Красавица пришла

Наталья Швец
Нефертити или же Нефер-Неферу-Атон Нефертити переводится как «Прекраснейшая красавица Атона, Красавица Пришла». Эта женщина была «главной супругой» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона, правление которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой.

Этот бюст знают все. Его повторяют в ювелирных изделиях, на тканях, рисуют на папирусах, печатают на сувенирах. Он давно стал одной из визитных карточек удивительной страны Египет, которую в древности называли Та-Кемт.  Так кто же она, эта самая Нефертити?

Дата рождения прекраснейшей из женщин, которую современники называли «совершенной» и украшали ее изображениями храмы, установлена довольно точно. Согласно недавно полученным исследованиям, она родилась в 1370 году до н. э.

Однако до сих пор никто из ученых не может точно сказать, где красавица родилась и кто ее родители. По одной из версий, Нефертити была дочерью царя Тушрата и царицы Юни из Митании, исчезнувшего царства в Месопотамии. Именно там жили легендарные арии. Родители назвали ее Тадучепа и воспитали в традициях монотеистской арийской религии, учившей поклоняться солнцу как единственному божеству.

Скорее всего, девочку, которой на тот момент исполнилось двенадцать лет, отец подарил фараону Аменхотепу III. Он взял ее в «Дом украшений», где Нефертити стала одной из наложниц, привезенных для того, чтобы родить владыке сыновей.

Однако вскоре после приезда в Египет, фараон умирает. Согласно традиции всех жен покойного должны были принести в жертву и похоронить вместе со своим господином, дабы они могли ему там прислуживать. Но случилось чудо. Влюбленный в красавицу молодой наследник покойного Аменхотеп IV спасает ее от гибели и делает своей супругой.

По другой гипотезе, Нефертити родилась в Ахмиме и была дочерью одного из видных сановников Эйе и его второй супруги Тии, обычно упоминаемой как кормилица будущей царицы. Так что ученым еще предстоит найти правильный ответ на этот вопрос.

Египетские власти требуют вернуть бюст на родину

Бюст Нефертити вместе с десятком других скульптур, в том числе и самого Эхнатона, был найден 6 декабря 1912 года в Тель-эль-Амарне на раскопках древнего города Ахетатона. Работы проводились археологической экспедиций Германского восточного общества под руководством немецкого египтолога Людвига Борхардта.

Не трудно представить состояние, которое испытали археологи, увидевшие это чудо... Практически сразу этот шедевр вывезли в Германию. Он долго хранился в доме крупного предпринимателя и второго казначея Германского восточного общества Джеймса Симона, финансировавшего раскопки в Египте.

В 1920 году казначей передал скульптуру в дар Музею Передней Азии в Берлине. Лишь в 1924 году его увидела восхищенная публика. Кстати, специально для этого на Музейном острове был построен новый музей. С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года бюст был помещён в ящик № 28 хранилища Рейхсбанка на Жандарменмаркте, а в 1941 году перевезён в бункер зенитной башни в Берлинском зоопарке.

В марте 1945 года художественные и культурные ценности из бункера были эвакуированы в Тюрингию и помещены в соляную шахту комбината Кайзеррода в Меркерсе, через тринадцать дней, после того как американцы заняли Германию,  бюст перевезли в Рейхсбанк во Франкфурте-на-Майне.

 После Второй мировой войны американцы создали в Висбадене Центральный пункт сбора произведений искусства и вполне вероятно, что этот шедевр был бы ими вывезен. Однако начальник Центрального пункта сбора капитан Уолтер Фармер воспрепятствовал вывозу бюста в США и благодаря этому Нефертити осталась в Германии. Более того, уже 12 мая 1946 года во всей красе предстала на выставке, организованной все тем же Фармером. Журнал «Шпигель» сообщал, что выставку время работы экспозиции ее увидело более 200 тыс. посетителей.

В Берлин царица вернулась 22 июня 1956 года и в течение 11 лет экспонировался в картинной галерее Музейного центра в Далеме, а затем скульптуру передали Египетскому музею и собранию папирусов, экспозиция которого открылась в Шарлоттенбурге, где она оставалась до 2005 года. После томографических исследований и путешествий по выставкам Нефертити  вновь вернулась на свое первоначальное место на музейный остров и где и значится под инвентарным номером 21300.  Фотографировать ее запрещено.

