-то тихо прозвучит нестареющая песня комсомольцев-добровольцев –
……Где-то багульник на сопках цветет, Кедры вонзаются в небо… Кажется, будто давно меня ждет Край, где ни разу я не был…

А кто-то с тёплой грустью вспомнит веточку багульника из рук друга.

Днями поделилась со мной милая Наташа З/Д. -
«…Однажды друг привёз мне из командировки веточку багульника - я никогда прежде его не видела... Вот запомнила её, как дорогой подарок…».
 
Одна её фраза и «шлюз» открылся…
Забилось сердце, замелькали кадры жизни…
Для меня-то багульник это истоки - тепло маминых рук, её любовь к семье, к Краю, её наполненность чувством красоты…

Чита… молодая мама.
Она всегда, ещё в зимние дни, ставила веточки багульника в воду и с такой нежностью  холила их.
   - Ждите чуда, - прикладывая палец к губам, дразнила она нас, детей.

И чудо появлялось  на голых ветках-прутиках в образе хрупких, но гордых розово - фиолетовых цветочков с пятью лепестками.
Перед сном мама нам часто напевала о сопках в цвету, а то и просто под гитару рассказывала разные сказки - легенды о багульнике.
Очень нравился нам тогда рассказ о том, как красавица Голубушка  превратилась в ягоду.
Правда, вряд ли тогда мы понимали, в чём драма девушки.
Но голос мамы звучал так загадочно и взволновано, что мы прятались с головой под одеяло.

Легенда гласила:
      Жили в далекие времена на болотах два брата. Старшего звали Багул, а младшего – Верес.
Как-то Багул привёл в дом красивую девушку и сказал: - «Она станет мне женой, а тебе – сестрой».
Так в их доме появилась Голубушка.. Багул её не обижал, он любил свою юную жену, но  был  грубоватым, молчаливым и замкнутым.
Голубушка старалась встать пораньше, переделать все дела и убежать к Вересу на  его болота. Он там проводил всё время, изучая природу.
Им было интересно вместе.
Они и не заметили, как сильно полюбили друг друга.
Багул начал замечать, что жена реже обнимает его. А Верес стал сторониться брата, чувствуя себя виноватым.
Братья начали ссориться.
Когда Багул избил Вереса, Голубушка не выдержала. Она бежала вглубь болота, проливая горькие слёзы.
Бежала по трясине, не замечая, что приближается к опасным местам. Из её глаз сыпались крупные слёзы, которые, падая на болотный мох, превращались в синие ягоды. Кусты багульника шептали девушке: – «Остановись, остановись – там опасно». Но Голубушка продолжала бежать и шептать: - «Я останусь с вами, милые сестрицы».
Так она и осталась на болотах, превратившись в замечательную ягоду  голубику……».

Мелькали годы, мамины рассказы и её тепло к багульнику не размывало время.

Как-то зимой, будучи в Москве, в переходе на станции Маяковского, покупая букет багульника, стала свидетелем интересного разговора.

Обращаясь к продавщице, дама поинтересовалась:
   - А не одурманю ли я своих, когда зацветут на этих ветках цветочки?
Продавщица засмеялась.
   - Дурманит болотный багульник.
У него цветы сизо - фиолетовые. Они напоминают ягоду голубику. Тот да, хотя и лечебный, но дурманит.  А цветок нашего, сибирского, или дальневосточного  багульника  нежный, с запахом весны. Он символизирует мужество и радость ожидания весеннего обновления. Поинтересуйтесь, ведь так много песен поётся о нашем сибирском багульнике.

Вот так, уже  в хорошей взрослости я поняла драму  Голубушки. Жить без Вереса, значит не жить. И выбрала она свою судьбу - превратилась в ягоду и навсегда осталась с болотным багульником…

С двумя букетами, этих пока ещё просто веточек, нырнула в вагон.
Стала замечать, что многие пассажиры смотрят на меня с улыбкой.
Развернулась, и в вагонном стекле увидела, как  нежно прижимаю к себе  эти веточки, как много прочитывается в моих глазах…

Дома сделала подбору стихов и песен о багульнике.
Шаинский, Михаил Шуфутинский, Самоцветы и многие-многие другие не прошли мимо этой темы.

А эти строки рассказали обо всём:

Мы верить в чудо с возрастом устали,
доверив детям сказок светлый мир,
и только память бережно хранит
сюжеты и картинки без названий…

И там, где детства беды и забавы,
там навсегда останутся со мной
котёнок Тимка, песни Окуджавы
и веточка багульника весной.*
---
* Королева Елена. -   «Багульник»