Вполне понятно, что египетские власти  постоянно требуют вернуть находку и даже грозят проклятиями умершей царицы. Но кто их станет слушать! В Европе привыкли присваивать себе все, что им не принадлежит и выдавать за свое... Однако Египет по-прежнему  и на полном основании продолжает настаивать на незаконности его вывоза и требует вернуть в страну. Как знать, быть может все эти попытки когда-нибудь увенчаются успехом…

Спасибо древнему художнику!

Благодаря древнему мастеру, считается что его имя Тутмос, мы знаем, как выглядела красавица. Художник сумел изобразить Нефертити так, что она смотрится словно живая.

И мы сегодня можем реально представить как выглядела Нефертити. У царственной модели были огромные каре-зеленые глаза, густые черные брови, чувственные полные губы, изящный носик, волевые скулы, лебединая шея...  Царица смотрится просто безупречно. Не удивительно, что многие девушки хотят стать на нее похожими и подводят глаза точно также, как это делала легендарная  особа.

По сей день известные пластические хирурги копируют разрез ее глаз, форму губ и носа красоткам, пожелавшими быть на нее похожими. Самое интересное, что все понимают — достигнуть совершенства невозможно. Ибо есть в этой женщине нечто такое, что завораживает и не дает покоя. И это нечто скрывается в гордой посадке головы, загадочном взгляде и еще в чем-то удивительно непостижимом.

Левый глаз Нефертити отсутствует

Этот бюст высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен.
Скульптура сохранилась практически идеально, но при этом на лице отсутствует левый глаз.

Описывая обстоятельства обнаружения бюста Нефертити в журнале раскопок, Людвиг Борхардт записал по поводу так и не обнаруженной вкладки левого глаза: «Лишь значительно позже я увидел, что её (вкладки) никогда не существовало».  Позднее он дал небольшое уточнение: в левом глазу не было следов клеящего вещества, которые имелись на вкладке правого глаза, не наблюдалось и какой-либо видимой обработки глазницы для закрепления вкладки.

Мнения специалистов относительно левого глаза значительно расходятся. Как правило, его отсутствие объясняют тем, что он так и не был установлен. Ведь следов обработки или крепления так и не удалось обнаружить, хотя их довольно много и тщательно искали. Существует версия, что левой вставки никогда не было, а глазница с самого начала была закрашена белой краской. Сторонники этой гипотезы предполагают, что портрет, созданный при жизни царицы, должен был получить второй глаз позднее. Ибо портретная скульптура с двумя глазами считалась «частью существа изображённого человека» и предназначалась для «оживления» человека после смерти.

Эту версию можно было бы принять, если бы не один факт. На сегодняшний день портрет Нефертити единственный образец древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Вполне возможно, по крайней мере подобного мнения придерживается известный египетский археолог Захи Хавасс, что у бюста изначально было два глаза и левый был уничтожен позднее. Еще есть вариант, его высказал немецкий египтолог Герман Шлёгль, что бюст выполнял в мастерской Тутмоса функции скульптурной модели и учебного пособия. А на незавершенном левом глазе ученикам показывали, как необходимо обработать глазницу под вкладку радужной оболочки. Только и этому доказательств не имеется, а произвести анализ ввиду высокой ценности скульптуры просто невозможно.

Словом, этот портрет считается единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Компьютерные исследования

В 2006 году, под руководством доктора медицины Александра Хупперца было проведено второе КТ-сканирование бюста. Его организовал телеканал National Geographic в сотрудничестве с подразделением Siemens Medical Solutions компании Siemens. Сканирование прошло в берлинской клинике «Шарите» под наблюдением египтолога, директора Египетского музея и собрания папирусов, Дитриха Вильдунга.

Это исследование позволило более подробно, чем в 1992 году, изучить основу бюста. На известняковой основе Нефертити выглядит старше, форма её носа менее гармонична, в области рта обнаружились явственные морщины, плечи опущены и асимметричны. На некоторых участках толщина слоя корректирующего стука достигает 4 см.

Лично меня очень удивил тот факт, что ученым удалось даже рассмотреть очень мелкие морщинки под глазами, сделанные на заключительном этапе скульптором. По окончанию работ Вильдунг высказал мнение, что каменная основа бюста невыразительна и, возможно, не передаёт реального облика Нефертити.

Сенсационную информацию о втором, скрытом гипсом лице Нефертити в 2009 году опроверг немецкий Федеральный институт исследования и тестирования материалов. Сравнив данные томографических исследований 1992 и 2006 годов, специалисты института пришли к выводу, что второе лицо Нефертити на известняковой основе появилось вследствие ошибок, допущенных в алгоритме обработки данных сканирования и при коррекции изображения, и в действительности не существует.

Во избежание ошибок Федеральный институт рекомендовал поручать оценку результатов таких исследований сторонним экспертам.  Лично по мне, так пускай хоть заисследуются! Главное, что мы можем лицезреть этот светлый лик и восхищаться им до бесконечности!


Госпожа радости

Супруг называл свою возлюбленную «госпожой радости, умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой» и «усладой сердца». Под каждым своим указом клялся вечной клятвой ей и богу…  Что же до самой Нефертити, то она старалась быть ему верной помощницей, такой, какой являлась его мать царица Тейе своему супругу.

В гробнице фараона Эйе можно увидеть надпись, посвященную Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют».

Более того, на песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, изображения царицы встречаются гораздо чаще чаще самого фараона.
Есть достаточно много изображений, из которых понятно — Нефертити принимает активное участие во всех церемониях, а сам Эхнатон появляется на публике только в ее сопровождении.

Соправительница

Считается, что именно Нефертити посоветовала мужу отказаться от старых богов и провозгласить единственного Бога – солнечного Атона. Молодой фараон внял ее предложению, поменял свое имя на Эхнатон, что переводится, как «угодный Атону»), и построил город Ахетатон. Затем объявил свою жену соправительницей и повелел исполнять любой ее приказ.

Получив власть, царица, которая как поначалу казалась своим поданным доброй и ласковой госпожой, вдруг стала показывать себя жестокой правительницей. Она принимается разрушать древние храмы и начинает гонения на жрецов старой веры. Насколько это утверждение верно, сказать довольно сложно.

Шесть дочерей и ни одного сына

Сохранившиеся изображения свидетельствуют, долгое время царственные супруги жили счастливо. Надо сказать, что никогда прежде в египетском искусстве не создавались произведения, где бы столь ярко демонстрировались чувства правителей. Казалось, счастье никогда не закончится и они всегда будут вместе.

Вот Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами» и Эхнатон сидят с дочерьми. А тут Нефертити забралась мужу на колени и придерживает рукой маленькую дочь… Еще на одном рельефе они страстно целуются с супругом… Кстати, это первый в истории подобный артефакт.

Все эти картины объединяет изображение бога Атона - солнечного диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

За годы брака с Эхнатоном царица родила шесть дочерей и ни одного сына, что, естественно, не могло сказаться на отношении супругов. Вполне понятно, что царю нужен был наследник… И он начинает об этом серьезно задумываться.

Где ты, Нефертити?

Вскоре счастье покидает семейный очаг. Вначале умирает средняя дочь принцесса Макетатон. Затем место Нефертити занимает Кийа, второстепенная царица из женского дома Эхнатона. Надо сказать, что вторая жена божественного правителя оказалась не такой умной и преданной, как его первая супруга. Впрочем, быть царицей ей довелось не долго. Позже супругой царя, что вполне естественно для того времени, становится старшая дочь Нефертити - Меритатон.

Новая жена тут же приказывает стереть имя мачехи со всех каменных стел, барельефов, стен дворцов, что для древнего египтянина считалось страшным наказанием. Впрочем, судя по тому, что мы его знаем, кое-где оно все же осталось.

После смерти Меритатон, правление перешло к единственному сыну Эхнатона – Тутункатону, вошедшему в историю под именем Тутанхамона. Новый царь вернул Египту старых богов, открыл храмы для поклонения другим богам, а своего отца - Эхнатона-Аменхотепа IV объявил еретиком.

Что стало с Нефертити, история умалчивает. По одной из гипотез, некоторое время правила страной под именем фараона Сменкара, а потом была убита…

Поиски продолжаются

В 2003 году мир потрясла сенсация. Британский археолог Джоанн Флетчер объявила, что нашла мумию Нефертити.  Они даже сделали реконструкцию мумии и заявили, что она очень похожа на бюст Нефертити. Вполне естественно, что скептики не поверили этому.  А вскоре и вовсе оказалось, что возраст найденной мумии не совпал с реальным возрастом царицы. Достоверно установлено, что она умерла в возрасте после тридцати лет.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35. Однако другие египтологи, включая доктора Захи Хавасса, подвергли самой резкой критике версию Флетчер, запретили работать британской экспедиции и объявили найденный возле мумии парик «подброшенной фальшивкой».

В итоге, после проведения генетико-генеалогической экспертизы мумия KV35YL была идентифицирована как дочь царицы Тии и Аменхотепа III  сестра Эхнатона, мать Тутанхамона.

Так что поиски мумии Нефертити продолжаются...